Автор: Соколова Татьяна Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №112 "Сибирячок"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальное воспитание дошкольников в семье"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальное воспитание дошкольников в
семье
Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального
воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой
собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и
условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом
жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности,
общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с
уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто
посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую
взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное
удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное
образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с
очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К
музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок
слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке
его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально —
образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным
воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней
жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых
развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома
ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении
и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных
инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он
слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих
семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа,
дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют
подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь
игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за
исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут
творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично
стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая
куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном
дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же
дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой — либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если
ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет
успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы
музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться
на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное
окружение, задачи музыкального воспитания детей в семье, используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их
отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами
музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном
учреждении, а именно:
обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать
интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы
музыкальной культуры;
развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,
музыкально-образовательная, деятельность);
способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо
заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают
важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье,
музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты,
музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными
впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от
музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для
развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной
культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на
шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать
народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными
традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-ные
мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными
интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно
прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия,
различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных
инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как
«взрос-лую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства,
доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или
фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией,
оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и
более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения
старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.