Напоминание

"Музыкальное воспитание дошкольников в семье"


Автор: Соколова Татьяна Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №112 "Сибирячок"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальное воспитание дошкольников в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальное воспитание дошкольников в

семье

Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального

воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой

собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и

условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом

жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности,

общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с

уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто

посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую

взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное

удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное

образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с

очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К

музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок

слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке

его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов

музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально —

образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным

воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней

жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых

развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома

ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении

и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных

инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он

слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих

семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа,

дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют

подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь

игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за

исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут

творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично

стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая

куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном

дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же

дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой — либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если

ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет

успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы

музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться

на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное

окружение, задачи музыкального воспитания детей в семье, используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их

отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами

музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном

учреждении, а именно:

обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать

интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы

музыкальной культуры;

развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов

музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,

музыкально-образовательная, деятельность);

способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо

заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают

важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье,

музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты,

музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными

впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от

музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для

развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной

культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на

шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать

народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными

традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-ные

мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными

интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно

прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия,

различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных

инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как

«взрос-лую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства,

доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или

фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией,

оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и

более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения

старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.



В раздел образования