Напоминание

Грамотная речь – залог успешного обучения и развития.


Автор: Ярмухаметова Зиля Даниловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нягань Детский сад № 9 "Белоснежка "
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: Статья
Тема: Грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Раздел: дошкольное образование





Назад




В современном информационном обществе возрастают потребности

человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является

актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна

организовать

межличностное

взаимодействие,

решить

различные

коммуникативные

задачи,

обеспечивает

ей

успешную

адаптацию

в

современном

социокультурном

пространстве.

Проблеме

развития

коммуникативных навыков посвящены работы ученых А.А. Бодалева, Л.С.

Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева.

Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими

людьми,

которые

впоследствии

преобразуются

и

усложняются.

В

дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с

другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и

собственных возможностях. Согласно взглядам отечественных ученых (Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин)

общение выступает в качестве одного из основных условий развития

ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также,

ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и

оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что

общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает

влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в

целом.

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность

социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи

отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей

приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные

последствия

в

процессе

образования

и

воспитания

в

дошкольной

организации.

Необходимо отметить, что в Федеральном образовательном стандарте

дошкольного образования представлены требования к структуре основной

образовательной программы дошкольного образования, в которых одной из

областей выделено «Социально-коммуникативное развитие».

Содержанием данной образовательной области является:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

-

развитие

общения и взаимодействия ребенка

с взрослыми и

сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Вышеперечисленное

содержание

демонстрирует

необходимые

коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, что несомненно является

важным условием для развития личности ребенка, его социализации и

адаптации в обществе. Эта проблема актуальна сейчас как никогда, потому

что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, мобильных телефонах, дети

стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, общаться по-

настоящему, а ведь владения речью, умения общаться приводит человека к

успеху.

Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание

себя определяется одним словом - коммуникация. Психологи определяют

коммуникативные навыки как индивидуально-психологические особенности

личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с

другими людьми.

В ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное и

речевое развитие ребенка обозначаются как необходимые образовательные

области, обеспечивающие и взаимодействие ребенка со сверстниками и

взрослыми, его социализацию и личностное развитие.

В Концепции содержания непрерывного образования говорится, что

«Одной из приоритетных задач является стимулирование коммуникативной,

познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах

деятельности».

В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации

говорится: "Система образования призвана обеспечить разностороннее и

своевременное

развитие

детей,

их

коммуникативных

способностей,

формирование навыков самообразования, самореализацию личности".

Работая с детьми своей группы, я заметила, что неправильное

произношение слов приносит детям немало огорчений и трудностей: они

стесняются

своей

речи,

чувствуют

себя

неуверенно,

становятся

застенчивыми, плохо идут на контакт с окружающими, некоторые дети

тяжело переносят насмешки.

Актуальность

проблемы

очевидна,

вчера

обществу

нужен

был

исполнитель, а сегодня – успешная, активная, свободная, творческая

личность, способность быть конкурентоспособной в современном мир.

Именно поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности

я уделяю становлению коммуникативного компонента. Мною выбрана тема:

«Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного

возраста, как условие успешной самореализации ребенка.

Объект исследования - формирование коммуникативных навыков детей

старшего дошкольного возраста.

Предмет

исследования

психолого-педагогические

условия,

направленные на успешное самореализацию.

Длярешение данной проблемы мной были поставлены следующие

задачи:

обогатить развивающую предметно-пространственную среду,

направленную на развитие коммуникативных навыков;

изучить и внедрить в педагогическую практику образовательные

технологии, направленные на развитие социально-коммуникативное

развитие дошкольников;

обеспечить комплексный подход через конструктивное партнерство семьи,

педагогического коллектива и детей, с целью социально-коммуникативное

развития детей старшего дошкольного возраста



В раздел образования