Автор: Ярмухаметова Зиля Даниловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нягань Детский сад № 9 "Белоснежка "
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: Статья
Тема: Грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Раздел: дошкольное образование
В современном информационном обществе возрастают потребности
человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является
актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна
организовать
межличностное
взаимодействие,
решить
различные
коммуникативные
задачи,
обеспечивает
ей
успешную
адаптацию
в
современном
социокультурном
пространстве.
Проблеме
развития
коммуникативных навыков посвящены работы ученых А.А. Бодалева, Л.С.
Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева.
Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими
людьми,
которые
впоследствии
преобразуются
и
усложняются.
В
дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с
другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и
собственных возможностях. Согласно взглядам отечественных ученых (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин)
общение выступает в качестве одного из основных условий развития
ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также,
ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и
оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что
общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает
влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в
целом.
От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность
социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи
отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей
приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные
последствия
в
процессе
образования
и
воспитания
в
дошкольной
организации.
Необходимо отметить, что в Федеральном образовательном стандарте
дошкольного образования представлены требования к структуре основной
образовательной программы дошкольного образования, в которых одной из
областей выделено «Социально-коммуникативное развитие».
Содержанием данной образовательной области является:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
-
развитие
общения и взаимодействия ребенка
с взрослыми и
сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Вышеперечисленное
содержание
демонстрирует
необходимые
коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, что несомненно является
важным условием для развития личности ребенка, его социализации и
адаптации в обществе. Эта проблема актуальна сейчас как никогда, потому
что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, мобильных телефонах, дети
стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, общаться по-
настоящему, а ведь владения речью, умения общаться приводит человека к
успеху.
Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание
себя определяется одним словом - коммуникация. Психологи определяют
коммуникативные навыки как индивидуально-психологические особенности
личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с
другими людьми.
В ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное и
речевое развитие ребенка обозначаются как необходимые образовательные
области, обеспечивающие и взаимодействие ребенка со сверстниками и
взрослыми, его социализацию и личностное развитие.
В Концепции содержания непрерывного образования говорится, что
«Одной из приоритетных задач является стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности».
В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации
говорится: "Система образования призвана обеспечить разностороннее и
своевременное
развитие
детей,
их
коммуникативных
способностей,
формирование навыков самообразования, самореализацию личности".
Работая с детьми своей группы, я заметила, что неправильное
произношение слов приносит детям немало огорчений и трудностей: они
стесняются
своей
речи,
чувствуют
себя
неуверенно,
становятся
застенчивыми, плохо идут на контакт с окружающими, некоторые дети
тяжело переносят насмешки.
Актуальность
проблемы
очевидна,
вчера
обществу
нужен
был
исполнитель, а сегодня – успешная, активная, свободная, творческая
личность, способность быть конкурентоспособной в современном мир.
Именно поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности
я уделяю становлению коммуникативного компонента. Мною выбрана тема:
«Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного
возраста, как условие успешной самореализации ребенка.
Объект исследования - формирование коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования
–
психолого-педагогические
условия,
направленные на успешное самореализацию.
Длярешение данной проблемы мной были поставлены следующие
задачи:
обогатить развивающую предметно-пространственную среду,
направленную на развитие коммуникативных навыков;
изучить и внедрить в педагогическую практику образовательные
технологии, направленные на развитие социально-коммуникативное
развитие дошкольников;
обеспечить комплексный подход через конструктивное партнерство семьи,
педагогического коллектива и детей, с целью социально-коммуникативное
развития детей старшего дошкольного возраста