Напоминание

«Русский язык» 9 класса на 2022-2023 учебный год


Автор: Скрипкина Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета
Тема: «Русский язык» 9 класса на 2022-2023 учебный год
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рабочая программа

учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

9 а, б классов

на 2022-2023 учебный год

Разработчик рабочей программы:

Скрипкина И.В.,

учитель русского языка

г. Барнаул, 2022

Пояснительная записка

Основная адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету

«Письмо и развитие речи» разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. – М.:

Издательство ВЛАДОС, 2017 г. – Сб. 1 – с.25-27, раздел «Грамматика, правописание и

развитие речи», учебного плана образовательной организации.

Учебно-методический комплекс:

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.

Русский язык.

Учебник для 9 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М. Просвещение,

2008., 287с.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку

для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Процесс обучения русскому языку неразрывно связан с решением специфической

задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка,

а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,

любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять

контроль и самоконтроль.

Владение родным языком, умение общаться,

добиваться успеха в процессе

коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют

достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной

адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое

место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство

познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и

творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и

воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и

самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский

язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения

всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей

профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе

компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются

коммуникативная,

языковая,

лингвистическая

(языковедческая)

и

культуроведческая

компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами

культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в

жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний

о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и

функционировании;

овладение

основными

нормами

русского

литературного

языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование

способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о

лингвистике

как

науке

и

ученых-русистах;

умение

пользоваться

различными

лингвистическими словарями.

Культуроведческая

компетенция

осознание

языка

как

формы

выражения

национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной

специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой

межнационального общения.

Содержание

обучения

по предмету имеет практическую направленность. В

программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней

конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и

нравственного воспитания детей в процессе овладения учебным предметом. Особое

внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических

нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель:

создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями

здоровья к жизни, для развития и исправления дефектов общего и речевого развития детей,

овладевать доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи

Образовательные:

вырабатывать у учащихся достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и

правильного письма на основе усвоения элементарных сведений по грамматике и правопи-

санию.

Развивать у учащихся умение последовательно и правильно излагать свои мысли в

устной и письменной форме.

Обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элемен-

тарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

Коррекционно-развивающие:

формировать и отрабатывать различные речевые умения;

Обогащать словарный запас учащихся, развивать мышление.

Повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познава-

тельной деятельности и личностных качеств.

Воспитательные:

воспитывать адекватную самооценку на основе критерия оценивания;

Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчи-

вость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуще-

ствлять контроль и самоконтроль;

Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Используемые технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода,

здоровьесберегающие,

игровые,

личностно-ориентированные,

информационно-коммуникативные.

Методы обучения

1.Методы

организации

и

осуществления

учебно-воспитательной

и

познавательной

деятельности:

словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, иллюстрацией);

практический метод (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии);

наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискус-

сии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требо-

вание.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения:

по охвату детей в процессе обучения (индивидуальная работа, работа в парах и группах,

коллективная работа);

по месту организации (школьные);

традиционные (урок, экскурсия, домашняя учебная работа, фронтальная работа, словарная

работа, контрольная работа, творческая работа);

нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы;

уроки-игры и т.д.

Виды деятельности:

звуко - буквенный анализ слова,

овладение правописанием слов, предложений, текстов,

анализ, обобщение, группировка, сравнение, систематизация элементарного языкового мате-

риала,

различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,

работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахожде-

ние главных и второстепенных членов предложения,

ответы на последовательно – поставленные вопросы,

совершенствование графического навыка,

списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельно-

сти и самоконтролю,

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,

развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует

развитию речи и мышления, приучает к осознанному выполнению задания,

работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению оши-

бок.

На изучение предмета в 9 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю, за год

136 часов.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития

познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При

составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были

внесены изменения и дополнения.

В целях максимального коррекционного воздействия и повышения интеллектуального

уровня включена работа с научно – познавательной литературой (словари, энциклопедии).

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся 9 класса должны знать:

части речи, использование их в речи;

наиболее распространённые правила правописания слов.

Учащиеся 9 класса должны уметь:

писать небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться словарём.

Содержание тем учебного курса

п/п

Наименование разделов и

тем

Количест

во часов

Из них

Контроль

ные

работы

Самостоят

ельные

Практиче

ские

Экскурс

ии

1.

Повторение. Предложение.

7

1

2.

Звуки и буквы.

7

3.

Состав слова.

11

1

4.

Имя существительное.

10

1

5.

Имя прилагательное.

10

1

6.

Личные местоимения.

7

1

7.

Глагол.

18

1

8.

Наречие.

7

1

9.

Имя числительное.

9

1

10.

Части речи.

5

11.

Предложение.

24

1

12.

Связная речь.

16

13.

Повторение пройденного за

год.

5

Итого

136

9

Тематическое планирование

урока

урока

по

теме

Наименование тем урока

Кол-

во

часов

1.

Повторение (7 ч. +1 час развития речи)

1

1.1

Простое предложение.

1

2

1.2

Простое предложение с однородными членами.

1

3

1.3

Обращение.

1

4

1.4

Сложное предложение с союзами – и, - а, - но и без союзов.

1

5

1.5

Сложное предложение со словами который, когда, где, что,

чтобы, потому что.

1

6

1.6

Проверочный диктант по теме «Предложение».

1

7

12.1

Деловое письмо: Объявление.

1

8

1.7

Закрепление по теме «Предложение».

1

2. Звуки и буквы (7 часов)

9

2.1

Звуки гласные и согласные.

1

10

2.2

Разделительные ь, ъ знаки. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова.

1

11

2.3

Гласные ударные и безударные.

1

12

2.4

Согласные твёрдые и мягкие.

1

13

2.5

Обозначение

звонких

и

глухих

согласных

на

письме.

Непроизносимые гласные и согласные в корнях слов.

1

14

2.6

Обозначение мягкости согласных буквой Ь.

1

15

2.7

Количество звуков и букв в слове.

1

СЛОВО

3. Состав слова (11 + 1 час развития речи)

16

3.1

Состав слова. Разбор слов по составу.

1

17

3.2

Единообразное написание ударных и безударных гласных в

корнях слов.

1

18

3.3

Слова с единообразным написанием звонких и глухих согласных

в корнях слов.

1

19

3.4

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

20

3.5

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в

зависимости от произношения: без (бес), воз (вос), из (ис), раз

(рас).

1

21

3.6

Правописание приставок.

1

22

3.7

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью

соединительных гласных и без них.

1

23

3.8

Сложносокращенные слова.

1

24

3.9

Образование сложносокращенных слов.

1

25

3.10

Обобщающие упражнения по теме: «Сложные слова».

1

26

3.11

Контрольный диктант за I четверть по теме «Состав слова».

1

27

12.2

Деловое письмо. Расписка.

1

4. Имя существительное (10+ 2 часа развития речи)

28

4.1

Имя существительное.

1

29

4.2

Роль существительного в речи.

1

30

4.3

Основные грамматические категории имени существительного.

1

31

12.3

Письменный ответ на вопросы по репродукции к картине М.Ф.

Федорова «Предательский поцелуй».

1

32

4.4

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

33

4.5

Склонение имен существительных.

1

34

4.6

Правописание падежных окончаний имен существительных.

1

35

4.7

Правописание безударных окончаний имен существительных.

1

36

4.8

Существительные с шипящей на конце.

1

37

4.9

Несклоняемые имена существительные.

1

38

4.10

Проверочный диктант по теме: «Имя существительное».

1

39

12.4

Деловое письмо. Заметка.

1

5. Имя прилагательное (10+ 3 часа развития речи)

40

5.1

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.

1

41

5.2

Согласование имени прилагательного с именем

существительным.

1

42

5.3

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

43

5.4

Правописание безударных окончаний прилагательных.

44

5.5

Склонение имен прилагательных на – ий, - ья, - ье.

1

45

5.6

Склонение имен прилагательных на - ья, - ье,– ий.

1

46

12.5

Изложение по тексту П. Корина «А. Невский».

1

47

5.7

Закрепление по теме: «Безударные окончания прилагательных».

1

48

5.8

Повторение по теме: «Имя прилагательное».

1

49

5.9

Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное».

1

50

12.6

Изложение «Основание Москвы».

1

51

12.7

Деловое письмо. Объяснительная записка

1

52

5.10

Контрольные вопросы и задания по теме: «Имя прилагательное».

6. Личные местоимения (7+2 часа развития речи)

53

6.1

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

1

54

6.2

Лицо и число местоимений.

1

55

6.3

Склонение личных местоимений.

1

56

6.4

Правописание личных местоимений с предлогами.

1

57

6.5

Правописание личных местоимений 3-го лица.

1

58

6.6

Контрольный диктант за II четверть.

1

59

12.8

Деловое письмо. Письмо.

1

60

12.9

Сочинение на тему: «Пушкин в Михайловском».

1

61

6.7

Повторение изученного материала по теме: «Личные

местоимения».

1

7. Глагол (18 час+2 часа развития речи)

62

7.1

Глагол.

1

63

7.2

Роль глагола в речи.

1

64

7.3

Грамматические признаки глагола.

1

65

7.4

Неопределённая форма глагола.

1

66

7.5

Глаголы в неопределённой форме.

1

67

7.6

Спряжение глаголов.

1

68

7.7

Правописание глаголов 2-го лица.

1

69

7.8

Глаголы с-тся, -ться.

1

70

7.9

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1

71

7.10

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

72

7.11

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

73

7.12

Правописание «не» с глаголами.

1

74

12.10

Изложение по репродукции картины В. Поленова «Московский

дворик».

1

75

7.13

Повелительная форма глагола.

1

76

7.14

Правописание глаголов повелительной формы единственного

числа.

1

77

7.15

Мягкий знак в глаголах повелительной формы.

1

78

7.16

Мягкий знак в глаголах.

1

79

7.17

Проверочный диктант по теме: «Глагол».

1

80

7.18

Повторение изученного материала по теме: «Глагол».

81

12.11

Деловое письмо. Анкета.

1

8. Наречие (7 часов+ 1 развития речи)

82

8.1

Понятие о наречии.

83

8.2

Наречия, которые обозначают время.

1

84

8.3

Наречия, которые обозначают место.

1

85

8.4

Наречия, которые обозначают способ действия.

1

86

8.5

Правописание наречий с –о, -а на конце.

1

87

8.6

Проверочный диктант по теме «Наречие».

1

88

12.12

Мини-сочинение «Когда я болел (болела)». Восстановление

последовательности операций в тексте.

1

89

8.7

Повторение изученного материала по теме: «Наречие».

1

9. Имя числительное (10 часов+ 1 час развития речи)

90

9.1

Понятие об имени числительном. Количественные и порядковые

числительные.

1

91

9.2

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

92

9.3

Правописание числительных от 50 до 80.

1

93

9.4

Правописание числительных от 500 до 900.

1

94

9.5

Правописание числительных 90, 200.

1

95

9.6

Правописание числительных 300, 400.

1

96

9.7

Закрепление правописания числительных.

1

97

9.8

Контрольный диктант за III четверть.

1

98

9.9

Повторение изученного материала.

1

99

12.13

Деловое письмо: Доверенность.

1

10. Части речи (5 часов)

100

10.1

Части речи. Глагол.

1

101

10.2

Имя прилагательное. Порядковое числительное.

1

102

10.3

Прилагательное. Наречие.

103

10.4

Имя существительное.

1

104

10.5

Предлог.

1

11. Предложение (24 часа+3 часа развития речи)

105

11.1

Простое предложение.

1

106

12.14

Составить и записать краткий пересказ «Песнь о вещем Олеге».

1

107

11.2

Главные и второстепенные члены предложения.

1

108

11.3

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

109

11.4

Предложения с однородными членами.

1

110

11.5

Простые предложения с однородными членами.

1

111

11.6

Знаки препинания при однородных членах.

1

112

11.7

Предложения с обращением.

1

113

11.8

Предложения с распространенными обращениями.

1

114

11.9

Знаки препинания при обращении.

1

115

12.15

Краткое изложение по тексту А. Ополовникова.

1

116

11.10

Сложные предложения.

1

117

11.11

Сложные предложения с союзами и, а, но.

1

118

11.12

Сложные предложения с союзами и, а, но и без них.

1

119

11.13

Сложные предложения со словами который, когда, где, чтобы,

что, потому что.

1

120

11.14

Сложные предложения со словами когда, где, чтобы, который,

что, потому что.

1

121

11.15

Составление простых и сложных предложений.

1

122

11.16

Составление простых и сложных предложений. Постановка

знаков препинания в них.

1

123

11.17

Прямая речь (после слов автора).

1

124

11.18

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.

1

125

11.19

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. Большая буква

в прямой речи».

1

126

11.20

Кавычки при прямой речи, двоеточие перед ней; большая буква

в прямой речи».

1

127

11.21

Повторение изученного материала.

1

128

11.22

Контрольный диктант за год.

1

129

11.23

Упражнения на закрепление по теме: «Предложение».

1

130

11.24

Упражнения на закрепление по теме: «Предложение».

1

131

12.16

Изложение по тексту С. Романовского.

1

12. Повторение (4 часа)

132

13.1

Повторение изученного материала.

1

133

13.2

Правописание безударных окончаний существительных.

1

134

12.17

Повторение изученного материала за год.

1

135

13.3

Закрепление изученного материала за год.

1

136

13.4

Закрепление изученного за год.

1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

1.

Галунчикова

Н.

Г..

Русский

язык.

Учебник

9-го

класса

для

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М. «Просвещение», 2012

г.

2.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку

для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М. «Просвещение» 2005.

3.

Кудрявцева Е. Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)

школы VIII вида. 5-7 классы / Е.Я. Кудрявцева. - М.: ВЛАДОС, 2005.

Оборудование и приборы: компьютер, медиапроектор, экран.

Дидактический материал:

Приложение

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

9 класс

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

части речи, использование их в речи;

наиболее распространённые правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться словарём.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ВХОДНОЙ СРЕЗ

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением изученных орфограмм (проверяемые и

непроверяемые гласные и согласные на конце и в корне слова; окончания глаголов, имён

существительных, имён прилагательных);

находить в тексте обращение, предложения с однородными членами; выделять

знаками препинания предложения с обращением, с однородными членами.

Диктант

ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

Птицы — наши друзья. Они охраняют поля, леса, огороды от вредителей.

Пришла дождливая осень. На пороге зима. В воздухе закружились первые снежинки.

Голодно птицам зимой. Вот и летят они к жилью человека. Пожалейте пернатых друзей.

Ребята нашего класса смастерили кормушки для них. Они насыпали туда семян, сухих

ягод. Слетаются к кормушкам снегири, синицы. Ребята, помогите птицам зимой.

(58 слов)

Задания:

I

в а р и а н т

1. Подобрать однокоренные слова к слову смастерили, проверочное слово подчеркнуть.

2. Объяснить постановку запятой в предложении: Они охраняют поля, леса, огороды от

вредителей.

II

в а р и а н т

1. Подобрать однокоренные слова к слову вредителей, проверочное слово подчеркнуть.

2. Объяснить постановку запятой в предложении: Ребята, помогите птицам зимой.

III

в а р и а н т

1.Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением изученных орфограмм (безударные гласные

в корне слова; непроизносимые согласные; жи-ши, ча-ща; правописание предлогов со

словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных, глаголов; ь для

обозначения мягкости согласных);

находить имена собственные;

определять падеж имён существительных.

Контрольный диктант

СОБИРАТЕЛЬ СЛОВ

В прошлом веке жил интересный человек - Владимир Иванович Даль. Главным делом

его жизни было - собирать слова.

Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал

их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир

Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл

каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой

книги - словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.

(77 слов.)

Задания:

I

в а р и а н т

1 . Подчеркнуть в тексте собственные имена существительные.

2. Определить падеж имен существительных: В ТЕТРАДИ, ДЛЯ НАРОДА, ДЕЛОМ,

НА ЯРМАРКЕ.

II

в а р и а н т

1. Найти и подчеркнуть в тексте собственные имена существительные.

2. Определить падеж имен существительных: ДЛЯ НАРОДА, В ИЗБУШКЕ.

III

в а р и а н т

1.Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением изученных орфограмм (безударные гласные

в корне слова; непроизносимые согласные; удвоенная согласная в слове; правописание

предлогов со словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных,

глаголов; ь для обозначения мягкости согласных);

находить слова с приставками;

разбирать слова по составу;

проводить разбор по членам предложения.

Диктант

ВОТ ТАК УЛОВ

В субботу я решил порыбачить на утренней зорьке. Я остановился у лесной полянки.

Около пруда стояла лосиха. Прошло минут десять. Лосиха не уходила и топталась на месте.

Тут я разглядел в топком пруду лосёнка. Малыш увяз в иле и не мог вылезти. Подойти и

помочь ему было опасно. Но я поборол страх и осторожно приблизился к берегу. Лосиха

осмотрелась и отошла в сторону. Я вынес лосёнка на сушу. Он лизнул меня в щёку и

побежал к матери. Они быстро скрылись в берёзовой роще. (86 слов)

(По В. Бианки)

Задания:

I

в а р и а н т

1.

Выписать три слова с приставками.

2.

Разобрать по составу слова: БЕРЕЗОВОЙ, ЛЕСНОЙ, ПОЛЯНКЕ.

3.

Разобрать по членам предложения: Я остановился у лесной полянки.

II

в а р и а н т

1.

Выписать три слова с приставками.

2.

Разобрать по составу слова: ЛЕСНОЙ.

3.

Разобрать по членам предложения: Около пруда стояла лосиха.

III

в а р и а н т

1.

Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ

« ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением изученных орфограмм (безударные гласные

в корне слова; непроизносимые согласные; жи-ши, чу-щу; правописание предлогов со

словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных, глаголов; ь для

обозначения мягкости согласных; разделительный Ъ);

находить части речи ;

разбирать слова по составу;

проводить разбор по членам предложения.

Диктант

МЕДВЕЖАТА

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят до весны всю зиму. В середине

зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит

бурых детёнышей около своей груди, кутает их в своей косматой шерсти.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Мать учит малышей

выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, съедобные клубни растений. Медвежата

сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Они ищут там жирных жучков, мягких

паучков. А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от

опасности. (82 слова)

(По С. Покровскому)

Задания:

I

в а р и а н т

1.

Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные.

1.

Третье предложение разобрать по членам предложения, указать части

речи.

2.

Разобрать по составу слова: ВКУСНЫЕ, СЛАДКИЕ, ЖИРНЫХ.

II

в а р и а н т

1.

В первом предложении подчеркнуть волнистой линией имена прилага-

тельные.

2.

Разобрать по членам предложения, указать части речи: Медвежата

сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях.

3.

Разобрать по составу слово: СЛАДКИЕ.

III

в а р и а н т

1.

Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения и

с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова; правописание жи-ши;

глухие и звонкие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со

словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных);

разбирать по членам предложения;

определять изученные части речи;

производить разбор слов как части речи.

Контрольный диктант

КЛЕСТЫ

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над

тихой поляной. Они облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья

румяных шишек. Цепкими когтями стали таскать вкусные семена.

Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы.

Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком севере.

(77 слов.)

(По Г. Скребицкому.)

Задания:

I вариант

1. Выписать из текста местоимения.

2. Разобрать следующие местоимения как часть речи: ОН, НАС.

3. Данное предложение разобрать по членам предложения, указать части речи: От

лютого холода попряталось всё живое.

II вариант

1. Выписать из текста предложение с местоимением.

2. Разобрать следующие местоимения как часть речи: НАМ, ОНА.

3. Данное предложение разобрать по членам предложения, указать части речи: Они

облепили вершину мохнатой ели.

III вариант

1. Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ

«ГЛАГОЛ»

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения и

с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова; правописание жи-ши, ча-

ща; глухие и звонкие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов

со словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных, окончания

глаголов;);

разбирать по членам предложения;

определять лицо и спряжение глаголов;

определять изученные части речи;

производить разбор слов по составу.

Диктант

СОЛОВЬИ

На берегу лесной реки в кустах черёмухи или шиповника ты можешь услышать

самого замечательного певца нашей природы - соловья. Он забирается в густые заросли и

начинает петь. Волшебные звуки его наполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в

мае часто поёт всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса.

Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом

складывает свои крылышки. Всё его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всём

мире не услышишь песни красивее соловьиной.

(83 слова)

Задание:

I вариант

1. В первых двух предложениях указать лицо и спряжение глаголов; выделить

окончания.

2. Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.

3. Разобрать по составу слова: ЗАРОСЛИ, УСЛЫШИТ.

II вариант

1. В первом предложении указать лицо и спряжение глаголов; выделить окончания.

2. Разобрать его по членам предложения: Всё его маленькое тельце дрожит, а глазки

блестят.

3. Разобрать по составу слова: УСЛЫШИТ.

III вариант

1. Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ

« НАРЕЧИЕ»

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения и

с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова; правописание жи-ши, ча-

ща; глухие и звонкие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов

со словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных, окончания

глаголов; о-а на конце наречий);

разбирать по членам предложения;

определять изученные части речи.

Диктант

В КЛЕТКЕ У МЕДВЕДЕЙ

Медведи-артисты жили прямо на улице. На площадке около цирка стояла большая

клетка.

Однажды к клетке подошла Наташа Дурова. Она была в белой шубке и пушистой

шапочке. Девочке захотелось поиграть с животными. Она лепила снежки и бросала их

зверям. Вдруг медведь ухватил малышку за полу шубки и втянул в клетку. Звери катали

Наташу по клетке. Закричали люди. Прибежал отец Наташи. Он стал кидать медведям рыбу.

Животные хватали еду. Дуров ловко вынес дочь из клетки.

Задания:

I вариант

1.

Найти и подчеркнуть в тексте все наречия.

1.

Разобрать по членам предложение: На площадке около цирка стояла

большая клетка.

II вариант

1.

Найти и подчеркнуть в тексте все наречия.

2.

Разобрать по членам предложение: Медведи-артисты жили прямо на

улице.

III вариант

1.

Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения и

с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова; правописание жи-ши, ча-

ща; глухие и звонкие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов

со словами; падежные окончания имён существительных, имён прилагательных, окончания

глаголов; о-а на конце наречий, удвоенная согласная, разделительный Ъ);

разбирать по составу;

определять изученные части речи.

Диктант

ДОМ РАСТЁТ

В столице нашей Родины Москве идёт большая стройка. На улице Широкой растёт

новый дом. Каждый день готов новый этаж. Интересно смотреть из окон двенадцатого этажа

на площадку. Вокруг площадки высокий забор. Вот к площадке подъехал грузовик. На

машине и на прицепе привезли кирпич, песок, плиты. Подъёмный кран подаёт тяжёлый груз

на верхние этажи. На кране работает женщина. Рабочий в железной каске укрепляет плиту.

Уже кладут одиннадцатый этаж. Отсюда вся улица видна как на ладони. (76 слов.)

Задания:

I вариант

1.

Найти и подчеркнуть в тексте все числительные.

2.

Разобрать по составу слова: ПЛОЩАДКА, ВЕРХНИЕ.

II вариант

1.

Найти и подчеркнуть в тексте все числительные.

2.

Разобрать по составу слова: ВЕРХНИЕ.

III вариант

1.

Списать текст.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА ГОД

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст со всеми изученными орфограммами;

определять предложения по цели высказывания;

находить простые предложения с однородными членами с союзами и без;

разбирать слова по составу;

находить изученные части речи.

Контрольный диктант

БЕРЕГИТЕ ВОДУ

Быстрый ручеёк звонко журчит в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий

луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешит вперёд. Со всех сторон к шумному

ручью бегут другие ручьи. Он становится шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш

ручей стал речкой.

В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело

качаются белые кувшинки. Птицы свили гнёзда на высоком берегу. Вода несёт жизнь и

растениям, и животным, и людям. Чистая вода — главное богатство природы. Берегите воду!

(80 слов)

Задания:

I вариант

1.

Подобрать и записать по 3 слова изученных частей речи:

имя существительное —

имя прилагательное —

глагол —

местоимение —

имя числительное —

наречие —

2. Разобрать по составу слова: выбежал, животные, шумный.

II вариант

1.

Подобрать и записать по 1 слову изученных частей речи:

имя существительное —

имя прилагательное —

глагол —

местоимение —

имя числительное —

наречие —

2. Разобрать по составу слова: выбежал, животные, быстрый.

III вариант

1. Списать текст.

2. Разобрать по составу слова: кувшинки, выбежал.



В раздел образования