Напоминание

"Чтение" 8 класс на 2022-2023


Автор: Скрипкина Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КГБО«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета
Тема: "Чтение" 8 класс на 2022-2023
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рабочая программа

учебного предмета

«Чтение и развитие речи»

8 г класса

на 2022-2023 учебный год

Разработчик рабочей программы:

Скрипкина И.В.,

учитель русского языка

г. Барнаул, 2022

Пояснительная записка

Основная адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету

«Чтение и развитие речи» разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. – М.:

Издательство ВЛАДОС, 2017г. – Сб. 1 – с. 13-15 раздел «Чтение и развитие речи», учебного

плана образовательной организации.

Учебно-методический комплекс:

Малышева З.Ф. Чтение.

Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида – М. Просвещение, 2006, 288 с.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В 8 классе продолжается формирование у школьников навыков правильного, беглого,

выразительного чтения на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не

все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение

каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и

понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с

ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники

трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь,

представленный

даже

в

упрощённом

варианте.

Биографию

писателя

они

часто

отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях

учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и

выражения, используемые автором для передачи того или иного поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания

читаемого материала, большое внимание уделяется развитию речи учащихся и их

мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,

последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные

события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им

характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные

причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе

эмоционального плана.

Практическая

и коррекционная направленность обучения языку обусловливает

его

специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной

адаптации и реабилитации.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель:

создание условий для успешного овладения учащимися того уровня

образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации и

реабилитации в обществе.

Овладеть навыками правильного беглого и выразительного

чтения, доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений

русских и зарубежных классиков и современных писателей.

Задачи

Образовательные:

обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные

выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

Формировать и отрабатывать различные речевые умения, в том числе

правильно и

последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Коррекционно-развивающие:

расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире.

Обогащать словарный запас учащихся.

развивать показательную деятельность учащихся.

Развивать мышление.

Воспитательные:

воспитывать адекватную самооценку на основе критерия оценивания.

Воспитывать ответственное отношение к учебе, природе и окружающему миру;

Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Воспитывать социально адаптированных в плане общего развития и сформированности

нравственных качеств учащихся.

Технологии:

игровые,

здоровьесберегающие,

личностно – ориентированное обучение,

проблемное обучение,

развивающее обучение,

дифференцированное обучение,

информационно – коммуникативные технологии.

Методы:

словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями),

наглядные (наблюдения, демонстрация),

практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).

Формы обучения:

по охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные);

по месту организации (школьные)

традиционные (урок, домашняя учебная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа,

работа в парах и группах, коллективная работа, уроки внеклассного чтения);

нетрадиционные формы обучения: экскурсия, уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-

конкурсы; уроки-игры и т.д.

Виды деятельности:

осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под

руководством учителя;

соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

чтение про себя простых по содержанию текстов;

наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;

установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;

сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;

деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование

словарных картин;

связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;

подробный пересказ содержания прочитанного;

драматизация простейших сценок из рассказов и сказок;

самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;

обогащение и уточнение словаря;

понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;

разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом;

освоение на практике полученных знаний.

На изучение предмета в 8 классе по учебному плану выделено 3 часа в неделю, за год

105 часов.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития

познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При

составлении данной рабочей программы в авторскую программу. Воронковой В. В были

внесены изменения и дополнения. В целях максимального коррекционного воздействия и

повышение интеллектуального уровня включена работа с научно – познавательной

литературой (словари, энциклопедии), расширен список литературы для внеклассного

чтения.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся 8 класса должны знать:

наизусть 10 стихотворений;

наизусть прозаический отрывок.

Учащиеся 8 класса должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая

своё отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Содержание тем учебного курса

п/п

уро

ка

Наименование разделов и тем

Количест

во часов

Из них

Уроки

внеклас

сного

чтения

Уроки

развит

ия

речи

Практич

еские

Экскур

сии

1.

Устное народное творчество

12

1

1

2.

Произведения русских писателей 19

века.

49

4

1

3.

Произведения

русских

писателей

первой половины 20 века.

21

2

2

4.

Произведения

русских

писателей

второй половины 20 века.

23

2

1

Итого

105

9

5

Календарно-тематический план

урока

Урока

по

теме

п/п

Наименование разделов, тем урока

Кол-

во

часов

1.Устное народное творчество

1

1.1.

Устное народное творчество. Сказки.

1

2

1.2.

Устное народное творчество. Проверка техники чтения.

1

3

1.3.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

4

1.4.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

5

1.5.

Пословицы и поговорки.

1

6

1.6.

Знакомство с жанром баллад. Баллада В.А. Жуковского

«Перчатка».

1

7

1.7.

Баллада И. З. Сурикова «Нашла коса на камень».

1

8

1.8.

Знакомство с былинами.

1

9

1.9.

Былина «Садко ».

1

10

1.10.

Былина «Добрыня и Змей».

1

11

1.11.

Обобщающий урок по УНТ.

1

12

1.12.

К. Симонов «Малышка», «Свеча».

1

2 Произведения русских писателей XIX века

13

2.1.

А.С. Пушкин. Биография.

1

14

2.2.

М.Я. Басина «Публичное испытание».

1

15

2.3.

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (Отрывок).

1

16

2.4.

А.С. Пушкин «Памятник».

1

17

2.5.

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд».

1

18

2.6.

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1

19

2.7.

Стихи о дружбе А.С. Пушкин («И.И. Пущину», «19 октября

1827»).

1

20

2.8.

А.С. Пушкин «Няне», «На холмах Грузии».

1

21

2.9.

А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я Вас любил».

1

22

2.10.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1

23

2.11.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Проверка техники чтения.

1

24

2.12.

«Какое счастье честно жить!» (по повести А. Гайдара

«Школа»).

1

25

2.13

М.Ю. Лермонтов. Биография.

1

26

2.14.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».

1

27

2.15.

М.Ю. Лермонтов «Родина».

1

28

2.16.

М.Ю. Лермонтов «Парус».

1

29

2.17.

М.Ю. Лермонтов «Сосна».

1

30

2.18.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1 глава.

1

31

2.19.

М.Ю. Лермонтов, Песня про царя Ивана Васильевича...»

2 глава.

1

32

2.20.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

3 глава.

1

33

2.21.

И.А. Крылов. Биография.

1

34

2.22.

И.А. Крылов «Волк на псарне».

1

35

2.23.

И.А. Крылов «Осел и Соловей».

1

36

2.24.

И.А. Крылов «Муха и пчела».

1

37

2.25.

«Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда!» (по

книге Л. Басовой. «Зойка и пакетик».

1

38

2.26.

Н.А. Некрасов. Биография.

1

39

2.27.

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

1

40

2.28.

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская».

1

41

2.29.

Н.А. Некрасов «Мороз Красный нос».

1

42

2.30.

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

1

43

2.31.

В. Осеева «Кочерыжка».

1

44

2.32.

И.С. Никитин. Биография. Проверка техники чтения.

1

45

2.33.

И.С. Никитин «Русь».

1

46

2.34.

И.С. Никитин «Утро на берегу озера».

1

47

2.35.

В. Астафьев «Песнопевица», «Запах сена».

1

48

2.36

И.С. Тургенев «Из биографии».

1

49

2.37

И.С. Тургенев «Муму». 1 часть.

1

50

2.38

И.С. Тургенев «Муму». 2 часть.

1

51

2.39

И.С. Тургенев «Муму». 3 часть.

1

52

2.40

И.С. Тургенев «Муму». 4 часть.

1

53

2.41

И.С. Тургенев «Муму». 5 часть.

1

54

2.42

И.С. Тургенев «Муму». 6 часть.

1

55

2.43

И.С. Тургенев «Муму». 7 часть.

1

56

2.44

И.С. Тургенев «Муму». 8 часть.

1

57

2.45

Устное сочинение – характеристика Герасима по данному

плану.

1

58

2.46

Л.Н. Толстой. Из биографии.

1

59

2.47

Л.Н. Толстой «После бала». 1 часть.

1

60

2.48

Л.Н. Толстой «После бала». 2 часть.

1

61

2.49

Итоговый урок по произведениям писателей XIX век.

1

III Произведения русских писателей первой половины XX века

62

3.1

А.П. Чехов. Из биографии.

1

63

3.2

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

1

64

3.3

«В человеке всё должно быть прекрасно…» (По рассказам А.П.

Чехова «Толстый и тонкий». «Унтер Пришибеев»).

1

65

3.4

В.Г. Короленко. Из биографии.

1

66

3.5

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». I, II главы.

1

67

3.6

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». III, IV главы.

1

68

3.7

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». V-VII главы.

1

69

3.8

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». VIII-X главы.

1

70

3.9

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». XI глава.

1

71

3.10

М.Горький. Из биографии. «Макар Чудра». 1часть.

1

72

3.11

М.Горький. «Макар Чудра». 2 часть.

1

73

3.12

Итоговый урок по произведению М.Горького «Макар Чудра».

1

74

3.13

Сергей Александрович Есенин. Из биографии.

1

75

3.14

С.А. Есенин. «Спит ковыль».

1

76

3.15

С.А. Есенин «Пороша».

1

77

3.16

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая». Проверка техники

чтения

1

78

3.17

А. Платонов «Разноцветная бабочка».

1

79

3.18

А. Толстой. Из биографии.

1

80

3.19

А.Толстой. «Русский характер». 1 часть.

1

81

3.20

А. Толстой. «Русский характер». 2, 3 части.

1

82

3.21

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

1

IV Произведения русских писателей второй половины XX века

83

4.1

К.Г. Паустовский. Из биографии. «Телеграмма». 1 часть.

1

84

4.2

К.Г. Паустовский. «Телеграмма». 2 часть.

1

85

4.3

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой

любви». I глава.

1

86

4.4

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой

любви». II глава.

1

87

4.5

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой

любви». III глава.

1

88

4.6

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой

любви». IV глава.

1

89

4.7

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой

любви». V глава.

1

90

4.8

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть.

1

91

4.9

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» .2, 3 части.

1

92

4.10

«Этот день мы приближали, как могли» (по лирике Ю.Я.

Ваншенкина, К.М. Симонова, А.А. Суркова и др.).

1

93

4.11

А. Т. Твардовский. Из биографии.

«Василий Теркин» (отрывок из поэмы) глава «Гармонь».

1

94

4.12

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главы «Кто стрелял», «В

наступление».

1

95

4.13

В.М. Шукшин. Из биографии. Рассказ «Гринька Малюгин». 1

часть.

1

96

4.14

В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин» 2, 3 части.

1

97

4.15

Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина.

1

98

4.16

В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка», главы из повести

«Последний поклон».

1

99

4.17

Р.П. Погодин. Из биографии. «Алфред». 1 глава.

1

100

4.18

Р.П. Погодин «Алфред». 2, 3 главы.

1

101

4.19

Р.П. Погодин «Алфред». 4, 5 главы.

1

102

4.20

А.А. Сурков «Родина». Проверка техники чтения

1

103

4.21

Повторение пройденного материала

1

104

4.22

Итоговый урок чтения по теме «Произведения русских

писателей второй половины XX века».

1

105

4.23

Рекомендации по чтению на лето.

1

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

1.

З.Ф. Малышева Чтение.

Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида – М. Просвещение, 2006, 288с.

Оборудование и приборы: компьютер

Дидактический материал: раздаточный материал по изучаемым темам

Приложение

КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8 класс

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,

обосновывая своё отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из

текста.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ВХОДНОЙ СРЕЗ

Цель работы: проверить:

сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,

осознанность);

способность выделять главную мысль отрывка;

умение отвечать на вопросы;

умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.

МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что

остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под вечер он из этой

кожи заготовки для сапог и подумал: «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью

сапоги».

Так он и сделал: лёг и уснул. А утром проснулся, умылся и хотел садиться за работу

— сапоги шить. Только смотрит, а работа его уже готова — сшиты сапоги.

Очень удивился сапожник. Он не знал даже, как такой случай можно объяснить.

Взял он сапоги и стал их внимательно рассматривать.

Как хорошо были они сработаны! Ни одного стежка не было неверного. Сразу было

видно, что искусный мастер те сапоги шил. А скоро нашёлся и покупатель на сапоги. И так

они ему понравились, что заплатил он за них большие деньги. Смог теперь сапожник купить

себе кожи на две пары сапог. Скроил он вечером две пары и думает: «Лягу я сейчас спать, а

утром встану пораньше и начну шить».

Встал он утром, умылся, смотрит — готовы обе пары сапог. Покупатели опять скоро

нашлись. Очень им понравились сапоги. Заплатили они сапожнику большие деньги, и смог

он купить себе кожи на целых четыре пары сапог. На другое утро и эти четыре пары были

готовы.

(По братьям Гримм)

Вопросы и задания:

1. Назови главного героя сказки.

2. Как жил сапожник?

3. Кто помогал сапожнику?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ

Цель работы: проверить:

сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,

осознанность);

способность выделять главную мысль отрывка;

умение отвечать на вопросы;

умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.

СНАП

Рано утром я получил телеграмму от своего школьного товарища Джека: «Посылаю

тебе замечательного щенка. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит».

У Джека такой характер, что он мог прислать мне адскую машину или бешеного

хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она

прибыла, я увидел, что на ней написано: «Опасно». Изнутри при малейшем движении

доносилось ворчливое повизгиванье. Заглянув в заделанное решёткой отверстие, я увидел не

тигрёнка, а всего- навсего маленького белого бультерьера. Он старался укусить меня и всё

время сварливо рычал. Рычанье его было мне неприятно. Собаки умеют рычать на два лада:

низким, грудным голосом — это вежливое предупреждение или исполненный достоинства

ответ, и громким, высоким ворчаньем — это последнее слово перед нападением. Как

любитель собак, я думал, что умею управлять ими. Поэтому, отпустив носильщика, я достал

перочинный нож, молоток, топорик, ящик с инструментами, кочергу и сорвал решётку.

Маленький бесёнок грозно рычал при каждом ударе молотка и, как только я повернул

ящик набок, устремился прямо к моим ногам. Если бы только его лапка не запуталась в

проволочной сетке, мне пришлось бы плохо. Я вскочил на стол, где он не мог меня достать, и

попытался урезонить его. Я всегда был сторонником разговоров с животными. Я утверждаю,

что они улавливают общий смысл нашей речи и наших намерений, хотя бы даже и не

понимая слов. Но этот щенок, по-видимому, считал меня лицемером и презрительно отнёсся

к моим заискиваниям.

(По Э. Сетон-Томпсону)

Вопросы и задания:

1. Кто был в посылке?

2. Опиши щенка.

3. Куда щенок загнал хозяина?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ

Цель работы: проверить:

сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,

осознанность);

способность выделять главную мысль отрывка;

умение отвечать на вопросы;

умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.

ТОПОРНАЯ МАШИНА

Открылись у Коли глаза от солнечного зайчика. Спать вроде ещё хотелось, а глаза не

закрывались. Стояло в комнате солнце столбом, засветило, зажгло углы. Сверкнул под

шкафом мячи- ковый чёрный бочок — нашёлся мячик не под кроватью, не за печкой, вон

куда закатился.

Сел Коля на кровати, стукнул подушку кулачонками. Потом на холодный пол встал,

на цыпочках к столу подбежал — поглядеть, чего мама оставила. Каша картофельная в

блюде, капуста в тарелке и — ух ты! — присел даже: полная банка сгущёнки, только что

открытая. Палец в банку запустил, облизал и самого себя застеснялся. Мама вчера вечером

говорила:

— Один ты у меня, Колюшка, остался. Хозяин в дому...

Негоже хозяину-то так делать: неумытому в сгущёнку палец

макать! Штанишки Коля натянул, ноги в валенки сунул, свитерок надёрнул — вот и

одет. Воды в умывальнике нет, вытекла, видно. Зато рядом на лавке — ведро целое, льдинки

плавают... Не больно охота такой холоднющей умываться, да надо. Погонял Коля ладошкой

льдинку от края до края ведра и налил медным ковшиком воды в умывальник.

(По В. Елесину)

Вопросы и задания:

1. Перескажи, о чём ты прочитал.

2. Что оставила мама для Коли?

3. Почему не стал кушать Коля?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ

Цель работы: проверить:

сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,

осознанность);

способность выделять главную мысль отрывка;

умение отвечать на вопросы;

умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.

ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА

Оглянулся — на дороге снежок крутится, а в нём чуть заметен клубочек, и похож тот

клубочек на Поскакушку. Побежал Федюня поближе разглядеть, а клубочек уж далеко.

Федюня за ним, он того дальше. Бежал-бежал за клубочком да и забрался в незнакомое

место. Глядит — пустоплесье какое-то, а кругом лес густой. Посредине пустоплесья берёза

старая, будто и вовсе не живая. Снегу около неё намело гора горой. Клубочек подкатился к

этой берёзе да вокруг неё и кружится.

Федюнька в азарте-то не поглядел, что тут и тропочки нет, полез по цельному снегу.

«Сколько, —думает, — бежал, неужели возвращаться!»

Добрался-таки до берёзы, а клубочек и рассыпался. Снеговой пылью Федюньке в

глаза брызнул.

Чуть не заревел от обиды Федюнька. Вдруг у самой его ноги снег воронкой до земли

протаял. Видит Федюнька — на дне-то воронки Поскакушка. Весёленько поглядела,

усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от неё бегом побежал.

Где ей ножку поставить, там трава зелёная да цветы лесные.

(По П. Бажову)

Вопросы и задания:

1. Что увидел Федюня?

2. Кто такая Поскакушка?

3. Перескажи отрывок.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА ГОД

Цель работы: проверить:

сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,

осознанность);

способность выделять главную мысль отрывка;

умение отвечать на вопросы;

умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из

них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё:

трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в

городском парке родилась.

Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью пошли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят

— стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью

пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и

нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень

высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё

равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Только нервы даром

трепать. Уж лучше я сразу утону».

Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.

А вторая лягушка — та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда

успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто его знает,

может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

(По А. Пантелееву)

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуй главных героинь сказки.

2. Куда попали лягушки?

3. Что стало с лягушками?

4. Какова главная мысль сказки?



В раздел образования