Автор: Скрипкина Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КГБО«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета
Тема: "Чтение" 8 класс на 2022-2023
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Рабочая программа
учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
8 г класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Скрипкина И.В.,
учитель русского языка
г. Барнаул, 2022
Пояснительная записка
Основная адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету
«Чтение и развитие речи» разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. – М.:
Издательство ВЛАДОС, 2017г. – Сб. 1 – с. 13-15 раздел «Чтение и развитие речи», учебного
плана образовательной организации.
Учебно-методический комплекс:
Малышева З.Ф. Чтение.
Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – М. Просвещение, 2006, 288 с.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В 8 классе продолжается формирование у школьников навыков правильного, беглого,
выразительного чтения на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не
все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение
каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с
ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники
трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь,
представленный
даже
в
упрощённом
варианте.
Биографию
писателя
они
часто
отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях
учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и
выражения, используемые автором для передачи того или иного поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
читаемого материала, большое внимание уделяется развитию речи учащихся и их
мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные
причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Практическая
и коррекционная направленность обучения языку обусловливает
его
специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной
адаптации и реабилитации.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цель:
создание условий для успешного овладения учащимися того уровня
образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации и
реабилитации в обществе.
Овладеть навыками правильного беглого и выразительного
чтения, доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений
русских и зарубежных классиков и современных писателей.
Задачи
Образовательные:
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
Формировать и отрабатывать различные речевые умения, в том числе
правильно и
последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Коррекционно-развивающие:
расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире.
Обогащать словарный запас учащихся.
развивать показательную деятельность учащихся.
Развивать мышление.
Воспитательные:
воспитывать адекватную самооценку на основе критерия оценивания.
Воспитывать ответственное отношение к учебе, природе и окружающему миру;
Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Воспитывать социально адаптированных в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств учащихся.
Технологии:
игровые,
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
развивающее обучение,
дифференцированное обучение,
информационно – коммуникативные технологии.
Методы:
словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями),
наглядные (наблюдения, демонстрация),
практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).
Формы обучения:
по охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные);
по месту организации (школьные)
традиционные (урок, домашняя учебная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа,
работа в парах и группах, коллективная работа, уроки внеклассного чтения);
нетрадиционные формы обучения: экскурсия, уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-
конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности:
осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя;
соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
чтение про себя простых по содержанию текстов;
наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;
установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;
сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;
деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование
словарных картин;
связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;
подробный пересказ содержания прочитанного;
драматизация простейших сценок из рассказов и сказок;
самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
обогащение и уточнение словаря;
понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;
разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом;
освоение на практике полученных знаний.
На изучение предмета в 8 классе по учебному плану выделено 3 часа в неделю, за год
105 часов.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития
познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При
составлении данной рабочей программы в авторскую программу. Воронковой В. В были
внесены изменения и дополнения. В целях максимального коррекционного воздействия и
повышение интеллектуального уровня включена работа с научно – познавательной
литературой (словари, энциклопедии), расширен список литературы для внеклассного
чтения.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся 8 класса должны знать:
наизусть 10 стихотворений;
наизусть прозаический отрывок.
Учащиеся 8 класса должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Содержание тем учебного курса
№
п/п
уро
ка
Наименование разделов и тем
Количест
во часов
Из них
Уроки
внеклас
сного
чтения
Уроки
развит
ия
речи
Практич
еские
Экскур
сии
1.
Устное народное творчество
12
1
1
2.
Произведения русских писателей 19
века.
49
4
1
3.
Произведения
русских
писателей
первой половины 20 века.
21
2
2
4.
Произведения
русских
писателей
второй половины 20 века.
23
2
1
Итого
105
9
5
Календарно-тематический план
№
урока
№
Урока
по
теме
п/п
Наименование разделов, тем урока
Кол-
во
часов
1.Устное народное творчество
1
1.1.
Устное народное творчество. Сказки.
1
2
1.2.
Устное народное творчество. Проверка техники чтения.
1
3
1.3.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
1
4
1.4.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
1
5
1.5.
Пословицы и поговорки.
1
6
1.6.
Знакомство с жанром баллад. Баллада В.А. Жуковского
«Перчатка».
1
7
1.7.
Баллада И. З. Сурикова «Нашла коса на камень».
1
8
1.8.
Знакомство с былинами.
1
9
1.9.
Былина «Садко ».
1
10
1.10.
Былина «Добрыня и Змей».
1
11
1.11.
Обобщающий урок по УНТ.
1
12
1.12.
К. Симонов «Малышка», «Свеча».
1
2 Произведения русских писателей XIX века
13
2.1.
А.С. Пушкин. Биография.
1
14
2.2.
М.Я. Басина «Публичное испытание».
1
15
2.3.
И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (Отрывок).
1
16
2.4.
А.С. Пушкин «Памятник».
1
17
2.5.
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд».
1
18
2.6.
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
1
19
2.7.
Стихи о дружбе А.С. Пушкин («И.И. Пущину», «19 октября
1827»).
1
20
2.8.
А.С. Пушкин «Няне», «На холмах Грузии».
1
21
2.9.
А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я Вас любил».
1
22
2.10.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1
23
2.11.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Проверка техники чтения.
1
24
2.12.
«Какое счастье честно жить!» (по повести А. Гайдара
«Школа»).
1
25
2.13
М.Ю. Лермонтов. Биография.
1
26
2.14.
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».
1
27
2.15.
М.Ю. Лермонтов «Родина».
1
28
2.16.
М.Ю. Лермонтов «Парус».
1
29
2.17.
М.Ю. Лермонтов «Сосна».
1
30
2.18.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1 глава.
1
31
2.19.
М.Ю. Лермонтов, Песня про царя Ивана Васильевича...»
2 глава.
1
32
2.20.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»
3 глава.
1
33
2.21.
И.А. Крылов. Биография.
1
34
2.22.
И.А. Крылов «Волк на псарне».
1
35
2.23.
И.А. Крылов «Осел и Соловей».
1
36
2.24.
И.А. Крылов «Муха и пчела».
1
37
2.25.
«Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда!» (по
книге Л. Басовой. «Зойка и пакетик».
1
38
2.26.
Н.А. Некрасов. Биография.
1
39
2.27.
Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».
1
40
2.28.
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская».
1
41
2.29.
Н.А. Некрасов «Мороз Красный нос».
1
42
2.30.
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
1
43
2.31.
В. Осеева «Кочерыжка».
1
44
2.32.
И.С. Никитин. Биография. Проверка техники чтения.
1
45
2.33.
И.С. Никитин «Русь».
1
46
2.34.
И.С. Никитин «Утро на берегу озера».
1
47
2.35.
В. Астафьев «Песнопевица», «Запах сена».
1
48
2.36
И.С. Тургенев «Из биографии».
1
49
2.37
И.С. Тургенев «Муму». 1 часть.
1
50
2.38
И.С. Тургенев «Муму». 2 часть.
1
51
2.39
И.С. Тургенев «Муму». 3 часть.
1
52
2.40
И.С. Тургенев «Муму». 4 часть.
1
53
2.41
И.С. Тургенев «Муму». 5 часть.
1
54
2.42
И.С. Тургенев «Муму». 6 часть.
1
55
2.43
И.С. Тургенев «Муму». 7 часть.
1
56
2.44
И.С. Тургенев «Муму». 8 часть.
1
57
2.45
Устное сочинение – характеристика Герасима по данному
плану.
1
58
2.46
Л.Н. Толстой. Из биографии.
1
59
2.47
Л.Н. Толстой «После бала». 1 часть.
1
60
2.48
Л.Н. Толстой «После бала». 2 часть.
1
61
2.49
Итоговый урок по произведениям писателей XIX век.
1
III Произведения русских писателей первой половины XX века
62
3.1
А.П. Чехов. Из биографии.
1
63
3.2
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
1
64
3.3
«В человеке всё должно быть прекрасно…» (По рассказам А.П.
Чехова «Толстый и тонкий». «Унтер Пришибеев»).
1
65
3.4
В.Г. Короленко. Из биографии.
1
66
3.5
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». I, II главы.
1
67
3.6
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». III, IV главы.
1
68
3.7
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». V-VII главы.
1
69
3.8
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». VIII-X главы.
1
70
3.9
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». XI глава.
1
71
3.10
М.Горький. Из биографии. «Макар Чудра». 1часть.
1
72
3.11
М.Горький. «Макар Чудра». 2 часть.
1
73
3.12
Итоговый урок по произведению М.Горького «Макар Чудра».
1
74
3.13
Сергей Александрович Есенин. Из биографии.
1
75
3.14
С.А. Есенин. «Спит ковыль».
1
76
3.15
С.А. Есенин «Пороша».
1
77
3.16
С.А. Есенин «Отговорила роща золотая». Проверка техники
чтения
1
78
3.17
А. Платонов «Разноцветная бабочка».
1
79
3.18
А. Толстой. Из биографии.
1
80
3.19
А.Толстой. «Русский характер». 1 часть.
1
81
3.20
А. Толстой. «Русский характер». 2, 3 части.
1
82
3.21
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
1
IV Произведения русских писателей второй половины XX века
83
4.1
К.Г. Паустовский. Из биографии. «Телеграмма». 1 часть.
1
84
4.2
К.Г. Паустовский. «Телеграмма». 2 часть.
1
85
4.3
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой
любви». I глава.
1
86
4.4
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой
любви». II глава.
1
87
4.5
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой
любви». III глава.
1
88
4.6
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой
любви». IV глава.
1
89
4.7
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой
любви». V глава.
1
90
4.8
Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть.
1
91
4.9
Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» .2, 3 части.
1
92
4.10
«Этот день мы приближали, как могли» (по лирике Ю.Я.
Ваншенкина, К.М. Симонова, А.А. Суркова и др.).
1
93
4.11
А. Т. Твардовский. Из биографии.
«Василий Теркин» (отрывок из поэмы) глава «Гармонь».
1
94
4.12
А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главы «Кто стрелял», «В
наступление».
1
95
4.13
В.М. Шукшин. Из биографии. Рассказ «Гринька Малюгин». 1
часть.
1
96
4.14
В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин» 2, 3 части.
1
97
4.15
Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина.
1
98
4.16
В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка», главы из повести
«Последний поклон».
1
99
4.17
Р.П. Погодин. Из биографии. «Алфред». 1 глава.
1
100
4.18
Р.П. Погодин «Алфред». 2, 3 главы.
1
101
4.19
Р.П. Погодин «Алфред». 4, 5 главы.
1
102
4.20
А.А. Сурков «Родина». Проверка техники чтения
1
103
4.21
Повторение пройденного материала
1
104
4.22
Итоговый урок чтения по теме «Произведения русских
писателей второй половины XX века».
1
105
4.23
Рекомендации по чтению на лето.
1
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Список методических и учебных пособий:
1.
З.Ф. Малышева Чтение.
Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – М. Просвещение, 2006, 288с.
Оборудование и приборы: компьютер
Дидактический материал: раздаточный материал по изучаемым темам
Приложение
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
8 класс
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ВХОДНОЙ СРЕЗ
Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,
осознанность);
способность выделять главную мысль отрывка;
умение отвечать на вопросы;
умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.
МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что
остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под вечер он из этой
кожи заготовки для сапог и подумал: «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью
сапоги».
Так он и сделал: лёг и уснул. А утром проснулся, умылся и хотел садиться за работу
— сапоги шить. Только смотрит, а работа его уже готова — сшиты сапоги.
Очень удивился сапожник. Он не знал даже, как такой случай можно объяснить.
Взял он сапоги и стал их внимательно рассматривать.
Как хорошо были они сработаны! Ни одного стежка не было неверного. Сразу было
видно, что искусный мастер те сапоги шил. А скоро нашёлся и покупатель на сапоги. И так
они ему понравились, что заплатил он за них большие деньги. Смог теперь сапожник купить
себе кожи на две пары сапог. Скроил он вечером две пары и думает: «Лягу я сейчас спать, а
утром встану пораньше и начну шить».
Встал он утром, умылся, смотрит — готовы обе пары сапог. Покупатели опять скоро
нашлись. Очень им понравились сапоги. Заплатили они сапожнику большие деньги, и смог
он купить себе кожи на целых четыре пары сапог. На другое утро и эти четыре пары были
готовы.
(По братьям Гримм)
Вопросы и задания:
1. Назови главного героя сказки.
2. Как жил сапожник?
3. Кто помогал сапожнику?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,
осознанность);
способность выделять главную мысль отрывка;
умение отвечать на вопросы;
умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.
СНАП
Рано утром я получил телеграмму от своего школьного товарища Джека: «Посылаю
тебе замечательного щенка. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит».
У Джека такой характер, что он мог прислать мне адскую машину или бешеного
хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она
прибыла, я увидел, что на ней написано: «Опасно». Изнутри при малейшем движении
доносилось ворчливое повизгиванье. Заглянув в заделанное решёткой отверстие, я увидел не
тигрёнка, а всего- навсего маленького белого бультерьера. Он старался укусить меня и всё
время сварливо рычал. Рычанье его было мне неприятно. Собаки умеют рычать на два лада:
низким, грудным голосом — это вежливое предупреждение или исполненный достоинства
ответ, и громким, высоким ворчаньем — это последнее слово перед нападением. Как
любитель собак, я думал, что умею управлять ими. Поэтому, отпустив носильщика, я достал
перочинный нож, молоток, топорик, ящик с инструментами, кочергу и сорвал решётку.
Маленький бесёнок грозно рычал при каждом ударе молотка и, как только я повернул
ящик набок, устремился прямо к моим ногам. Если бы только его лапка не запуталась в
проволочной сетке, мне пришлось бы плохо. Я вскочил на стол, где он не мог меня достать, и
попытался урезонить его. Я всегда был сторонником разговоров с животными. Я утверждаю,
что они улавливают общий смысл нашей речи и наших намерений, хотя бы даже и не
понимая слов. Но этот щенок, по-видимому, считал меня лицемером и презрительно отнёсся
к моим заискиваниям.
(По Э. Сетон-Томпсону)
Вопросы и задания:
1. Кто был в посылке?
2. Опиши щенка.
3. Куда щенок загнал хозяина?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,
осознанность);
способность выделять главную мысль отрывка;
умение отвечать на вопросы;
умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.
ТОПОРНАЯ МАШИНА
Открылись у Коли глаза от солнечного зайчика. Спать вроде ещё хотелось, а глаза не
закрывались. Стояло в комнате солнце столбом, засветило, зажгло углы. Сверкнул под
шкафом мячи- ковый чёрный бочок — нашёлся мячик не под кроватью, не за печкой, вон
куда закатился.
Сел Коля на кровати, стукнул подушку кулачонками. Потом на холодный пол встал,
на цыпочках к столу подбежал — поглядеть, чего мама оставила. Каша картофельная в
блюде, капуста в тарелке и — ух ты! — присел даже: полная банка сгущёнки, только что
открытая. Палец в банку запустил, облизал и самого себя застеснялся. Мама вчера вечером
говорила:
— Один ты у меня, Колюшка, остался. Хозяин в дому...
Негоже хозяину-то так делать: неумытому в сгущёнку палец
макать! Штанишки Коля натянул, ноги в валенки сунул, свитерок надёрнул — вот и
одет. Воды в умывальнике нет, вытекла, видно. Зато рядом на лавке — ведро целое, льдинки
плавают... Не больно охота такой холоднющей умываться, да надо. Погонял Коля ладошкой
льдинку от края до края ведра и налил медным ковшиком воды в умывальник.
(По В. Елесину)
Вопросы и задания:
1. Перескажи, о чём ты прочитал.
2. Что оставила мама для Коли?
3. Почему не стал кушать Коля?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,
осознанность);
способность выделять главную мысль отрывка;
умение отвечать на вопросы;
умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.
ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА
Оглянулся — на дороге снежок крутится, а в нём чуть заметен клубочек, и похож тот
клубочек на Поскакушку. Побежал Федюня поближе разглядеть, а клубочек уж далеко.
Федюня за ним, он того дальше. Бежал-бежал за клубочком да и забрался в незнакомое
место. Глядит — пустоплесье какое-то, а кругом лес густой. Посредине пустоплесья берёза
старая, будто и вовсе не живая. Снегу около неё намело гора горой. Клубочек подкатился к
этой берёзе да вокруг неё и кружится.
Федюнька в азарте-то не поглядел, что тут и тропочки нет, полез по цельному снегу.
«Сколько, —думает, — бежал, неужели возвращаться!»
Добрался-таки до берёзы, а клубочек и рассыпался. Снеговой пылью Федюньке в
глаза брызнул.
Чуть не заревел от обиды Федюнька. Вдруг у самой его ноги снег воронкой до земли
протаял. Видит Федюнька — на дне-то воронки Поскакушка. Весёленько поглядела,
усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от неё бегом побежал.
Где ей ножку поставить, там трава зелёная да цветы лесные.
(По П. Бажову)
Вопросы и задания:
1. Что увидел Федюня?
2. Кто такая Поскакушка?
3. Перескажи отрывок.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЗА ГОД
Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность,
осознанность);
способность выделять главную мысль отрывка;
умение отвечать на вопросы;
умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.
ДВЕ ЛЯГУШКИ
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из
них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё:
трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в
городском парке родилась.
Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят
— стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью
пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и
нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень
высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё
равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Только нервы даром
трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.
А вторая лягушка — та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда
успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто его знает,
может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
(По А. Пантелееву)
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуй главных героинь сказки.
2. Куда попали лягушки?
3. Что стало с лягушками?
4. Какова главная мысль сказки?