Автор: Макарова Софья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКОУ "Вохомская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Вохма,Костромская область
Наименование материала: Занятие по дополнительной образовательной программе «Ткачество»
Тема: «Вохомские полотенца».
Раздел: дополнительное образование
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Вохомская школа-интернат Костромской области для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями
здоровья»
Занятие
по дополнительной образовательной программе
«Ткачество»
Тема:
«Вохомские полотенца».
Выполнила педагог
дополнительного образования
Макарова Софья Владимировна
2015г.
Тема занятия: «Вохомские полотенца».
Цель: ознакомить с разновидностями и назначением полотенец
вохомского края.
Задачи:
образовательные:
углубить
знания
о
деревенском
быте;
сформировать представление о местных традициях, связанных с
домоткаными полотенцами;
воспитательные:
уважать народные традиции вохомского края,
любить творчество народных мастеров;
коррекционно-развивающие:
развивать
память,
внимание;
обогащать словарный запас.
Рассказ по теме занятия
Полотенце - самый распространенный вид изделий в быту русских
крестьян.
Полотенца
до
сих
пор
являются
необходимым
предметом в повседневной и обрядовой жизни. В Вохомском крае
все полотенца изготовлены из льняной ткани домашнего ткачества,
иногда с добавлением «бумажных» (хлопчатобумажных) нитей.
Длина полотенец менялась в зависимости от назначения. Празднич-
ные были более длинные, от 1-1,5 м до 2,5-3 м и при ширине
полотна около 40 см.
РУКОТЕРНИКИ
Обыденные,
или
повседневные
полотенца,
по
местному
назывались
рукотерники,
роскутерники,
утиральники.
Они
использовались
ежедневно для вытирания рук и лица после
умывания. Изготавливались обычно из пестряди или холста. Они
были прочными «немарковитыми», хорошо впитывали влагу. Ими
с удовольствием пользуются и по сей день.
В записках XIX века сохранилось: «... В деревнях нет ни зеркал,
ни полотенец, утираются какой-либо тряпицей, старой рубахой и
прочим. По этому поводу здесь рассказывают такой анекдот. «Чем
у
вас
утираются?»
-
спросил
один
прохожий
человек
у
крестьянского мальчика, умывши лицо. «Отец рукавом, мама
подолом, а я и так сохну», - отвечал мальчик. …»
В нашем крае ткачество было хорошо развито. Холсты и пестряди
имелись в каждой семье в достаточном количестве, но расходовали
их очень экономно Даже сейчас, в начале XXI века, у местных
жительниц можно найти и пестрядь, и холсты, а также изделия из
них.
ОБРЯДОВЫЕ ПОЛОТЕНЦА
Праздничные полотенца можно разделить на две группы:
обрядовые и собственно праздничные. Обрядовые полотенца
использовались
при
проведении
жизненно
важных
обрядов.
Полотенце сопровождало человека на протяжении всей жизни: от
рождения и до смерти. С течением времени многие обряды
видоизменялись, забывались. В сохранившихся до наших дней
обрядах по-прежнему важную роль играет полотенце.
Полотенце использовалось в девичьих святочных гаданиях: клали
полотенце
под
подушку
и
загадывали:
«Суженый-ряженый,
приходи наряженный умываться - я полотенце приготовила».
Домотканые полотенца с браными или вышитыми концами
традиционно являются непременным атрибутом любой свадьбы.
Такие полотенца специально сохраняются и передаются от матери
к дочери из поколения в поколение. До сих пор хлеб-соль жениху и
невесте подносят на старинном полотенце, украшенном вышивкой,
браными узорами и кружевами.
Прежде, когда свадьбы еще «играли», каждая девушка к поре
замужества готовила столько полотенец, чтобы ими можно было
одарить родню жениха, повязать сватам и дружкам, украсить стены
дома в день свадьбы. К дню свадьбы каждая девушка готовила от
12
до
30
полотенец,
количество
их
было
показателем
обеспеченности и трудолюбия невесты. Полотенце - это лицо
рукодельницы. Насколько чисто отбелен холст, каково сплетено
кружево и насколько затейлива вышивка, настолько умелой масте-
рицей считалась невеста.
УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
Полотенцами украшали избы во время праздников. Развешивали
в красном углу на иконы, где они занимали почетное место среди
небогатой крестьянской утвари. украшались зеркала и рамки с
фотографиями родных вплоть до 2-й половины XX в. По способам
украшения праздничные полотенца можно разделить на тканые,
набивные и вышитые.
Широко распространенным способом украшения полотенец было
узорное ткачество. Материалом для тканья служили льняная пряжа
и хлопчатобумажные нитки (так называемая «бумага»). Красили их
обычно
сами
ткачихи
растительными
красками,
рецепты
изготовления которых передавались из поколения в поколение.
Для праздничных полотенец широко использовалось ремизное
полотно, которое получило свое название от одной из деталей
ткацкого стана - ремизок (по-местному, ничениц), используемых
для подъема и опускания нитей основы и образования между ними
зева для пробрасывания уточной нити. В деревнях Вохомского края
такая
техника
называлась
«ткать
в
чапы»
(2
ниченицы,
соединенные с парой подножек, соответствовали одному чапу.
Таким образом, если при тканье полотна использовалось 16
ничениц и 8 пар подножек, оно называлось восьмичапным и т.д.).
Ремизное, или «чапошное» полотно всегда изготовляли из тонкой
пряжи и хорошо отбеливали. У такого полотна уже сама фактура
ткани служила украшением: самые разнообразные переплетения
геометрических фигур создавали неповторимый орнамент, льняные
белые
нити,
поблескивая
на
свету,
придавали
изделию
необыкновенно свежий праздничный вид.
Полотенца - «браники» свое название получили по способу
изготовления: браное тканье -от слова «брать». «Беру каждую
ниточку и сквозь пальцы пропускаю», - говорят старые женщины.
Для
изготовления
браной
ткани
применялись
специальные
дощечки-бральницы, при помощи которых образовывался зев для
прокидки дополнительного цветного утка.
В тканых узорах вохомских полотенец преобладает красный цвет,
иногда дополненный росплеском оранжевых, лиловых, желтых,
зеленых фигур.
Орнаменты композиций всех без исключения браных полотенец
состоят из нескольких полос (в центре самой широкой), заполнен-
ных ромбами в виде замкнутых фигур и с выступающими концами,
квадратами, звездочками и др. фигурами, имеющими собственное
название. Например, боб - узор, похожий на семя из стручка бобо-
вого растения; пряник - узор на ткани в виде прямоугольника и др..
У некоторых полотенец орнаментированные концы пришиты от
других изделий, по-видимому, более старших по возрасту.
Полотенца с белыми браными концами в отличие от ярких,
веселых, подчас даже буйных красно-белых изделий особенно
торжественны.
Орнаментальный, сложный геометрический рисунок держит
ткачиха в голове. Не только село или край имели свой характерный
орнамент, а и каждая семья, бывало, создавала свой неповторимый
рисунок. Основные мотивы тканых узоров - ромб, квадрат и их
сочетание. Однако художественная ценность тканых изделий опре-
деляется не сложностью изображений, а гармонией цвета и
ритмического чередования форм узора, ясностью распределения
тканого орнамента, разнообразием его форм. В этом наши
прабабушки были непревзойденными мастерицами!
Итог занятия:
коллективный осмотр выставки «Добрых рук
мастерство».