Автор: Двуреченская Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Двуреченская Татьяна Владимировна
учитель-логопед,
Государственное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение детский сад № 5
Воспитание
личности
–
это
сложный
многокомпонентный
и
разновариативный процесс развития, воспитания и образования ребенка. С
момента рождения начинается формирование и воспитание личности. В
процессе развития ребенка появляются и угасают условные и безусловные
рефлексы,
формируются
психические
функции,
возникают
первые
его
возможности и потребности.
Важная роль семьи на данный период – это создание условий для
качественного развития ребенка первого года жизни, т.к. первый год жизни
является физиологической и психической платформой для дальнейшего
развития гармоничной личности.
Как только ребенок начинает познавать мир и осознанно воспринимать
самого себя, правильно реагировать на внешние вербальные и невербальные
раздражители, узнавать знакомых взрослых, целенаправленно манипулировать
игрушками, с этого времени и должен начинаться глобальный процесс
становления личности.
К сожалению, родители считают, что в этот период достаточно накормить
ребенка, переодеть и погулять. Это совершенно неверное решение, которое в
дошкольном воспитательном процессе именуется словом «присмотр».
Человек не рождается личностью, и только семья играет главную роль в
формировании этих особенностей каждого ребенка, ведь только в семье
закладываются основы личностных ориентиров. Семья для ребенка является
первой школой общения исключительно на примере взрослых, любящих и
уважающих друг друга членов семьи. Дома малыш учится самообслуживанию,
общению, манипулированию игрушками и пониманию игр. В этот период
начинают закладываться и нравственные устои через примеры родителей –
уважение к старшим, забота о пожилых, помощь нуждающимся в ней и т.д.
Для воспитания нравственной личности основным является многообразие
отношений между членами семьи, искренние чувства, доброжелательные
отношения, живая реакция на детали поведения ребенка, радость общения,
понимание что можно делать, а что – нельзя. Это играет большую роль и в
эмоциональном развитии ребенка. Семья для малыша – это не только место
рождения, но и основная среда комфортного обитания и разнопланового
развития. А позитивной или негативной будет эта среда, напрямую зависит от
семьи, где ребенок сталкивается с человеческими ценностями, убеждениями,
идеалами. И именно эта среда формирует личностные характеристики,
дальнейшие жизненные поступки и поведение в целом.
Семья – это не только самостоятельная ячейка общества, живущая
исключительно по своим устоям, она обязана содействовать реализации прав и
интересов детей, на семью возлагается ответственность за обучение и
воспитание детей.
Поступая в дошкольное образовательное учреждение, некоторые дети
очень отстают от своих сверстников в связи с отсутствием умений и навыков
самообслуживания, общения, не знают элементарных поведенческих устоев.
Основная задача специалистов дошкольных образовательных учреждений – это
совместная работа воспитателей, логопеда и родителей по формированию
личности от элементов самообслуживания до осознанной ответственности
дошкольника за свое поведение, поступки, и умение общения со сверстниками.
Воспитатель и логопед знакомят воспитанников с литературой начинается
с добрых сказок, легенд, детских поучительных рассказов.
Детей учат
анализировать поступки героев рассказов, объяснять, что хорошо, а что –
плохо. Много программной литературы связано с различной тематикой, так
важной для формирования духовно-нравственной личности – «Знай и люби
свою Родину», «Сохранение мира – основная задача человека», «Охраняй
мировую флору и фауну», «Уважай национальные духовные и культурные
традиции», «Дружба – смысл человеческого общения», «Береги природу»,
«Будь сильным, смелым и умелым».
К сожалению, некоторые родители, отправив ребенка в детский сад,
полностью отстранились от воспитания детей. И здесь задачей детского сада
является обеспечение сотрудничества семьи и школы. Ведь в детском саду
проходит подавляющая часть повседневной жизни детей, но нет ничего более
ценного, чем семья, которая не должна уходить на второй план развития и
воспитания своего ребенка.
Конечно, именно в детском саду он познает азы социальных отношений и
нюансы разнообразных учебных занятий,
способности к самоуправлению
своими чувствами и поведением, появляются шансы для самовыражения и
проявления своих талантов. Для этого детский сад создает максимальные
условия – это разнообразные занятия, логопедическая и психологическая
помощь, спортивная гимнастика, музыкальные, театральные и ИЗОстудии и пр.
В большинстве дошкольных учреждений профессионально работают
педагоги-психологи и учителя-логопеды. Несомненно, и их работа должна тоже
воспитывать духовно-нравственные ценности своих обучающихся. Невозможно
учителю-логопеду проводить коррекционно-развивающие занятия в отрыве от
формирования личности, поскольку вся логопедическая работа основана на
специальных упражнениях и заданиях, взятых из дошкольной познавательной и
поучительной литературы.
Автоматизация звуков при нарушении устной речи (дислалия) проводится
на
основе
детских
потешек,
чистоговорок,
скороговорок,
сказок
с
последующим объяснением новых понятий, анализом содержания сказки,
рассуждением, раскрытием смысла пословиц и приведением различных
собственных литературных примеров.
Большое внимание воспитатели и логопеды уделяют таким темам, как
«Времена года», «Моя семья», «Любимой маме», «Знай и люби свой город»,
«Моя страна – Россия», «День защитника Отчества», «День рождения»,
«Дружба», «День победы» и др. с последующим его смысловым раскрытием.
Большое внимание на занятиях необходимо уделять нравственному
воспитанию, куда входит практически всё: качественно заниматься, уважать
своих воспитателей, педагогов и сверстников, любить свою семью, оказывать
посильную помощь нуждающимся, не оставлять человека в беде, беречь свою
Родину, сохранять человеколюбие и дружбу.
Ни одно логопедическое занятие не должно проходить без рассуждений о
дружбе, взаимопомощи и поддержке сверстников, взрослых, пожилых. Приходя
к логопеду, ребенок должен знать, для чего он обучается на логопедическом
пункте, какие учебные результаты можно ожидать при его старательной работе,
оценивать значимость коррекционно-развивающих занятий и ответственно
относиться к предложенной деятельности. Учитель-логопед обязан видеть в
каждом ребенке личность, поддерживать его, заинтересовывать разнообразием
видов деятельности, не забывать хвалить даже за минимальные успехи.
Несомненно, весь этот учебно-воспитательный комплекс «Воспитатель-
Психолог-Логопед» максимально важен для развития и воспитания духовно-
нравственных аспектов, но ни одно образовательное учреждение не может
заменить ребенку семью, которая является самым мощным формированием
личности ребенка. Научные исследования доказали, что все проблемы у детей,
а потом и у взрослых объясняются глобальными ошибками семейного
воспитания, отсутствия любви, неумения похвалить и поддержать своего
ребенка. Ведь для детей самое главное, чтобы его любили таким какой он есть.
Любимый ребенок будет также любить и уважать свою семью, своих друзей,
педагогов, свою Родину!