Напоминание

"РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"


Автор: Двуреченская Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Двуреченская Татьяна Владимировна

учитель-логопед,

Государственное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение детский сад № 5

Воспитание

личности

это

сложный

многокомпонентный

и

разновариативный процесс развития, воспитания и образования ребенка. С

момента рождения начинается формирование и воспитание личности. В

процессе развития ребенка появляются и угасают условные и безусловные

рефлексы,

формируются

психические

функции,

возникают

первые

его

возможности и потребности.

Важная роль семьи на данный период – это создание условий для

качественного развития ребенка первого года жизни, т.к. первый год жизни

является физиологической и психической платформой для дальнейшего

развития гармоничной личности.

Как только ребенок начинает познавать мир и осознанно воспринимать

самого себя, правильно реагировать на внешние вербальные и невербальные

раздражители, узнавать знакомых взрослых, целенаправленно манипулировать

игрушками, с этого времени и должен начинаться глобальный процесс

становления личности.

К сожалению, родители считают, что в этот период достаточно накормить

ребенка, переодеть и погулять. Это совершенно неверное решение, которое в

дошкольном воспитательном процессе именуется словом «присмотр».

Человек не рождается личностью, и только семья играет главную роль в

формировании этих особенностей каждого ребенка, ведь только в семье

закладываются основы личностных ориентиров. Семья для ребенка является

первой школой общения исключительно на примере взрослых, любящих и

уважающих друг друга членов семьи. Дома малыш учится самообслуживанию,

общению, манипулированию игрушками и пониманию игр. В этот период

начинают закладываться и нравственные устои через примеры родителей –

уважение к старшим, забота о пожилых, помощь нуждающимся в ней и т.д.

Для воспитания нравственной личности основным является многообразие

отношений между членами семьи, искренние чувства, доброжелательные

отношения, живая реакция на детали поведения ребенка, радость общения,

понимание что можно делать, а что – нельзя. Это играет большую роль и в

эмоциональном развитии ребенка. Семья для малыша – это не только место

рождения, но и основная среда комфортного обитания и разнопланового

развития. А позитивной или негативной будет эта среда, напрямую зависит от

семьи, где ребенок сталкивается с человеческими ценностями, убеждениями,

идеалами. И именно эта среда формирует личностные характеристики,

дальнейшие жизненные поступки и поведение в целом.

Семья – это не только самостоятельная ячейка общества, живущая

исключительно по своим устоям, она обязана содействовать реализации прав и

интересов детей, на семью возлагается ответственность за обучение и

воспитание детей.

Поступая в дошкольное образовательное учреждение, некоторые дети

очень отстают от своих сверстников в связи с отсутствием умений и навыков

самообслуживания, общения, не знают элементарных поведенческих устоев.

Основная задача специалистов дошкольных образовательных учреждений – это

совместная работа воспитателей, логопеда и родителей по формированию

личности от элементов самообслуживания до осознанной ответственности

дошкольника за свое поведение, поступки, и умение общения со сверстниками.

Воспитатель и логопед знакомят воспитанников с литературой начинается

с добрых сказок, легенд, детских поучительных рассказов.

Детей учат

анализировать поступки героев рассказов, объяснять, что хорошо, а что –

плохо. Много программной литературы связано с различной тематикой, так

важной для формирования духовно-нравственной личности – «Знай и люби

свою Родину», «Сохранение мира – основная задача человека», «Охраняй

мировую флору и фауну», «Уважай национальные духовные и культурные

традиции», «Дружба – смысл человеческого общения», «Береги природу»,

«Будь сильным, смелым и умелым».

К сожалению, некоторые родители, отправив ребенка в детский сад,

полностью отстранились от воспитания детей. И здесь задачей детского сада

является обеспечение сотрудничества семьи и школы. Ведь в детском саду

проходит подавляющая часть повседневной жизни детей, но нет ничего более

ценного, чем семья, которая не должна уходить на второй план развития и

воспитания своего ребенка.

Конечно, именно в детском саду он познает азы социальных отношений и

нюансы разнообразных учебных занятий,

способности к самоуправлению

своими чувствами и поведением, появляются шансы для самовыражения и

проявления своих талантов. Для этого детский сад создает максимальные

условия – это разнообразные занятия, логопедическая и психологическая

помощь, спортивная гимнастика, музыкальные, театральные и ИЗОстудии и пр.

В большинстве дошкольных учреждений профессионально работают

педагоги-психологи и учителя-логопеды. Несомненно, и их работа должна тоже

воспитывать духовно-нравственные ценности своих обучающихся. Невозможно

учителю-логопеду проводить коррекционно-развивающие занятия в отрыве от

формирования личности, поскольку вся логопедическая работа основана на

специальных упражнениях и заданиях, взятых из дошкольной познавательной и

поучительной литературы.

Автоматизация звуков при нарушении устной речи (дислалия) проводится

на

основе

детских

потешек,

чистоговорок,

скороговорок,

сказок

с

последующим объяснением новых понятий, анализом содержания сказки,

рассуждением, раскрытием смысла пословиц и приведением различных

собственных литературных примеров.

Большое внимание воспитатели и логопеды уделяют таким темам, как

«Времена года», «Моя семья», «Любимой маме», «Знай и люби свой город»,

«Моя страна – Россия», «День защитника Отчества», «День рождения»,

«Дружба», «День победы» и др. с последующим его смысловым раскрытием.

Большое внимание на занятиях необходимо уделять нравственному

воспитанию, куда входит практически всё: качественно заниматься, уважать

своих воспитателей, педагогов и сверстников, любить свою семью, оказывать

посильную помощь нуждающимся, не оставлять человека в беде, беречь свою

Родину, сохранять человеколюбие и дружбу.

Ни одно логопедическое занятие не должно проходить без рассуждений о

дружбе, взаимопомощи и поддержке сверстников, взрослых, пожилых. Приходя

к логопеду, ребенок должен знать, для чего он обучается на логопедическом

пункте, какие учебные результаты можно ожидать при его старательной работе,

оценивать значимость коррекционно-развивающих занятий и ответственно

относиться к предложенной деятельности. Учитель-логопед обязан видеть в

каждом ребенке личность, поддерживать его, заинтересовывать разнообразием

видов деятельности, не забывать хвалить даже за минимальные успехи.

Несомненно, весь этот учебно-воспитательный комплекс «Воспитатель-

Психолог-Логопед» максимально важен для развития и воспитания духовно-

нравственных аспектов, но ни одно образовательное учреждение не может

заменить ребенку семью, которая является самым мощным формированием

личности ребенка. Научные исследования доказали, что все проблемы у детей,

а потом и у взрослых объясняются глобальными ошибками семейного

воспитания, отсутствия любви, неумения похвалить и поддержать своего

ребенка. Ведь для детей самое главное, чтобы его любили таким какой он есть.

Любимый ребенок будет также любить и уважать свою семью, своих друзей,

педагогов, свою Родину!



В раздел образования