Авторы: Касимова Зульфира Шафиковна, Аманжолова Айшат Данабайкызы
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, магистрант
Учебное заведение: СФ "Уфимский университет науки и технологии"
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Исследование мотивационной готовности к обучению в школе у дошкольников
Раздел: высшее образование
Касимова З.Ш., кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры психолого-педагогического образования,
Аманжолова А.Д. магистрант
Стерлитамакский филиал
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологии»
г. Стерлитамак, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-
летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности,
показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны,
определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей
в школе. Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Она
предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему
основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также
мотивационная готовности.
Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б. Г. Ананьев,
Дж.
Аткинсон,
Л.
И.
Божович
и
др.)
является
сформированность
мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности
влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить
успешному систематическому обучению ребенка в школе.
Многие родители и педагоги считают, что если ребенок умеет читать и
считать - он готов к обучению. Чтение и счет - учебные умения, которые
ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный
счет положительно скажутся на обучении, но этого мало, важно, чтобы у
будущего
первоклассника
были
сформированы
предпосылки
учебной
деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие,
необходимые для успешного обучения.
1
Следует знать, что мотив в психологии - это то, что отражаясь в сознании
человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение
определенной потребности. Мотив к обучению у будущего обучающегося
может быть социальный, позиционный, учебный, оценочный, игровой и
внешний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к
школе в программе педагога должно быть направлено на решение следующих
задач: формирование у детей правильных представлений о школе и учении,
положительного эмоционального отношения к школе и формирование опыта
учебной деятельности.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, с
помощью которой можно развить интерес к учению, но это должен быть
особый вид игры - дидактическая игра, т.е. обучающая, в основе которой лежит
учебная
задача
и
познавательный
мотив.
Занятия
по
формированию
мотивационной готовности детей к школе должны проводиться в различных
интересных игровых формах. Это занятие-соревнование, занятие- путешествие,
занятие – конкурс, занятие - сказка, но с четкими правилами, которые
необходимо выполнять и соблюдать дисциплину.
Но надо знать, что доминирование игровых мотивов отрицательно
сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании
учебной
деятельности.
Если
ребенка
мотивировать
только
игрой,
в
последующем такие обучающиеся делают на уроке не то, что задано, а то, что
им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить
по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают
обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно
ответственное
отношение
к
учебе,
такие
дети
принимают
положение
школьника, имеющего круг важных обязанностей, они старательны, их не
нужно заставлять делать уроки, они успешно усваивают материал. Но при
недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при
ответственном отношении к учебе, возникают трудности с учебой. Если такому
2
ученику
не
помочь
вовремя,
в
последующих
классах
он
станем
слабоуспевающим. Отгадывание загадок, занимательных задач, задания на
развитие мелкой моторики рук с элементами творчества - все это способствует
развитию необходимых качеств будущего школьника.
Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой
ситуации и новой социальной роли, таких детей в школе привлекает внешняя
атрибутика. На таких детей следует обратить особое внимание и работу по
формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в
школу. Этот мотив преобладает почти у всех будущих обучающихся. Такие
дети хотят идти в школу потому, что купили красивый портфель, пенал,
школьную форму и т.д.
Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в
социальном признании и одобрении взрослого. Ориентация на оценку
взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования
действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного
мотива проявляется в том, что обучающиеся не обращает внимания на оценку и
замечания педагога. Оценка со стороны педагога должна быть положительной.
В случае доминирования внешних мотивов (такие дети хотят в школу,
потому что так решили взрослые) при недостаточном развитии познавательной
и социальной мотивации, велика вероятность формирования негативного
отношения к школе и учению.
Для
первоклассников
с
доминирующим
познавательным
мотивом
характерна высокая учебная активность, такие дети активны, задают много
вопросов, стремятся узнать больше. Если при этом недостаточно развит
социальный мотив, то возможны спады учебной деятельности. Такие дети
учатся в начальной школе на среднем уровне, а к старшим классам
успеваемость повышается. Полноценная учебная мотивация должна включать в
себя не только познавательные, социальные мотивы, но индивидуальность
каждого ребенка, которая проявляется в доминировании какого-то из
указанных мотивов внутри учебной деятельности.
3
Проводя исследование на выявление мотивационной готовности старших
дошкольников к обучению, мы пришли к выводу, что учебная мотивация
появляется, как правило, у 60% воспитанников только к семи годам. Это
происходит потому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного
возраста
формируется
«внутренняя
позиция
дошкольника»,
которая
представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в
общении со взрослыми, что выражается в произвольном поведении ученика.
Поэтому 7 лет - это самый благоприятный возраст обучения в школе. Но важно
формировать и поддерживать мотивацию старших дошкольников к обучению,
только для этого необходимо проводить постепенную, целенаправленную
работу.
Задача педагога в ДОУ - сформировать интерес к учебе в предшкольный
период. Беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной
тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы
по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы
будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу - все
это формирует мотивацию к обучению в школе. Дети старшего дошкольного
возраста
с
интересом
воспринимают
и
лучше
запоминают
тексты
с
юмористическим содержанием. Вместе с героями сказок и мультфильмов дети
путешествуют по стране «Знаний», где знакомятся с буквами, звуками,
цифрами, учатся складывать слоги, слова, читать, развивают мелкую моторику
рук. Каждое занятие - это новое путешествие игрушечных героев, новые
открытия, новые знания, новые победы.
Список литературы
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность
ребёнка к школе. М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников:
монография / М.Ю. Стожарова. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. –
115 с.
4