Напоминание

Классный час: «День памяти жертв Холокоста»


Автор: Скрипкина Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час: «День памяти жертв Холокоста»
Раздел: среднее образование





Назад




Классный час: «День памяти жертв Холокоста»

Цель: Выяснить в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие

исторического процесса.

Задачи:

Образовательная:

- на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной

политики нацистов;

Развивающая:

- создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;

Воспитательная:

- создать условия для формирования личностных УУД.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята наш классный час сегодня, посвящен явлению, которому в истории есть много

неоднозначных оценок. Большинство правда, утверждают, что это явление было бесчеловечным и

невиданным по своей жестокости. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшие фрагменты фильма,

название которого, я сообщу вам позже. фрагмент фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Учитель: Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм? Какая тема у нашего классного часа?

(Ученики ответят, что один из мальчиков, находится в тюрьме или заключении, потому что на

нем одежда в полоску, как носят заключенные и к тому же он находится за колючей проволокой).

Учитель: Вы достаточно близко к истине. Мальчик действительно находится в заключении. А

как вы думаете, что незаконного мог сделать восьмилетний мальчик, чтоб оказаться в заключении?

Ученики: возможно, он совершил, какое- то преступление, или что-то украл.

Учитель: Знаете ребята, этот мальчик не совершал преступления. Он казался в заключении

потому что, принадлежал к нации, которую во время Второй мировой войны лидер фашистов Адольф

Гитлер, решил искоренить полностью. Слайд

Он был евреем. И из-за своего происхождения, он оказался в заключении, а точнее в концлагере.

Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают свыше четырёхсот законов,

ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему

немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать.

Евреев изгоняли из школ, из

университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

слайд Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.

Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки,

получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики,

въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок.

Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове

их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и

обожжённых.

слайд Наш урок сегодня будет посвящен Дню памяти жертвам данной катастрофы.

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на

шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Дата памятного дня выбрана

не случайно. 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти

Освенцим,

в котором погибло,

по разным оценкам,

от 1,5 до 4 миллионов человек.

Давайте

познакомимся с греческим словом Холокост. Именно этим словом называют то трагическое время,

которое не справедливо унесло жизни огромного количества народа.

Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас сталкивался с этим словом?

1

( если учащиеся сталкивались с этим событием, надо выслушать их растолкование, а потом

учитель просит обратить внимание на экран, где появляется определение).

Учитель:

слайд Холоко

́

ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в

узком

смысле

это

преследование

и

массовое

уничтожение

евреев.

Это

было

целенаправленное уничтожение целой расы.

Холокост –унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими

гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию,

действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто

были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным

проявлением

Холокоста стали

лагеря

смерти,

созданные фашистами

для физического

истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян,

евреев, цыган и многих других.

Для нацистов, не было, каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин,

стариков, мужчин, просто как к своей работе. (видео « письмо нациста»)

Учитель: Наша задача сегодня разобраться, а правду ли говорят о данном явлении? Или

может все это сильно преувеличено?

Судьбы детей в этой Катастрофе, это одна из самых тяжелых страниц в истории. Маленькие

дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. слайд)

Учитель подталкивает учеников к дискуссии. Задает вопросы для обсуждения:

1.

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем разобраться? К чему нам надо обратиться,

чтобы узнать правду? (чтобы узнать достоверную информацию, надо обратиться к источникам)

2.

К каким источникам мы можем обратиться? Что для нас в данном случае может

выступить источником? (мы можем обратиться к письменным источникам или устным. Это

могут быть газеты, воспоминания, документы, фотографии, личные дневниковые записи).

Я предлагаю вам посмотреть видео,основанное на достоверных источниках.Это видеохроника,

документы и воспоминания детей,переживших страшные годы войны.

Зачитать воспоминания

Учитель:

слайд Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных

был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери

закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие

ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь.

Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с

пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал

снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы

вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх

груды тел. В некоторых

концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в

различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или

предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими

как гепатит, туберкулез и малярия.

слайд Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и

анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его

«дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками.

Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как

«Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских

близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было

2

около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их

страдания.

слайд

Существует большой список, в котором указаны концлагеря Германии во время Великой

Отечественной войны. С десяток из них – самые известные и на слуху даже у тех, кто родился

уже после войны. Ужасы, которые там творились, заставят дрогнуть сердце даже самого

черствого человека. Концлагеря Германии во время Великой Отечественной войны, список:

Список можно начать с лагеря Дахау. Он был создан одним из первых.

Дахау находился под Мюнхеном и являлся образцом издевательских конц-учреждений нацистов.

Лагерь просуществовал двенадцать лет. В нем побывали военные, различные активисты и даже

священники. Людей привозили в лагерь со всей Европы На примере Дахау в 1942 г было создано

еще 140 дополнительных учреждений. В них содержалось более 30000 человек, которые

использовались на тяжелых работах, над ними проводились медицинские эксперименты,

испытывались новые лекарства и кровоостанавливающие средства. Официально, в Дахау не

убивали людей, но число погибших по документам зашкаливает за 70 тысяч человек, а сколько

их было в реальности – не подсчитать.

Майданек был открыт в 1941 г. Имел много дочерних структур на польской территории. За

период с 1941 по 1944 гг в концлагере было убито больше 1,5 миллионов человек.

Равенсбрюк сначала

был

исключительно

женским

концлагерем,

находился

возле

г.

Фюрстенберга. Отбирались только крепкие и здоровые, остальные сразу уничтожались. Через

некоторое время расширился, образовав еще два отделения – мужское и для девочек.

Отдельно следует вспомнить Саласпилс. Он делился на две части, в одной из которых

содержались дети. Фашисты использовали их для обеспечения свежей кровью раненых немцев.

Дети не доживали даже до 5-ти лет. Многие умирали сразу после выкачивания львиных доз

крови. Дети были лишены даже элементарного ухода, дополнительно использовались в

экспериментах в качестве подопытных «кроликов».

Стихотворение Муса Джалиль «Варвары».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И Тучи спустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдали мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце, скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас

Он обезумел, гневно бушевала

3

Его листва.

Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины.

Она смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу.

Не надо, мама!

Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно,

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно –

И он закрыл глаза.

И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни и одна любовь

Гром грянул.

Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих

Земля моя, скажи мне, что с тобой!

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ли ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

4

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Освенцим – тоже очень известный концлагерь. Он располагался на западе от Кракова, на

польской территории. Имел большой комплекс из трех основных частей – Аушвиц 1, 2 и 3. В

Освенциме умерло больше 4-х миллионов человек, из них – 1,2 млн – только одних евреев. До

последних дней в Освенциме продолжалось «скоростное» уничтожение евреев. В течение одного

только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

Бухенвальд являлся одним из самых крупных. Создан был еще в 1937 г и изначально назывался

Эттерсберг. Лагерь имел 66 дочерних аналогичных учреждений. В Бухенвальде фашисты

замучили 56000 человек 18-ти различных национальностей.

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР.

Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое

первое массовое применение.

Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не

скрывая свои преступления от местных жителей.

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр

недалеко от Киева в Украине.

Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновки и Сырца.

Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского

населения, главным образом, евреев, цыган, а также советских военнопленных,

осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно,

по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек.

В настоящее время на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных

комплексов жертвам Холокоста и другим жертвам убийств.

Бабий Яр явился местом расстрела пяти цыганских таборов. Там же был открыт Сырецкий

концентрационный лагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики и

военнопленные и другие люди.

Отступая из Киева и пытаясь скрыть следы преступлений, нацисты в августе-сентябре 1943 года частично

уничтожили лагерь - откопали и сожгли в печах десятки тысяч трупов, кости перемалывались на

привезенных из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабиного Яра. В ночь на 29

сентября 1943 года в Бабином Яре произошло восстание занятых на работах у печей 329 заключенных-

смертников, из которых спаслись 18 человек. Спасшиеся узники выступили свидетелями попытки

нацистов скрыть факты массовых расстрелов.

В память о детях поэт и композитор А. Розенбаум написал песню «Бабий Яр».(звучит песня)

Воспоминания очевид.

Да,ребята,Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение

нравственные устои людей, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

(18-19 слайды)

Учитель:

Итак, мы с вами рассмотрели с помощью источников,

влияние определенного

промежутка времени на судьбы ваших ровесников. Давайте теперь вернемся к задаче сегодняшнего

мероприятия и попытаемся разобраться в той ситуации, которая нам представилась.

1.

Как вы считаете, почему возникло данное явление и что являлось движущей силой?

(если ребята затрудняются дать ответ, учитель может подтолкнуть их своими мыслями.

Учитель: меня вот очень удивило то, что немецкие солдаты беспрекословно выполняли все эти

страшные вещи: убивали, издевались, избивали. Как такое возможно? Они ведь тоже люди.

Учащиеся должны понять, причины в том, что солдат сумели убедить в ложных истинных

ценностях.

Политика фашизма, характеризуемая насилием

и кровожадностью сеяла ошибочные

нравственные и моральные идеалы.

2.

Скажите мне ребята, мы можем выделить с вами в отдельный пункт роль детей в этом

явлении?

5

(дети были для нацистов самой легкой жертвой. Потому что они ни как не ожидали, от

взрослых, которые их должны были защищать угрозы. В то же время они на равнее со

взрослыми переживали все лишения).

3.

Ребята, но ведь все о чем мы сегодня говорили было больше семидесяти лет назад. Надо

ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты

например…

4.

(к данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления,

чтобы не повторять таких ошибок в будущем. История наш учитель, и если мы учтем ошибки

прошлого, возможно сможем избежать их).

20 слайд

Ребята, вот теперь, когда мы познакомились с источниками, рассмотрели причины этого явления, вам

удалось сформировать свой взгляд на Холокост? Что же это было? Это действительно была

катастрофа и преступление против человечества или все же здесь много преувеличения?

Холокост это действительно катастрофа, погибло много невинных людей, в этот период. Это

было преступление, направленное против человечества. Людей заставляли поверить в ложные

истины и ценности. В данный период времени было убито много детей, многие остались без

своей семьи, или инвалидами. Это не простительная политика фашистского государства и

тех, кто его поддерживал).

Учитель: Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего

человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в

Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом

забывать, а знание свое обязаны передавать своим потомкам) Песня «Бухевальд»

Я надеюсь после нашего мероприятия вы осознали, прочувствовали всю трагическую

сущность слова «Холокост». Мира всем, добра и процветания!

6

7



В раздел образования