Автор: Жамойда Людмила Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Берёзка" комбинированного вида
Населённый пункт: с. Апача Усть-Большерецкий район Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии"
Раздел: среднее профессиональное
Современные образовательные технологии в ДОУ
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая
технология
-
это
совокупность
психолого-
педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она
есть
организационно
-
методический
инструментарий
педагогического
процесса (Б.Т.Лихачёв).
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
•
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
•
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
•
Процессуальная
часть –
совокупность
форм
и
методов
учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Взаимодействие
всех
субъектов
открытого
образовательного
пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе
современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
•
здоровьесберегающие технологии;
•
технологии проектной деятельности;
•
технология исследовательской деятельности;
•
информационно-коммуникационные технологии;
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
•
игровая технология;
•
технология «ТРИЗ» и др.
1. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих
технологий
является
обеспечение
ребенку
возможности
сохранения
здоровья,
формирование
у
него
необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют
(применительно
к
ДОУ)
следующую
классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1.Медико-профилактические ( о б е с п е ч и в а ю щ и е
с о х р а н е н и е
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в
соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием
медицинских
средств
-
технологии
организации
мониторинга
здоровья
дошкольников, контроля
за
питанием
детей,
п р о ф илактических
мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.Физкультурно-оздоровительные (н ап р а вл е н н ы е
н а
ф и з и ч еское
развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических
качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.Обеспечения
социально-психологического
бл а го п ол у чи я
ребенка (обеспечивающие
психическое
и
социальное
здоровье
ребенка
и
направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического
самочувствия
ребенка
в
процессе
общения
с о
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-
педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе
ДОУ);
4.Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов,
в
том
числе
культуры
профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу
жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования
подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),
ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.Образовательные (воспитания
культуры
здоровья
дошкольников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6.Обучения
здоровому
образу
жизни (технологии
использования
физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии
«Уроки
футбола»,
проблемно-игровые
(игротренинги,
игротерапия),
самомассаж);
коррекционные
(арт-терапия,
технология
музыкального
воз-
действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует
отнести
и педагогическую
технологию
активной
сенсорно-развивающей
среды, под
которой
понимается
системная
совокупность
и
порядок
функционирования всех личностных инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие
и
обогащение
социально-личностного
опыта
посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры,
народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные»,
направленные
на
изучение
проблем,
связанных
с
окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать
свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной
(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные»,
нацеленные
на
создание
конкретного
полезного
продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно
новые
требования
к
дошкольному
воспитанию
как
первому
звену
непрерывного
образования:
образования
с
использованием
современных
информационных
технологий
(компьютер,
интерактивная
доска, планшет и др.).
Требования к компьютерным программам ДОУ:
•
Исследовательский характер
•
Легкость для самостоятельных занятий детей
•
Развитие широкого спектра навыков и представлений
•
Возрастное соответствие
•
Занимательность.
Классификация программ:
•
Развитие воображения, мышления, памяти
•
Говорящие словари иностранных языков
•
Простейшие графические редакторы
•
Игры-путешествия
•
Обучение чтению, математике
•
Использование мультимедийных презентаций
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления
стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3.
Обмен
опытом,
знакомство
с
периодикой,
наработками
других
педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит
не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему
и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5.
Создание
презентаций
в
программе
Рower
Рoint
для
повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного
образования
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных
условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная
технология
реализуется
в
развивающей
среде,
отвечающей
требованиям
содержания
новых
образовательных
программ.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются:
г ума н н о - л и ч н о с т н ы е
т ех н ол о г и и ,
отл и ч а ю щ и е с я
с в о е й
гуманистической
сущностью
психолого-терапевтической
направленностью
на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к
условиям дошкольного учреждения.
Данную
технологию
хорошо
реализовать
в
новых
дошкольных
учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая
мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие
индивидуальным
играм,
оборудование
для
индивидуальных
занятий.
Музыкальный
и
физкультурный
залы,
кабинеты
долечивания
(после
болезни),
помещение
по
экологическому
развитию
дошкольника
и
продуктивной
деятельности,
где
дети
могут
выбрать
себе
занятие
по
интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку,
веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных
дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Технология
сотрудничества реализует
принцип
демократизации
дошкольного
образования,
равенство
в
отношениях
педагога
с
ребенком,
партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и
дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки,
подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую
деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации
педагогических
отношений
с
процессуальной
ориентацией,
приоритетом
личностных
отношений,
индивидуального
подхода,
демократическим
управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким
подходом
обладают
новые
образовательные
программы
«Радуга»,
«Из
детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса
конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ
(родители,
общество)
образовательные
ориентиры,
цели
и
содержание
образования.
Эти
исходные
установки
должны
конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать
условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление
темпов
развития
позволяет
воспитателю
поддерживать
каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том,
чтобы
воспитательно-образовательный
процесс
должен
гарантировать
достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом
подходе к обучению выделяются:
•
постановка
целей
и
их
максимальное
уточнение
(воспитание
и
обучение с ориентацией на достижение результата;
•
подготовка
методических
пособий
(демонстрационный
и
раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
•
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,
направленная на достижение целей;
•
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные
технологии
противопоставляют
авторитарному,
обезличенному
и
обездушенному
подходу
к
ребенку
в
традиционной
технологии
–
атмосферу
любви,
заботы,
сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
6. Игровая технология
Строится
как
целостное
образование,
охватывающее
определенную
часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
•
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
•
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
•
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
•
группы
игр,
воспитывающих
умение
владеть
собой,
быстроту
реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление
игровых
технологий
из
отдельных
игр
и
элементов
-
забота каждого воспитателя.
Обучение
в
форме
игры
может
и
должно
быть
интересным,
занимательным,
но
не
развлекательным.
Для
реализации
такого
подхода
необходимо,
чтобы
образовательные
технологии,
разрабатываемые
для
обучения
дошкольников,
содержали
четко
обозначенную
и
пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя
эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания.
Безусловно,
этот
уровень
достижений
ребенка
должен
диагностироваться,
а
используемая
педагогом
технология
должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы.
Игровые
технологии
тесно
связаны
со
всеми
сторонами
воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его
основных
задач.
Некоторые
современные
образовательные
программы
предлагают
использовать
народную
игру
как
средство
педагогической
коррекции поведения детей.