Напоминание

"Современные образовательные технологии"


Автор: Жамойда Людмила Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Берёзка" комбинированного вида
Населённый пункт: с. Апача Усть-Большерецкий район Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены

на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая

технология

-

это

совокупность

психолого-

педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она

есть

организационно

-

методический

инструментарий

педагогического

процесса (Б.Т.Лихачёв).

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание

учебного материала.

Процессуальная

часть –

совокупность

форм

и

методов

учебной

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности

педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика

обучающего процесса.

Взаимодействие

всех

субъектов

открытого

образовательного

пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе

современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя;

игровая технология;

технология «ТРИЗ» и др.

1. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих

технологий

является

обеспечение

ребенку

возможности

сохранения

здоровья,

формирование

у

него

необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют

(применительно

к

ДОУ)

следующую

классификацию

здоровьесберегающих технологий:

1.Медико-профилактические ( о б е с п е ч и в а ю щ и е

с о х р а н е н и е

и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в

соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием

медицинских

средств

-

технологии

организации

мониторинга

здоровья

дошкольников, контроля

за

питанием

детей,

п р о ф илактических

мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.Физкультурно-оздоровительные (н ап р а вл е н н ы е

н а

ф и з и ч еское

развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических

качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.Обеспечения

социально-психологического

бл а го п ол у чи я

ребенка (обеспечивающие

психическое

и

социальное

здоровье

ребенка

и

направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического

самочувствия

ребенка

в

процессе

общения

с о

сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-

педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе

ДОУ);

4.Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные

на

развитие

культуры

здоровья

педагогов,

в

том

числе

культуры

профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу

жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования

подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),

ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.Образовательные (воспитания

культуры

здоровья

дошкольников,

личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.Обучения

здоровому

образу

жизни (технологии

использования

физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии

«Уроки

футбола»,

проблемно-игровые

(игротренинги,

игротерапия),

самомассаж);

коррекционные

(арт-терапия,

технология

музыкального

воз-

действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7.К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует

отнести

и педагогическую

технологию

активной

сенсорно-развивающей

среды, под

которой

понимается

системная

совокупность

и

порядок

функционирования всех личностных инструментальных и методологических

средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие

и

обогащение

социально-личностного

опыта

посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация учебных проектов:

«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры,

народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные»,

направленные

на

изучение

проблем,

связанных

с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать

свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной

(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные»,

нацеленные

на

создание

конкретного

полезного

продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет

качественно

новые

требования

к

дошкольному

воспитанию

как

первому

звену

непрерывного

образования:

образования

с

использованием

современных

информационных

технологий

(компьютер,

интерактивная

доска, планшет и др.).

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления

стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.

Обмен

опытом,

знакомство

с

периодикой,

наработками

других

педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит

не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему

и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.

Создание

презентаций

в

программе

Рower

Рoint

для

повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы

дошкольного

образования

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных

условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная

технология

реализуется

в

развивающей

среде,

отвечающей

требованиям

содержания

новых

образовательных

программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными

направлениями выделяются:

г ума н н о - л и ч н о с т н ы е

т ех н ол о г и и ,

отл и ч а ю щ и е с я

с в о е й

гуманистической

сущностью

психолого-терапевтической

направленностью

на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к

условиям дошкольного учреждения.

Данную

технологию

хорошо

реализовать

в

новых

дошкольных

учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая

мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие

индивидуальным

играм,

оборудование

для

индивидуальных

занятий.

Музыкальный

и

физкультурный

залы,

кабинеты

долечивания

(после

болезни),

помещение

по

экологическому

развитию

дошкольника

и

продуктивной

деятельности,

где

дети

могут

выбрать

себе

занятие

по

интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку,

веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных

дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология

сотрудничества реализует

принцип

демократизации

дошкольного

образования,

равенство

в

отношениях

педагога

с

ребенком,

партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и

дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки,

подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую

деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации

педагогических

отношений

с

процессуальной

ориентацией,

приоритетом

личностных

отношений,

индивидуального

подхода,

демократическим

управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким

подходом

обладают

новые

образовательные

программы

«Радуга»,

«Из

детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса

конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ

(родители,

общество)

образовательные

ориентиры,

цели

и

содержание

образования.

Эти

исходные

установки

должны

конкретизировать

современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать

условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление

темпов

развития

позволяет

воспитателю

поддерживать

каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том,

чтобы

воспитательно-образовательный

процесс

должен

гарантировать

достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом

подходе к обучению выделяются:

постановка

целей

и

их

максимальное

уточнение

(воспитание

и

обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка

методических

пособий

(демонстрационный

и

раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,

направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные

технологии

противопоставляют

авторитарному,

обезличенному

и

обездушенному

подходу

к

ребенку

в

традиционной

технологии

атмосферу

любви,

заботы,

сотрудничества,

создают условия для творчества личности.

6. Игровая технология

Строится

как

целостное

образование,

охватывающее

определенную

часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

игры

и

упражнения,

формирующие

умение

выделять

основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы

игр,

воспитывающих

умение

владеть

собой,

быстроту

реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление

игровых

технологий

из

отдельных

игр

и

элементов

-

забота каждого воспитателя.

Обучение

в

форме

игры

может

и

должно

быть

интересным,

занимательным,

но

не

развлекательным.

Для

реализации

такого

подхода

необходимо,

чтобы

образовательные

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников,

содержали

четко

обозначенную

и

пошагово

описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя

эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит

гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного

содержания.

Безусловно,

этот

уровень

достижений

ребенка

должен

диагностироваться,

а

используемая

педагогом

технология

должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы.

Игровые

технологии

тесно

связаны

со

всеми

сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его

основных

задач.

Некоторые

современные

образовательные

программы

предлагают

использовать

народную

игру

как

средство

педагогической

коррекции поведения детей.



В раздел образования