Напоминание

"Педагогические условия приобщения младших школьников к народным традициям своего края"


Автор: Ермилова Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №177"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия приобщения младших школьников к народным традициям своего края"
Раздел: начальное образование





Назад




Л.М. Ермилова

Почетный работник общего образования РФ

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 177»

г. Казань Республика Татарстан

Педагогические условия приобщения младших школьников к

народным традициям своего края.

В настоящее время среди проблем, обращающих на себя внимание

современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые

связаны

с поисками

путей

повышения

качества

и эффективности

целенаправленного воспитания.

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная

культура. Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и

проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он

общается в непосредственном окружении в быту, школе. Это особенно важно для

дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.

Развитие

межэтнической

толерантности

школьника

в

процессе

изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по

изучению традиций, обрядов, фольклора, направленных на постижение

национальных и общечеловеческих ценностей, раскрывающих целостную

картину мира. Важно научить детей любить свой родной язык, гордиться

своей культурой, историей своего народа, своего края, своей семьи.

Создание

благоприятных

условий

для

формирования

духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования в условиях поликультурного пространства и стало

целью моих педагогических изысканий.

В педагогике принято выделять три сферы, в которых происходит

процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

Особенно удачно, как показывает опыт, включение учащихся происходит

средствами внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

и

направлена

на

реализацию индивидуальных потребностей детей.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания

и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы

храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к

поколению.

В настоящее время во многих регионах с большой активностью

проходит процесс внедрения фольклорного начала в общеобразовательные

школы и школы нового типа.

Воспитание личности школьника с использованием средств духовно-

нравственного развития, включаемых в урочную и внеурочную деятельность,

успешно осуществляется в нашем лицее, в частности, в рамках специально

разработанной мною авторской программы духовно-нравственного обучения

и воспитания обучающихся начальных классов на основе фольклора.

Необходимость

создания

разработанной

мною

программы

обусловлена социальными и педагогическими факторами. К их числу следует

отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к

сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению

народных традиций.

Педагогически целесообразное управление этими процессами в

условиях школ в такой многонациональной республике, как Татарстан,

направлено на предупреждение возможности возникновения межэтнических

и

межнациональных

конфликтов.

Ускорить

развитие

положительных

тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в

процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция

школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Содержание и формы обучения и воспитания, изложенные в данной

программе, базируются на следующих принципах:

-природосообразности: воплощение идеи организации эстетического

развития ребенка с учетом его возрастных особенностей, с учетом

конкретной социальной и культурной среды;

-культуросообразности:

воспитание

основывается

на

общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и

нормами национальной культуры и региональными традициями;

-эффективности

социального

взаимодействия:

осуществление

воспитания в системе образования в разновозрастном коллективе, что

позволяет учащимся расширять сферу общения, создает условия творческой

самореализации.

Реализация данной авторской программы осуществляется по одному

из 5 направлений внеурочной деятельности ФГОС НОО: это направление -

духовно-нравственное.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей

является одной из важных проблем современного общества.

Данная авторская программа включает в себя несколько курсов: «Детский

фольклор», «Народное пение», «Прикладное искусство».

Одним

из

базисных

курсов,

формирующего

работу

фольклорного

объединения, является курс «Детский фольклор» для начальных классов.

Цель данного курса

:

изучение культуры и традиций своего народа и

народов, населяющих Поволжье.

Для осуществления поставленной цели были намечены следующие

приоритетные задачи:

1.

Формирование у учащихся представления о толерантности.

2.

Создание

условий

для возможности живого общения,

формирования

коммуникативных связей в образовательном учреждении, в семье, социуме.

3.

Создание условий для формирования системы нравственных ценностей на

основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного

процесса.

4.

Содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению

этнокультурных традиций семьи.

5.

Развитие у детей потребностей в художественно-эстетической деятельности

на основе их участия в творческих коллективах (пение, танцы в различных

жанрах, прикладное искусство).

Планируемые результаты:

- личностные

-на

базе

фольклорного

творчества

развивать

художественно-образное

мышление, фантазию, творческие способности учащихся;

-формировать уважительное отношение к своей семье, развивать интерес к

истории жизни семьи;

-прививать бережное отношение к региональным культурным традициям в

условиях многонациональной республики Татарстан.

- метапредметные

-формировать осмысленное и уважительное отношение к традициям разных

народов.

-развивать коммуникативные способности, умение выбирать адекватные

языковые и речевые средства для успешного решения элементарной

коммуникативной задачи.

-формировать характер посредством народной мудрости.

-воспитывать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.

- предметные

-дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной

мудрости;

-познакомить с жанрами устного народного творчества, традиционным

народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, праздниками

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года на базе одного класса (1-4 класс). Класс-

объединение формируется в начале учебного года по запросам родителей.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (33 ч. в год-1 класс, по 34 ч -

2-4 классы).

Занятия проводятся с применением различных форм учебно-игровой

деятельности: речевые и вокально-речевые упражнения сменяются рассказом

учителя, ответами учеников на вопросы, пальчиковая разминка по системе

Цвынтарного

сменяется

работой

над

дикцией,

мимикой

и

жестами,

разучивание нового сочетается с обязательным повторением пройденного,

выполнение рисунков на фольклорные мотивы, театрализация, творческие

задания. Все эти формы придают занимательность занятиям, способствуют

познавательной активности учащихся и развитию их творческих умений и

навыков.

Используются также дополнительные формы передачи знаний, как

посещение

выставок

художественных

народных

промыслов,

музеев,

прослушивание

аудиозаписи

народной

музыки,

встречи

с

детскими

фольклорными коллективами, проведение народных праздников, участие в

конкурсах и фестивалях народного творчества.

Следует подчеркнуть, что курс «Детский фольклор» органично входит

в предметный цикл начальной школы, что делает актуальным выделение

метапредметных связей (с развитием речи, литературным чтением, родным

языком, окружающим миром, музыкой, технологией, изобразительным

искусством).

В целях эффективной реализации программы были разработаны

учебно-методические материалы: учебное пособие «Детский фольклор» для

начальных классов по годам обучения, репертуарный сборник песен

ансамбля «Соловушка», получившие высокую оценку кафедры педагогики

Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета,

Городского

центра

русского

фольклора,

Республиканского

научно-

методического центра народного творчества и культурно-просветительной

работы МК РТ.

В каждом классе учебный материал преподносится с учетом возрастных

особенностей учащихся по принципу: от простого - к сложному. Учебное

пособие «Детский фольклор» по каждому году обучения имеет целостную

структуру. Материал разделен на 4 времени года по учебным четвертям.

Имеет

разделы:

жанры

устного

народного

творчества,

былины

и

исторические песни, прикладное искусство, обрядовая поэзия и праздники,

народная музыка, народные игры и народный календарь. Ежегодно пособие

пополняется новыми содержательными компонентами.

В 2003 году авторская программа «Эстетическое развитие личности –

основа творчества» и учебные пособия «Детский фольклор» для учащихся

начальных

классов

были

отмечены

дипломом

I

степени

на

V

Республиканском конкурсе авторских программ и методических пособий, как

содержащие

инновационные

идеи.

В

2014

г

стала

победителем

Республиканского конкурса грантов по поддержке педагогов, реализующих

дополнительные

образовательные

программы

в

образовательных

учреждениях.

Богатый материал фольклора находит своё логическое продолжение в

работе фольклорного ансамбля «Соловушка», созданного на базе класса.

Детский фольклорный ансамбль «Соловушка» является замечательной

формой полиэтнического образования.

С одной стороны, ввиду своей познавательной направленности

ансамбль требует от участников серьезной теоретической подготовки. С

другой стороны, он позволяет объединить вокруг себя множество творческих

мастерских:

историко-этнографический

костюм,

предметы

быта

в

оформлении сцены, прикладное искусство, музыка и народное пение,

хореография и народные танцы, сценическое мастерство.

Что считается определяющим в развитии ребенка?

В первую очередь его непосредственное общение с родителями,

бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый

современный компьютер.

На мой взгляд, нет лучшего способа привлечь семью к школьной

жизни, как найти общее интересное дело (например: изучение фольклора). К

кому ребёнок побежит узнавать, кем были его прадедушка, прабабушка, где

жили, какие песни пели, как встречали праздники? Конечно, к родителям,

дедушкам, бабушкам! Много вечеров проводят родители со своими детьми,

составляя родословную своей семьи, разучивая старинные песни, занимаясь

пошивом костюмов, готовясь к празднику.

А сколько радости, гордости и счастья мы видим в глазах детей, когда

во время праздников, родители находятся не в зале в роли зрителей, а вместе

с детьми в народных костюмах водят хороводы, поют, пляшут, играют.

Через организацию культурного досуга мы успешно решаем задачу

вовлечения детей и взрослых в различные виды совместной деятельности.

Возникло реальное содружество: «дети-учителя-родители».

Только взаимодействие поколений позволяет должным образом

осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей

являются разработанные мною ежегодные творческие отчеты в форме

семейного народного праздника («Веселые потешки», «Рождественские

колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Осенины» и др.)

Особенностью

творческих

отчетов

является

проявление

взаимодействия

родителей,

учащихся

и

классного

руководителя

в

становлении

ученического

коллектива,

поддержка

жизненного

самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла.

Подготовка и проведение праздников насыщено положительными

эмоциями, где в игровой форме раскрываются народные традиции и обычаи

разных народов, где происходит взаимодействие трех поколений.

Коллектив

фольклорный

ансамбль

«Соловушка»

-

является

участником и лауреатом различных конкурсов и фестивалей народного

творчества: «Живой родник», «Каравон», «Рождественская елка. «Казачий

круг», «Хрустальное сердце мира», «Татарстан», «Берега надежды», «Свет

рождественской звезды», «Звездный дождь», «Голос Татарстана», «Гордость

России» и др.

Каждое

выступление,

каждая

работа

есть

результат

погружения

в

эпоху

изучения

культурных

традиций

и

мастерства

предыдущих поколений, что создает у ребят особый духовный настрой.

При внедрении данной программы основополагающим принципом был

выбран принцип «не разочарования», выражавшийся в том, что на каждом

этапе обучения перед детьми ставились посильные задачи, позволяющие

добиваться профессионального исполнения почти у каждого ребенка,

независимо от природной одаренности.

Педагогически

целесообразно

организованная

деятельность

по

принципу класс-объединение, способствует тому, что у детей и педагогов

представления о школе, как мы привыкли, не разделяются на две сферы -

учебную и внеучебную, а складываются в гармоничное единство учения,

досуга, общения. Дети вместе учатся, вместе занимаются внеурочной

деятельностью, вместе в доп. образовании – в ансамбле «Соловушка», вместе

в содружестве: дети-учителя-родители.

Выработанная в процессе работы система, позволяет отслеживать

результаты нашей работы.

Прежде всего, высокая мотивация к обучению практически у всех

учащихся (ежегодно дети дают высокие показатели качества обученности 75-

80%) И 80-90% всех учащихся принимают участие в различных олимпиадах,

конкурсах и фестивалях, пополняя свое портфолио.

И это, благодаря глубокому эстетическому развитию, использованию

индивидуального подхода и целенаправленного психолого-педагогического

взаимодействия с детьми с первого года обучения. Кроме того, выпускники,

как правило, успешно поступают и обучаются в вузах, что подтверждает их

готовность быть конкурентноспособными на рынке образования и труда.

В коллективе сложился замечательный психологический климат:

атмосфера творчества и взаимопонимания. Полностью отсутствуют дети,

страдающие

повышенной

застенчивостью,

различными

страхами,

повышенной агрессивностью, комплексами неполноценности, склонных к

депрессиям, «хронической усталости».

Еще в прошлом столетии был сделан мудрый вывод: ключ ко всему – в

воспитании.

Нами накоплен богатый опыт организации и реализации новой этно-

образовательной среды и имеются все необходимые предпосылки для

создания целостной воспитательной системы, которая будет способствовать

повышению

эффективности

социализации

школьников

в

условиях

межкультурных и межэтнических коммуникаций.



В раздел образования