Автор: Ермилова Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №177"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия приобщения младших школьников к народным традициям своего края"
Раздел: начальное образование
Л.М. Ермилова
Почетный работник общего образования РФ
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 177»
г. Казань Республика Татарстан
Педагогические условия приобщения младших школьников к
народным традициям своего края.
В настоящее время среди проблем, обращающих на себя внимание
современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые
связаны
с поисками
путей
повышения
качества
и эффективности
целенаправленного воспитания.
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная
культура. Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и
проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он
общается в непосредственном окружении в быту, школе. Это особенно важно для
дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.
Развитие
межэтнической
толерантности
школьника
в
процессе
изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по
изучению традиций, обрядов, фольклора, направленных на постижение
национальных и общечеловеческих ценностей, раскрывающих целостную
картину мира. Важно научить детей любить свой родной язык, гордиться
своей культурой, историей своего народа, своего края, своей семьи.
Создание
благоприятных
условий
для
формирования
духовно-
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования в условиях поликультурного пространства и стало
целью моих педагогических изысканий.
В педагогике принято выделять три сферы, в которых происходит
процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
Особенно удачно, как показывает опыт, включение учащихся происходит
средствами внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
и
направлена
на
реализацию индивидуальных потребностей детей.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы
храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к
поколению.
В настоящее время во многих регионах с большой активностью
проходит процесс внедрения фольклорного начала в общеобразовательные
школы и школы нового типа.
Воспитание личности школьника с использованием средств духовно-
нравственного развития, включаемых в урочную и внеурочную деятельность,
успешно осуществляется в нашем лицее, в частности, в рамках специально
разработанной мною авторской программы духовно-нравственного обучения
и воспитания обучающихся начальных классов на основе фольклора.
Необходимость
создания
разработанной
мною
программы
обусловлена социальными и педагогическими факторами. К их числу следует
отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к
сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению
народных традиций.
Педагогически целесообразное управление этими процессами в
условиях школ в такой многонациональной республике, как Татарстан,
направлено на предупреждение возможности возникновения межэтнических
и
межнациональных
конфликтов.
Ускорить
развитие
положительных
тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в
процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция
школы и всей системы воспитания детей и молодежи.
Содержание и формы обучения и воспитания, изложенные в данной
программе, базируются на следующих принципах:
-природосообразности: воплощение идеи организации эстетического
развития ребенка с учетом его возрастных особенностей, с учетом
конкретной социальной и культурной среды;
-культуросообразности:
воспитание
основывается
на
общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и
нормами национальной культуры и региональными традициями;
-эффективности
социального
взаимодействия:
осуществление
воспитания в системе образования в разновозрастном коллективе, что
позволяет учащимся расширять сферу общения, создает условия творческой
самореализации.
Реализация данной авторской программы осуществляется по одному
из 5 направлений внеурочной деятельности ФГОС НОО: это направление -
духовно-нравственное.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей
является одной из важных проблем современного общества.
Данная авторская программа включает в себя несколько курсов: «Детский
фольклор», «Народное пение», «Прикладное искусство».
Одним
из
базисных
курсов,
формирующего
работу
фольклорного
объединения, является курс «Детский фольклор» для начальных классов.
Цель данного курса
:
изучение культуры и традиций своего народа и
народов, населяющих Поволжье.
Для осуществления поставленной цели были намечены следующие
приоритетные задачи:
1.
Формирование у учащихся представления о толерантности.
2.
Создание
условий
для возможности живого общения,
формирования
коммуникативных связей в образовательном учреждении, в семье, социуме.
3.
Создание условий для формирования системы нравственных ценностей на
основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного
процесса.
4.
Содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению
этнокультурных традиций семьи.
5.
Развитие у детей потребностей в художественно-эстетической деятельности
на основе их участия в творческих коллективах (пение, танцы в различных
жанрах, прикладное искусство).
Планируемые результаты:
- личностные
-на
базе
фольклорного
творчества
развивать
художественно-образное
мышление, фантазию, творческие способности учащихся;
-формировать уважительное отношение к своей семье, развивать интерес к
истории жизни семьи;
-прививать бережное отношение к региональным культурным традициям в
условиях многонациональной республики Татарстан.
- метапредметные
-формировать осмысленное и уважительное отношение к традициям разных
народов.
-развивать коммуникативные способности, умение выбирать адекватные
языковые и речевые средства для успешного решения элементарной
коммуникативной задачи.
-формировать характер посредством народной мудрости.
-воспитывать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.
- предметные
-дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной
мудрости;
-познакомить с жанрами устного народного творчества, традиционным
народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, праздниками
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года на базе одного класса (1-4 класс). Класс-
объединение формируется в начале учебного года по запросам родителей.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (33 ч. в год-1 класс, по 34 ч -
2-4 классы).
Занятия проводятся с применением различных форм учебно-игровой
деятельности: речевые и вокально-речевые упражнения сменяются рассказом
учителя, ответами учеников на вопросы, пальчиковая разминка по системе
Цвынтарного
сменяется
работой
над
дикцией,
мимикой
и
жестами,
разучивание нового сочетается с обязательным повторением пройденного,
выполнение рисунков на фольклорные мотивы, театрализация, творческие
задания. Все эти формы придают занимательность занятиям, способствуют
познавательной активности учащихся и развитию их творческих умений и
навыков.
Используются также дополнительные формы передачи знаний, как
посещение
выставок
художественных
народных
промыслов,
музеев,
прослушивание
аудиозаписи
народной
музыки,
встречи
с
детскими
фольклорными коллективами, проведение народных праздников, участие в
конкурсах и фестивалях народного творчества.
Следует подчеркнуть, что курс «Детский фольклор» органично входит
в предметный цикл начальной школы, что делает актуальным выделение
метапредметных связей (с развитием речи, литературным чтением, родным
языком, окружающим миром, музыкой, технологией, изобразительным
искусством).
В целях эффективной реализации программы были разработаны
учебно-методические материалы: учебное пособие «Детский фольклор» для
начальных классов по годам обучения, репертуарный сборник песен
ансамбля «Соловушка», получившие высокую оценку кафедры педагогики
Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета,
Городского
центра
русского
фольклора,
Республиканского
научно-
методического центра народного творчества и культурно-просветительной
работы МК РТ.
В каждом классе учебный материал преподносится с учетом возрастных
особенностей учащихся по принципу: от простого - к сложному. Учебное
пособие «Детский фольклор» по каждому году обучения имеет целостную
структуру. Материал разделен на 4 времени года по учебным четвертям.
Имеет
разделы:
жанры
устного
народного
творчества,
былины
и
исторические песни, прикладное искусство, обрядовая поэзия и праздники,
народная музыка, народные игры и народный календарь. Ежегодно пособие
пополняется новыми содержательными компонентами.
В 2003 году авторская программа «Эстетическое развитие личности –
основа творчества» и учебные пособия «Детский фольклор» для учащихся
начальных
классов
были
отмечены
дипломом
I
степени
на
V
Республиканском конкурсе авторских программ и методических пособий, как
содержащие
инновационные
идеи.
В
2014
г
стала
победителем
Республиканского конкурса грантов по поддержке педагогов, реализующих
дополнительные
образовательные
программы
в
образовательных
учреждениях.
Богатый материал фольклора находит своё логическое продолжение в
работе фольклорного ансамбля «Соловушка», созданного на базе класса.
Детский фольклорный ансамбль «Соловушка» является замечательной
формой полиэтнического образования.
С одной стороны, ввиду своей познавательной направленности
ансамбль требует от участников серьезной теоретической подготовки. С
другой стороны, он позволяет объединить вокруг себя множество творческих
мастерских:
историко-этнографический
костюм,
предметы
быта
в
оформлении сцены, прикладное искусство, музыка и народное пение,
хореография и народные танцы, сценическое мастерство.
Что считается определяющим в развитии ребенка?
В первую очередь его непосредственное общение с родителями,
бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый
современный компьютер.
На мой взгляд, нет лучшего способа привлечь семью к школьной
жизни, как найти общее интересное дело (например: изучение фольклора). К
кому ребёнок побежит узнавать, кем были его прадедушка, прабабушка, где
жили, какие песни пели, как встречали праздники? Конечно, к родителям,
дедушкам, бабушкам! Много вечеров проводят родители со своими детьми,
составляя родословную своей семьи, разучивая старинные песни, занимаясь
пошивом костюмов, готовясь к празднику.
А сколько радости, гордости и счастья мы видим в глазах детей, когда
во время праздников, родители находятся не в зале в роли зрителей, а вместе
с детьми в народных костюмах водят хороводы, поют, пляшут, играют.
Через организацию культурного досуга мы успешно решаем задачу
вовлечения детей и взрослых в различные виды совместной деятельности.
Возникло реальное содружество: «дети-учителя-родители».
Только взаимодействие поколений позволяет должным образом
осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей
являются разработанные мною ежегодные творческие отчеты в форме
семейного народного праздника («Веселые потешки», «Рождественские
колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Осенины» и др.)
Особенностью
творческих
отчетов
является
проявление
взаимодействия
родителей,
учащихся
и
классного
руководителя
в
становлении
ученического
коллектива,
поддержка
жизненного
самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла.
Подготовка и проведение праздников насыщено положительными
эмоциями, где в игровой форме раскрываются народные традиции и обычаи
разных народов, где происходит взаимодействие трех поколений.
Коллектив
–
фольклорный
ансамбль
«Соловушка»
-
является
участником и лауреатом различных конкурсов и фестивалей народного
творчества: «Живой родник», «Каравон», «Рождественская елка. «Казачий
круг», «Хрустальное сердце мира», «Татарстан», «Берега надежды», «Свет
рождественской звезды», «Звездный дождь», «Голос Татарстана», «Гордость
России» и др.
Каждое
выступление,
каждая
работа
есть
результат
погружения
в
эпоху
изучения
культурных
традиций
и
мастерства
предыдущих поколений, что создает у ребят особый духовный настрой.
При внедрении данной программы основополагающим принципом был
выбран принцип «не разочарования», выражавшийся в том, что на каждом
этапе обучения перед детьми ставились посильные задачи, позволяющие
добиваться профессионального исполнения почти у каждого ребенка,
независимо от природной одаренности.
Педагогически
целесообразно
организованная
деятельность
по
принципу класс-объединение, способствует тому, что у детей и педагогов
представления о школе, как мы привыкли, не разделяются на две сферы -
учебную и внеучебную, а складываются в гармоничное единство учения,
досуга, общения. Дети вместе учатся, вместе занимаются внеурочной
деятельностью, вместе в доп. образовании – в ансамбле «Соловушка», вместе
в содружестве: дети-учителя-родители.
Выработанная в процессе работы система, позволяет отслеживать
результаты нашей работы.
Прежде всего, высокая мотивация к обучению практически у всех
учащихся (ежегодно дети дают высокие показатели качества обученности 75-
80%) И 80-90% всех учащихся принимают участие в различных олимпиадах,
конкурсах и фестивалях, пополняя свое портфолио.
И это, благодаря глубокому эстетическому развитию, использованию
индивидуального подхода и целенаправленного психолого-педагогического
взаимодействия с детьми с первого года обучения. Кроме того, выпускники,
как правило, успешно поступают и обучаются в вузах, что подтверждает их
готовность быть конкурентноспособными на рынке образования и труда.
В коллективе сложился замечательный психологический климат:
атмосфера творчества и взаимопонимания. Полностью отсутствуют дети,
страдающие
повышенной
застенчивостью,
различными
страхами,
повышенной агрессивностью, комплексами неполноценности, склонных к
депрессиям, «хронической усталости».
Еще в прошлом столетии был сделан мудрый вывод: ключ ко всему – в
воспитании.
Нами накоплен богатый опыт организации и реализации новой этно-
образовательной среды и имеются все необходимые предпосылки для
создания целостной воспитательной системы, которая будет способствовать
повышению
эффективности
социализации
школьников
в
условиях
межкультурных и межэтнических коммуникаций.