Автор: Кириллова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3
Населённый пункт: Данков, Липецкая обл.
Наименование материала: Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Чтение рассказа Н. Павловой "Жёлтый , белый, лиловый" в подготовительной группе
Тема: Совместная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый»
в подготовительной группе
Ра
зработчик: Кириллова Т.Н.
воспитатель первой
квалификационной категории
2022 г
Цель:
1.
Познакомить детей с рассказом Н. Павловой
«
Жёлтый, белый, лиловый».
2.
Расширять и уточнять представления детей о природе.
3.
Продолжать знакомить с понятием «луг», с растущими на нём растениями.
4. Учить бережному отношению к растениям луга.
Оборудование:
Словарная работа: лиловый,
Ход совместной деятельности.
1.Вступительное слово воспитателя.
Сегодня мы опять гуляем по лугу. Только луг предстанет перед нами совсем
другим: мы увидим его жёлтым, белым и лиловым. Дело в том, что я прочитаю вам
рассказ Н. Павловой, который так и называется «Жёлтый, белый и лиловый», а вы
догадаетесь, почему луг меняет свою окраску.
2.
Чтение рассказа.
Был такой хороший весенний день, что даже навозному жуку захотелось
приподнять свои пыльные крылья и полетать, посмотреть, есть ли что-нибудь на свете
лучше родной широкой, залитой солнцем дороги. И, увидев попрыгунью-кобылку, он
спросил, где она живёт.
- На весёлом жёлтом лугу, — сказала кобылка. — Там цветут свербига,
одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой
кобылки. Знаешь, как это бывает, когда глядишь в воду.
- Я прилечу к тебе и посмотрю, — сказал навозный жук.
И он стал собираться. Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался
очень долго. А когда полетел, то не нашёл жёлтого луга. И при встрече пожаловался
кобылке.
- Ах, — сказала кобылка, — да ведь луг-то теперь не жёлтый, а белый! Там
цветут купырь, ромашка, дрёма и подмаренник. Какие мелкие цветочки у
подмаренника! Заберёшься между ними — и точно облако вокруг тебя. А как пахнет!
- Я прилечу к тебе и понюхаю, — сказал навозный жук.
И он стал собираться. Но, по привычке, всё копался и копался. И
прокопался очень долго. А когда полетел, то не нашел белого луга. И при встрече
пожаловался кобылке.
- Ах, — сказала кобылка, — да ведь луг-то теперь не белый, а лиловый! Там
цветут колокольчики и короставник, полевая герань и мышиный горошек. Какие
забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так
славно качаться!
- Качайся на здоровье! — сказал навозный жук. — А я больше туда не полечу.
Уж не расцветут ли там завтра чёрные цветы? Нет, я предпочитаю свою родную
дорогу. Навоз — всегда навоз, и пыль — всегда пыль. А серый цвет для глаза всего
приятнее.
3.Беседа по содержанию рассказа.
- Вы обратили внимание, в какое время года происходит первая встреча жука и
кобылки? (Ответы детей: весной).
- Где живёт кобылка? (Ответы детей: на весёлом жёлтом лугу).
- Какие цветы цветут на жёлтом лугу? (Ответы детей: свербига, одуванчики и
лютики).
- Вы догадались, почему весной луг жёлтый? (Ответы детей: все эти цветы –
свербига, одуванчики и лютики – жёлтого цвета, поэтому и луг становится жёлтым).
- Почему жук не нашёл жёлтого луга? (Ответы детей: жук долго собирался, и
цветы жёлтого цвета отцвели).
- Каким назвала луг кобылка в следующую встречу с жуком? (Ответы детей:
белым).
- Как вы думаете, почему луг стал белым? (Ответы детей: зацвели цветы белого
цвета – купырь, ромашка, дрёма, подмаренник).
- Чем ещё интересен, по мнению кобылки, подмаренник? (Ответы детей: у него
мелкие цветочки, которые хорошо пахнут).
- Почему и белый луг жук так и не увидел и не понюхал подмаренник? (Ответы
детей: прокопался очень долго, и эти цветы успели отцвести).
- Какого цвета стал луг после того, как отцвели цветы белого цвета? (Ответы
детей: лиловый).
- Какие же цветы расцвели на лиловом лугу? (Ответы детей: колокольчики и
короставник, полевая герань и мышиный горошек).
- Что рассказала жуку кобылка про мышиный горошек? (Ответы детей: какие
забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки, и на нём так
славно качаться!).
- Почему жук отказался прилететь на лиловый луг? (Ответы детей: подумал, что
луг опять изменит свою окраску, и он его снова не найдёт).
- А удавалось ли вам видеть луг жёлтым, белым, лиловым? (Ответы детей:
удавалось).
4.Физкультминутка «На лугу» .
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
5.Рассказ воспитателя о лиловом луге.
А теперь приглашаю вас погулять по лиловому лугу.
Идёт последний месяц лета. Луг уже сменил окраску. Один за другим гаснут яркие
головки цветов, на желтеющей зелени появились спокойные синие и фиолетовые
цветы. Колокольчики, герани, цикорий, васильки цвели и раньше, в разгар лета, но
сейчас они настоящие хозяева луга.
Полюбуйтесь сине-фиолетовой геранью, она цветёт всего два дня. Один за
другим распускаются цветки герани, создавая впечатление длительного цветения.
Пыльцой герани любят полакомиться много непрошеных гостей – мелких ползающих
жучков. Но свою пыльцу герань отдаёт опыляющим её пчёлам и бабочкам. Для
защиты от непрошеных гостей стебелёк около цветка покрывается липким
выделением растения. Попробуй проползти через такую пограничную полосу.
Догадайтесь, о каком цветке я буду рассказывать дальше.
Кто-то, наверное, в поле разлил
Капли лиловых и синих чернил…
Что за цветочки – дайте ответ –
Все с язычками, а звона нет?
(Колокольчики)
В августе на лугах цветёт много колокольчиков. Выше всех луговых цветов,
всех веселее - лиловые колокольчики. От летнего ветерка они колышутся, кланяются,
неслышно звенят и приветствуют гостей луга.
У одних колокольчиков цветки крупные голубые, у других – мелкие тёмно-
или светло-фиолетовые. Есть одиночные цветки, а есть растущие букетиком по 15 – 20
цветков вместе.
Вряд ли кто из вас знает, что это растение помогло людям изобрести колокол.
Известно, что в 1500 году в Италии решили сделать цветок колокольчика из меди. Так
появился первый колокол.
Просто невозможно не залюбоваться красотой синего василька, яркие
лужайки которого – настоящее украшение луга. Цветки синего василька очень
необычной и красивой формы. Словно маленькие воронки-кулёчки с зазубренными
краями, расположились вокруг головки цветка. Основание головки напоминает
зелёную шишку. Из лепестков василька получают стойкую голубую и синюю краску.
И, конечно, издавна красивый рисунок цветка используют вышивальщицы.
6.Дидактическая игра «Продолжи моё предложение»
Луг бывает жёлтым потому, что…
Луг становится белым потому, что…
В августе луг сменяет окраску потому, что..
Вышивальщицы используют рисунок цветка василька потому, что…
7. Итог.
Сказочно красивы луга в любом цвете – жёлтом, белом, лиловом. Они радуют
человека своей красотой, используются в сельском хозяйстве, служа пастбищами для
домашних животных и для заготовки сена. Чтобы растения не исчезли с лугов,
работники сельского хозяйства подсевают их семена или не скашивают часть трав.
А вы, придя на луг, не рвите цветы, ради забавы не ловите бабочек, не
разоряйте гнёзд луговых птиц, которые устраивают свои гнёзда на земле среди травы.
Пусть луга украшают нашу землю!