Автор: Тишина Вероника Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №225"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад на тему "Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС ДО"
Тема: Теория и методика ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС ДО
(англ. standart – норма, образец ) – «образец, эталон, модель, принимаемые за
исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» ФГОС ДО –
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию ФГОС ДО
разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка ФГОС ДО
утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
5) сотрудничество Организации с семьёй; 7) формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной
ситуации развития детей. 2) построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности;
повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного
образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства
образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня
дошкольного образования.
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , в том числе
их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для
полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства
независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ); 3) обеспечения
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней ; 4) создания благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей , в
том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования
социокультурной среды , соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Разработка Программы; 2) разработка вариативных примерных образовательных
программ дошкольного образования; 3) разработка нормативов финансового
обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание
государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4)
объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта; 5) формирование содержания профессионального
образования и дополнительного профессионального образования педагогических
работников, а также проведение их аттестации; 6) оказание помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей
и необходимой коррекции нарушений их развития.
Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста; определяет
комплекс основных характеристик ДО (объём, содержание и планируемые
результаты); определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне ДО; обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей; направлена
на создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей
образовательной среды , которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон
РФ «Об образовании», ст.12.6) Структурные подразделения в одной Организации
могут реализовывать разные Программы При разработке Программы
Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации,
режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость групп Организация
может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных
образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в
течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и
продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми
лет, в том числе разновозрастных групп
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие. Аспекты социальной ситуации развития ребёнка
дошкольного возраста: ● предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер
взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим
людям, к себе самому. Обязательная часть (60 %) предполагает комплексность
подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений (40 %) составляют выбранные и/или разработанные самостоятельно
участниками образовательных отношений парциальные программы, методики,
формы организации образовательной работы.
Ранний возраст (1- 3 года): предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная
активность. дошкольный возраст (3 – 8 лет): игровая (сюжетно-ролевая игра, игра
с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие
со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования
объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие
художественной литературы и фольклора ; самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала
(конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал); изобразительная
(рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными
движениями).
Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их
семей и педагогов. ориентирована на : – специфику национальных,
социокультурных, экономических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных
образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива; –– сложившиеся традиции
Организации (группы). может быть представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с
содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
РЕЗУЛЬТАТ - создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды ,
которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует
профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для
развивающего вариативного ДО; обеспечивает открытость ДО; создает условия
для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности. психолого-педагогические условия кадровые условия материально-
технические условия финансовые условия развивающая предметно-
пространственная среда
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности
форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и
индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения,
так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной
деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на
интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию
его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в
специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми
материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка
родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
В Организации должны быть созданы условия для: профессионального развития
педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного
профессионального образования; консультативной поддержки педагогических
работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и
охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его
организации); организационно-методического сопровождения процесса
реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми. Организация должна создавать возможности: для предоставления
информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательный процесс, а также широкой общественности; для педагогов по
поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в
том числе в информационной среде; для обсуждения с родителями (законными
представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен
соответствовать нормативам СанПиН «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей педагогическая диагностика производится педагогическим
работником; связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в
основе их дальнейшего планирования; результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы
с группой детей. психологическая диагностика производится
квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи);
используется при необходимости; связана с выявлением и изучением
индивидуально-психологических особенностей детей; участие ребёнка
допускается только с согласия его родителей (законных представителей);
результаты психологической диагностики могут использоваться для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей. условия для диагностики и коррекции нарушений
развития и социальной адаптации детей с ОВЗ, оказания ранней коррекционной
помощи
Условия для создания социальной ситуации развития детей обеспечение
эмоционального благополучия : - непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям 2)
поддержку индивидуальности и инициативы детей : - создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.) 3) установление правил взаимодействия в
разных ситуациях : - создание условий для позитивных, доброжелательных
отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-
культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими
различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие
коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе
сверстников
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи. 4) построение вариативного развивающего
образования , ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка
в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не
актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка): - создание условий для овладения
культурными средствами деятельности; -организацию видов деятельности,
способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского
творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития
детей; -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства; - оценку индивидуального развития детей. Условия для
создания социальной ситуации развития детей
РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства Организации, Группы , а также территории, прилегающей к
Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для
реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей
и коррекции недостатков их развития РППС должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста)
и взрослых , двигательной активности детей , а также возможности для уединения
РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ ;
условия для инклюзивного образования ( в случае его организации); учёт
национально-культурных, климатических условий , в которых осуществляется
образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей . РППС
Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной .
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-
вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.
В реализации Программы могут также участвовать научные работ ники
Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие
финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей ,
обеспечивают реализацию Программы. Квалификация педагогических и учебно-
вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным
характеристикам , установленным в Едином квалификационном справочнике ,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования", утверждённом приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-
вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.
В реализации Программы могут также участвовать научные работ ники
Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие
финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей ,
обеспечивают реализацию Программы. Необходимым условием качественной
реализации Программы является ее непрерывное сопровождение
педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего
времени ее реализации в Организации или в Группе Должностной состав и
количество работников , необходимых для реализации и обеспечения реализации
Программы, определяются ее целями и задачами , а также особенностями
развития детей
Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с
правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и
воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями
развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-
пространственной средой; 5) требования к материально-техническому
обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование,
оснащение (предметы).
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в
государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на
основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования,
определяемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со
Стандартом Финансовые условия реализации Программы : 1) обеспечивают
возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и
структуре Программы; 2) обеспечивают реализацию обязательной части
Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса,
учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; 3)
отражают структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы,
а также механизм их формирования. Указанные нормативы определяются в
соответствии со Стандартом, должны быть достаточными и необходимыми для
осуществления Организацией: расходов на оплату труда работников,
реализующих Программу; расходов на средства обучения и воспитания; расходов,
связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников по профилю их деятельности; иных расходов,
связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
Целевые ориентиры ДО - социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. определяются независимо от форм реализации Программы , а
также от её характера, особенностей развития детей и Организации,
реализующей Программу не подлежат непосредственной оценке , в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для
их формального сравнения с реальными достижениями детей не являются
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования . При соблюдении требований к условиям
реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Назначение целевых ориентиров: а) построение образовательной политики на
соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решение задач: -
формирования Программы; - анализа профессиональной деятельности; -
взаимодействия с семьями; в) изучение характеристик образования детей в
возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирование родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства РФ. Целевые
ориентиры не являются основанием для решения управленческих задач: -
аттестация педагогических кадров; - оценка качества образования; - оценка как
итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов,
основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности
детей); - оценка выполнения муниципального (государственного) задания
посредством их включения в показатели качества выполнения задания; -
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Целевые ориентиры (ранний возраст): ребенок интересуется окружающими
предметами и активно действует с ними ; эмоционально вовлечен в действия с
игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий; использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия , знает назначение бытовых предметов
(ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью ,
включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к
общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам ; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам , рассматриванию картинки ,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика , он
стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и
пр.).
Целевые ориентиры (дошкольный возраст): ребёнок овладевает основными
культурными способами деятельности , проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе
род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает
установкой положительного отношения к миру , к разным видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает
развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности , и
прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью , может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки
грамотности;
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика ; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
о природном и социальном мире , в котором он живёт; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
ФГОС – не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум! История создания
ФГОС ДО Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой
ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством
директора Федерального института развития образования Александра Асмолова :
«Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее
взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только
одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает
переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка
дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в
стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской
игры». В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был
представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и
предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании
Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным
образовательным стандартам 3 июля 2013 года. Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в
соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155, (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) Действовать стандарт
начал с 1 января 2014 г.
Спасибо за внимание!