Напоминание

Теория и методика ФГОС ДО


Автор: Тишина Вероника Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №225"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад на тему "Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС ДО"
Тема: Теория и методика ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС ДО

(англ. standart – норма, образец ) – «образец, эталон, модель, принимаемые за

исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» ФГОС ДО –

совокупность обязательных требований к дошкольному образованию ФГОС ДО

разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства

Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка ФГОС ДО

утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№ 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования"

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,

раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

5) сотрудничество Организации с семьёй; 7) формирование познавательных

интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной

ситуации развития детей. 2) построение образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

становится активным в выборе содержания своего образования, становится

субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3)

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы

детей в различных видах деятельности;

повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение

государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении

качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий

уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных

требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного

образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства

образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня

дошкольного образования.

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , в том числе

их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для

полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства

независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,

психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ); 3) обеспечения

преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках

образовательных программ различных уровней ; 4) создания благоприятных

условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала

каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей , в

том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,

инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования

предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и

разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности

формирования Программ различной направленности с учётом образовательных

потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования

социокультурной среды , соответствующей возрастным, индивидуальным,

психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения

психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности

родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,

охраны и укрепления здоровья детей.

Разработка Программы; 2) разработка вариативных примерных образовательных

программ дошкольного образования; 3) разработка нормативов финансового

обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание

государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4)

объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации

требованиям Стандарта; 5) формирование содержания профессионального

образования и дополнительного профессионального образования педагогических

работников, а также проведение их аттестации; 6) оказание помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей

и необходимой коррекции нарушений их развития.

Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и

индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста; определяет

комплекс основных характеристик ДО (объём, содержание и планируемые

результаты); определяет содержание и организацию образовательной

деятельности на уровне ДО; обеспечивает развитие личности детей дошкольного

возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных,

индивидуальных психологических и физиологических особенностей; направлена

на создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его

позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и

творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей

образовательной среды , которая представляет собой систему условий

социализации и индивидуализации детей.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в

соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон

РФ «Об образовании», ст.12.6) Структурные подразделения в одной Организации

могут реализовывать разные Программы При разработке Программы

Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации,

режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач

образовательной деятельности, предельную наполняемость групп Организация

может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных

образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в

течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и

продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми

лет, в том числе разновозрастных групп

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое

развитие; физическое развитие. Аспекты социальной ситуации развития ребёнка

дошкольного возраста: ● предметно-пространственная развивающая

образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер

взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим

людям, к себе самому. Обязательная часть (60 %) предполагает комплексность

подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих

образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных

отношений (40 %) составляют выбранные и/или разработанные самостоятельно

участниками образовательных отношений парциальные программы, методики,

формы организации образовательной работы.

Ранний возраст (1- 3 года): предметная деятельность и игры с составными и

динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами

(песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со

сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с

бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие

смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная

активность. дошкольный возраст (3 – 8 лет): игровая (сюжетно-ролевая игра, игра

с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие

со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования

объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие

художественной литературы и фольклора ; самообслуживание и элементарный

бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала

(конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал); изобразительная

(рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла

музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на

детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными

движениями).

Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их

семей и педагогов. ориентирована на : – специфику национальных,

социокультурных, экономических, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных

образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в

наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также

возможностям педагогического коллектива; –– сложившиеся традиции

Организации (группы). может быть представлена в виде ссылок на

соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с

содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных

программ, методик, форм организации образовательной работы.

РЕЗУЛЬТАТ - создание социальной ситуации развития для участников

образовательных отношений, включая создание образовательной среды ,

которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья

воспитанников; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует

профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для

развивающего вариативного ДО; обеспечивает открытость ДО; создает условия

для участия родителей (законных представителей) в образовательной

деятельности. психолого-педагогические условия кадровые условия материально-

технические условия финансовые условия развивающая предметно-

пространственная среда

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и

поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности

форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и

индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения,

так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной

деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на

интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию

его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного

отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных

видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в

специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми

материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка

родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении

их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность.

В Организации должны быть созданы условия для: профессионального развития

педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного

профессионального образования; консультативной поддержки педагогических

работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и

охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его

организации); организационно-методического сопровождения процесса

реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и

взрослыми. Организация должна создавать возможности: для предоставления

информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в

образовательный процесс, а также широкой общественности; для педагогов по

поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в

том числе в информационной среде; для обсуждения с родителями (законными

представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен

соответствовать нормативам СанПиН «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального

развития детей педагогическая диагностика производится педагогическим

работником; связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в

основе их дальнейшего планирования; результаты педагогической диагностики

(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих

образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе

поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или

профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы

с группой детей. психологическая диагностика производится

квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи);

используется при необходимости; связана с выявлением и изучением

индивидуально-психологических особенностей детей; участие ребёнка

допускается только с согласия его родителей (законных представителей);

результаты психологической диагностики могут использоваться для решения

задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной

коррекции развития детей. условия для диагностики и коррекции нарушений

развития и социальной адаптации детей с ОВЗ, оказания ранней коррекционной

помощи

Условия для создания социальной ситуации развития детей обеспечение

эмоционального благополучия : - непосредственное общение с каждым ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям 2)

поддержку индивидуальности и инициативы детей : - создание условий для

свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и

мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,

проектной, познавательной и т.д.) 3) установление правил взаимодействия в

разных ситуациях : - создание условий для позитивных, доброжелательных

отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-

культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими

различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие

коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные

ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе

сверстников

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи. 4) построение вариативного развивающего

образования , ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка

в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не

актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона

ближайшего развития каждого ребенка): - создание условий для овладения

культурными средствами деятельности; -организацию видов деятельности,

способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского

творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития

детей; -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового

времени и пространства; - оценку индивидуального развития детей. Условия для

создания социальной ситуации развития детей

РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства Организации, Группы , а также территории, прилегающей к

Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для

реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря

для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями

каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей

и коррекции недостатков их развития РППС должна обеспечивать возможность

общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста)

и взрослых , двигательной активности детей , а также возможности для уединения

РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ ;

условия для инклюзивного образования ( в случае его организации); учёт

национально-культурных, климатических условий , в которых осуществляется

образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей . РППС

Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной,

трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной .

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-

вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

В реализации Программы могут также участвовать научные работ ники

Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие

финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей ,

обеспечивают реализацию Программы. Квалификация педагогических и учебно-

вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным

характеристикам , установленным в Едином квалификационном справочнике ,

раздел "Квалификационные характеристики должностей работников

образования", утверждённом приказом Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-

вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

В реализации Программы могут также участвовать научные работ ники

Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие

финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей ,

обеспечивают реализацию Программы. Необходимым условием качественной

реализации Программы является ее непрерывное сопровождение

педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего

времени ее реализации в Организации или в Группе Должностной состав и

количество работников , необходимых для реализации и обеспечения реализации

Программы, определяются ее целями и задачами , а также особенностями

развития детей

Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с

правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и

воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями

развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-

пространственной средой; 5) требования к материально-техническому

обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование,

оснащение (предметы).

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами

общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств

соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в

государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на

основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на

получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования,

определяемых органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со

Стандартом Финансовые условия реализации Программы : 1) обеспечивают

возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и

структуре Программы; 2) обеспечивают реализацию обязательной части

Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса,

учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; 3)

отражают структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы,

а также механизм их формирования. Указанные нормативы определяются в

соответствии со Стандартом, должны быть достаточными и необходимыми для

осуществления Организацией: расходов на оплату труда работников,

реализующих Программу; расходов на средства обучения и воспитания; расходов,

связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и

педагогических работников по профилю их деятельности; иных расходов,

связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

Целевые ориентиры ДО - социально-нормативные возрастные характеристики

возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного

образования. определяются независимо от форм реализации Программы , а

также от её характера, особенностей развития детей и Организации,

реализующей Программу не подлежат непосредственной оценке , в том числе в

виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для

их формального сравнения с реальными достижениями детей не являются

основой объективной оценки соответствия установленным требованиям

образовательной деятельности и подготовки детей освоение Программы не

сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации

воспитанников выступают основаниями преемственности дошкольного и

начального общего образования . При соблюдении требований к условиям

реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают

формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Назначение целевых ориентиров: а) построение образовательной политики на

соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для

всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решение задач: -

формирования Программы; - анализа профессиональной деятельности; -

взаимодействия с семьями; в) изучение характеристик образования детей в

возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирование родителей (законных

представителей) и общественности относительно целей дошкольного

образования, общих для всего образовательного пространства РФ. Целевые

ориентиры не являются основанием для решения управленческих задач: -

аттестация педагогических кадров; - оценка качества образования; - оценка как

итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках

мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов,

основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности

детей); - оценка выполнения муниципального (государственного) задания

посредством их включения в показатели качества выполнения задания; -

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Целевые ориентиры (ранний возраст): ребенок интересуется окружающими

предметами и активно действует с ними ; эмоционально вовлечен в действия с

игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в

достижении результата своих действий; использует специфические, культурно

фиксированные предметные действия , знает назначение бытовых предметов

(ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет

простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять

самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью ,

включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает

речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к

общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам ; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам , рассматриванию картинки ,

стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные

произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика , он

стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и

пр.).

Целевые ориентиры (дошкольный возраст): ребёнок овладевает основными

культурными способами деятельности , проявляет инициативу и

самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-

исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе

род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает

установкой положительного отношения к миру , к разным видам труда, другим

людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том

числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает

развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности , и

прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и

социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью , может

выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих

мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации

общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки

грамотности;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика ; он подвижен, вынослив, владеет

основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам

поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со

взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и

личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы взрослым

и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,

о природном и социальном мире , в котором он живёт; знаком с произведениями

детской литературы, обладает элементарными представлениями из области

живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к

принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных

видах деятельности.

ФГОС – не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум! История создания

ФГОС ДО Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой

ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством

директора Федерального института развития образования Александра Асмолова :

«Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее

взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только

одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает

переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка

дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в

стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской

игры». В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был

представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и

предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании

Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным

образовательным стандартам 3 июля 2013 года. Федеральный государственный

стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в

соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года

федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№ 1155, (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) Действовать стандарт

начал с 1 января 2014 г.

Спасибо за внимание!



В раздел образования