Напоминание

"Нравственное-патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Краева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Сертоловский ЦО №2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Ленинградская обл. г. Сертолово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нравственное-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Актуальность проблемы нравственно – патриотического воспитания

дошкольников.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:

любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее,

желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им

знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящается проблемам приобщения

дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а

через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации,

формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова,

Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как

представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина

и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование

знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать

накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке).

Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к

миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой

родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет

ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во

взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое

воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к

родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той

или иной области действительности, так и отношения к ним, что

соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики -

принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным

городом станет возможным только при условии их активного

взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем,

т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные

виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и

воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств,

формирование патриотических убеждений и устойчивых норм

патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является

воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного

Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в

настоящее время выходит достаточно много методической литературы по

данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны

патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет

стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это

закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей

неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить

богатство своей страны.

Социально – экономические преобразования, характерные для России

последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность,

инновационные программы обусловили необходимость поиска решения

проблем взаимодействия детского сада и семьи в вопросах всестороннего и

полноценного воспитания и развития детей, в частности, нравственно-

патриотического воспитания и создание условий для повышения

педагогической культуры родителей.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня

одна из наиболее актуальных.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о

том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто

высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен

войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих

детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой,

чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто

будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ,

достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не

научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет

радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках

человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней

мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста -

формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки,

чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как

сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и

чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как

представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям

других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим

людям).

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста

раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,

народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками,

родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами,

взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей,

гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и

настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны

года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов,

овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в

которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым

жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является

характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования

показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в

дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать

другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с

раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание

гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у

детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря,

гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений -

процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать,

не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте

лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника

основано на формировании положительных, доброжелательных,

коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая:

дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и

формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого

феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как

наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного

осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость

являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение.

Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах

взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно

значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа

коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и

нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку

процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших

составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти

чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит,

если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и

чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей

педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и

привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него

входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества,

беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В

основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к

своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к

современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое

воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку

старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность

участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей

живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие,

чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего

мира.

В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные

мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в

первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее

развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,

которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни

этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных

песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о

труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в

дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот

процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно

с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального

кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства,

представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам

поведения гражданина современного российского общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает

первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам,

природе, усваивает моральные нормы социалистического общества.

Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные

черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к

окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание

посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной

деятельности.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком

отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и

привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на

формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают

формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и

привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает

формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми

воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в

соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от

поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя

огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в

ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от

одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится

основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от

хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных

переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства

взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость,

сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к

активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,

порадовать.

Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими

вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен

ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него

кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке

(как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только

что сам играл.

В дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более

осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства

уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных

чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства

долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за

порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к

родному краю, к своей Родине, уважение к людям других национальностей.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная

способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая

произвольность поведения, неумение контролировать свои действия,

осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным

поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования

нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления

опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей

разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым,

положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам,

которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка

здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на

место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с

просьбой.

В дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного

общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать

чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому

усилию.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки,

развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному

содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у

детей осознанное поведение.

С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали

общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения,

педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на

осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или

иных поступков, которые он предлагает им совершать. Перед педагогом

стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе

которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он

разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это те,

которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают

взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему

игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать

общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный,

заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут

быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть

моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и

чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных

знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать,

но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в

повседневной жизни в обществе сверстников.

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном

детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде

советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о

патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе

сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться

друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном

отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития

мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.

Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть

поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать

наиболее подходящий способ воздействия.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого

человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание,

доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий

уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с

окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не

поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно

в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению

нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса

формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное

воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как

непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов

поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В

результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать

не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает

необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в

отношениях между людьми.

В дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное

воспитание личности ребенка, является установление гуманистических

отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная

отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они

помогают реагировать на окружающую действительность и формировать

свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается,

становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников

определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств,

он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих

переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных

средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении

своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, ребенок в

возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он

овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в

принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом

связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так

малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что

хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п.

Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает

формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником

ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами

своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы

поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что

ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он

начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое

отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее

в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем

протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении

нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании

дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень

быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве

общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику

определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными.

Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения

правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести,

если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и

закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку.

Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной

системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а

какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное

воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны

поступков других людей, персонажей художественных произведений,

выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее

понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать

их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в

нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять

чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной

глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими

детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности.

Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания

детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать

внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют

окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами,

выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные

общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к

выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана

команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет

огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает

развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости,

отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет

репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных

принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна

направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на

усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие

чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения

к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в

дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш

знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя

социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится

выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в

ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь,

накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует

соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным

нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей

дошкольного возраста. Оформлены все центры, которые, необходимы детям

данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности

ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация

пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры

каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства

группы отдана под организацию сюжетно- ролевой игры. Но видно, что дети

играют механически, не получая новых представлений и впечатлений,

соответственно не осуществляется процесс воспитания в таких играх.

С целью выявления уровня нравственного воспитания в игровой

деятельности было решено провести анкетирование родителей. Анкеты были

именные и закрытые, предлагались следующие варианты ответов:

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

В анкетировании приняло участие 20 родителей.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

Вопрос

« Да»

«Нет»

«Не знаю»

1.Организовываете ли вы с детьми

игровую деятельность

45%

55%

2.Имеются ли у вас в доме атрибуты

25%

30%

45%

для организации сюжетно- ролевых

игр?

3.Играете ли вы вместе с ребенком?

15%

85%

4.Организовываете ли вы игры с

правилами?

10%

90%

5.Учите ли вы ребенка соблюдать

правила игры?

15%

65%

20%

6.Уделяете вы внимание

нравственному воспитанию детей в

игре?

25%

45%

30%

7.Требуется ли вам помощь в

вопросах организации игровой

деятельности детей в домашних

условиях?

20%

35%

45%

Проанализировав итоги анкетирования, сделали вывод, что родители

практически не уделяют внимания вопросам организации игровой

деятельности дома, и соответственно воспитанию ребенка.

Для получения наиболее достоверных результатов было решено

провести диагностику игровой деятельности детей, которая проводилась по

следующим параметрам:

Умение играть в коллективе

Умение принимать на себя роль

Умение выполнять принятую роль

Умение соблюдать правила игры

Умение подбирать необходимые атрибуты

Умение оказать помощь товарищу

Умение проявлять заботу по отношению к окружающим

Умение проявлять сочувствие

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Процентное отношение

20%

35%

45%

Также было проведено педагогическое наблюдение за детьми в ходе игровой

деятельности.

Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной игровой

деятельности:

Объект: самостоятельная игровая деятельность

Цель: выявить уровень развития нравственного воспитания в игровой

деятельности

Время: 18 ноября 2020 года

Продолжительность: 30 минут

Предполагаемый результат - наблюдение покажет, что дети умеют:

- умеют самостоятельно организовывать игру;

- правильно подбирают необходимые атрибуты;

- самостоятельно и осознанно выбирают роль;

- соблюдают правила игры;

- умение проявлять сочувствие к ближнему;

Наблюдение показало, что:

- умеют самостоятельно организовывать игру- 15%

- правильно подбирают необходимые атрибуты- 30%

- самостоятельно и осознанно выбирают роль- 25%

- соблюдают правила игры-20%

- умение проявлять сочувствие к ближнему- 25%

Программа наблюдения за детьми в ходе дидактической игры:

Объект: дидактическая игра «Накормим мишек»

Цель: Выявить уровень нравственного воспитания в игровой деятельности

Время: 21 ноября 2020 года

Продолжительность: 20 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети:

- умеют слушать правила игры;

- умеют последовательно выполнять игровые действия;

- соблюдают правила игры;

- умеют оказывать помощь товарищу;

Наблюдение показало, что:

умеют слушать правила игры- 35%

- умеют последовательно выполнять игровые действия -25%

- соблюдают правила игры – 20%

- умеют оказывать помощь товарищу 25%

После выявления уровня нравственного воспитания в игре было принято

решение разработать и применить в практике работы детского сада системы

мероприятий по формированию нравственных качеств в игровой

деятельности.

Моя педагогическая деятельность началась с составления

перспективного плана по работе с детьми и родителями

Моя работа с детьми строилась с учетом возрастных особенностей,

уровня развития детей, с учетом индивидуальных способностей ребенка, при

осуществлении личностно- ориентированного подхода. При планировании

работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы,

подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника и все занятия

проводятся в виде игр, то работа по формированию нравственных навыков

шла в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Так как дети очень эмоционально реагируют на получение новой

информации через различные средства, большое внимание уделено чтению

произведению художественной литературы, которые не только помогали

раскрыть детям содержание деятельности каких- либо профессий, но и

играли огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит»

К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда

врачей, а в первую очередь на воспитание таких качеств, как сочувствия и

сопереживания, доброты и чуткости, желания заботиться об окружающих

людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания

трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены,

формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл

«Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об

игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное

отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало

ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о мире профессий, о

важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании

и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и

одновременно поучительных минут доставило ребятам разыгрывание

русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо

выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо

помогать друг другу, при обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились

тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята

закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть

послушными и дисциплинированными.

Также большое внимание было уделено ознакомлению детей с трудом

взрослых через рассказы воспитателя - перед тем, как организовать

сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме было

рассказано детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При

ознакомлении детей с трудом работников детского сада воспитатель

рассказал, кто работает в детском саду, чем они занимаются, как важен этот

труд. В преддверии Дня защитника Отечества, воспитатель рассказал

ребятам о Российской Армии, ее воинах, о службе за сохранение мира на

земле.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы.

С ребятами была проведена беседа « Кто заботится о нас в детском саду» - в

ходе, которой ребята показали свои знания о труде работников детского сада,

о том, как они к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера»

ребята рассказывали для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с

правилами личной гигиены. Перед организацией игры «Магазин» была

проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла

ребятам понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят

пользу. В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят

формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки

свои и товарищей.

Также для обогащения знаний детей были организованы и проведены

дидактические игры, которые наряду с реализацией игровой задачи, решают

и образовательные, и воспитательные задачи. В ходе проведения игры «Кому

что нужно для работы?» ребята не только выполняли задание, подбирая

необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняли знания об

особенностях каждой профессии. В ходе дидактической игры «Право на

любовь» ребята учились проявлять любовь и доброту по отношению друг к

другу, в ходе игры «Счастливый случай» ребята знакомились с правилами

культуры поведения.

Перед тем, как организовывать сюжетно- ролевые игры с ребятами

организовывались конструктивные игры, которые также помогали

знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе.

Огромную пользу для воспитания нравственных качеств приносят

подвижные игры, которые учат ребят не только соблюдать правила, но и

развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность,

ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь

другому, и многое другие. С большим удовольствием ребятами играли в

такие игры: «Салочки- догонялочки»,

« Лохматый пес», «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место»,

«Салочки-выручалочки», «Кто раньше дойдет до флажка?» и другие.

Но самые интересные, познавательные, развивающие игры – это сюжетно-

ролевые игры, дающие ребенку широкое поле для деятельности, дают

возможность каждому ребенку попробовать в разных социальных ролях. Они

обогащают не только интеллектуальный, но и духовно- нравственный мир

ребенка.

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание

уделялось воспитанию нравственных качеств детей. При организации игры

«Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и

сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница» ребята

также учились проявлять доброту, учились культуре общения, в игре

«Строители» ребята учились трудиться в коллективе, оказывать помощь друг

другу.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического

воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом,

а также под влияние понравившегося им художественного произведения или

сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в

которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный

опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное

направление.

Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать

их игры, профессионализм и мастерство - качества, необходимые

воспитателю для руководства играми. Такие воспитатели умело привлекают

родителей и общественность к участию у дошкольников интереса к труду,

уважение к трудящемуся человеку и желания трудиться.

Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за

общественной жизнью, чтение художественной литературы, и т. д.

Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих

играх.

Патриотическое воспитание связано и с физическим развитием. Такие

качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и

защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-

патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в

цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является

приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться

настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но

и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно

относиться к его богатствам. Нужно поощрять трудовую деятельность детей,

в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского

сада, для своего города. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то

и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых

приемов, которые важны как для повышения познавательной активности

детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в

игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого

материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома,

дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и

путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая

тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами

деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое

рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут

быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом,

традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что

дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому

необходимо использовать не только художественную литературу,

иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы

(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей

со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для

этого желательны посещения музеев, а также организация специальных

помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается

возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме

того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи

информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей

семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую

вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей

требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому

ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании

кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия

каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к

своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,

профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края

и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу и т.д. Итоги

таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с

ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести

"мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен

выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее

"территориальные" и "временные рамки", например, исследование не

истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад

или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории

шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы

фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и

т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские

балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это

приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к

Родине.

Я так же активно участвую в творческой деятельности детского сада, на

протяжении многих лет являюсь представителем фольклорного коллектива

«Сударушка», неоднократно принимала участие в театрализованных

представлениях и фольклорных праздниках. В нашем учреждении есть

традиции - проводить народные праздники для детей и с детьми такие как:

«Масленица», «Осенины», «Веснянка», «Святочные истории», которые

помогают нашим детям лучше узнать наши традиции.

Невозможно полноценное воспитание и развитие ребенка без

родителей. Параллельно работе с детьми велась работа с родителями. В

начале учебного года было проведено родительское собрание «Роль семьи в

нравственном воспитании дошкольника через игру» - в ходе, которого

родители ознакомились с формами, методами и приемами нравственного

воспитания в игре, им были предложены игры, которые можно

организовывать в домашних условиях. Был организован просмотр

видеоматериала «Игра- дело серьезное», где каждый родитель имел

возможность увидеть своего ребенка в различных играх. Для родителей были

подготовлен ряд консультаций: «Какие игрушки нужны малышу», «Как

играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и

любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье –

основа воспитания положительных черт характера», «Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

После внедрения в практику работы системы мероприятий по

повышению уровня нравственного воспитания в игровой деятельности

провели повторное выявление уровня нравственного воспитания при помощи

тех же методов, что и на констатирующем этапе.

Сначала было проведено повторное анкетирование родителей по тем

же вопросам, что и на констатирующем этапе, после обработки итогов

анкетирования получены следующие результаты:

Вопрос

« Да»

«Нет»

«Не

знаю»

1.Организовываете ли вы с детьми

игровую деятельность

85%

15%

2.Имеются ли у вас в доме атрибуты

для организации сюжетно- ролевых

игр?

70%

30%

3.Играете ли вы вместе с ребенком?

70%

30%

4.Организовываете ли вы игры с

правилами?

70%

30%

5.Учите ли вы ребенка соблюдать

правила игры?

75%

25%

6.Уделяете вы внимание

нравственному воспитанию детей в

игре?

80%

20%

7.Требуется ли вам помощь в

вопросах организации игровой

деятельности детей в домашних

условиях?

75%

25%

Для получения более достоверных результатов провели повторное

педагогическое наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности:

Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной игровой

деятельности:

Объект: самостоятельная игровая деятельность

Цель: Выявить уровень развития нравственного воспитания в игровой

деятельности

Время: 21 марта 2021 года

Продолжительность: 30 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети умеют:

- умеют самостоятельно организовывать игру;

- правильно подбирают необходимые атрибуты;

- самостоятельно и осознанно выбирают роль;

- соблюдают правила игры;

- умение проявлять сочувствие к ближнему;

Наблюдение показало, что:

- умеют самостоятельно организовывать игру- 65%

- правильно подбирают необходимые атрибуты- 75%

- самостоятельно и осознанно выбирают роль- 65%

- соблюдают правила игры-80%

- умение проявлять сочувствие к ближнему- 85%

Программа наблюдения за детьми в ходе дидактической игры:

Объект: дидактическая игра «Накормим мишек»

Цель: Выявить уровень нравственного воспитания в игровой деятельности

Время: 23 марта 2021 года

Продолжительность: 20 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети:

- умеют слушать правила игры;

- умеют последовательно выполнять игровые действия;

- соблюдают правила игры;

- умеют оказывать помощь товарищу;

Наблюдение показало, что:

умеют слушать правила игры-85%

- умеют последовательно выполнять игровые действия -70%

- соблюдают правила игры – 80%

- умеют оказывать помощь товарищу 75%

Вывод: Сравнивая итоги констатирующего и заключительного этапов, можно

сделать вывод, что до проведения эксперимента, был очень низкий уровень

психолого-педагогических знаний родителей в вопросах нравственного

воспитания в игровой деятельности, дети не могли играть коллективно, не

уступали друг другу. Проанализировав итоги заключительного этапа видно,

что возрос уровень психолого-педагогических знаний родителей, родители

стали уделять внимание игровой деятельности, играть вместе с ребенком, а

дети научились играть в коллективе, принимать на себя роль и выполнять ее,

заботиться об окружающих, проявлять доброту и сочувствие, соблюдать

правила. Значит, подобранная нами система мероприятий оказалась

эффективной и следует продолжать работать по этой теме.

Список использованной литературы

1. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста», М., 2004

2. О.Л. Князева, М.Д.Маханева, «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры».

3.

Васильева

М.А.

руководство

играми

детей

в

дошкольных

учреждениях, М., 1986

4. Л.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»,

М., 2005г

5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение, М., 1985

6. Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного

возраста, Ростов –на Дону, 2008

7. А.Е. Писарева, В.В. Уткина «Живем в «ладу» патриотическое

воспитание в ДОУ», М., 2007г.

8. Новоселова С.Л. Игра дошкольника, М.,1989

9. С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у

старших дошкольников», М., 2002г.

10. Шелопухо О.А. Популярная психология для родителей, М., 2006г.

11. С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками

и младшими школьниками», М., 2000г.

Анкета

да

нет

Не знаю

1

Организовываете ли вы с детьми

игровую деятельность?

2

Имеются ли у вас в доме атрибуты

для организации сюжетно-

ролевых игр?

3

Играете ли вы вместе с ребенком?

4

Организовываете ли вы игры с

правилами?

5

Учите ли вы ребенка соблюдать

правила игры?

6

Уделяете вы внимание

нравственному воспитанию детей в

игре?

7

Требуется ли вам помощь в

вопросах организации игровой

деятельности детей в домашних

условиях?

Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр, согласно

тематическому планированию НОД с детьми на год

Таблица «Перспективное планирование»

Месяц

№ недели

Название темы недели

Название с/р игр

Сентябрь

1

2

3

4

День Знаний. Здравствуй

детский сад.

Наш друг светофор.

Мир осенней природы.

Овощи

Мониторинг

«Школа», «Детский сад».

«На улицах города», «ГИБДД»,

«Водители»,

«Юный натуралист», «Мы

путешественники».

«Кафе», «Семья», «Магазин».

Октябрь

1

2

3

4

Фрукты.

Деревья.

Грибы.

Домашние животные

«Кафе», «Семья», «Магазин».

«Экологи», «Путешествие в лес», «Поход в

парк», «Правила поведения в лесу».

«Путешествие в лес», «Служба спасения»,

«Правила поведения в лесу».

«Ферма», «Магазин», «Зооферма»,

«Деревня», «Семья».

Ноябрь

1

2

3

4

Домашние птицы

Дикие животные

Одежда

Обувь

«Ферма», «Деревня», «Строим домик».

«Поездка в лес», «Путешествие по

родному краю», «Зоопарк», «! Юный

эколог».

«Дизайнерская студия», «Семья»,

«Магазин одежды», «Модельное

«агентство», «Путешествие по России».

«Магазин обуви», «Дизайнерская студия»,

«Ателье мод», «Музей прикладного

искусства», «Путешествие по России».

Декабрь

1

2

3

4

Наше здоровье. Части тела

Здравствуй, Зимушка зима

Зимующие птицы

Мир сказок.

Новогодний праздник

«Семья», «Поликлиника», «Больница»,

«Салон красоты», «Скорая помощь».

«Путешествие в зимний лес», «Юный

эколог», «Исследователь», «Путешествие

по России»

«Путешествие в зимний лес»,

«Путешествие на Север».

«Экологи», «Юный натуралист»,

«Кормушки для птиц».

«Семья (праздник)», «Семья (готовимся к

празднику)», «Дизайнерская студия»,

«Театр», «Праздник», «В гостях у

Снежной Королевы».

Январь

2

3

4

Каникулярная неделя

Животные севера

Мой город

«Театр», «Дизайнерская студия»,

«Телевидение», «Салон красоты»,

«Праздник», «Артисты».

«Путешествие по родному краю»,

«Зоопарк», «Путешествие в зимний лес»,

«Экологи».

«Деревня» «Путешествие по родному

краю», «Строим дом», «Семья»,

«Путешествие по России».

Февраль

1

2

3

4

Транспорт

Мебель

Посуда

Я и папа

«На улицах города», «ГИБДД»,

«Военные», «Мы - моряки», «Водители»,

«Автосалон», «Скорая помощь», «Служба

спасения», «Таксомоторный парк»,

«Подводная лодка», «Космодром»,

«Рыбаки».

«Мебельный салон», «Семья», «Кафе»,

«Мебельная фабрика», «Дизайнерская

студия».

«Семья», «Праздник», «В гости к

бабушке», «Супермаркет»

«Военные учения», «Дизайнерская студия»

«Автосалон», «Супермаркет», «Служба

спасения», «Банк», «Исследователи»,

«Больница», «Почта», «Моряки»,

«Библиотека», «Химчистка», «Магазин

«Комус», «Ателье», «Водители»,

«Пограничники», «Скорая помощь»,

«ГИБДД», «Салон красоты», «Мебельная

фабрика», «Агентство недвижимости»,

«Модельное агентство», «Театр».

Март

1

2

3

4

Я и моя семья

Весна идёт. Изменения в

природе

Перелётные птицы

Книжкина неделя

«Семья» «Салон красоты», «Театр»,

«Фабрика», «В гости к бабушке»,

«Праздник», «Семейные традиции».

«Исследователи», «Магазин «Цветы»,

«Поход в лес», «Поездка в парк», «Мы –

путешественники», «Юный натуралист».

«Путешествие по России», «Юный

натуралист», «Путешествие в весенний

лес», Правила поведения в лесу», «Строим

скворечник».

«Библиотека», «Праздник», «Театр»,

«Артисты», «Путешествие по сказкам».

Апрель

1

2

3

4

Труд взрослых весной.

Земля-наш общий дом

Зоопарк

Водный мир и его обитатели

«Исследователи», «Деревня», «Водители»

«Юный натуралист», «На улицах города».

«Путешествие по России», «Мы-

космонавты», «Покорители космоса», «На

улицах города».

«Зоопарк», «Путешествие в Африку»,

«Путешествие на север».

«Рыбки», «Подводная лодка»,

«Археологи», «Моряки», «Путешествие на

Север», «Подводники», «Исследователи»,

«Пираты».

Май

1

2

3

4

День Победы

Солнечное детство. Цветущая

весна

Насекомые

Мониторинг

«Праздник», «Семья (готовимся к

празднику)», «Мы – военные», «Мы -

моряки», «На улицах города», «Музей

боевой Славы», «Путешествие по боевым

местам», «Военные учения».

Магазин цветов», «Поход в лес», «Правила

поведения в лесу», «Мы-

путешественники».

«Юный натуралист», «Семья. Поездка на

дачу», «Путешествие в весенний лес»

Июнь

1

Лето.

«Семья (поездка на дачу)», «Путешествие

на море», «Поездка в лес», «Поход в

театр», «Праздник», «Поездка в

дельфинарий», «Путешествие по России»,

«Семья (поездка на дачу)», «Мы –

пожарные», «Служба спасения», «Поход в

лес».



В раздел образования