Напоминание

Об использовании гаджетов детьми во время учебного процесса


Автор: Люхина Алина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Пыть-Ях
Наименование материала: Публичное выступление "Запрещать нельзя использовать"
Тема: Об использовании гаджетов детьми во время учебного процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Публичное выступление

для педагогов и родителей

на тему использования гаджетов

во время учебного процесса

Автор: Люхина Алина Юрьевна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 6 г. Пыть-Ях

ЗАПРЕЩАТЬ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

21 век подарил нам всем неиссякаемые возможности, облегчил

выполнение множества обязанностей, но не обошлось без проблем. Каждый

родитель сейчас не на шутку обеспокоен темой гаджетов и детей. С одной

стороны, вместе с дефицитом времени технический прогресс дал родителям

возможность отдохнуть, пока ребенок отвлекается на просмотр видеороликов

или зависает в играх. Но так получилось, что этот процесс затягивает и не

отпускает. Дети предпочитают «отдохнуть» в интернете, провести вечер в

онлайне, а запрет на гаджеты становится сущим наказанием для каждого

ребенка. Получил двойку? – неделю без телефона. Не слушаешься? –

никакого youtube и соц.сетей. Что делать? Куда бежать и как нам, родителям

и учителям, помочь в решении этой проблемы?

Все

специалисты

сходятся

во

мнении,

что

неконтролируемое

использование гаджетов оказывает негативное воздействие на физическое и

физиологическое развитие ребенка (снижение двигательной активности и,

как

результат,

нарушение

развития

опорно-двигательного

аппарата,

появление лишнего веса, ухудшение зрения, нарушение сна), на психическое

развитие

(формирование

зависимости,

появление

агрессии,

потеря

приоритетов)

и

сокращает

живое

общение,

что

затрудняет

процесс

социализации

ребенка

и

приводит

к

замедлению

в

развитии

коммуникативных навыков, навыков устной, письменной речи и памяти,

развитию цифровой деменции. Но в то же время гаджеты – неизменный

атрибут современной жизни, и полностью отобрать их у детей не получится.

С января 2021 года Роспотребнадзор запретил школьникам использовать

телефоны во время уроков. Об этом говорится в новых санитарных правилах

к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей. Однако,

важно

понимать,

что

ограничение

касается

только

образовательного

процесса и не имеет отношения к внеурочной деятельности школьников.

Ученики в свободной форме могут использовать гаджеты для связи и

общения с друзьями и родителями, личных целей и развлечения. Более того,

на уроках разрешают использовать другие электронные устройства вместо

телефонов – это компьютеры, интерактивные доски, планшеты и моноблоки.

Принятые меры введены для того, чтобы предотвратить нарушения

здоровья детей.

По данным ТАСС, около 27% российских школьников

проводят за смартфонами свыше восьми часов в день. Для того, чтобы

снизить негативную нагрузку и уменьшить риски заболеваний, учителя

должны контролировать выполнение требований по использованию техники

во время учебного процесса.

По данным ВЦИОМ, большинство россиян считают, что телефоны

мешают школьникам учиться – 83%. Три четверти граждан поддерживают

идею о запрете гаджетов во время занятий, а вот 17% считает, что никаких

существенных изменений не последует даже после принятия подобных мер.

Помимо губительного влияния на физическое и психологическое здоровье

детей, проблема, которая беспокоит нас больше всего – это зависимость. Как

мне кажется, зависимость от гаджетов встречается сейчас не только у детей,

но и у нас, взрослых. Бездумный «скроллинг» ленты, чтобы отдохнуть и

отвлечься от насущных проблем или обязанностей, вместо обычных 15-20

минут затягивается на часы. Если мы сами на себе видим это влияние

гаджетов, то дети, чья психика намного восприимчивей ко всему потоку

информации, как это повлияет на нее?

Нейрофизиологические

исследования

влияния

гаджетов

свидетельствуют о быстром наступлении утомления, о высоком напряжении

организма и неблагоприятном влиянии на зрение. Поэтому эти занятия

должны быть для ребенка строго дозированы и в 5-6 лет, например, не

превышать 15 минут.

Общий принцип таков:

мозг человека стремится к получению

удовольствия в любых обстоятельствах:

от сладкого, от общения, от

любимой работы. Если ребенок получает родительскую ласку – он к ней

стремится. Если он получает удовлетворение от гаджета – у него

формируется соответствующая зависимость.

В полтора года ребенок может смотреть мультик на планшете от пяти до

пятнадцати минут. Это нормально. Но если нет других источников

удовольствия, дети дошкольного возраста будут смотреть на экран часами,

несмотря на внешние признаки утомления. Сначала ребенок начинает менять

позу, подкладывать под себя ногу. В это время утомляются длинные мышцы

спины. Следующий этап: он начинает активно включаться в действия героев,

повторять

за

ними

реплики:

его

«внутренняя

речь»

переходит

во

«внешнюю». Он подсознательно стремится сконцентрировать свое внимание,

которое уже «разбегается». Потом он начинает крутить волосы, дергать

кофту. На самом деле он уже утомлен. Но то, что происходит на экране, дает

ему новые эмоции, он получает удовольствие – и продолжает смотреть.

Мы, родители, сами подаем пример, а потом хотим, чтобы наш ребенок

каким-то образом сам отрегулировал свое влечение к гаджету!

Как и в любой сфере нашей жизни, в использовании гаджетов есть свои

плюсы, которых значительно больше, чем минусов, при правильном и

дозированном использовании. Сегодня я хочу познакомить вас с ними как

практикующий молодой педагог, в жизни которого электронные носители

занимают

далеко

не

последнее

место.

Важно

понимать,

что

под

электронными носителями в образовательном процессе понимают ноутбуки,

цифровые доски, планшеты и телефоны. Время использования этой техники

строго дозировано в соответствии с актуальными распоряжениями. Давайте

пройдемся

по

основным

аспектам

положительного

влияния

на

образовательный процесс.

1.

Мотивация

учащихся.

Использование

технологий

заставляет

учеников чувствовать, что они контролируют информацию, которую они

потребляют. Кроме того, детям удобнее учиться с помощью компьютеров,

поскольку они могут учиться в своем собственном темпе, доставать

информацию

уже

привычным

для

себя

способом!

Дети,

при

виде

технологичности учителя, хотят узнавать и делать намного больше. Когда

процесс разбавлен современными технологиями, уменьшается количество

отвлекающих факторов и пробуждается интерес к обучению.

2. Повышение уверенности в себе. Дети находятся в своей стихии –

цифровой стихии нашего века, что, несомненно повышает их уверенность в

собственных силах. Если они не чувствуют свое преимущество в учебной

программе, то в технологиях, они чувствуют себя как рыба в воде.

Исходя из этих факторов, перейдем к третьему, важному плюсу.

3. Улучшения успеваемости учащихся. Никого не удивит тот факт,

что нашим детям не интересны скучные лекции и монологи учителей. Детям

нужен эффект «вау», чтобы сконцентрировать внимание, нужно быть хоть

немного «в теме» и хоть иногда удивлять.

4.

Обучение с помощью гаджетов увлекательно.

Обучение с

красочными

и

забавными

мобильными

приложениями

гораздо

более

увлекательно. У

обучающихся

есть

широкий

выбор

образовательных

приложений, видео, игр, веб-сайтов. Дети могут взять обучение домой и

учиться, играя в игры. Например, изучать математику с помощью этих

сложных математических игр может быть очень весело.

Преимущества

гаджетов в

классе

огромны. Их

основная

функция

заключается в повышении качества обучения как для студентов, так и для

учителей за счет использования компьютеров и других электронных

устройств. Гаджеты х могут помочь детям учиться по-другому.

Спрос рождает предложение. Если ученики хотят использование

цифровых технологий – учитель может помочь и осуществить это желание. Я

считаю, что любой рядовой учитель не только может, но и должен

использовать

современные

высокотехнологичные

устройства

в

образовательном процессе. Побег от прогресса, игнорирование технического

развития неизбежно затрагивающего процесс обучения, дискредитирует саму

систему образования. Вдумайтесь только, что имея всего лишь смартфон,

можно не носить с собой кучу учебников и рюкзак превратиться в место для

тетрадей и бутербродов. Это не значит, что дети все время будут в телефоне.

Всего лишь небольшая затрата усилий и мы видим нашу планету целиком, в

реальном времени, разве это не бесценный ресурс для географии, биологии и

физики? Мы можем оживить исторического персонажа, посетить любой

музей прямо сейчас, разве это не огромный плюс для уроков истории? Мы

можем общаться с носителями языка в любой точке мира, и найти любую

информацию. Разве это не преимущество. Школьная библиотека не может

вместить в себя то количество материалов, которые даст интернет. Система

образования не должна тормозить процесс, а наоборот, его разгонять. И если

мы полностью исключим технологии из нашей жизни, станет ли это

преимуществом для детей? Все педагоги знают, что ключевые фигуры в

обучении – это учитель и ученик. А гаджет – всего лишь инструмент,

который в умелых руках превращается во благо.

Мы не имеем возможности полностью убрать их из жизни детей,

потому что такова новая реальность. Но мы можем повлиять на качественно

проведенное время в сети, мы в силах заменить экранное время на общение,

занятия

любимым

делом,

спорт

и

прочие

хобби,

которые

будут

положительно сказываться не только на физическом, но и психологическом

аспекте здоровья ребенка. Сейчас только ленивый не кричит о том, что у

детей напрочь отсутствует мотивация к учебе и получению новых знаний, но

если взять поиск информации в интернете и с каждым днем развивающиеся

умения школьников в этой сфере, разве это не жажда знаний?

Обвинять гаджеты в том, что ребенок уходит от контакта – это очень

удобный способ для родителей списать свои неудачи с детьми на внешний

фактор: «Я тут ни при чем, это гаджет виноват!»

В полтора года ребенку интересно все, что движется, звучит и имеет разные

цвета. Он с удовольствием смотрит на экран. Распространенная ситуация –

чтобы засунуть малышу ложку в рот, родители включают ему мультик на

планшете. Он открывает рот – и смотрит на экран. А для того, чтобы ребенок

не мешал, разрешают часами смотреть на экран планшета и нажимать

кнопочки.

Проходит

совсем

немного

времени

и

гаджет

становится

самой

привлекательной игрушкой, вернее, заменяет все игрушки.

Поэтому важно нам, учителям и родителям, превратить слово «гаджет» в

плюс, а не минус. Не забывать о личном общении, заменять удовольствие

онлайн

на

то,

что

можно

сделать

оффлайн.

Устраивайте цифровую детоксикацию, для себя и детей. Пока есть

возможность,

выбирайте

материалы

для

просмотра

самостоятельно,

блокируйте «неудобные» каналы с помощью специальных предложений.

Будьте примером! Ведь если мы сами будем с удовольствием закрываться от

реального мира в сети, при этом говоря детям, как вредны гаджеты, чему они

поверят больше, слову или делу?

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто

не должно обладать мною».

ЗАПРЕЩАТЬ НЕЛЬЗЯ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

Но как использовать – это уже дело каждого из нас.



В раздел образования