Напоминание

«Рассказы о войне 1812 г. Бородино». С. Алексеев."


Автор: Шевцова Оксана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5"
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Конспект урока по чтению в 5 классе
Тема: «Рассказы о войне 1812 г. Бородино». С. Алексеев."
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по чтению для учащихся 5 класса

Тема: «Рассказы о войне 1812 г. Бородино». С. Алексеев.

Цель: создать благоприятные условия для знакомства с художественным

текстом С. Алексеева «Рассказы о войне 1812 г. Бородино»;

Задачи:

сформировать представление о войне 1812 года как о реальном историческом

событии; формирование навыков правильного, сознательного и

выразительного чтения, умения анализировать читаемый текст;

развитие навыков устной речи.

способствовать развитию навыка осознанного чтения текста;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать уважение к историческому прошлому, историческим личностям,

формирование патриотизма.

Материалы к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

учебник чтения 5 класса

«У нас есть что вспомнить и чем гордиться!» С. Алексеев.

Структура и ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел сейчас звонок.

«Начинается урок!»

Руки «На месте»

Ноги «На месте»

Локти «У края»

Спина «Прямая»

Актуализация знаний учащихся

Коррекционные упражнения.

а) Назвать во мн.ч.:

житель -..,

любитель -..,

учитель -..;

грек -..,

узбек -..,

человек -…;

день -..,

пень -..,

лень -..;

Назвать в ед.ч.

орехи -..,

успехи - ..,

доспехи -..;

певцы -..,

венцы -..,

концы -..,

щипцы -…

б) Грамматическая арифметика

Чудеса – а + ный = чудесный

Русь – ь + с +кий = русский

Кнут – ут + язь = князь

артикуляционная гимнастика

- Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать

выразительно – давайте проведём артикуляционную гимнастику.

- Вдох через нос, на выдохе произносим гласные: о, а, у, и . (слайд )

- А теперь прочтём сочетание звуков мр-. (слайд )

- Прочитайте пословицу, объясни ее значение.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет! (слайд )

(Читают лучший по чтению, хороший, слабый)

- Кто такой герой ?

- Как понимаете смысл этой пословицы?

Чтение с разной интонацией: радостно, печально, громко, тихо.

3. Проверка домашнего задания:

- Ребята, давайте вспомним название раздела, который мы с вами начали

изучать. (Из прошлого нашего народа).

-Значит, о чем рассказывается в произведениях, собранных в этом раздела?

(об исторических событиях, о страницах истории)

-Как вы понимаете выражение «исторические события»? Это событие,

которое значительным образом повлияло на положение или суть

происходящих процессов.

-О каком историческом событии мы читали с вами на прошлом уроке?

- А сейчас будем разгадывать кроссворд по произведению Олега

Тихомирова : На поле Куликовом.

- Какое имя было присвоено князю Дмитрию за победу на поле Куликовом?

(Донской).

- На каком поле происходила битва ?(Куликовом)

-в каком городе собиралась русская рать ?(Москва)

- Какой враг напал на Русь?(татары)

- Как звали хана татар ? ( Мамай).

Физминутка. (дети поют и двигаются) (Слайд ).

- А вы готовы поддержать моральный дух русского войска?

Тогда всавайте на физминутку.

(Шагаем под песню «Солдатушки, браво ребетушки»)

4.Сообщение темы урока и его задач.

- Сегодня мы продолжим изучать с вами рассказы об истории нашей Родины.

Продолжим знакомиться с рассказами о русских воинах и известных

сражениях, одним из которых является Бородинское сражение. Оно

произошло во время войны в 1812 году. Текст, с которым мы познакомимся,

называется «Рассказы о войне 1812 г. Бородино» по Сергею Алексееву.

Место, где было сражение вы сейчас назовёте сами, назвав буквы, лежащие в

корзине.

(Корзина с буквами. Назвать буквы, лежащие в корзине. БОРОДИНО)

-к доске пойдеь Егор, мы собирем это слово.

Изучение нового материала.

- Познакомимся с его биографией:

1 апреля исполнилось 100 лет известному детскому писателю Сергею

Петровичу Алексееву (1922 – 2008), для которого историческое прошлое

нашей Родины стало главной темой творчества. Взрослое поколение хорошо

помнит рассказы Алексеева. Это «История крепостного мальчика»,

«Рассказы о Суворове и русских солдатах», книги о гражданской войне и

декабристах, о знаменитых полководцах. Просто, правдиво и увлекательно –

об историческом прошлом России, о знаменательных событиях, решающих

битвах и парадах, о героических подвигах русских людей в годы Великой

Отечественной войны. О храбрости, честности, мужестве и патриотизме, о

том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

Он родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове.

-А что сейчас происходит на Украине?( Война)

Родители Сергея, познакомились на фронте во время Первой мировой

войны. Вскоре они поженились, и у них родился сын Сергей. Детство

будущего писателя было свободным и радостным – родители предоставили

ему возможность самому выбирать себе друзей и игры.

В дружной и дружелюбной семье царил культ книги, уважения друг к другу,

ответственности за каждый свой поступок.

В школе Серёжа был старательным учеником. Романтика неба привлекала

тогда многих подростков. Авиация бурно развивалась. Тогда все мальчишки

мечтали стать летчиками, как легендарные Чкалов, В июне 1940 года Сергей

окончил 10-й выпускной класс.

Родители Сергея хотели, чтобы их сын стал врачом, но поступил в

авиационное училище

В ноябре 1941 года приступили к подготовке летного состава. Училище

Сергей закончил с отличием, но на фрот его не отправили, а оставили

пилотом-инструктором На войне он стал писать. С 1946 года он – редактор

издательства «Детская литература».

- Ребята, какая дата встретилась в названии рассказа с которым мы сегодня

познакомимся?

- Знаете ли вы, с каким событием она связана?

- А знаете ли вы, что называется Бородином? (Село)

- Прежде, чем начать читать, я вам расскажу о тех событиях и исторических

личностях, которые описываются в рассказе.

Подготовка к первичному восприятию

Историческая справка:

- В истории России 1812 год связывают с войной между русской и

французской армией.

Во главе французской армии находился император Франции Наполеон,

который захватил в то время уже многие страны. К войне с Россией

Наполеон готовился серьёзно. Он собрал 600-тысячную «Великую» армию;

прекрасно вооружённую и обученную. Наполеон был уверен в своей победе.

Когда Наполеон двинулся на Россию, он сказал следующие слова: « Через 5

лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее».

( слайд )

Удалось ли ему осуществить свой план, мы узнаем из рассказа, но надо

добавить, что русской армией, принявшей удар французов, командовал

великий русский полководец М. И. Кутузов.

( слайд )

Одним из главных сражений, была битва на поле при селе Бородино,

находившегося недалеко от Москвы.

( слайд )

Кутузов решил сразиться с Наполеоном, несмотря на то, что войско русских

состояло из 100 тысяч солдат, а французов – более 130 тысяч.

А) Работа над текстом. Чтение текста (стр.201-202).

- Прежде, чем продолжить работу, давайте выясним значения выражений:

(слайд ).

Осилили- победили

Потомки- это люди, которые будут жить после нас

День затухал- перестать гореть, гаснуть. Становиться слабее.

Умудрен опытом- большой опыт за плечами.

Захватчики- это те, кто осуществляет захват, насильственно овладевает

чем- либо.

император

4. Первичное восприятие текста (чтение учителем).

Я сейчас буду читать рассказ, а вы, ребята, ответьте на вопрос:

-Какое событие описывается в прочитанной главе?

5. Проверка первичного восприятия главы, чтение ее ребенком, вслух.

-Какие слова и выражения при чтении были непонятны? Покорил, (слайд )

- Так какое событие описывается в прочитанной главе?

6. Повторное чтение по абзацам с анализом текста

- А сейчас мы будем читать по абзацам, а Егор и Вадим внимательно

слушают нас.

1 абзац.

- С какими мыслями шел Наполеон на Россию?

2 абзац.

- Кто был назначен главнокомандующим русской армией?

- Почему русская армия отступила вглубь страны?

3 абзац.

- Что описывается в этом абзаце? Для чего автор предлагает подняться на

колокольню церкви?

- Назовите точную дату Бородинского сражения.

- К чему призывает, о чем просит нас автор?

4 абзац.

- Найдите слова, которые описывают то, что чувствовал Наполеон?

- Почему Наполеон себя так чувствовал?

- С чем сравнивает автор русских солдат? Почему?

5 абзац.

-Сколько времени продолжалась битва?

- Кто стал победителем в этом сражении?

- Действительно ли бой оказался ничейным? Почему русские не уступили

Наполеону?

6 абзац.

- Почему Кутузов против нового боя, в чем он видит главную ценность?

- Почему Кутузов приказывает оставить Москву?

Синквейн

Слайд

- Ребята, давайте дадим характеристику двум полководцам: как мы можем

описать Наполеона

Кто это?

Император. Кто он?

Сумрачный, неразговорчивый. Какой он?

Завоевал, покорил, сражался. Что он сделал ?

Задумал завоевать Россию. Выразим свои чувства, что он хотел сделать ?

Наполеон

Генерал. Кто он

Седой, мудрый. Какой он

Сражался, защищал, сберёг. Что делал?

Принял мудрое решение – отступить, чтобы собраться с силами. Чем нам

запомнился ?

Кутузов.

- На чьей стороне, по вашему мнению, автор? Почему?

- Какие качества русского народа подчеркивает автор? (выберите ответ из

предложенных вариантов)

(слайд ) ( мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага)

7. Работа над репродукциями.

Бородинская битва – великое историческое событие. Поэтому не только

поэты воспевали отвагу русского народа, но и художники создавали

прекрасные полотна.

Одним из самых известных художников-баталистов является Франц Рубо.

Им создана панорама « Бородинская битва».

( слайд ) Москва, Кутузовский проспект.

Давайте рассмотрим некоторые фрагменты этой панорамы.

( обращается внимание на множество сражающихся людей, на

обмундирование, оружие солдат, на особенности пейзажа).

8 . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ (Оценивание.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- О каком историческом событии говорилось в рассказе?

- Назовите имена великих полководцев, с которыми познакомились во время

чтения. Можем ли мы их назвать героями? Почему?

Слайд ) – И давайте дадим оценку нашего урока:

- если все понравилось выставляем солнышко на самую верхнюю шкалу,

- если немного было непонятно- то выставляем солнышко на среднюю шкалу

- если было не понятно , то на самую нижнюю.

- молодцы

10. Домашнее задание: стр.201-202, читаем, отвечаем на вопрос 5.(Почему

Кутузов решил оставить Москву? Ответ найдете в тексте )



В раздел образования