Напоминание

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Дёмина Элина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11 им. Юрия Абдашева
Населённый пункт: города Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




СТАТЬЯ

Дёмина Элина Михайловна – учитель начальных классов МАОУ СОШ №11

им. Юрия Абдашева.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация.

В статье раскрыта внеурочная деятельность как

средство формирования учебной мотивации младших школьников, выявлены

направления, виды внеурочной деятельности, а также классифицированы её

формы, рассмотрено сущностное содержание традиционных и современных

форм организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

Наряду

с

теоретическим

анализом

проблемы

исследования,

были

представлены результаты экспериментальной работы по формированию у

младших школьников учебной мотивации.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность, форма организации,

учебная мотивация, младший школьник.

Школа после уроков – это мир творчества и раскрытия каждым

ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь

ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как

личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа

стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную

деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Л.С. Выготский отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые,

воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у

ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим» [2].

Внеурочная

деятельность

особый

вид

деятельности

который

направлен на решение конкретных образовательных задач, исходя из

требований федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования (ФГОС); который способствует проявлению активности

обучающихся; и который реализуется разными категориями педагогических

работников в разных формах работы вне урока [4].

Заинтересованность

современной

школы

в

решении

проблемы

внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные

результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме

образовательных

призвана

решить

целый

ряд

очень

важных

задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную

нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть

возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым в

педагогической теории и практике. В.А. Сухомлинский писал о значимости

внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность

замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу

подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на

кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально.

Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не

должна исчерпываться уроками» [5].

Для образовательных учреждений внеурочная деятельность всегда

была неотъемлемой частью выполняемых ими функций. Однако научный

смысл и содержание этого понятия изменялись в разное время в зависимости

от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы

образования, которые в свою очередь, формировались под влиянием

идеологических и культурных потребностей общества.

Таким образом, «внеурочная деятельность» с одной стороны – часть

деятельности учащихся в школе, с другой – как внеклассная воспитательная

работа, организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во

внеурочное

время.

Следовательно,

внеурочная

деятельность

является

самостоятельной деятельностью школьников вне урока, которая отличается

от урочной тем, что направлена на раскрытие ценностно-смысловых

компонентов мировоззрения и развитие самодеятельности учащихся, а также

является важной составляющей

в

формировании учебной

мотивации

младших школьников. Учебная мотивация

– это совокупность причин,

мотивов, побуждающих школьника к учебной деятельности.

Внеурочная работа, как считает Ш.А. Амонашвили, это составная часть

учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации

свободного времени учащихся [1].

Т.А. Ильина считает, что задача внеучебной работы заключается в

пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям

знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и

способностей, воспитании их общественной и познавательной активности,

оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их

досуга.

Таким

образом,

внеучебная

воспитательная

работа

помогает

обеспечению

непрерывности

и

последовательности

воспитательного

процесса [3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом

начального

общего

образования

(ФГОС

НОО)

основная

образовательная программа начального общего образования реализуется

образовательным

учреждением,

в

том

числе,

и

через

внеурочную

деятельность [6].

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках

уроков,

направлена

на

достижение

результатов

освоения

основной

образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго

поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных

результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе

которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько

научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по

направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью

образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную

деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от

урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет

основные направления внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется по пяти

направлениям

(спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное); имеет девять видов

(игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное

общение,

досугово-развлекательная

деятельность,

художественное

творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-

оздоровительная

деятельность,

туристско-краеведческая

деятельность),

которые в свою очередь реализуются во множестве форм (кружок, студия,

секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество, конференция,

слет, игра, соревнование, турнир, встреча, концерт, спектакль, практика,

экскурсия, культпоход, туристический поход, субботник, десант).

Диагностическое

исследование

было

проведено

с

56

младших

школьников (респондентов), обучающиеся 2-х классов МАОУ Гимназия №40

имени Виктора Буглакова, г. Краснодар.

Экспериментальную группу составило 28 младших школьников (2

«Е»), 28 младших школьников – контрольную группу (2 «В»).

Результат проведения анкетирования дает возможность понять, что

уровень учебной мотивации недостаточен в экспериментальной группе.

Констатирующий этап эксперимента показал, что высокий уровень учебной

мотивации во 2-х классах составил 0% и 17,9%, средний уровень 35,7% и

46,4%, низкий уровень 64,3% и 35,7% соответственно.

Таким образом, подводя итоги результатов проведенных диагностических

методик можно сделать вывод, что уровень сформированность учебной мотивации у

младших школьников экспериментальной и контрольной группы на низком и

среднем уровне соответственно.

Данные констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о

необходимости целенаправленного поиска форм внеурочной деятельности

направленных на повышение уровня мотивации младших школьников. Это

послужило поводом к созданию программы внеурочной деятельности в

форме коммуникативного театра на формирующем этапе эксперимента.

Повышению уровня учебной мотивации способствовала программа,

которая составлялась в соответствии с уроками «Окружающий мир» и

«Литературное чтение».

На этапе констатирующего эксперимента выявлен исходный уровень

учебной

мотивации

младших

школьников,

результаты

которого

свидетельствует

о

низком

уровне.

Экспериментальное

апробирование

методических

условий

показало

существенное

изменение

в

учебной

мотивации. Сравнительные данные уровня сформированности учебной

мотивации младших школьников на контрольном этапе свидетельствует о

положительной динамике: с высоким уровнем учебной мотивации в

экспериментальной группе от 0% стало до 53,6% то есть на 53,6%.

В ходе исследования мы теоретически обосновали и экспериментально

проверили эффективность программы внеурочной деятельности в форме

коммуникативного театра как средства для увеличения уровня учебной

мотивации младших школьников. Результаты исследования доказали, что

систематическое и целенаправленное использование программы внеурочной

деятельности

в

форме

коммуникативного

театра

при

соблюдении

методических условий обеспечили эффективное увеличение уровня учебной

мотивации

обучающихся.

Сравнение

количественных

и

качественных

показателей, полученных в ходе эксперимента, позволили отметить, что

экспериментальная группа имеет более высокие результаты. Если в начале

эксперимента

в

экспериментальной

группе

с

высоким

уровнем

экологической культуры было 0% то есть 0 учащихся, то в конце

эксперимента их число увеличилось до 53,6% (15 человек). Со средним

уровнем на начале эксперимента было 35,7% (10 человек) в конце

эксперимента 35,8%. Группа с низким уровнем составила на начало

эксперимента из 18 человек 64,3%, в конце эксперимента 10,7% (3 человека).

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать,

что учебная мотивация младших школьников возросла после введения

программы внеурочной деятельности в форме коммуникативного театра.

Таким образом внеурочная деятельность младших школьников в форме

коммуникативного театра – одно из приоритетных направлений работы

школы, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее

конечной

целью

повышение

уровня

учебной

мотивации

младших

школьников.

Литература

1 Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики [Текст]: собрание

сочинений Ш.А. Амонашвили: в 20 кн. / [ред.: М.В. Богуславский (гл. ред.) и

др.]; Междунар. центр гуманной педагогики. 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь,

2014.

2 Выготский

Л.С.

(1896–1934).

Педагогическая

психология

/

Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2005.

3 Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. [Для пед. ин-тов] /

Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 2002.

4 Мартынова С.А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС

НОО [Текст] // Молодой ученый, 2015.

5 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. –

М.: Педагогика, арх.1979.

6 Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки

Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. – 3-е изд., перераб. – М:

Просвещение, 2016.



В раздел образования