Напоминание

«Русский язык» (вариант 1) 6 класса на 2022-2023 учебный год


Автор: Байшева Екатерина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Русский язык» (вариант 1) 6 класса на 2022-2023 учебный год
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (вариант 1) 6 класса

на 2022-2023 учебный год

Разработчик рабочей программы: Байшева Е.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (вариант 1) для учащихся 6

класса разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

утвержденный

приказом

Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная школа- интернат № 5»;

сборника «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся

с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Под редакцией Якубовской Э.В.– М.

«Просвещение», 2018. Раздел «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования

(приказ

Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.),

учебного плана образовательной организации.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель:

создание условий для развития и исправления дефектов общего и речевого

развития детей, коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной

деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (УО);

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как

явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах

человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи

Образовательные:

вырабатывать

у

учащихся

достаточно

прочные

навыки

аккуратного,

разборчивого

и

правильного письма на основе усвоения элементарных сведений

по грамматике и

правописанию.

Развивать у учащихся умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и

письменной форме, правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

Обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные

выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

Коррекционно-развивающие:

формировать и отрабатывать различных речевых умений.

Обогащать словарный запас учащихся, развивать мышление.

Повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной

деятельности и личностных качеств.

Воспитательные:

воспитывать адекватную самооценку на основе критерия оценивания.

Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,

любознательность,

формировать

умение

планировать

свою

деятельность,

осуществлять

контроль и самоконтроль.

Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Процесс обучения русскому языку неразрывно связан с решением специфической задачи

- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также

воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,

формированием

умений

планировать

свою

деятельность,

осуществлять

контроль

и

самоконтроль.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации

являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения

человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к

изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое

место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания

действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих

способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует

навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со

всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,

а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе

компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются

коммуникативная,

языковая,

лингвистическая

(языковедческая)

и

культуроведческая

компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и

основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования

языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых

знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и

функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение

словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к

анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и

ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной

культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского

языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе

принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы

пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного

воспитания детей в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на

коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей

личности в целом.

Используемые технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы обучения

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной

деятельности:

словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, иллюстрацией);

практический метод (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии);

наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

метод стимулирования мотивов интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии,

занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха);

метод

стимулирования

мотивов

старательности

(убеждение,

приучение,

поощрение,

требование).

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения:

по охвату детей в процессе обучения (индивидуальная работа, работа в парах и группах,

коллективная работа);

по месту организации (школьные);

традиционные (урок, экскурсия, домашняя учебная работа, фронтальная работа, словарная

работа, контрольная работа, творческая работа);

нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы;

уроки-игры и т.д.

Виды деятельности:

анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;

звуко - буквенный анализ слова;

овладение правописанием слов, предложений, текстов;

различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков;

работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение

главных и второстепенных членов предложения;

ответы на последовательно – поставленные вопросы;

совершенствование графического навыка;

списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и

самоконтролю;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами;

работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной

дисциплины и самоорганизации;

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного

предмета

через

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия и добросердечности.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

учебный

предмет

«Русский

язык»

входит

в

образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного

плана.

На изучение предмета в 6 классе по учебному плану выделено 4 часов в неделю, за год

140 часов.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью

(далее – БУД) реализуется в 6 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и

предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных

дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к

обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования

школьников с умственной отсталостью.

Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании

школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает

одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение

доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент

учебной деятельности;

развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую

деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь

педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:

определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие

учебной деятельности обучающихся;

определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

На уроках «Русского языка» формируются следующие БУДы:

Личностные

базовые

учебные действия (далее по

тексту – ЛУД)

уважительно и бережно относиться к людям труда и

результатам их деятельности;

гордиться

школьными

успехами

и

достижениями

как

собственными, так и своих товарищей;

адекватно

эмоционально

откликаться

на

произведения

литературы, музыки, живописи и др.;

бережно относиться к культурно-историческому наследию

родного края и страны;

понимать личную ответственность за свои поступки на

основе представлений об этических нормах и правилах

поведения в современном обществе

Регулятивные

базовые

учебные действия (далее по

тексту – РУД)

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых

учебных и практических задач, осуществлять коллективный

поиск средств их осуществления;

Познавательные

базовые

учебные действия (далее по

тексту – ПУД)

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его

временно-пространственную организацию;

использовать

логические

действия

(сравнение,

анализ,

синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,

закономерностей,

причинно-следственных

связей)

на

наглядном,

доступном

вербальном

материале,

основе

практической

деятельности

в

соответствии

с

индивидуальными возможностями

применять начальные сведения о сущности и особенностях

объектов,

процессов

и

явлений

действительности

(природных, социальных, культурных, технических и др.) в

соответствии

с

содержанием

конкретного

учебного

предмета и для решения познавательных и практических

задач

Коммуникативные базовые

учебные действия (далее по

тексту – КУД)

вступать

и

поддерживать

коммуникацию

в

разных

ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,

бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

признавать возможность существования различных точек

зрения

и

права

каждого

иметь

свою

точку

зрения,

аргументировать свою позицию;

использовать разные виды делового письма для решения

жизненно значимых задач;

дифференцированно использовать разные виды речевых

высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание

и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики

участников

(возраст,

социальный

статус,

знакомый

-

незнакомый и т.п.);

использовать разные источники и средства получения

информации

для

решения

коммуникативных

и

познавательных задач, в том числе информационные

В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет

отражать

индивидуальные

достижения

обучающихся

и

позволит

делать

выводы

об

эффективности проводимой в этом направлении работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования,

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как

итоговые на момент завершения общего образования.

Предметные результаты освоения АООП образования, обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и

умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями овладения

предметными результатами в зависимости от учебных возможностей школьников:

1 уровень (базовый)

2 уровень

3 уровень

Предполагает

реализацию

требований

к

ученику

в

объёме

программного

материала

Скорректирован по отношению

к базовому уровню в сторону

уменьшения объёма материала

и

его

содержательного

потенциала

систематическим

использованием

образцов

выполнения работы, опорных

схем,

опосредованных

подсказок)

Ограничен

умением

аккуратно

и

правильно

списывать с рукописного и

печатного

текстов.

Он

доступен ученикам с более

выраженными

или

осложненными

интеллектуальными

нарушениями

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;

подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных

частях слова;

определять части речи;

составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную

ситуацию;

составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными

частями;

писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и

данной иллюстрации;

оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

пользоваться школьным орфографическим словарём;

решать орфографические задачи, опираясь на схему;

называть и различать части речи;

принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3-й уровень

Знать буквы, обозначать звуки буквами;

списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;

записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к

тексту;

записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

В том числе

Контрольные

работы

Самостояте

льные

Практичес

кие

1.

Звуки и буквы. Текст

9

1

2.

Предложение. Текст

11

1

3.

Состав слова. Текст

30

2

4.

Части речи. Текст

2

5.

Имя

существительное

30

2

6.

Имя прилагательное

25

1

7.

Глагол

16

1

8

Предложение. Текст

9

1

9

Повторение

8

Итого

140

9

Тематическое планирование

№ п/п

уро-ка

п/п

урока

по

теме

Наименование разделов, тем урока

Кол-во

часов

Повторение

Звуки и буквы. Текст (9 часов)

1

1.1

Гласные и согласные. Их различение.

1

2

1.2

Безударные гласные в словах.

1

3

1.3

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

1

4

1.4

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

5

1.5

Текст. Части речи. Красная строка.

1

6

1.6

Непроизносимые гласные и согласные в словах.

1

7

1.7

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Контрольные

вопросы и задания.

1

8

1.8

Деловое письмо. Адрес.

1

9

1.9

Диктант по теме «Повторение. Звуки и буквы».

1

Предложение. Текст (11 часов)

10

2.1

Деление текста на предложения.

1

11

2.2

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1

12

2.3

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

13

2.4

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным

планом.

1

14

2.5

Распространение предложений с помощью рисунков.

1

15

2.6

Распространение предложений с помощью вопросов.

1

16

2.7

Однородные члены предложения.

1

17

2.8

Предложение.

Закрепление

знаний

по

теме.

Контрольные

вопросы и задания.

1

18

2.9

Деловое письмо. Поздравление.

1

19

2.10

Деловое письмо. Поздравление.

1

20

2.11

Диктант по теме «Предложение».

1

Состав слова. Текст (30 часов)

21

3.1

Корень и однокоренные слова.

1

22

3.2

Окончание как изменяемая часть слова.

1

23

3.3

Образование смысловой связи между словами с помощью

окончания.

1

24

3.4

Приставка как часть слова.

1

25

3.5

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

26

3.6

Суффикс как часть слова.

1

27

3.7

Разбор слов по составу.

1

28

3.8

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

29

3.9

Правописание безударных гласных в корне.

Написание

гласных в корне однокоренных слов.

1

30

3.10

Проверяемые и проверочные слова.

1

31

3.11

Проверка безударных гласных в корне.

1

32

3.12

Правописание

звонких

и

глухих

согласных

в

корне.

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые

и проверочные слова.

1

33

3.13

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

34

3.14

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в

корне. Контрольные вопросы и задания.

1

35

3.15

Изложение зрительно воспринимаемого текста.

1

36

3.16

Изложение зрительно воспринимаемого текста.

1

37

3.17

Правописание приставок. Приставка и предлог.

1

38

3.18

Различение приставки и предлога.

1

39

3.19

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

1

40

3.20

Правописание гласных в приставках.

1

41

3.21

Правописание безударных гласных в корне и приставке.

1

42

3.22

Текст. Деление текста на части по данному плану.

1

43

3.23

Наблюдение за правописанием согласных в приставках.

1

44

3.24

Правописание приставок на согласную.

1

45

3.25

Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

1

46

3.26

Различение написания слов с разделительным твёрдым знаком и

без него.

1

47

3.27

Диктант по теме «Состав слова. Правописание приставок».

1

48

3.28

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и

задания.

1

49

3.29

Деловое письмо. Записка.

1

50

3.30

Деловое письмо. Записка.

1

Части речи. Текст (2 часа)

51

4.1

Существительное, прилагательное, глагол.

1

52

4.2

Различение существительных, прилагательных и глаголов в

предложении.

1

Имя существительное (30 часов)

53

5.1

Значение существительных в речи.

1

54

5.2

Существительные, обозначающие явления природы.

1

55

5.3

Существительные, называющие один и тот же предмет по-

разному.

1

56

5.4

Существительные, противоположные по значению.

1

57

5.5

Род и число существительных. Различение существительных

по родам.

1

58

5.6

Изменение существительных по числам.

1

59

5.7

Контрольный

диктант

за

2

четверть

по

теме

«Имя

существительное».

1

60

5.8

Правописание

имён

собственных.

Существительные

собственные и нарицательные.

1

61

5.9

Большая буква в именах собственных.

1

62

5.10

Кавычки в именах собственных.

1

63

5.11

Различие

написаний

существительных

собственных

и

нарицательных.

1

64

5.12

Различие

написаний

существительных

собственных

и

нарицательных.

1

65

5.13

Имена существительные. Закрепление знаний. Контрольные

вопросы и задания.

1

66

5.14

Изменение

существительных

по

падежам.

Понятие

о

склонении.

1

67

5.15

Определение падежей существительных по вопросам.

1

68

5.16

Именительный падеж - кто? что?

1

69

5.17

Родительный падеж – кого? чего?

1

70

5.18

Дательный падеж – кому? чему?

1

71

5.19

Винительный падеж – кого? что?

1

72

5.20

Творительный падеж – кем? чем?

1

73

5.21

Предложный падеж – о ком? о чем?

1

74

5.22

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными

фактами.

1

75

5.23

Понятие о начальной форме.

1

76

5.24

Постановка существительных в начальную форму.

1

77

5.25

Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний.

Контрольные вопросы и задания.

1

78

5.26

Диктант по теме «Изменение существительных по падежам».

1

79

5.27

Деловое письмо. Письмо.

1

80

5.28

Деловое письмо. Письмо.

1

81

5.29

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.

1

82

5.30

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.

1

Имя прилагательное (25 часов)

83

6.1

Значение прилагательных в речи.

1

84

6.2

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

1

85

6.3

Описание человека, животных с помощью прилагательных.

1

86

6.4

Прилагательные, противоположные по значению.

1

87

6.5

Изменение прилагательных по родам и числам.

Изменение прилагательных по родам.

1

88

6.6

Окончания прилагательных мужского рода.

1

89

6.7

Окончания прилагательных женского рода.

1

90

6.8

Окончания прилагательных среднего рода.

1

91

6.9

Определение родовых окончаний прилагательных.

1

92

6.10

Определение родовых окончаний прилагательных.

1

93

6.11

Изменение прилагательных по числам.

1

94

6.12

Род и число прилагательных. Закрепление знаний.

1

95

6.13

Род и число прилагательных. Закрепление знаний.

1

96

6.14

Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

Понятие о склонении прилагательных.

1

97

6.15

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

1

98

6.16

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего

рода.

1

99

6.17

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

100

6.18

Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

101

6.19

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

102

6.20

Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

103

6.21

Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

104

6.22

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

105

6.23

Склонение

прилагательных

мужского

и

среднего

рода.

Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

106

6.24

Деловое письмо. Объявление.

1

107

6.25

Деловое письмо. Объявление.

1

Глагол (16 часов)

108

7.1

Значение глаголов в речи.

1

109

7.2

Глаголы, противоположные по значению.

1

110

7.3

Различение существительных, прилагательных и глаголов.

1

111

7.4

Изменение глаголов по времени. Настоящее время глаголов.

1

112

7.5

Прошедшее время глаголов.

1

113

7.6

Будущее время глаголов.

1

114

7.7

Различение глаголов по временам.

1

115

7.8

Различение глаголов по временам.

1

116

7.9

Изменение

глаголов

по

числам.

Единственное

и

множественное число глаголов настоящего времени.

1

117

7.10

Единственное

и множественное число

глаголов будущего

времени.

1

118

7.11

Единственное и множественное число глаголов прошедшего

времени.

1

119

7.12

Диктант по теме «Изменение глаголов по временам и числам».

1

120

7.13

Текст. Связь частей в тексте.

1

121

7.14

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

122

7.15

Коллективный рассказ на основе распространения данного

текста.

1

123

7.16

Коллективный рассказ на основе распространения данного

текста.

1

Предложение. Текст (9 часов)

124

8.1

Различение

повествовательных,

вопросительных

и

восклицательных предложений.

1

125

8.2

Однородные члены предложения. Определение однородных

членов предложения.

1

126

8.3

Однородные члены предложения без союзов.

1

127

8.4

Однородные члены предложения с союзом и.

1

128

8.5

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.

1

129

8.6

Обращение. Знакомство с обращением.

1

130

8.7

Контрольный диктант за год.

1

131

8.8

Место обращения в предложении.

1

132

8.9

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и

задания.

1

Повторение (8 часов)

133

9.1

Состав слова.

1

134

9.2

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

135

9.3

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

136

9.4

Имя существительное.

1

137

9.5

Имя прилагательное.

1

138

9.6

Глагол.

1

139

9.7

Деловое письмо. Объявление.

1

140

9.8

Деловое письмо. Объявление.

1

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

1.

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций,

реализующих АООП. 6 издание.

– М.

«Просвещение», 2020, 239 с.

2.

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку

для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.

3.

Якубовская Э. В. «Русский язык методические рекомендации 5-9 класс» учебное

пособие

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

АООП,

М.,

«Просвещение», 2016.

Оборудование и приборы: компьютер, медиапроектор, экран.

Дидактический материал: раздаточный материал по изучаемым темам.

Приложение

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 класс

Учащиеся должны знать:

способы проверки написания гласных и согласных в корнях слов.

Учащиеся должны уметь:

правильно обозначать звуки буквами на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных путём подбора

родственных слов;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи.

Диктант

Тема: Повторение. Звуки и буквы

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

глухие согласные в корне и на конце слова; правописание ча - ща; раздельное написание

предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных);

выполнять звукобуквенный анализ слов;

находить и подчёркивать главные члены в предложении.

Дуб

Посадили ребята в саду дубок. Корень у дуба крепкий. А работа у корня трудная. Надо в

земле на большой глубине воду искать. Без воды никак! Найдёт корень воду, начнёт её качать.

Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки, листья, жёлуди.

Стоять дуб будет крепко. Людям и птицам на радость.

Дуб

По-са-ди-ли ребята в саду дубок. Корень у дуба креп-кий. Найдёт корень в земле воду и

начнёт её качать. Тогда дерево пойдёт в рост.

Задания:

I в а р и а н т

1.

Выполнить звукобуквенный анализ слова корень.

2.

Найти нераспространённое предложение и подчеркнуть главные члены.

II в а р и а н т

1.

Выполнить звукобуквенный анализ слова дуб.

2.

Найти распространённое предложение и подчеркнуть главные члены.

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Предложение. Однородные члены предложения

Диктант

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

раздельное написание предлогов со словами; разделительный мягкий знак)

выполнять разбор слова по составу слов;

находить и подчёркивать однородные члены в предложении.

Картины осени

Осень хозяйкой ходила по садам, по лесам, по полям. Всё сразу стало

осенним. Синицы висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна. Иногда ветер швырял в

открытое окно листья. Они падали на стол, на пол, на книги.

На дорожках сада мы ходили по листьям, как по ковру.

Кар-ти-ны осени

Осень ходила по садам, по лесам, по полям. Ветер швырял в от-кры-то-е окно листья.

Они падали на стол, на пол, на книги.

Задание:

I в а р и а н т

1.

1-е предложение разобрать по членам предложения.

2.

Выписать по одному слову с безударными гласными И, Е в корне; проверить их

написание.

3.

Разобрать по составу слово ОСЕННИМ.

II в а р и а н т

1.

5-е предложение разобрать по членам предложения.

2.

Выписать по одному слову с безударными гласными И, Е в корне; проверить их

написание.

3.

Разобрать по составу слово ЛИСТЬЯ.

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Состав слова.

Контрольный диктант за 1 четверть

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

глухие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со словами; ь для

обозначения мягкости согласных);

выполнять разбор слов по составу;

находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.

Сыроежка

Я шёл по лесной дорожке. Вот поляна. На поляне кудрявая берёзка. А под ней красная

сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завёрнуты кверху. Гриб был, как большая

глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил воду до дна.

Вода была вкусная и пахла дождём.

Сы-ро-еж-ка

Под бе-рёз-кой вы-рос-ла крас-на-я сы-ро-еж-ка. Да такая ог-ром-на-я! Края её за-вёр-ну-

ты квер-ху. Гриб был, как большая глу-бо-ка-я тарелка с водой.

Задание:

I в а р и а н т

1.

Разобрать по составу слова: выросла, берёзка.

2.

Данное предложение разобрать по членам предложения: Под берёзкой выросла красная

сыроежка.

II в а р и а н т

1.

Разобрать по составу слова: вкусная, гриб.

2.

Данное предложение разобрать по членам предложения: Я шёл по лесной дорожке.

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Состав слова. Правописание приставок.

Диктант

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

глухие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со словами;

разделительный Ъ после приставок);

находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения;

выделять приставки.

Угощение

Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверёк

взял в лапки рябину и ловко объедал ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб,

грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутьё отличное.

Сразу найдёт орех и съест его.

У-го-ще-ни-е

Од-наж-ды ребята за-ме-ти-ли в кор-муш-ке белку. Зверёк ловко объ-е-дал ягоды рябины.

Тогда ребята сделали для белки столик. По-ло-жи-ли туда хлеб, грибы и орешки.

Задание:

I в а р и а н т

1.

Подчеркнуть в тексте слова с приставками, выделить приставки.

2.

Данное предложение разобрать по членам предложения: Зимой ребята повесили для птиц

кормушку.

II в а р и а н т

1.

Подчеркнуть в тексте слова с приставками, выделить приставки.

2.

Данное предложение разобрать по членам предложения: Ребята сделали для гостьи

столик.

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Части речи. Имя существительное.

Контрольный диктант за 2 четверть

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание

предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных; разделительный Ъ);

выполнять разбор слов по составу;

определить род, число и падеж существительных в предложении;

находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.

Ласточка

Осень. Ушло тепло. Ветер пригнал холод. Съёжились листья. Льют дожди. Маленькая

ласточка осталась одна. Её сёстры улетели на юг. У ласточки болело крыло. Кто согреет птичку

в холодную ночь?

Мальчик протянул ладони. Не бойся меня, малышка. Садись на ладонь.

Я согрею тебя и спасу.

^

Лас-точ-ка

Осень. Ушло тепло. Ветер при-гнал холод. Съё-жи-лись листья. Льют дожди.

Ма-лень-ка-я лас-точ-ка ос-та-лась одна. Её сёстры улетели на юг.

Задание:

I в а р и а н т

1. Определить род, число и падеж существительных в предложении: У ласточки болело крыло.

2. Разобрать по составу: ласточка.

3. 3-е предложение разобрать по членам предложения.

II в а р и а н т

1. Определить род, число и падеж существительных в предложении: Мальчик протянул ладони.

2. Разобрать по составу: птичку.

3. 5-е предложение разобрать по членам предложения.

III в а р и а н т

1. Списать текст.

Тема: «Изменение существительных по падежам»

Диктант

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание

предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных;);

выполнять разбор слов по составу;

определять падеж;

подбирать однокоренные слова.

Хитрый заяц

Царь зверей лев открыл соревнование. Надо было выпить котёл кипятка. Сбежались

звери, пытались отпить хоть глоток. Всё напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Схватил

котёл и стал хвастать своей силой и смелостью. Пока хвастал, вода остыла. Хитрый заяц осушил

котёл.

А все звери в испуге разбежались.

Хитрый заяц

В лесу со-рев-но-ва-ни-е. Надо выпить котёл кипятка. Звери пытались отпить хоть

глоток. Стра-шно. А заяц по-дож-дал, пока вода ос-ты-нет, и осушил котёл.

Задание:

I в а р и а н т

1.

Определить падеж существительных в данном предложении: Схватил котёл и стал

хвастать своей силой и смелостью.

2.

Разобрать по составу слова: осушил, глоток.

3.

Подобрать однокоренные слова к существительному: вода - .

II в а р и а н т

1.

Определить падеж существительных в данном предложении: Хитрый заяц осушил котёл.

2.

Разобрать по составу слова: выпить, звери.

3.

Подобрать однокоренные слова к существительному: вода - .

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода

Контрольный диктант за 3 четверть

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание

предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных; разделительный Ъ);

выполнять разбор слов по составу;

определять род, число и падеж прилагательных;

подбирать однокоренные слова.

Кот-рыболов

Дед предложил любимому внуку порыбачить. На берегу реки дед задремал. Рядом сидел

кот и следил за ярким поплавком. Вдруг вскочил и стал толкать деда. Дед дёрнул удочки.

Отличный был улов. Крупного леща дед бросил в ведро, мелкого ёршика - коту.

Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат

.

Кот-рыболов

Дед с вну-ком ловили рыбу. Кот сидел рядом. Дед за-дре-мал. Вдруг кот тол-кнул деда. Дед

дёрнул удочки. По-пал-ся лещ и ёршик. Мо-ло-дец кот!

Задание:

I в а р и а н т

1.

Определить род, число и падеж прилагательных: любимому внуку, за ярким поплавком.

2.

Разобрать по составу слова: порыбачить, удочки.

3.

Подобрать 5 прилагательных к существительному: КОТ - .

II в а р и а н т

1.

Определить род, число и падеж прилагательных: любимому внуку, за ярким поплавком.

2.

Разобрать по составу слова: сидел, ёршика.

3.

Подобрать 5 прилагательных к существительному: КОТ - .

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Изменение глаголов по временам и числам

Диктант

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

правописание жи-ши; раздельное написание предлогов со словами; ь для обозначения мягкости

согласных);

выполнять разбор слов по составу;

находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.

Родная земля

Человек живёт на земле. Тут он растёт, познаёт жизнь.

Припадёт герой из сказки к родной земле, попросит у земли сил. Только потом

отправится в путь.

За родную землю солдаты умирали, но не отдавали её врагу.

Мужчины передают детям сыновнее чувство к Отчизне.

Родная земля

Че-ло-век живёт на земле, поз-на-ёт жизнь.

За родную землю сол-да-ты у-ми-ра-ли, но не от-да-ва-ли её врагу. Так рож-да-ет-ся сы-

нов-не-е чув-ство к От-чиз-не.

Задание:

I в а р и а н т

1.

1-е предложение разобрать по членам предложения.

2.

Разобрать по составу слова: припадёт, сказки.

3.

Выписать 3-е предложение. Придумать и записать предложение со словом ПРИПАДЁТ в

другом значении.

II в а р и а н т

1.

1-е предложение разобрать по членам предложения.

2.

Разобрать по составу слова: попросит, земли.

3.

Подобрать к слову Отчизна 3 глагола..

III в а р и а н т

1.

Списать текст.

Тема: Предложение. Текст.

Годовой контрольный диктант

Цель работы: проверить умения:

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;

правописание жи-ши, ча-ща; раздельное написание предлогов со словами; ь для обозначения

мягкости согласных);

выполнять разбор слов по составу;

находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.

Верблюд

Верблюд - южный брат коня. Тяжёлые, мозолистые, крепкие ступни не боятся горячего

песка. Пища верблюда - колючие растения. Верблюд очень вынослив. Легко переносит жару.

Может прожить неделю без воды. Зато пьёт сразу три-четыре ведра. Пей, верблюд, на здоровье!

После короткого отдыха верблюд готов к тяжёлому пути.

У человека нет более надёжного помощника в пустыне.

Вер-блюд

Вер-блюд очень вы-нос-лив. Легко пе-ре-но-сит жару. Может прожить неделю без воды.

Зато пьёт сразу три-четыре ведра. Пей, вер-блюд, на здо-ро- вье!

Задание:

I в а р и а н т

1.

Найти и выписать из текста предложение с однородными членами, разобрать его по

членам предложения.

2.

Разобрать по составу слово: помощника.

3.

Определить падеж имен существительных: горячего песка, к тяжёлому пути, колючие

растения, в пустыне.

II в а р и а н т

1.

Найти и выписать из текста предложение с однородными членами, разобрать его по

членам предложения.

2.

Разобрать по составу слово: переносит.

3.

Определить падеж имен существительных: горячего песка, к тяжёлому пути.

III в а р и а н т

1.

Списать текст.



В раздел образования