Автор: Байшева Екатерина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Русский язык» (вариант 1) 6 класса на 2022-2023 учебный год
Раздел: среднее образование
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (вариант 1) 6 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик рабочей программы: Байшева Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (вариант 1) для учащихся 6
класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) КГБОУ
«Барнаульская общеобразовательная школа- интернат № 5»;
сборника «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Под редакцией Якубовской Э.В.– М.
«Просвещение», 2018. Раздел «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
(приказ
Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.),
учебного плана образовательной организации.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цель:
создание условий для развития и исправления дефектов общего и речевого
развития детей, коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (УО);
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи
Образовательные:
вырабатывать
у
учащихся
достаточно
прочные
навыки
аккуратного,
разборчивого
и
правильного письма на основе усвоения элементарных сведений
по грамматике и
правописанию.
Развивать у учащихся умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
Обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
Коррекционно-развивающие:
формировать и отрабатывать различных речевых умений.
Обогащать словарный запас учащихся, развивать мышление.
Повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной
деятельности и личностных качеств.
Воспитательные:
воспитывать адекватную самооценку на основе критерия оценивания.
Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность,
формировать
умение
планировать
свою
деятельность,
осуществлять
контроль и самоконтроль.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Процесс обучения русскому языку неразрывно связан с решением специфической задачи
- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием
умений
планировать
свою
деятельность,
осуществлять
контроль
и
самоконтроль.
Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются
коммуникативная,
языковая,
лингвистическая
(языковедческая)
и
культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы
пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного
воспитания детей в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей
личности в целом.
Используемые технологии:
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные.
Методы обучения
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной
деятельности:
словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, иллюстрацией);
практический метод (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии);
наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся).
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
метод стимулирования мотивов интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии,
занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха);
метод
стимулирования
мотивов
старательности
(убеждение,
приучение,
поощрение,
требование).
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые и текущие.
Формы обучения:
по охвату детей в процессе обучения (индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа);
по месту организации (школьные);
традиционные (урок, экскурсия, домашняя учебная работа, фронтальная работа, словарная
работа, контрольная работа, творческая работа);
нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы;
уроки-игры и т.д.
Виды деятельности:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;
звуко - буквенный анализ слова;
овладение правописанием слов, предложений, текстов;
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков;
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение
главных и второстепенных членов предложения;
ответы на последовательно – поставленные вопросы;
совершенствование графического навыка;
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и
самоконтролю;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учебный
предмет
«Русский
язык»
входит
в
образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана.
На изучение предмета в 6 классе по учебному плану выделено 4 часов в неделю, за год
140 часов.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью
(далее – БУД) реализуется в 6 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и
предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных
дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к
обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение
доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент
учебной деятельности;
развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь
педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие
учебной деятельности обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Русского языка» формируются следующие БУДы:
Личностные
базовые
учебные действия (далее по
тексту – ЛУД)
уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности;
гордиться
школьными
успехами
и
достижениями
как
собственными, так и своих товарищей;
адекватно
эмоционально
откликаться
на
произведения
литературы, музыки, живописи и др.;
бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе
Регулятивные
базовые
учебные действия (далее по
тексту – РУД)
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления;
Познавательные
базовые
учебные действия (далее по
тексту – ПУД)
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
использовать
логические
действия
(сравнение,
анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных
связей)
на
наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии
с
содержанием
конкретного
учебного
предмета и для решения познавательных и практических
задач
Коммуникативные базовые
учебные действия (далее по
тексту – КУД)
вступать
и
поддерживать
коммуникацию
в
разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек
зрения
и
права
каждого
иметь
свою
точку
зрения,
аргументировать свою позицию;
использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач;
дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание
и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников
(возраст,
социальный
статус,
знакомый
-
незнакомый и т.п.);
использовать разные источники и средства получения
информации
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач, в том числе информационные
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать
индивидуальные
достижения
обучающихся
и
позволит
делать
выводы
об
эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как
итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями овладения
предметными результатами в зависимости от учебных возможностей школьников:
1 уровень (базовый)
2 уровень
3 уровень
Предполагает
реализацию
требований
к
ученику
в
объёме
программного
материала
Скорректирован по отношению
к базовому уровню в сторону
уменьшения объёма материала
и
его
содержательного
потенциала
(с
систематическим
использованием
образцов
выполнения работы, опорных
схем,
опосредованных
подсказок)
Ограничен
умением
аккуратно
и
правильно
списывать с рукописного и
печатного
текстов.
Он
доступен ученикам с более
выраженными
или
осложненными
интеллектуальными
нарушениями
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных
частях слова;
определять части речи;
составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную
ситуацию;
составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными
частями;
писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и
данной иллюстрации;
оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
Писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
пользоваться школьным орфографическим словарём;
решать орфографические задачи, опираясь на схему;
называть и различать части речи;
принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3-й уровень
Знать буквы, обозначать звуки буквами;
списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к
тексту;
записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Количество
часов
В том числе
Контрольные
работы
Самостояте
льные
Практичес
кие
1.
Звуки и буквы. Текст
9
1
2.
Предложение. Текст
11
1
3.
Состав слова. Текст
30
2
4.
Части речи. Текст
2
5.
Имя
существительное
30
2
6.
Имя прилагательное
25
1
7.
Глагол
16
1
8
Предложение. Текст
9
1
9
Повторение
8
Итого
140
9
Тематическое планирование
№ п/п
уро-ка
№
п/п
урока
по
теме
Наименование разделов, тем урока
Кол-во
часов
Повторение
Звуки и буквы. Текст (9 часов)
1
1.1
Гласные и согласные. Их различение.
1
2
1.2
Безударные гласные в словах.
1
3
1.3
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
1
4
1.4
Сомнительные гласные и согласные в словах.
1
5
1.5
Текст. Части речи. Красная строка.
1
6
1.6
Непроизносимые гласные и согласные в словах.
1
7
1.7
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Контрольные
вопросы и задания.
1
8
1.8
Деловое письмо. Адрес.
1
9
1.9
Диктант по теме «Повторение. Звуки и буквы».
1
Предложение. Текст (11 часов)
10
2.1
Деление текста на предложения.
1
11
2.2
Выделение главных и второстепенных членов предложения.
1
12
2.3
Нераспространенные и распространенные предложения.
1
13
2.4
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным
планом.
1
14
2.5
Распространение предложений с помощью рисунков.
1
15
2.6
Распространение предложений с помощью вопросов.
1
16
2.7
Однородные члены предложения.
1
17
2.8
Предложение.
Закрепление
знаний
по
теме.
Контрольные
вопросы и задания.
1
18
2.9
Деловое письмо. Поздравление.
1
19
2.10
Деловое письмо. Поздравление.
1
20
2.11
Диктант по теме «Предложение».
1
Состав слова. Текст (30 часов)
21
3.1
Корень и однокоренные слова.
1
22
3.2
Окончание как изменяемая часть слова.
1
23
3.3
Образование смысловой связи между словами с помощью
окончания.
1
24
3.4
Приставка как часть слова.
1
25
3.5
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
1
26
3.6
Суффикс как часть слова.
1
27
3.7
Разбор слов по составу.
1
28
3.8
Контрольный диктант за 1 четверть.
1
29
3.9
Правописание безударных гласных в корне.
Написание
гласных в корне однокоренных слов.
1
30
3.10
Проверяемые и проверочные слова.
1
31
3.11
Проверка безударных гласных в корне.
1
32
3.12
Правописание
звонких
и
глухих
согласных
в
корне.
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые
и проверочные слова.
1
33
3.13
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.
1
34
3.14
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в
корне. Контрольные вопросы и задания.
1
35
3.15
Изложение зрительно воспринимаемого текста.
1
36
3.16
Изложение зрительно воспринимаемого текста.
1
37
3.17
Правописание приставок. Приставка и предлог.
1
38
3.18
Различение приставки и предлога.
1
39
3.19
Наблюдение за правописанием гласных в приставках.
1
40
3.20
Правописание гласных в приставках.
1
41
3.21
Правописание безударных гласных в корне и приставке.
1
42
3.22
Текст. Деление текста на части по данному плану.
1
43
3.23
Наблюдение за правописанием согласных в приставках.
1
44
3.24
Правописание приставок на согласную.
1
45
3.25
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.
1
46
3.26
Различение написания слов с разделительным твёрдым знаком и
без него.
1
47
3.27
Диктант по теме «Состав слова. Правописание приставок».
1
48
3.28
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания.
1
49
3.29
Деловое письмо. Записка.
1
50
3.30
Деловое письмо. Записка.
1
Части речи. Текст (2 часа)
51
4.1
Существительное, прилагательное, глагол.
1
52
4.2
Различение существительных, прилагательных и глаголов в
предложении.
1
Имя существительное (30 часов)
53
5.1
Значение существительных в речи.
1
54
5.2
Существительные, обозначающие явления природы.
1
55
5.3
Существительные, называющие один и тот же предмет по-
разному.
1
56
5.4
Существительные, противоположные по значению.
1
57
5.5
Род и число существительных. Различение существительных
по родам.
1
58
5.6
Изменение существительных по числам.
1
59
5.7
Контрольный
диктант
за
2
четверть
по
теме
«Имя
существительное».
1
60
5.8
Правописание
имён
собственных.
Существительные
собственные и нарицательные.
1
61
5.9
Большая буква в именах собственных.
1
62
5.10
Кавычки в именах собственных.
1
63
5.11
Различие
написаний
существительных
собственных
и
нарицательных.
1
64
5.12
Различие
написаний
существительных
собственных
и
нарицательных.
1
65
5.13
Имена существительные. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания.
1
66
5.14
Изменение
существительных
по
падежам.
Понятие
о
склонении.
1
67
5.15
Определение падежей существительных по вопросам.
1
68
5.16
Именительный падеж - кто? что?
1
69
5.17
Родительный падеж – кого? чего?
1
70
5.18
Дательный падеж – кому? чему?
1
71
5.19
Винительный падеж – кого? что?
1
72
5.20
Творительный падеж – кем? чем?
1
73
5.21
Предложный падеж – о ком? о чем?
1
74
5.22
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными
фактами.
1
75
5.23
Понятие о начальной форме.
1
76
5.24
Постановка существительных в начальную форму.
1
77
5.25
Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
1
78
5.26
Диктант по теме «Изменение существительных по падежам».
1
79
5.27
Деловое письмо. Письмо.
1
80
5.28
Деловое письмо. Письмо.
1
81
5.29
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
1
82
5.30
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
1
Имя прилагательное (25 часов)
83
6.1
Значение прилагательных в речи.
1
84
6.2
Описание явлений природы с помощью прилагательных.
1
85
6.3
Описание человека, животных с помощью прилагательных.
1
86
6.4
Прилагательные, противоположные по значению.
1
87
6.5
Изменение прилагательных по родам и числам.
Изменение прилагательных по родам.
1
88
6.6
Окончания прилагательных мужского рода.
1
89
6.7
Окончания прилагательных женского рода.
1
90
6.8
Окончания прилагательных среднего рода.
1
91
6.9
Определение родовых окончаний прилагательных.
1
92
6.10
Определение родовых окончаний прилагательных.
1
93
6.11
Изменение прилагательных по числам.
1
94
6.12
Род и число прилагательных. Закрепление знаний.
1
95
6.13
Род и число прилагательных. Закрепление знаний.
1
96
6.14
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Понятие о склонении прилагательных.
1
97
6.15
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.
1
98
6.16
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода.
1
99
6.17
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
100
6.18
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
101
6.19
Контрольный диктант за 3 четверть.
1
102
6.20
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
103
6.21
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
104
6.22
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
105
6.23
Склонение
прилагательных
мужского
и
среднего
рода.
Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
106
6.24
Деловое письмо. Объявление.
1
107
6.25
Деловое письмо. Объявление.
1
Глагол (16 часов)
108
7.1
Значение глаголов в речи.
1
109
7.2
Глаголы, противоположные по значению.
1
110
7.3
Различение существительных, прилагательных и глаголов.
1
111
7.4
Изменение глаголов по времени. Настоящее время глаголов.
1
112
7.5
Прошедшее время глаголов.
1
113
7.6
Будущее время глаголов.
1
114
7.7
Различение глаголов по временам.
1
115
7.8
Различение глаголов по временам.
1
116
7.9
Изменение
глаголов
по
числам.
Единственное
и
множественное число глаголов настоящего времени.
1
117
7.10
Единственное
и множественное число
глаголов будущего
времени.
1
118
7.11
Единственное и множественное число глаголов прошедшего
времени.
1
119
7.12
Диктант по теме «Изменение глаголов по временам и числам».
1
120
7.13
Текст. Связь частей в тексте.
1
121
7.14
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
122
7.15
Коллективный рассказ на основе распространения данного
текста.
1
123
7.16
Коллективный рассказ на основе распространения данного
текста.
1
Предложение. Текст (9 часов)
124
8.1
Различение
повествовательных,
вопросительных
и
восклицательных предложений.
1
125
8.2
Однородные члены предложения. Определение однородных
членов предложения.
1
126
8.3
Однородные члены предложения без союзов.
1
127
8.4
Однородные члены предложения с союзом и.
1
128
8.5
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.
1
129
8.6
Обращение. Знакомство с обращением.
1
130
8.7
Контрольный диктант за год.
1
131
8.8
Место обращения в предложении.
1
132
8.9
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания.
1
Повторение (8 часов)
133
9.1
Состав слова.
1
134
9.2
Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
1
135
9.3
Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
1
136
9.4
Имя существительное.
1
137
9.5
Имя прилагательное.
1
138
9.6
Глагол.
1
139
9.7
Деловое письмо. Объявление.
1
140
9.8
Деловое письмо. Объявление.
1
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Список методических и учебных пособий:
1.
Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций,
реализующих АООП. 6 издание.
– М.
«Просвещение», 2020, 239 с.
2.
Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку
для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.
3.
Якубовская Э. В. «Русский язык методические рекомендации 5-9 класс» учебное
пособие
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
АООП,
М.,
«Просвещение», 2016.
Оборудование и приборы: компьютер, медиапроектор, экран.
Дидактический материал: раздаточный материал по изучаемым темам.
Приложение
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корнях слов.
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных путём подбора
родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи.
Диктант
Тема: Повторение. Звуки и буквы
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; правописание ча - ща; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных);
выполнять звукобуквенный анализ слов;
находить и подчёркивать главные члены в предложении.
Дуб
Посадили ребята в саду дубок. Корень у дуба крепкий. А работа у корня трудная. Надо в
земле на большой глубине воду искать. Без воды никак! Найдёт корень воду, начнёт её качать.
Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки, листья, жёлуди.
Стоять дуб будет крепко. Людям и птицам на радость.
Дуб
По-са-ди-ли ребята в саду дубок. Корень у дуба креп-кий. Найдёт корень в земле воду и
начнёт её качать. Тогда дерево пойдёт в рост.
Задания:
I в а р и а н т
1.
Выполнить звукобуквенный анализ слова корень.
2.
Найти нераспространённое предложение и подчеркнуть главные члены.
II в а р и а н т
1.
Выполнить звукобуквенный анализ слова дуб.
2.
Найти распространённое предложение и подчеркнуть главные члены.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Предложение. Однородные члены предложения
Диктант
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
раздельное написание предлогов со словами; разделительный мягкий знак)
выполнять разбор слова по составу слов;
находить и подчёркивать однородные члены в предложении.
Картины осени
Осень хозяйкой ходила по садам, по лесам, по полям. Всё сразу стало
осенним. Синицы висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна. Иногда ветер швырял в
открытое окно листья. Они падали на стол, на пол, на книги.
На дорожках сада мы ходили по листьям, как по ковру.
Кар-ти-ны осени
Осень ходила по садам, по лесам, по полям. Ветер швырял в от-кры-то-е окно листья.
Они падали на стол, на пол, на книги.
Задание:
I в а р и а н т
1.
1-е предложение разобрать по членам предложения.
2.
Выписать по одному слову с безударными гласными И, Е в корне; проверить их
написание.
3.
Разобрать по составу слово ОСЕННИМ.
II в а р и а н т
1.
5-е предложение разобрать по членам предложения.
2.
Выписать по одному слову с безударными гласными И, Е в корне; проверить их
написание.
3.
Разобрать по составу слово ЛИСТЬЯ.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Состав слова.
Контрольный диктант за 1 четверть
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со словами; ь для
обозначения мягкости согласных);
выполнять разбор слов по составу;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.
Сыроежка
Я шёл по лесной дорожке. Вот поляна. На поляне кудрявая берёзка. А под ней красная
сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завёрнуты кверху. Гриб был, как большая
глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил воду до дна.
Вода была вкусная и пахла дождём.
Сы-ро-еж-ка
Под бе-рёз-кой вы-рос-ла крас-на-я сы-ро-еж-ка. Да такая ог-ром-на-я! Края её за-вёр-ну-
ты квер-ху. Гриб был, как большая глу-бо-ка-я тарелка с водой.
Задание:
I в а р и а н т
1.
Разобрать по составу слова: выросла, берёзка.
2.
Данное предложение разобрать по членам предложения: Под берёзкой выросла красная
сыроежка.
II в а р и а н т
1.
Разобрать по составу слова: вкусная, гриб.
2.
Данное предложение разобрать по членам предложения: Я шёл по лесной дорожке.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Состав слова. Правописание приставок.
Диктант
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со словами;
разделительный Ъ после приставок);
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения;
выделять приставки.
Угощение
Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверёк
взял в лапки рябину и ловко объедал ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб,
грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутьё отличное.
Сразу найдёт орех и съест его.
У-го-ще-ни-е
Од-наж-ды ребята за-ме-ти-ли в кор-муш-ке белку. Зверёк ловко объ-е-дал ягоды рябины.
Тогда ребята сделали для белки столик. По-ло-жи-ли туда хлеб, грибы и орешки.
Задание:
I в а р и а н т
1.
Подчеркнуть в тексте слова с приставками, выделить приставки.
2.
Данное предложение разобрать по членам предложения: Зимой ребята повесили для птиц
кормушку.
II в а р и а н т
1.
Подчеркнуть в тексте слова с приставками, выделить приставки.
2.
Данное предложение разобрать по членам предложения: Ребята сделали для гостьи
столик.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Части речи. Имя существительное.
Контрольный диктант за 2 четверть
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных; разделительный Ъ);
выполнять разбор слов по составу;
определить род, число и падеж существительных в предложении;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.
Ласточка
Осень. Ушло тепло. Ветер пригнал холод. Съёжились листья. Льют дожди. Маленькая
ласточка осталась одна. Её сёстры улетели на юг. У ласточки болело крыло. Кто согреет птичку
в холодную ночь?
Мальчик протянул ладони. Не бойся меня, малышка. Садись на ладонь.
Я согрею тебя и спасу.
^
Лас-точ-ка
Осень. Ушло тепло. Ветер при-гнал холод. Съё-жи-лись листья. Льют дожди.
Ма-лень-ка-я лас-точ-ка ос-та-лась одна. Её сёстры улетели на юг.
Задание:
I в а р и а н т
1. Определить род, число и падеж существительных в предложении: У ласточки болело крыло.
2. Разобрать по составу: ласточка.
3. 3-е предложение разобрать по членам предложения.
II в а р и а н т
1. Определить род, число и падеж существительных в предложении: Мальчик протянул ладони.
2. Разобрать по составу: птичку.
3. 5-е предложение разобрать по членам предложения.
III в а р и а н т
1. Списать текст.
Тема: «Изменение существительных по падежам»
Диктант
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных;);
выполнять разбор слов по составу;
определять падеж;
подбирать однокоренные слова.
Хитрый заяц
Царь зверей лев открыл соревнование. Надо было выпить котёл кипятка. Сбежались
звери, пытались отпить хоть глоток. Всё напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Схватил
котёл и стал хвастать своей силой и смелостью. Пока хвастал, вода остыла. Хитрый заяц осушил
котёл.
А все звери в испуге разбежались.
Хитрый заяц
В лесу со-рев-но-ва-ни-е. Надо выпить котёл кипятка. Звери пытались отпить хоть
глоток. Стра-шно. А заяц по-дож-дал, пока вода ос-ты-нет, и осушил котёл.
Задание:
I в а р и а н т
1.
Определить падеж существительных в данном предложении: Схватил котёл и стал
хвастать своей силой и смелостью.
2.
Разобрать по составу слова: осушил, глоток.
3.
Подобрать однокоренные слова к существительному: вода - .
II в а р и а н т
1.
Определить падеж существительных в данном предложении: Хитрый заяц осушил котёл.
2.
Разобрать по составу слова: выпить, звери.
3.
Подобрать однокоренные слова к существительному: вода - .
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Контрольный диктант за 3 четверть
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных; разделительный Ъ);
выполнять разбор слов по составу;
определять род, число и падеж прилагательных;
подбирать однокоренные слова.
Кот-рыболов
Дед предложил любимому внуку порыбачить. На берегу реки дед задремал. Рядом сидел
кот и следил за ярким поплавком. Вдруг вскочил и стал толкать деда. Дед дёрнул удочки.
Отличный был улов. Крупного леща дед бросил в ведро, мелкого ёршика - коту.
Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат
.
Кот-рыболов
Дед с вну-ком ловили рыбу. Кот сидел рядом. Дед за-дре-мал. Вдруг кот тол-кнул деда. Дед
дёрнул удочки. По-пал-ся лещ и ёршик. Мо-ло-дец кот!
Задание:
I в а р и а н т
1.
Определить род, число и падеж прилагательных: любимому внуку, за ярким поплавком.
2.
Разобрать по составу слова: порыбачить, удочки.
3.
Подобрать 5 прилагательных к существительному: КОТ - .
II в а р и а н т
1.
Определить род, число и падеж прилагательных: любимому внуку, за ярким поплавком.
2.
Разобрать по составу слова: сидел, ёршика.
3.
Подобрать 5 прилагательных к существительному: КОТ - .
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Изменение глаголов по временам и числам
Диктант
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
правописание жи-ши; раздельное написание предлогов со словами; ь для обозначения мягкости
согласных);
выполнять разбор слов по составу;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.
Родная земля
Человек живёт на земле. Тут он растёт, познаёт жизнь.
Припадёт герой из сказки к родной земле, попросит у земли сил. Только потом
отправится в путь.
За родную землю солдаты умирали, но не отдавали её врагу.
Мужчины передают детям сыновнее чувство к Отчизне.
Родная земля
Че-ло-век живёт на земле, поз-на-ёт жизнь.
За родную землю сол-да-ты у-ми-ра-ли, но не от-да-ва-ли её врагу. Так рож-да-ет-ся сы-
нов-не-е чув-ство к От-чиз-не.
Задание:
I в а р и а н т
1.
1-е предложение разобрать по членам предложения.
2.
Разобрать по составу слова: припадёт, сказки.
3.
Выписать 3-е предложение. Придумать и записать предложение со словом ПРИПАДЁТ в
другом значении.
II в а р и а н т
1.
1-е предложение разобрать по членам предложения.
2.
Разобрать по составу слова: попросит, земли.
3.
Подобрать к слову Отчизна 3 глагола..
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
Тема: Предложение. Текст.
Годовой контрольный диктант
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова;
правописание жи-ши, ча-ща; раздельное написание предлогов со словами; ь для обозначения
мягкости согласных);
выполнять разбор слов по составу;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.
Верблюд
Верблюд - южный брат коня. Тяжёлые, мозолистые, крепкие ступни не боятся горячего
песка. Пища верблюда - колючие растения. Верблюд очень вынослив. Легко переносит жару.
Может прожить неделю без воды. Зато пьёт сразу три-четыре ведра. Пей, верблюд, на здоровье!
После короткого отдыха верблюд готов к тяжёлому пути.
У человека нет более надёжного помощника в пустыне.
Вер-блюд
Вер-блюд очень вы-нос-лив. Легко пе-ре-но-сит жару. Может прожить неделю без воды.
Зато пьёт сразу три-четыре ведра. Пей, вер-блюд, на здо-ро- вье!
Задание:
I в а р и а н т
1.
Найти и выписать из текста предложение с однородными членами, разобрать его по
членам предложения.
2.
Разобрать по составу слово: помощника.
3.
Определить падеж имен существительных: горячего песка, к тяжёлому пути, колючие
растения, в пустыне.
II в а р и а н т
1.
Найти и выписать из текста предложение с однородными членами, разобрать его по
членам предложения.
2.
Разобрать по составу слово: переносит.
3.
Определить падеж имен существительных: горячего песка, к тяжёлому пути.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.