Автор: Ремпель Светлана Юрьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Бурлинская СОШ"
Населённый пункт: с.Бурла, Бурлинского района, Алтайского края.
Наименование материала: методическая разработка урока.
Тема: "Проблема взаимодействия природы и техносферы"
Раздел: среднее образование
Тема: «Проблема взаимодействия природы и техносферы»
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с проблемами взаимодействия природы и техносферы;
воспитывать культуру к окружающей среде.
Задачи:
1.
Раскрыть особенности влияния человека на природу, выявить источники
загрязнения окружающей среды.
2.
Выявить причины возникновения экологических проблем.
3.
Рассмотреть положительные и отрицательные стороны влияния техносферы на
окружающую среду.
4.
Продолжить формирование умений работать с текстом, находить нужную
информацию.
5.
Развивать умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
6.
Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру учащихся.
Ход урока.
1.
Орг. Момент.
(Девочки входят в кабинет по картинкам).
- Девочки, сейчас каждая из вас выберет картинку у меня на столе. Все картинки
разные, посмотрите на свою и определите, за какой стол вы должны присесть.
- Мы разделились на две группы.
- Скажите, что изображено на ваших картинках? (вопрос 1-й группе)
- Как можно назвать одним словом эти изображения? (Природа)
- А что изображено на ваших картинках? (вопрос 2-й группе)
- Как можно назвать одним словом эти изображения? (Техносфера)
- Итак, мы с вами разделились на две группы.
(Природа и Техносфера)
2.
Повторение по предыдущей теме
(опрос по домашнему заданию)
-Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Пока несколько девочек работают с карточками, ответьте на такие вопросы:
1) Объясните мне, что такое природа? (Природа – это все сущее, весь мир и
многообразие форм. Все что появилось без участия человека)
2) Приведите примеры, что можно отнести к природе? (небо, солнце, луна, снег,
дождь, и т.д.)
3) Скажите, а человек- это часть природы? (Да.)
4) Человек вносит в мир природы какие – либо изменения? (Да)
5) Какие? (Строит здания, дороги, машины, мосты и т.д.)
6) А для чего он это делает? (Чтобы удовлетворить свои нужды и потребности)
7) Как можно назвать одним словом все преобразования в природе сделанные
человеком, для удовлетворения своих потребностей? (Техносфера)
8) А где она встречается у нас, в Бурле. Приведите примеры. (перечисляют)
- Итак, мы с вами вспомнили и повторили то, что
изучили на прошлом уроке.
3.
Знакомство с новой темой
Новая тема.
- Девочки обратите внимание на интерактивную доску, а именно на изображения.
- Можно эти картинки как-то разделить? (Да.)
- Давайте сейчас каждая группа, по очереди выйдет и распределим эти
изображения. (выходят и делают)
- Скажите, а похожую работу мы с вами сегодня делали? (Да)
- А когда именно? (в начале урока, когда делились на группы.)
- Сколько групп получилось? ( две)
- Что вы отнесли к первой группе? Как можно назвать эти изображения одним
словом? (Природа)
- Что отнесли ко второй группе? Как можно назвать одним словом? (Техносфера)
- Связаны между собой эти две группы? ( Да.)
- А как связь можно назвать другим словом? (Взаимодействие)
(Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»)
- Вы только что посмотрели мультфильм, что нам осветил этот мультфильм?
(Проблемы.)
- А теперь, внимание на доску, назовите тему нашего
урока. (Проблема взаимодействия природы и
техносферы.)
- Девочки, сейчас мысленно поставьте перед собой цели, что бы вы хотели узнать
сегодня на уроке? (печечисляют)
- Итак, цель нашего урока:
-Узнать какие проблемы взаимодействия природы и техносферы существуют.
- Какие решения по устранению этих проблем можно применить?
- Как помочь природе?
Задание в группах.
- Перед вами лежит текст, в котором указаны плюсы и минусы взаимодействия
природы и техносферы. Сейчас, я предлагаю вам, изучить этот текст внимательно и
ответить на поставленный вопрос. (девочки работают в группах: обсуждают,
записывают ответ, и кто-то один отвечает на задание, выступает)
- Задание первой группы, выявить положительные взаимодействия, а у второй –
отрицательные взаимодействия.
Выступление групп, дополнение, обсуждение.
- Итак, каждая из групп выступила, молодцы!
4.
Фронтальная беседа.
- Обсуждение плюсов и минусов воздействия на природу, примеры из жизни.
(смотри на листочке)
- Итак, исходя из беседы, можно сделать вывод: чтобы сохранить нашу планету
пригодной для жизни, мы все должны действовать сообща на основе
рационального природоиспользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-
настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.
5.
Итог урока
- Что сегодня обсудили на уроке?
-Что вы выделили для себя главное?
- Цель нашего урока была достигнута?
6.
Оценивание.
Оценки учениц + оценки учителя. За урок выставляю оценки выступающим от
групп и активному участнику, остальные после проверки работ.
7.
Домашнее задание.
- Составить кроссворд на тему «Природа и техносфера» - это задание для всех.
- Кто хочет получить дополнительно оценку, следующее задание: Найти
информацию и приготовить сообщение на тему «Проблемы взаимодействия
техносферы и природы в Бурлинском районе.»
8.
Рефлексия.
- На доске изображено дерево, но на нем не хватает листиков. Сейчас мы украсим
наше дерево. У вас на партах лежат листочки трех цветов:
Красный – на уроке было скучно и не понятно;
Желтые – на уроке было интересно, но некоторые моменты не поняла;
Зеленый – на уроке было очень интересно и все понятно.