Напоминание

"Интегрированные занятия музыкального руководителя и учителя – логопеда как часть психолого- педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ"


Автор: Татьяна Ивановна Яковлева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 13"
Населённый пункт: ПЕРМСКИЙ КРАЙ, КУНГУР
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные занятия музыкального руководителя и учителя – логопеда как часть психолого- педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Интегрированные занятия музыкального руководителя и учителя – логопеда как часть

психолого- педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Перед

педагогами остро встают вопросы выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе

с такими детьми.

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования,

вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей

дошкольного возраста. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-

образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в

процессе обучения.

Успех логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от

комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Частью этого комплекса и являются

интегрированные занятия.

Количество детей с нарушениями речи не только увеличивается, но и дефекты становятся более

тяжелыми. Все чаще встречается диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у

детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое

проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных, к которым относятся

артикуляционные движения) и проблемах координации. Нередко дети с данным нарушением

дополнительно имеют дефицит внимания, гиперреактивность, их социальная адаптация часто

затруднена, хотя интеллект может быть нормальным.

Приведу общие симптомы при диспраксии:

отсутствие чувства направления движения;

наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений);

трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в

цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения,

включающие синхронизацию зрительной информации и движения;

потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность

выполнения, например, в танце,;

трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и

пространства вокруг себя;

сложности в тонкой моторике;

неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на

ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;

неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку

ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);

нежелание осваивать новые двигательные навыки;

замедленная автоматизация навыков.

Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших

энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка

наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом

«дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в

логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Отличительной чертой детей с

диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные для всех остальных

движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.

Именно эти две проблемы – сложность речевого дефекта и высокая утомляемость – привели нас

к организации и использованию интегрированной формы занятий учителя-логопеда и музыкального

руководителя.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль

играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой

объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме

коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых

функций, что способствует более интенсивной коррекции детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и

музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют

двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную

сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а

с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию,

артикуляционный

аппарат,

произвольное

внимание

в

целом,

процессы

запоминания

и

воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

коррекционно-развивающее;

информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

структуру речевого нарушения;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных

занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия

строятся

на

основе

общих

положений

коррекционно-

педагогической

работы

с

дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и

закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы

проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно

возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при

проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-

воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять

костно-

мышечный

аппарат.

Развивать

дыхание.

Развивать

координацию

движений

и

моторные

функции.

Формировать

правильную

осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,

способность ощущать в музыке, движениях

ритмическую

выразительность.

Формировать

способность

восприятия

музыкальных

образов.

Совершенствовать

личностные

качества,

чувство коллективизма.

Развивать

речевое

дыхание.

Развивать

артикуляционный

аппарат.

Формировать

просодические

компоненты

речи.

Развивать

фонематическое

восприятие.

Развивать

грамматический строй и

связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие

следующих направлений:

Учитель-логопед:

постановка диафрагмально-речевого дыхания;

укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

обучение умению связно выражать свои мысли;

развитие психологической базы речи;

совершенствование мелкой моторики;

логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

слухового внимания и слуховой памяти;

оптико-пространственных представлений;

зрительной ориентировки на собеседника;

координации движений;

умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

темпа и ритма дыхания и речи;

орального праксиса;

просодики;

фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой

организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и

преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Предварительная работа перед внедрением занятий. Формы и виды взаимодействия музыкального

руководителя с учителями-логопедами.

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников,

открытых занятий.

Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся

коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок,

речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-

ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-

дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок

сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические

задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развивать

мелкую

моторики

Упражнения

с

различным

дидактическим

материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных

инструментах.

Танцевальные

движения.

Театр с использованием кукол

бибабо

Развивать мимику

Массаж

лица.

Мимическая

гимнастика.

Произвольное

формирование

определенных

мимических

поз.

Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в

пении и танце

Развивать

речевое

дыхание

Игры-поддувки. Дифференциация ротового и

носового

дыхания.

Выработка

нижне-

диафрагмального дыхания

Использование

музыкальных

духовых

инструментов.

Распевки.

Упражнения

на

дыхание в танце.

Развивать голос

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие

гибкости мягкого неба. Произнесение гласных

на твердой атаке.

Хоровое

пение.

Движения

с

речью

под

музыку.

Использование

характерных

ролей.

Развивать

фонематический

слух

Различение фонем, близких по способу и месту

образования

и

акустическим

признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа

звука. Формирование контроля за речью через

акустический контроль.

Использование

попевок.

Хоровое

и

индивидуальное

пение.

Музыкально-

ритмические движения.

Развивать

артикуляцию

Артикуляционная

гимнастика.

Чистоговорки.

Разучивание и пение песен.

Пение

песен

со

звукоподражанием

Формировать

грамматический

строй

Словесные игры для закрепления функций

словообразования

и

словоизменения.

Разучивание

текстов

песен.

Драматизация.

Музыкальные

спектакли,

инсценировки.

Кукольный театр.

Обогащать, уточнять

словарь

Развитие номинативного, предикативного и

адъективного

словаря

через

различный

дидактический материал

Пополнение

словаря

музыкальной

терминологией.

Обогащение

словаря

в

процессе занятий.

Развивать

диалогическую речь

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.

Кукольный

театр

и

куклы

бибабо.

Музыкальные

спектакли.

Развивать

монологическую

речь

Развитие

у

ребенка

желания

говорить.

Воспитание

навыков

овладения

монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развивать

коммуникативные

навыки

Психологические этюды и коммуникативные

игры

Участие детей в музыкальных

представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс

упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми

нарушениями речи – СПб., 1999.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.

Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ –

М., 2006.

Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста –

СПб., 2008.

Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.

Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.

Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.



В раздел образования