Автор: Татьяна Ивановна Яковлева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 13"
Населённый пункт: ПЕРМСКИЙ КРАЙ, КУНГУР
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные занятия музыкального руководителя и учителя – логопеда как часть психолого- педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ"
Раздел: дополнительное образование
Интегрированные занятия музыкального руководителя и учителя – логопеда как часть
психолого- педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Перед
педагогами остро встают вопросы выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе
с такими детьми.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования,
вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-
образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в
процессе обучения.
Успех логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от
комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Частью этого комплекса и являются
интегрированные занятия.
Количество детей с нарушениями речи не только увеличивается, но и дефекты становятся более
тяжелыми. Все чаще встречается диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у
детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое
проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных, к которым относятся
артикуляционные движения) и проблемах координации. Нередко дети с данным нарушением
дополнительно имеют дефицит внимания, гиперреактивность, их социальная адаптация часто
затруднена, хотя интеллект может быть нормальным.
Приведу общие симптомы при диспраксии:
отсутствие чувства направления движения;
наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений);
трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в
цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения,
включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность
выполнения, например, в танце,;
трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и
пространства вокруг себя;
сложности в тонкой моторике;
неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на
ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку
ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
нежелание осваивать новые двигательные навыки;
замедленная автоматизация навыков.
Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших
энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка
наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом
«дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в
логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Отличительной чертой детей с
диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные для всех остальных
движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.
Именно эти две проблемы – сложность речевого дефекта и высокая утомляемость – привели нас
к организации и использованию интегрированной формы занятий учителя-логопеда и музыкального
руководителя.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль
играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой
объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме
коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых
функций, что способствует более интенсивной коррекции детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и
музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют
двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную
сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а
с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию,
артикуляционный
аппарат,
произвольное
внимание
в
целом,
процессы
запоминания
и
воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных
занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
Занятия
строятся
на
основе
общих
положений
коррекционно-
педагогической
работы
с
дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и
закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
Принцип всестороннего воздействия
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы
проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно
возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при
проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-
воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные
Образовательно-воспитательные
Коррекционные
Укреплять
костно-
мышечный
аппарат.
Развивать
дыхание.
Развивать
координацию
движений
и
моторные
функции.
Формировать
правильную
осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма,
способность ощущать в музыке, движениях
ритмическую
выразительность.
Формировать
способность
восприятия
музыкальных
образов.
Совершенствовать
личностные
качества,
чувство коллективизма.
Развивать
речевое
дыхание.
Развивать
артикуляционный
аппарат.
Формировать
просодические
компоненты
речи.
Развивать
фонематическое
восприятие.
Развивать
грамматический строй и
связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие
следующих направлений:
Учитель-логопед:
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
развитие психологической базы речи;
совершенствование мелкой моторики;
логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой
организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и
преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Предварительная работа перед внедрением занятий. Формы и виды взаимодействия музыкального
руководителя с учителями-логопедами.
Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников,
открытых занятий.
Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся
коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок,
речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-
ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-
дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок
сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические
задачи
Логопед
Музыкальный руководитель
Развивать
мелкую
моторики
Упражнения
с
различным
дидактическим
материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных
инструментах.
Танцевальные
движения.
Театр с использованием кукол
бибабо
Развивать мимику
Массаж
лица.
Мимическая
гимнастика.
Произвольное
формирование
определенных
мимических
поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в
пении и танце
Развивать
речевое
дыхание
Игры-поддувки. Дифференциация ротового и
носового
дыхания.
Выработка
нижне-
диафрагмального дыхания
Использование
музыкальных
духовых
инструментов.
Распевки.
Упражнения
на
дыхание в танце.
Развивать голос
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие
гибкости мягкого неба. Произнесение гласных
на твердой атаке.
Хоровое
пение.
Движения
с
речью
под
музыку.
Использование
характерных
ролей.
Развивать
фонематический
слух
Различение фонем, близких по способу и месту
образования
и
акустическим
признакам.
Воспитание акустико-артикуляционного образа
звука. Формирование контроля за речью через
акустический контроль.
Использование
попевок.
Хоровое
и
индивидуальное
пение.
Музыкально-
ритмические движения.
Развивать
артикуляцию
Артикуляционная
гимнастика.
Чистоговорки.
Разучивание и пение песен.
Пение
песен
со
звукоподражанием
Формировать
грамматический
строй
Словесные игры для закрепления функций
словообразования
и
словоизменения.
Разучивание
текстов
песен.
Драматизация.
Музыкальные
спектакли,
инсценировки.
Кукольный театр.
Обогащать, уточнять
словарь
Развитие номинативного, предикативного и
адъективного
словаря
через
различный
дидактический материал
Пополнение
словаря
музыкальной
терминологией.
Обогащение
словаря
в
процессе занятий.
Развивать
диалогическую речь
Формирование навыков составления диалога
Драматизация.
Кукольный
театр
и
куклы
бибабо.
Музыкальные
спектакли.
Развивать
монологическую
речь
Развитие
у
ребенка
желания
говорить.
Воспитание
навыков
овладения
монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развивать
коммуникативные
навыки
Психологические этюды и коммуникативные
игры
Участие детей в музыкальных
представлениях.
Список рекомендуемой литературы по теме:
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс
упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми
нарушениями речи – СПб., 1999.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ –
М., 2006.
Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста –
СПб., 2008.
Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.