Авторы: Косяченко Дарья Ивановна, Хасенова Асель Есеновна
Должность: студентка КУ имени Абая Мырзахметова, под руководством преподавателя м.п.н. КУ имени Абая Мырзахметова кафедры "Дизайн и культурно-досуговая работа"
Учебное заведение: Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Населённый пункт: Республика Казахстан, г. Кокшетау
Наименование материала: статья
Тема: "Итальянский театр: Комедия Дель Арте"
Раздел: высшее образование
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР: КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ
Студент Кокшетауского университета
имени Абая Мырзахметова
образовательной программы
«Культурно-досуговая работа»
Косяченко Дарья Ивановна.
Руководитель
преподаватель Кокшетауского университета
имени Абая Мырзахметова
кафедры «Дизайн и культурно-досуговая работа»,
м.п.н. Хасенова Асель Есеновна
Аннотация. История комедии дель арте начинается с ХVI века. Этот
жанр театра, защищавший интересы народа, дошел и до нашей эпохи.
В данной статье освещается и описывается период в наше время,
определяющий конечную цель полупрофессионального театра комедии дель
арте.
Говорится о подготовке актеров к своим ролям, итальянцы пишут
сценарий
по
театру,
актерах
и
группах
масок,
основавших
театр,
рассказывается об особенностях костюмов каждой группы на сцене.
Описывается об отношении казахского народа к искусству рисования.
Информация, представленная в статье, может быть использована как
студентами отделения «Культурно-досуговая работа», так и в культурной
среде.
Ключевые слова: дель арте, ренессанс, искусство, культура, театр,
история.
Комедия
дель
арте
была
единственным
вкладом
в
профессионализацию и стабилизацию театрального сценического искусства
мира. Можно сказать, что это высочайшая вершина римского театра эпохи
Возрождения. Этот театр, возникший в тяжелые годы в Италии XVI века,
выявил
оппозиционные
взгляды
демократов
того
периода.
Юмор
в
комедийных постановках дель арте изображал несправедливости высшего
класса, приведшие к ослаблению общества, и борьбу против засилья
буржуазии.
Именно актеры, способные вырваться, породили театр. Такое
искусство позволяло ставить спектакли без текстов. К концу XV века и концу
XVI века в некоторых городах Италии стали собираться актеры. Будучи по
совместительству
профессиональной
командой,
она
следовала
своему
собственному направлению, а не подражателям. Карнавалы можно назвать
основной частью новаторского театра. Именно в это время родились маски,
занимающие важное место в комедии дель арте. Так были инсценированы
маски венецианского купца Панталоне и острого языка Дзанни.
Основу
выездных
спектаклей
театра
составляют
сценарии
с
сокращенными сюжетными значениями. Исходя из этого, актеры во время
спектакля доносили до зрителей логичные, эффектные и интересные
придуманные диалоги. Хотя большинство сценариев в комедийном жанре,
иногда можно насладиться пасторалью и трагедией [1, 2, 3].
Артисты театра комедии дель арте, желавшие импровизации, были
обязаны в любое время проявить творческий подход.Поскольку каждый
актер создавал свой образ, ему приходилось работать с остроумной и
впечатляющей речью от имени своих масок, обрабатывая материалы,
полученные им из повседневной жизни и книг. Главной движущей силой
комедии дель арте была тяга, гармония исполнителей друг с другом. Актеру
пришлось много искать, чтобы отследить способность своего коллеги
запоминать слова и логически находить их. Одним из главных требований
сцены является неразрывная связь с партнером, говоря современным языком,
начал формироваться принцип отношений в сценическом искусстве.
Большинство актеров были в масках. В пьесах, основанных на
сатире, поднимались проблемы, происходящие в обществе. Такие спектакли
создавались для того, чтобы исполнители могли свободно общаться со
зрителями, а также были полны реализма, шутовства, острой сатиры,
благодатного юмора, танца и песни [1, 2, 3].
Маски театра комедии дель арте были разделены на три части.
Первая группа – это народно-сатирические маски домработниц, в
которых показаны пафос и юмор театра, полный оптимизма, логика каждого
действия. Эти маски были созданы первым и вторым Занни, Арлекином,
Серветтой, Бригеллой. Можно сказать, что эта группа – сердце отрывных
выступлений.
Вторая группа состояла из джентльменских масок. В эту группу
входят главный герой сатиры, безумный, голодный и вечно влюбленный
итальянский купец Панталоне, доверчивый и брезгливый испанский капитан,
грубый, болтливый, псевдообразованный Доктор. Третью группу составили
образы влюбленных лицом к лицу, образующие поэтическую сторону
комедии дель арте. Особенность этой группы заключалась в том, что актеры
играли на сцене без масок.
Согласно стилю речи каждого города, актеры комедии дель арте
говорили на региональном диалекте, чтобы сделать его понятным для
зрителей. Например, Панталоне высмеивал купцов, потерявших финансовое
благополучие в Венеции и говорящих на венецианском наречии. А Доктор
использовал болонский диалект, чтобы высмеивать адвокатов, которые
потеряли работу и были понижены в должности в Болонье.
Актеры были одеты в костюмы, соответствующие их маскам. На
Дзанни была легкая крестьянская рубашка и брюки с поясом. Бригелла носит
традиционный малайский наряд, а костюм Арлекина состоит из лоскутной
рубашки.
Джан Ганасса, Франческо Андреини и Никколо Барбьери – всемирно
известные актеры комедии дель арте [1, 2, 3].
В настоящее время вы можете посмотреть множество спектаклей в
жанре комедии дель арте в театрах по всему миру. Например, следует
отметить, что в апреле 2019 года в столичном театре «Астана Опера» на суд
зрителей
была
представлена
комедийная
оперно-фарсовая
постановка
Джоаккино Россини «Шелковая лестница». На самом деле это видно из того,
что искусство рисования развивалось в казахской устной литературе с
древнейших времен. Давным-давно биржан сал, акан сериры объезжали села
и районы и показывали свое искусство. Поэтому неудивительно, что
знаменитая итальянская комедия дель арте является жанром, близким
казахскому народу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Итальянский театр эпохи Возрождения.
2. Итальянская культура и искусство.
3. Участие Молодого театра - "Шелковая сцена".