Напоминание

"Особенности формирования и охрана детского голоса"


Автор: Пашкова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №16 им.О. Лундстрема
Населённый пункт: г. Казань, респ. Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования и охрана детского голоса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности формирования и охрана детского голоса

Под голосом человека понимается совокупность любых звуков,

исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля и громкого

зевка, кончая хорошо поставленным голосом профессионального певца.

Голос является важным компонентом звукообразования, поскольку он

обеспечивает слышимость речи и ее интонационную выразительность.

Интонация оказывает сильное воздействие на зрителя. Благодаря ей

слушатель понимает не только слова и фразы, но и скрытый под ними

подтекст. Однако воспитанию голоса детей часто не уделяется должного

внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным

с этим голосовым расстройством. Истинную цену голоса знает тот, кто

потерял его или страдает стойкими его нарушениями.

Сила голоса определяется амплитудой колебания голосовых складок.

Высота голоса характеризуется частотой колебательных движений голосовых

складок. Тембр характеризуется основным тоном - это первичный звук,

образующийся при колебаниях всей длины голосовых складок; обертоном,

который образуется при колебаниях отдельных отрезков голосовых складок.

Чем больше обертонов, тем богаче, красивей, ярче голос.

Периоды становления голоса

Созревание голоса охватывает длительный период времени - от

рождения и до наступления зрелости. Развитие гортани, зависит от

функционирования половых желез и других желез внутренней секреции. В

связи с этим как в период полового созревания, так и в климактерический

период у людей происходят существенные возрастные изменения голоса. И

вообще голосовая функция настолько тесно связана с соматическим и

нервно-психическим

состоянием

человека,

что

об

изменениях

этого

состояния в каждый данный момент безошибочно судить по голосу.

Голос ребенка отличается от голоса взрослого человека по всем

основным характеристикам - по силе, высоте и тембру. Это объясняется ещё

не полной физиологической зрелостью голосового аппарата ребёнка. Детская

гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своему размеру, чем гортань

взрослого, соответственно более короткими являются и голосовые связки.

Грудной

резонатор

ещё

мал

по

объему

и

слаб,

вследствие

чего

преобладающую роль при голосообразовании играют верхние резонаторы,

дающие голосу "головное" звучание. Недостаточно сильной является и струя

выдыхаемого воздуха. Голосовые связки колеблются только своими краями.

По

этим

причинам,

наряду

с

высоким

звучание,

детский

голос

характеризуется небольшой силой и малым диапазоном, причем голоса

мальчиков и девочек до определённого возраста не имеют больших

различий.

Мутация голоса - это физиологическое явление, наблюдающееся в

период полового созревания и связанное с преобразованием детского голоса

в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление выражено у

мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается

неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата. В этот период

нужно особенно обратить внимание на правильность обращения голосом.

Оказывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса,

для большинства же этот процесс протекает почти незаметно. Мутация

голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков

удлиняются на 6-10 мм, то есть на 2/3 длины. У девочек голосовые складки

удлиняются только на 3-5 мм.

У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как

смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной

силы выдыхательные мышцы усиленно, форсировано работать.

У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких

изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон

больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание,

становится более сильным. Нормально протекающая мутация голоса может

проявляться в нескольких формах. Так, нередко голос меняется очень

медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка

лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В

других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или

пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое

"соскакивание" звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется

реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским. После периода

мутации голос обретает свою индивидуальность и 25-30 лет остается

неизменным.

Виды нарушений голоса

Изменения

тона

голоса

(интонации)

в

дошкольном

возрасте

чрезвычайно разнообразны и эмоциональны. Чрезмерное напряжение голоса

у детей дошкольного возраста может привести к различным стойким его

нарушениям, например, голос может стать хриплым, излишне высоким

(фальцет) или слабым, излишне низким, грубым.

Причины расстройств голоса весьма разнообразны: заболевания и

травматические повреждения гортани и голосовых связок; нарушения

резонаторной системы; болезни органов дыхания; заболевания сердечно-

сосудистой

системы;

эндокринные

расстройства,

нарушения

слуха;

систематическое

перенапряжение

голоса,

особенно

при

неправильном

пользовании им; резкие температурные колебания, в частности, питье

холодной воды и особенно холодного молока и соков в разгоряченном

состоянии; психические травмы.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и

функциональным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести

четкую границу, поэтому такое деление условно.

К органическим нарушениям относят те из них, которые вызывают

изменение

анатомического

строения

голосового

аппарата

в

его

периферическом или центральном отделах.

В периферическом отделе

звукообразующего аппарата чаще всего наблюдаются следующие аномалии:

1). "Певческие узелки", то есть небольшие выпячивания, на голосовых

связках препятствующие плотному их смыканию. Образование таких узелков

чаще всего бывает связано с перенапряжением, переутомлением голоса.

2). Стеноз (сужение пространства) гортани как результат перенесенного

дифтерита, а также следствие ожога, ранения или какой-либо другой травмы.

3). Частичное или полное удаление гортани в связи со злокачественными

новообразованиями.

4). Расщелины мягкого и твёрдого нёба, нарушающие взаимодействие

ротового и носового резонаторов.

Если подобные нарушения голоса возникают у ребёнка в раннем

возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к

сужению социальных контактов, страдает и речевое развитие, задерживается

накопление словаря и даже развитие грамматического строя речи.

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим

повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его

функции. Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и

периферические. У детей эти нарушения встречаются реже, чем у взрослых.

Эта группа нарушений голоса чаще всего бывает связана с перенапряжением

голосовых связок, особенно в условиях неправильного пользования голосом.

К центральным функциональным расстройствам голоса относятся такие его

нарушения, которые имеют психогенное происхождение преимущественно

результатом травмы. Однако чёткую границу между органическими и

функциональными нарушениями голоса провести очень трудно, поскольку

длительно существующие функциональные расстройства приводят к стойким

органическим

изменениям

в

гортани.

Примером

тому

может

быть

образование на голосовых связках "певческих узелков" в результате иногда

довольно длительного неправильного пользования голосом. Невозможность

правильного голосообразования при органических повреждениях голосового

аппарата очевидна.

Также к функциональным расстройствам относится и патологическая

мутация голоса. Патологический характер мутации может быть обусловлен

эндокринными

нарушениями

или

несоблюдением

гигиены

голоса:

перегрузкой

голосового

аппарата

и

продолжением

занятий

пением,

инфекционные заболевания, вредные факторы (пыль, дым), нарушение

функции щитовидной железы. Данное голосовое расстройство можно

классифицировать

как

пограничное

между

органическими

и

функциональными нарушениями.

Предупреждение расстройства голоса у детей.

С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос

ребёнка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком

громко, не позволять им очень громко петь, кричать на морозе во время

прогулки и т.д.

При

восстановлении

функциональных

расстройств

особую

роль

приобретают

профилактика

и

гигиена

голоса.

Личная

профилактика

нарушений голоса складывается из создания определённых условий быта,

семьи, отдыха, режима жизни ребёнка. К числу профилактических мер

относится запрещение петь, громко декламировать и всячески перенапрягать

голос. При остром начале заболевания важно дать полный покой голосу на

10-14 дней.

Особые условия необходимо соблюдать во время мутации. Период

становления голоса требует внимательного, чуткого, отношения со стороны

педагогов, родителей, так как пубертатный период протекает на фоне

физических и психических изменений личности подростка. В этот период

нужно щадить голосовой аппарат, не кричать, не петь громко, особенно в

сырых или непроветренных, накуренных помещениях. Если наблюдается

частые срывы голоса, неприятные ощущения при фонации, следует

обратиться к врачу - фониатру.

Нарушения голоса у детей дошкольного возраста очень важно

предупреждать соблюдением профилактических мероприятий, занятиями

дыхательной гимнастикой. Детскому саду и семье для профилактики

нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и

правильным

пользованием

голосом,

соблюдать

вышеперечисленные

требования. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что

перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время

таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, то есть не

требовать от них громкой речи и пения.

Родители и педагоги должны знать основные правила охраны детского

голоса. При возникновении нарушения голоса, особенно если оно принимает

хронический характер, следует направить ребенка на консультацию к

отоларингологу, а в случае необходимости - на занятия к фониатру и

фонопеду.

Виды коррекционной работы при нарушении голоса

Обследование больных с нарушениями голоса носит комплексный

медико-педагогический

характер.

В

нём

обязательно

участвуют

отоларинголог, невропатолог, фониатр и

психолог. Основной задачей

обследования

является

выяснение

причины

и

механизма

голосового

расстройства и определение на этой основе наиболее рациональных путей

коррекционного воздействия.

Вопросы методики восстановления голоса разработаны Е.В. Лавровой, С.Л.

Таптаповой, О.С. Орловой и другими. Коррекционно-логопедическая работа

строится дифференцированно в зависимости от патологических проявлений

каждого типа голосового расстройства. Однако начальным звеном всегда

является психотерапевтическая беседа, основная цель которой - убедить

ребёнка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт,

включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции.

При сборе информации особенно тщательно выясняется давность и

особенности самых первых проявлений голосового расстройства, а также

характер его дальнейшего течения. Последнее более характерно для

функциональных нарушений голоса. Проводится обязательный осмотр

гортани и голосовых связок при помощи специального гортанного зеркала

(ларингоскопа), а также исследование слуха. Выявляются возможные

отклонения в эмоционально-волевой сфере, адекватность его отношения к

имеющемуся голосовому расстройству и к возможности его преодоления.

Для преодоления как органических, так и функциональных расстройств

голоса используется комплексное воздействие, конкретное содержание

которого варьируется в зависимости от имеющейся картины нарушений.

При нарушениях голоса большое значение придается психотерапии,

которая нередко приобретает решающее значение в деле преодоления

голосовых

расстройств.

Целью

психотерапии

является

сознательное,

активное, волевое включение ребенка в процесс всей коррекционной работы.

Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом,

стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за

скорейшее выздоровление. Она предполагает индивидуальный подход к

ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности

ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в

форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется

представление о круге его интересов, наклонностях, отношении к дефекту;

устанавливается личный и рабочий контакт.

При функциональных нарушениях голоса у детей фонопедическая

работа

определяется

тем,

что

при

данном

дефекте

нет

видимых

анатомических изменений в строении голосовых складок. Патологическая

симптоматика чаще носит временный характер и исчезает после лечения и

голосовых упражнений.

Основная задача восстановления функциональных нарушений голоса -

преодоление

стойкого

фиксированного

патологического

рефлекса

голосообразования.

Поэтому

проведение

психотерапевтических

бесед

является необходимым залогом успеха. Вслед за беседами идет режим

молчания в течение 10-14 дней, после чего начинают коррекционно-

логопедический занятия. Они включают артикуляционную и дыхательную

гимнастику и голосовые упражнений, а также лечебная физкультура.

Большое

внимание

уделяется

дыхательным

и

артикуляционным

упражнениям, поскольку полноценное речевое дыхание и правильное

артикулирование звуков уже сами по себе способствуют лучшему звучанию

голоса и большей разборчивости речи. Артикуляционная гимнастика снимает

напряжение с артикуляционного аппарата ребёнка и способствует более

активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования.

Поэтому целью артикуляционной гимнастики является выработка четкости,

правильности,

ловкости

движений

артикуляционного

аппарата

и

координированную работу с органами дыхания и голосообразования.

Дыхательные упражнения развивают фонационное дыхание, особенно

удлиненный, сильный выдох.

Положительно воздействие на мускулатуру гортани и её слизистые

оболочки

оказывает

массаж

и

физиотерапевтические

процедуры,

способствующие регуляции кровообращения и уменьшению количества

слизи. На фоне этих мероприятий больному предлагается строго соблюдать

голосовой режим, не допуская перегрузки голосового аппарата. Иногда даже

на некоторое время рекомендуется полное молчание или переход на

шёпотную речь.

При органических нарушениях голоса в общем комплексе большое

место занимают медицинские мероприятия - медикаментозное и другое

лечение,

прижигания,

ингаляции

и

оперативное

вмешательство.

Психотерапевтическое воздействие здесь сохраняет своё значение, однако

оно приобретает несколько иную направленность.

Таким образом, эффективность преодоления голосовых расстройств во

многом определяется их причинной обусловленностью. Функциональные

расстройства голоса часто поддаются полному устранению. Однако далеко

не последнюю роль в этом вопросе играют личностные особенности

человека,

страдающего

нарушением

голоса,

его

собственная

организованность и настойчивость в достижении цели.



В раздел образования