Автор: Маркова Элла Исмоиловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ «Урюпинская школа»
Населённый пункт: город Урюпинск Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности внедрения квест-технологии
Раздел: среднее образование
Особенности
внедрения
современных
методов
работы
(квест-
технологии) в технологическом образовании учащихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
по
направлению
«Швейное дело»
Перед нами педагогами коррекционного образования Правительство РФ
поставило
задачи
развивать
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
соответствии
с
требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их
успешной социализации и социальной адаптации; обеспечивающих развитие
способностей каждого обучающегося.
Особенности
внедрения
современных
методов
работы
в
технологическом
образовании
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
заключаются
в
учитывании
особенностей
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), таких как:
Особенности представлений умственно отсталых детей: схематизм,
упрощенность,
беднота,
неполнота,
искаженность,
неточность,
фрагментарность.
Процессы памяти. Особенности запоминания у умственно отсталых
детей: сужение объема запоминаемого материала, замедленный темп
запоминания,
недостаточная
осмысленность
и
последовательность
запоминания.
Особенности использования логических связей при запоминании и
воспроизведении. Особенности воспроизведения словесного материала.
Быстрота забывания и неточность, неполнота, непоследовательность
воспроизведения. Переосмысление при воспроизведении у умственно
отсталых школьников. Особенности узнавания. Эпизодическая
забывчивость при проявлении истощаемости и охранительного
торможения центральной нервной системы.
Своеобразие мышления умственно отсталых детей. Нарушение
мышления
как
основной
симптом
олигофрении.
Инертность
и
тугоподвижность.
Узость
и
негибкость.
Некритичность
и
несамостоятельность мышления. Особенности мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,
систематизация.
Особенности понимания умственно отсталыми детьми причинно-
следственных
зависимостей.
Формирование
понятий,
суждений,
умозаключений формируются под влиянием значимых для учащихся
личностей, часто они ошибочны, фрагментарны.
Зная и учитывая особенности умственно отсталых учащихся, мы
выбираем формы и методы работы для достижения поставленных задач.
Традиционные формы работы с детьми не всегда эффективны и
привлекательны. Новая форма занятия должна быть увлекательной и
познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески
проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть
одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в
полной мере и отвечает квест - технология. Актуальность использования
квестов сегодня осознаётся всеми. Квест – это игра, а игровая деятельность
является одной из главных в коррекционной школе. Участникам игры
приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся
информацию,
использовать
эрудицию,
предоставляется
возможность
проявить смекалку, продемонстрировать свои таланты и получить море
положительных
впечатлений.
ФГОС
нового
поколения
требует
использования в образовательном процессе технологий деятельного типа.
Жизнь показывает, что умственно отсталые дети лучше усваивают знания в
процессе самостоятельного закрепления и систематизирования информации.
Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств
личности, отвечающих требованию
общества, раскрытию способностей
учащихся.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни
ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед
детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них, нет и
не может быть, полноценного умственного развития. Игра-это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
Участие учащихся с ограниченными возможностями здоровья в квесте
способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к
успеху. В квесте совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает
навыки планирования и прогнозирования шансов на успех.
Цель квеста, проводимых на уроках швейного дела - пробудить интерес
учащихся к познанию, к предмету, к труду.
Квест это форма обучения и управления познавательной деятельностью
учащихся на уроке. Она имеет дидактическую задачу, игровые действия,
правила
игры,
результат.
Дидактическая
задача
квеста
определяется
учителем и отображает его обучающую деятельность. Она реализуется через
игровую задачу и осуществляется детьми. Игровая задача определяет
игровые действия, а эти действия становятся задачей самого ученика. Ведь
игровая деятельность является основой квеста. Чем разнообразнее игровые
действия, тем интересней для учащихся сам квест. Тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи. В разных квестах
игровые действия
различны по их направленности, и по отношению к играющим учащимся.
Это
может
быть
ролевые
квесты.
«Дом
Мод».
«Закройщица».
«Демонстратор моделей швейных изделий». Отгадывание загадок, сборка
пословиц и поговорок по опорным словам. Составление последовательности
по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия.
Использование принципа квест-технологии на уроках швейного дела:
в
начале
урока
цель
игры
заинтересовать,
организовать
детей.
Стимулировать их активность на уроке.
При
закреплении
учебного
материала
роль
квеста
заключается
выяснении усвоения и осмысления учебного материала.
Основные правила внедрения квест-технологии.
Следить за соблюдением правила квеста. Стараться не допускать
нарушений правил квеста, подбадривать и побуждать к поискам ответов на
вопросы.
Во время квеста проявлять максимум внимания, доброжелательности к
учащимся, чтобы неуместными замечаниями не повлиять на активность и
инициативу учащихся.
Нежелательно во время квеста делать дисциплинарные замечания. В
квесте
учащиеся с проблемами в обучения должны чувствовать себя
свободно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
Подведение
итогов
квеста.
В
подведение
итогов
квеста
может
участвовать весь класс. Это необходимо для выработки самоконтроля,
самооценки. Любой квест должен приносить удовольствие, радость.