Автор: Довгаль Лариса Анатольевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 г. Пензы имени В.В.Тарасова
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Одежда мыслей"
Раздел: среднее образование
«Одежда мыслей»
«Самая большая
ценность
народа – язык,
на котором он
пишет,
говорит, думает».
Самая большая ценность народа –
язык, на котором он пишет, говорит,
думает.
1.
Сделайте синтаксический и
пунктуационный разбор предложения,
составьте схему.
2. Выпишите из предложения
словосочетания с разными видами связи.
•
1. Вступление. Формулирование тезиса.
2. Аргументация (доказательство) этого
тезиса: необходимо привести не менее
двух аргументов из текста,
иллюстрирующих различные языковые
явления и их роль в тексте.
3. Вывод-заключение, подтверждающий
выдвинутый тезис.
Лексические явления
1.МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
2. ЭМОЦИОНАЛЬНО
ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА
3. СИНОНИМЫ
4. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
5. ДИАЛЕКТИЗМЫ
6. РАЗГОВОРНЫЕ И
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА
7. СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
ЭПИТЕТЫ,
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ,
МЕТАФОРЫ, СРАВНЕНИЯ
8. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Грамматические явления
1.ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.ОБРАЩЕНИЕ
3.ВВОДНЫЕ СЛОВА
4.ОБОСОБЛЕННЫЕ
СОГЛАСОВАННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПРИЧАСТНЫЕ
ОБОРОТЫ)
5.ОБОСОБЛЕННЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
(ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ)
6.ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
7.ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
8.СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цитата
Д.С.Лихачев : «Самая большая ценность народа – язык, на
котором он говорит, пишет, думает»
Тезис
Аргументы
Языковое
явление
Определение
Номер
предложения
Сам пример
Роль явления в
тексте
Аргумент 1
Аргумент 2
•
Написать сочинение-рассуждение на основе
материала, собранного в классе