Напоминание

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС


Автор: Туаева Алана Валерьевна
Должность: воспитатель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия "Диалог"
Населённый пункт: г.Владикаваказ
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках

реализации ФГОС

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия

каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь

главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет волю,

раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после

уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность

превратить

внеурочную

деятельность

в

полноценное

пространство

воспитания и обучения.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально

наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется

«штучная

выделка»

настроенных

на

успех

романтиков,

будущих

специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый

ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

1.

Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

2.

Учесть индивидуальные особенности обучающихся.

3.

Формирование навыков коммуникативного общения.

4.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным

ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для

формирования здорового образа жизни.

5.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

6.

Обучение правилам и формам совместной работы.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной

деятельности отнесены:

личностные

результаты —

готовность

и способность

обучающихся

к саморазвитию,

сформированность

мотивации

к учению

и познанию,

ценностно-смысловые

установки

выпускников

начальной

школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные

компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,

гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД

(познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

учебный план образовательного учреждения;

дополнительные

образовательные

программы

общеобразовательного учреждения;

образовательные

программы

учреждений

дополнительного

образования детей;

классное руководство.

При организации внеурочной деятельности обучающихся начальных

классов образовательным учреждением могут использоваться возможности

всех субъектов внеурочной образовательной деятельности – тех, кто может

вести данную деятельность: учителей начальных классов; преподавателей-

предметников;

родителей

обучающихся;

учреждений

дополнительного

образования,

культуры

и

спорта;

социума.

В

период

каникул

для

продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности

специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут

разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных

представителей) индивидуальные образовательные планы, в рамках которых

формируются индивидуальные образовательные программы (содержание

дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть

организовано дистанционное образование.

Реализация индивидуальных

образовательных планов, программ должна сопровождаться тьюторской

поддержкой.

Воспитательным результатом

внеурочной

образовательной

деятельности должно

стать

непосредственное

духовно-нравственное,

личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в

том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Можно

выделить

следующие уровни планируемых

результатов

внеурочной образовательной деятельности:

- первый

уровень

достигается

в

процессе взаимодействия

с

педагогом: приобретение

школьником социального

знания (знания

об

общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и

неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

- второй

уровень

достигается в

дружественной

детской

среде: получение

школьником опыта

переживания

и

позитивного

отношения к базовым ценностям общества;

- третий

уровень

достигается

во взаимодействии

с

социальными

субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного

действия.

Каждому уровню образовательного результата соответствуют свои

формы образовательной деятельности, которые должны найти отражение

в программе внеурочной образовательной деятельности

Количество программ и их типы зависят:

- от количества реализуемых направлений;

- возраста учащихся;

- потребностей и возможностей учащихся;

- особенностей деятельности детей и педагогов.

Так, например, в школе может реализовываться единая для всей

начальной школы программа краеведческой внеурочной образовательной

деятельности «Юные туристы», параллельно с ней может существовать

программа исследовательского клуба для учащихся четвёртых классов

«Почемучки» и т.п.

Можно

выделить

следующие типы

программ

внеурочной

образовательной деятельности:

- комплексные;

- тематические;

- ориентированные на достижение результатов определённого уровня;

по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности;

- возрастные;

- индивидуальные.

Комплексные

программы

внеурочной

образовательной

деятельности предполагают последовательный переход от воспитательных

результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах

внеурочной деятельности.



В раздел образования