Автор: Василькова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Терновка"
Населённый пункт: Энгельсский район Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Делим пополам"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока математики
во 2 классе по теме «Половина»
Тип урока: открытие новых знаний.
1. Предметные цели:
- раскрыть смысл действия деления;
- познакомить со знаком деления;
- учить выполнять деление на 2; уменьшать числа вдвое;
- продолжить формирование умения решать задачи;
- развивать вычислительные навыки, математическую речь, интерес к
математике.
2. Метапредметные цели:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
– освоение способов решения проблем поискового характера;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации; построения рассуждений;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности.
3. Личностные цели:
формирование способности к самоопределению к деятельности;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие умения постановки цели деятельности:
воспитание самостоятельности, ответственности за результаты своей и
общей работы;
формирование уважительного отношения к иному мнению,
толерантности, при обсуждении результатов самостоятельной
деятельности учащихся;
развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи;
формирование умения осуществлять рефлексию деятельности.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный.
Оборудование:
1. Техническая составляющая:
– персональный компьютер;
– мультимедийный проектор;
– экран.
2. Дидактическая составляющая:
– М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика: учебник для 2 класса
четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Часть 2. – М.: АСТ: Астрель, 2009;
– электронное учебное пособие «Начальная школа» Математика 2 класс;
– презентация к уроку «Половина»;
– раздаточный материал для работы в паре, самостоятельной работы.
УМК: «Планета знаний»
Ход урока
1. Этап самоопределения к деятельности
- Садитесь. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
Прочитайте высказывание:
С самого рождения человек стремится вверх, от самого простого – к самому
сложному. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой маленький человек топает по
этой бесконечной череде ступеней в лестнице жизни.
- Как вы понимаете эти слова?
Комментарий Следуют высказывания детей.
- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине знаний, надо помнить, какие
трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?
Комментарий. Дети называют темы предыдущих уроков:
1.
умножение;
2.
что вдоль, что поперек;
3.
вдвое больше.
2. Этап актуализации знаний.
- Повторим.
1) Вычисли. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее?
2+2+2+2+2=
3+3+3+3=
4+4+2+4=
5+5+5=
Комментарий У 1, 2, 4 выражений слагаемые одинаковые, а у 3 выражения
слагаемые разные.
- Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (С помощью
знака умножения)
Комментарий Дети записывают выражения.
- Прочитайте эти выражения, используя математический язык.
2+2+2+2+2=2*5=10
3+3+3+3=3*4=12
5+5+5=5*3=15
Комментарий Дети читают выражения, используя названия компонентов при
умножении.
2) Посчитай разными способами
6+6+6=6*3=18
3+3+3+3+3+3=3*6=18
6*3=3*6
Комментарий Дети, проводя вычисления, делают вывод, что от перестановки
множителей произведение не изменяется
3) Удвой числа
3 лягушки
3*2=6 лягушек
5 белочек
5*2=10 белочек
Гимнастика для глаз
3.
Этап выявления причин затруднения и постановки цели
деятельности.
Звучит песня «Все мы делим пополам» (В. Шаинский - М. Пляцковский)
- Приходилось ли вам в жизни делить что-то поровну?
Комментарий Выслушиваются ответы детей.
- Давайте поможем Васе поделить его улов. Учебник с. 12 № 1
Вася наловил 12 рыбин и половину улова он отдал своему коту. Сколько
рыбин он отдал и сколько у него осталось?
- Сколько рыбин будет у каждого? Как решили? Как записать решение?
Комментарий Высказывая свои варианты дети сталкиваются с трудностью
как записать решение.
- Какая будет тема урока сегодня? (Деление пополам)
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться делить пополам).
4. Этап построения проекта выхода из затруднительной ситуации
Детям раздаются счетные палочки.
- Разделите 12 рыбин на двоих. (Работа в парах)
- Сколько у каждого рыбин получилось? (6)
- Как вы делили? (Положили по одной палочке каждому ученику, потом еще
по одной и т.д.)
- Что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это
значит найти число предметов в каждой части.)
- Как мы запишем решение в тетрадь? Кто сможет?
- Если вы затрудняетесь, я вам помогу. Для того, чтобы записать, мы введем
знак, который есть в математике – знак деления:
12:2=6 (р.)
- Сверим с ответами, которые вы дали первоначально. Молодцы те, кто решил
правильно.
5. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Детям раздаются рисунки с фигурами и предлагается разделить их на 2 части
так, чтобы в каждой части оказалась половина фигурок. (2 варианта).
Взаимопроверка.
- У кого получилось разделить фигуру пополам?
- У кого не получилось?
- Почему?
- Какой можно сделать вывод?
Комментарий . Дети делают вывод, что пополам можно разделить только
четные числа.
Учебник с.12 №2 Какие рисунки можно разрезать аналогично на 2 части.
Комментарий. Учащиеся выполняют задание. Правильный ответ – это
фигуры: круг (14 фигурок), прямоугольник (32 фигурки) и шестиугольник (16
фигурок).
Дети записывают в тетрадь свои действия:
14:2=7
32:2=16
16:2=8
- Выпишите из круга числа, которые нельзя поделить пополам.
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Раздели числа пополам: 8, 18, 22, 26, 40.
Комментарий. В это время отдельные учащиеся работают на компьютере по
интерактивному тренажеру. Занятие 32 «Раздели число на 2».
7. Этап включения в систему знаний.
Комментарий Учащимся выдаются карточки с разноуровневыми заданиями и
предлагается выполнить задание на выбор:
1.
Раздели пополам 16 яиц (можно пользоваться счетными палочками).
2.
В часе 60 минут. Сколько минут в половине часа?
В метре 100 сантиметров. Сколько сантиметров в половине метра?
3.
Придумай задачу, в которой нужно разделить пополам и реши ее.
8. Этап рефлексии деятельности.
- Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Деление пополам, половина)
Мы поднялись еще на одну ступеньку на нашей лестнице жизни.
Что я нового узнал?
Что я повторил?
Чему я обрадовался?
Чему я огорчился?
Чему я удивился?
Кто считает, что он понял тему, поставьте на полях символ:
солнышко – я все хорошо понял,
солнышко с тучкой – некоторые задания вызывали затруднения, мне нужна
помощь,
тучка – мне было очень трудно, я мало что понял.
Спасибо за урок.