Напоминание

"Делим пополам"


Автор: Василькова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Терновка"
Населённый пункт: Энгельсский район Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Делим пополам"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока математики

во 2 классе по теме «Половина»

Тип урока: открытие новых знаний.

1. Предметные цели:

- раскрыть смысл действия деления;

- познакомить со знаком деления;

- учить выполнять деление на 2; уменьшать числа вдвое;

- продолжить формирование умения решать задачи;

- развивать вычислительные навыки, математическую речь, интерес к

математике.

2. Метапредметные цели:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности.

3. Личностные цели:

формирование способности к самоопределению к деятельности;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения;

развитие умения постановки цели деятельности:

воспитание самостоятельности, ответственности за результаты своей и

общей работы;

формирование уважительного отношения к иному мнению,

толерантности, при обсуждении результатов самостоятельной

деятельности учащихся;

развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи;

формирование умения осуществлять рефлексию деятельности.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный.

Оборудование:

1. Техническая составляющая:

– персональный компьютер;

– мультимедийный проектор;

– экран.

2. Дидактическая составляющая:

– М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика: учебник для 2 класса

четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Часть 2. – М.: АСТ: Астрель, 2009;

– электронное учебное пособие «Начальная школа» Математика 2 класс;

– презентация к уроку «Половина»;

– раздаточный материал для работы в паре, самостоятельной работы.

УМК: «Планета знаний»

Ход урока

1. Этап самоопределения к деятельности

- Садитесь. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

Прочитайте высказывание:

С самого рождения человек стремится вверх, от самого простого – к самому

сложному. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой маленький человек топает по

этой бесконечной череде ступеней в лестнице жизни.

- Как вы понимаете эти слова?

Комментарий Следуют высказывания детей.

- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине знаний, надо помнить, какие

трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?

Комментарий. Дети называют темы предыдущих уроков:

1.

умножение;

2.

что вдоль, что поперек;

3.

вдвое больше.

2. Этап актуализации знаний.

- Повторим.

1) Вычисли. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее?

2+2+2+2+2=

3+3+3+3=

4+4+2+4=

5+5+5=

Комментарий У 1, 2, 4 выражений слагаемые одинаковые, а у 3 выражения

слагаемые разные.

- Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (С помощью

знака умножения)

Комментарий Дети записывают выражения.

- Прочитайте эти выражения, используя математический язык.

2+2+2+2+2=2*5=10

3+3+3+3=3*4=12

5+5+5=5*3=15

Комментарий Дети читают выражения, используя названия компонентов при

умножении.

2) Посчитай разными способами

6+6+6=6*3=18

3+3+3+3+3+3=3*6=18

6*3=3*6

Комментарий Дети, проводя вычисления, делают вывод, что от перестановки

множителей произведение не изменяется

3) Удвой числа

3 лягушки

3*2=6 лягушек

5 белочек

5*2=10 белочек

Гимнастика для глаз

3.

Этап выявления причин затруднения и постановки цели

деятельности.

Звучит песня «Все мы делим пополам» (В. Шаинский - М. Пляцковский)

- Приходилось ли вам в жизни делить что-то поровну?

Комментарий Выслушиваются ответы детей.

- Давайте поможем Васе поделить его улов. Учебник с. 12 № 1

Вася наловил 12 рыбин и половину улова он отдал своему коту. Сколько

рыбин он отдал и сколько у него осталось?

- Сколько рыбин будет у каждого? Как решили? Как записать решение?

Комментарий Высказывая свои варианты дети сталкиваются с трудностью

как записать решение.

- Какая будет тема урока сегодня? (Деление пополам)

- Какую цель поставим перед собой? (Научиться делить пополам).

4. Этап построения проекта выхода из затруднительной ситуации

Детям раздаются счетные палочки.

- Разделите 12 рыбин на двоих. (Работа в парах)

- Сколько у каждого рыбин получилось? (6)

- Как вы делили? (Положили по одной палочке каждому ученику, потом еще

по одной и т.д.)

- Что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это

значит найти число предметов в каждой части.)

- Как мы запишем решение в тетрадь? Кто сможет?

- Если вы затрудняетесь, я вам помогу. Для того, чтобы записать, мы введем

знак, который есть в математике – знак деления:

12:2=6 (р.)

- Сверим с ответами, которые вы дали первоначально. Молодцы те, кто решил

правильно.

5. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Детям раздаются рисунки с фигурами и предлагается разделить их на 2 части

так, чтобы в каждой части оказалась половина фигурок. (2 варианта).

Взаимопроверка.

- У кого получилось разделить фигуру пополам?

- У кого не получилось?

- Почему?

- Какой можно сделать вывод?

Комментарий . Дети делают вывод, что пополам можно разделить только

четные числа.

Учебник с.12 №2 Какие рисунки можно разрезать аналогично на 2 части.

Комментарий. Учащиеся выполняют задание. Правильный ответ – это

фигуры: круг (14 фигурок), прямоугольник (32 фигурки) и шестиугольник (16

фигурок).

Дети записывают в тетрадь свои действия:

14:2=7

32:2=16

16:2=8

- Выпишите из круга числа, которые нельзя поделить пополам.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Раздели числа пополам: 8, 18, 22, 26, 40.

Комментарий. В это время отдельные учащиеся работают на компьютере по

интерактивному тренажеру. Занятие 32 «Раздели число на 2».

7. Этап включения в систему знаний.

Комментарий Учащимся выдаются карточки с разноуровневыми заданиями и

предлагается выполнить задание на выбор:

1.

Раздели пополам 16 яиц (можно пользоваться счетными палочками).

2.

В часе 60 минут. Сколько минут в половине часа?

В метре 100 сантиметров. Сколько сантиметров в половине метра?

3.

Придумай задачу, в которой нужно разделить пополам и реши ее.

8. Этап рефлексии деятельности.

- Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Деление пополам, половина)

Мы поднялись еще на одну ступеньку на нашей лестнице жизни.

Что я нового узнал?

Что я повторил?

Чему я обрадовался?

Чему я огорчился?

Чему я удивился?

Кто считает, что он понял тему, поставьте на полях символ:

солнышко – я все хорошо понял,

солнышко с тучкой – некоторые задания вызывали затруднения, мне нужна

помощь,

тучка – мне было очень трудно, я мало что понял.

Спасибо за урок.



В раздел образования