Автор: Платовская Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания» городского округа Кинель Самарской области
Населённый пункт: г. Кинель Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные техники в эстрадном вокале"
Раздел: дополнительное образование
Вокальные приёмы в эстрадном пении
Эстрадный вокал использует следующие приёмы и техники:
1. Расщепление.
Приём
пения,
при
котором
к
чистому
звуку
примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего
из себя немузыкальный звук, то есть шум.
2. Драйв. Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов – приём
расщепления «драйв» (его подвиды: гроулинг, рык, рёв, хриплый голос, дэт-
вокал и т.д.).
3. Субтон. Пение с придыханием.
4. Обертоновое пение. Также известно как «горловое пение».
5. Глиссандо. Также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на
ноту.
6. Фальцет. Пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в
сторону высоких нот.
7. Йодль. Также известен как «тирольское пение». Заключается в
резком переходе с пения «на опоре» на фальцет.
8. Фрай (или штробас). Это очень низкие ноты, которые невозможно
спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке
используется редко.
9. Тванг – пение с назальным (носовым) звучанием
Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки, которая
иногда длится годами. Для того чтобы лучше понимать всю сложность
эстрадной
вокальной
школы,
и
её
отдалённость
от
академической,
рассмотрим каждый приём, применяемый в эстрадном вокале, более
подробно:
Расщепление – это приём пения, при котором к чистому звуку
примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего
из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы
расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приёмы
народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также
широко известные субтон и драйв. В академическом вокале пение с
воздухом, с призвуком, т.е. с любой долей шума считается серьёзным
дефектом.
Драйв – один из важнейших приёмов в арсенале рок-вокалистов,
представленный расщеплением связок. «Драйв» – это общее наименование
приёма. Широко используются и его подвиды: гроулинг, рёв, хриплый голос,
дэт-вокал (с англ. «грязный» вокал) и т.д. Классические вокалисты драйв
категорически не приемлют. Всего лишь десять лет назад считалось, что
после использования этого приема «со связками можно попрощаться – они
уже
больше
не
понадобятся».
Но
в
настоящее
время
процесс
звукообразования в данном приёме изучен и «поставлен на конвейер».
Драйв представлен вокальными приёмами (вокальными техниками)
звукоизвлечения,
которые
применяются
только
в
экстремальных
музыкальных направлениях, в первую очередь – в тяжёлом роке, хэви-металл
и т.п. Рассмотрим несколько основных техник драйва. К ним относятся:
а) Гроулинг или гроул (с англ. growling – «рычание») – вокальный
приём, используемый чаще всего в металл-роке во всех его разновидностях,
как грайндкор, дэткори др. Звучание имитирует рычание животных. Это
своего рода утробный рык, исходящий из области живота вокалиста.
Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными
приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal).
Для гроулинга необходимо умение петь на опоре (диафрагмальное
дыхание) и использовать ложные связки при пении. Гроулинг можно
подразделить на низкий и высокий, а также на «брутальный» (самый низкий
звук из живота), гортанный (формирование звука происходит выше) и
горловой (сочетание чистого голоса с рычанием, хрипом).
б) Скриминг (от англ. screaming – «крик») – приём пения, который
можно
охарактеризовать
как
хрипящий
вопль
или
визгливый
крик.
Используется в таких стилях рок-музыки, как: блэк-метал, грайндкор, дэт-
метал, металкор, дэткор, спид-метал, скримо, эмокор. Обычно скриминг
исполняется
вокалистами-мужчинами,
его
отличает
очень
высокая
тесситура. В свою очередь, скриминг также делится на подвиды:
- Грим (от англ. grim – «мрачный», «зловещий») – звучит ближе к
гроулу, спокойнее, чем обычный скриминг, применяется в основном в блэк-
метале и дарк-метале;
- Шрай (от нем. schrei – «вопль») – звучит как истеричный протяжный
вой, напоминающий вой волка. Используется в депрессивном блэк-метале;
- Скрим – характерен для шведской школы дэт-метала, звучит как
очень агрессивный крик;
- Харш (от англ. harsh – «хриплый») – используется в мелодик дэт-
метале, модерн-метале.
Субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно весьма
часто услышать в джазе и поп-музыке. Особенно часто он встречается в
расслабленно-эротическом блюзовом пении. Субтон – звучание голоса с явно
слышимыми воздушными шумами, реализуемое в нижнем регистре голоса, и
соответственно на тихом динамическом нюансе. Данный приём отличается
мягким, рыхлым и «нежным» звучанием.
Название
«субтон»
(дополнительный
тон,
звук)
указывает
на
«примесь»
воздуха,
накладываемую
на
основной
тон
голоса,
что,
соответственно, делает его совершенно непригодным в академическом
пении. В народной музыке субтон встречается реже, чем в эстраде.
Например, его можно услышать при пении колыбельных, или при
исполнении медленных европейских баллад эпического характера.
В западной терминологии термин «субтон» заменяется понятием
«фальцет» вне зависимости от высоты и регистра (технически это оправдано
тем, что при субтоновом пении все голосообразующие органы работают
точно так же, как и при фальцете), тогда как в славянском пространстве к
фальцету относят звучание в высоком регистре.
Обертоновое
пение также
известно
как
«горловое
пение».
Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону
позволяет
выпевать
двузвучия.
Обертоновое
пение
характерно
для
дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Глиссандо, также известен как «слайд». Данный приём представляет
плавный переход с ноты на ноту, скольжение от одного звука к другому.
Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Приём широко
используется во всех афроамериканских стилях.
Фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в
сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке, особенно
ритм-н-блюзе, где необходимо достичь особой энергетики. Причём, фальцет
применяется как в ярких кульминациях, так и при негромком пении (что
придаёт
на
первый
взгляд
приглушённому
звучанию
характерное
напряжение).
Йодль, также известен как «тирольское пение». Является фольклорным
приёмом в Швейцарии и других странах альпийского ареала. Йодль
заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. Его
достаточно специфическое звучание одновременно напоминает полоскание
горла и прерывистый крик животного. В современной музыке данный приём
используется
немногими
исполнителями,
ввиду
своей
сложности.
С
некоторых пор получил распространение так называемый «обратный йодль»,
заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на
«опору».
Следует понимать, что йодль, как и многие другие приёмы, перенятые
из
фолькора,
используется
в
виде
коротких
элементов,
которые
перемежаются другими техниками. Периодическое введение специфических
народных приёмов в контекст уже освоенных, применение таковых в
«разбавленном» виде особо ценится музыкантами. Но по этой же причине
большинство непосвящённых слушателей с трудом могут выделить в общем
звучании йодль (или др. приёмы), а в некоторых случаях даже не
подозревают об их применении.
1.
Толмачева Н. Эстрадное и джазовое пение. Студия современного вокала,
2014.
2.
Егорова А. «Фрай в эстрадном пении» (статья), 2013.