Напоминание

"Современные техники в эстрадном вокале"


Автор: Платовская Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания» городского округа Кинель Самарской области
Населённый пункт: г. Кинель Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные техники в эстрадном вокале"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вокальные приёмы в эстрадном пении

Эстрадный вокал использует следующие приёмы и техники:

1. Расщепление.

Приём

пения,

при

котором

к

чистому

звуку

примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего

из себя немузыкальный звук, то есть шум.

2. Драйв. Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов – приём

расщепления «драйв» (его подвиды: гроулинг, рык, рёв, хриплый голос, дэт-

вокал и т.д.).

3. Субтон. Пение с придыханием.

4. Обертоновое пение. Также известно как «горловое пение».

5. Глиссандо. Также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на

ноту.

6. Фальцет. Пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в

сторону высоких нот.

7. Йодль. Также известен как «тирольское пение». Заключается в

резком переходе с пения «на опоре» на фальцет.

8. Фрай (или штробас). Это очень низкие ноты, которые невозможно

спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке

используется редко.

9. Тванг – пение с назальным (носовым) звучанием

Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки, которая

иногда длится годами. Для того чтобы лучше понимать всю сложность

эстрадной

вокальной

школы,

и

её

отдалённость

от

академической,

рассмотрим каждый приём, применяемый в эстрадном вокале, более

подробно:

Расщепление – это приём пения, при котором к чистому звуку

примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего

из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы

расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приёмы

народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также

широко известные субтон и драйв. В академическом вокале пение с

воздухом, с призвуком, т.е. с любой долей шума считается серьёзным

дефектом.

Драйв – один из важнейших приёмов в арсенале рок-вокалистов,

представленный расщеплением связок. «Драйв» – это общее наименование

приёма. Широко используются и его подвиды: гроулинг, рёв, хриплый голос,

дэт-вокал (с англ. «грязный» вокал) и т.д. Классические вокалисты драйв

категорически не приемлют. Всего лишь десять лет назад считалось, что

после использования этого приема «со связками можно попрощаться – они

уже

больше

не

понадобятся».

Но

в

настоящее

время

процесс

звукообразования в данном приёме изучен и «поставлен на конвейер».

Драйв представлен вокальными приёмами (вокальными техниками)

звукоизвлечения,

которые

применяются

только

в

экстремальных

музыкальных направлениях, в первую очередь – в тяжёлом роке, хэви-металл

и т.п. Рассмотрим несколько основных техник драйва. К ним относятся:

а) Гроулинг или гроул (с англ. growling – «рычание») – вокальный

приём, используемый чаще всего в металл-роке во всех его разновидностях,

как грайндкор, дэткори др. Звучание имитирует рычание животных. Это

своего рода утробный рык, исходящий из области живота вокалиста.

Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными

приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal).

Для гроулинга необходимо умение петь на опоре (диафрагмальное

дыхание) и использовать ложные связки при пении. Гроулинг можно

подразделить на низкий и высокий, а также на «брутальный» (самый низкий

звук из живота), гортанный (формирование звука происходит выше) и

горловой (сочетание чистого голоса с рычанием, хрипом).

б) Скриминг (от англ. screaming – «крик») – приём пения, который

можно

охарактеризовать

как

хрипящий

вопль

или

визгливый

крик.

Используется в таких стилях рок-музыки, как: блэк-метал, грайндкор, дэт-

метал, металкор, дэткор, спид-метал, скримо, эмокор. Обычно скриминг

исполняется

вокалистами-мужчинами,

его

отличает

очень

высокая

тесситура. В свою очередь, скриминг также делится на подвиды:

- Грим (от англ. grim – «мрачный», «зловещий») – звучит ближе к

гроулу, спокойнее, чем обычный скриминг, применяется в основном в блэк-

метале и дарк-метале;

- Шрай (от нем. schrei – «вопль») – звучит как истеричный протяжный

вой, напоминающий вой волка. Используется в депрессивном блэк-метале;

- Скрим – характерен для шведской школы дэт-метала, звучит как

очень агрессивный крик;

- Харш (от англ. harsh – «хриплый») – используется в мелодик дэт-

метале, модерн-метале.

Субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно весьма

часто услышать в джазе и поп-музыке. Особенно часто он встречается в

расслабленно-эротическом блюзовом пении. Субтон – звучание голоса с явно

слышимыми воздушными шумами, реализуемое в нижнем регистре голоса, и

соответственно на тихом динамическом нюансе. Данный приём отличается

мягким, рыхлым и «нежным» звучанием.

Название

«субтон»

(дополнительный

тон,

звук)

указывает

на

«примесь»

воздуха,

накладываемую

на

основной

тон

голоса,

что,

соответственно, делает его совершенно непригодным в академическом

пении. В народной музыке субтон встречается реже, чем в эстраде.

Например, его можно услышать при пении колыбельных, или при

исполнении медленных европейских баллад эпического характера.

В западной терминологии термин «субтон» заменяется понятием

«фальцет» вне зависимости от высоты и регистра (технически это оправдано

тем, что при субтоновом пении все голосообразующие органы работают

точно так же, как и при фальцете), тогда как в славянском пространстве к

фальцету относят звучание в высоком регистре.

Обертоновое

пение также

известно

как

«горловое

пение».

Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону

позволяет

выпевать

двузвучия.

Обертоновое

пение

характерно

для

дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Глиссандо, также известен как «слайд». Данный приём представляет

плавный переход с ноты на ноту, скольжение от одного звука к другому.

Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Приём широко

используется во всех афроамериканских стилях.

Фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в

сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке, особенно

ритм-н-блюзе, где необходимо достичь особой энергетики. Причём, фальцет

применяется как в ярких кульминациях, так и при негромком пении (что

придаёт

на

первый

взгляд

приглушённому

звучанию

характерное

напряжение).

Йодль, также известен как «тирольское пение». Является фольклорным

приёмом в Швейцарии и других странах альпийского ареала. Йодль

заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. Его

достаточно специфическое звучание одновременно напоминает полоскание

горла и прерывистый крик животного. В современной музыке данный приём

используется

немногими

исполнителями,

ввиду

своей

сложности.

С

некоторых пор получил распространение так называемый «обратный йодль»,

заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на

«опору».

Следует понимать, что йодль, как и многие другие приёмы, перенятые

из

фолькора,

используется

в

виде

коротких

элементов,

которые

перемежаются другими техниками. Периодическое введение специфических

народных приёмов в контекст уже освоенных, применение таковых в

«разбавленном» виде особо ценится музыкантами. Но по этой же причине

большинство непосвящённых слушателей с трудом могут выделить в общем

звучании йодль (или др. приёмы), а в некоторых случаях даже не

подозревают об их применении.

1.

Толмачева Н. Эстрадное и джазовое пение. Студия современного вокала,

2014.

2.

Егорова А. «Фрай в эстрадном пении» (статья), 2013.



В раздел образования