Автор: Чеченина Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Волосовская школа-интернат,реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: Ленинградская область, Волосовский район,,д.Худанки,,23-а
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционные возможности эстетического воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Подготовка
умственно-отсталых
детей
к
посильному
участию
в
общественной
жизни,
к
труду,
предполагает
осуществление
целой
системы
коррекционных
мероприятий.
В
этом
немаловажную
роль
может сыграть эстетическое воспитание.
Педагогическое воздействие на личность детей с ОВЗ в процессе
эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому,
что
сам
материал
вызывает
у
них
непосредственный
интерес,
организационные формы, а методические средства позволяют вносить
элементы
занимательности,
наглядности,
а
образность
материала
заставляет соображать.
Поэтому
расширяется
кругозор
детей,
активизируются
познавательные
процессы,
совершенствуется
внимание,
воля.
Накопление
запаса
художественно-эстетических
представлений
укрепляет память умственно отсталых школьников.
Эстетическое воспитание рассматривается как эмоциональный
процесс.
Известно,
что
недостатки
эмоционально-волевой
сферы
умственно
отсталых
детей
проявляются
ярко
и
многообразно.
Группируя
их,
психолог
Певзнер
выделяет
учащихся,
у
которых
заметна в поведении значительная возбудимость, подвижность. Ею и
отличаются
дети,
проявление
эмоций
у
которых
протекает
вяло,
заторможенно.
Они
как
бы
безразличны
к
воздействующим
раздражителям. Есть дети, у которых эмоционально-волевая сфера не
имеет грубых нарушений. Для некоторых умственно отсталых детей
неадекватны
проявления
чувств,
переживания
часто
не
достигают
значительной
степени
остроты
и
не
затрагивают
общего
уровня
личности.
У других детей с ОВЗ наблюдается чрезмерная сила и инертность
переживаний по малосущественным поводам. Эмоциональная реакция
у таких детей может быть к тому же очень длительной. Часто бывает,
что
наши
дети
смеются
там,
где
надо
сочувствовать.
Иногда
независимо от содержания, художественное произведение вызывает у
учащихся повышенную возбудимость только яркостью иллюстраций.
Методические приемы эстетическо-воспитательной работы должны
предусматривать активизацию не только эмоциональной сферы, но и
моторной
деятельности
ребенка:
это
ритмические
движения
под
музыку, драматизация, участие в постановках кукольного театра — всё
это расширяет двигательные возможности детей, способствуют лучшей
координации движения.
В
ходе
эстетического
воспитания
дети
с
ОВЗ
овладевают
элементарными навыками в области художественной деятельности:
пение, рисование, танцы, художественное рукоделие, драматизация.
Немаловажную роль в процессе эстетического воспитания играет
художественная литература: она помогает лучше узнать окружающую
жизнь, способствует развитию речи и обогащению словаря, формирует
нравственные чувства. Осмысление содержания требует значительных
усилий со стороны детей. И здесь только педагог сможет побудить
детей думать над произведением, над характеристикой героев. Хорошо
иллюстрированная
книга
усиливает
эмоциональное
воздействие
литературы. А запись на видео речи детей — дает им возможность
слышать
и
видеть
себя
со
стороны,
находить
недостатки.
Более
глубокому восприятию литературного произведения способствует его
драматизация. Участие в ней детей мобилизует внимание, развивает
наблюдательность,
воображение,
речь,
память,
мышление.
Для
драматизации хорошо использовать сказки, басни, стихи.
В эстетическом воспитании детей с ОВЗ одно из главных мест
принадлежит
изобразительному
искусству.
Уяснение
содержания
произведения
представляет
для
детей
особую
трудность,
так
как
пространственная
иллюзия
глубины
картины
у
них
не
возникает,
удаленные предметы воспринимаются, как игрушечные, трудно дается
понимание позы человека, выражение лица, глаз.
Наиболее эффективным видом эстетического воспитания является
беседа. Систематическая работа над картинами позволяет подготовить
старшеклассников к посещению музеев, прослушиванию сообщений
искусствоведов.
Величайшим источником эстетического наслаждения является
любовь к природе. Красота природы, многообразие её форм оказывает
на
человека
сильнейшее,
ни
с
чем
несравнимое
воспитательное
воздействие. Наблюдая природу нужно учить детей выражать свои
впечатления не простым перечислением тех или иных объектов, а
включать описание эстетических переживаний.
Возможности для формирования эстетических вкусов представляет
любая трудовая деятельность. Здесь педагогу надо заботиться о том,
чтобы изготавливаемое ребенком изделие имело приятный вид, чтобы
в художественном оформлении участвовало воображение, чтобы дети
придумывали, как можно сделать изделие более привлекательным.
Направляя работу детей, с малых лет их надо приучать к мысли, что
изготовление
красивых
вещей
требует
терпения,
усидчивости,
организованности, прилежания. Нужно внушать и то, что для работы
нужно одеваться аккуратно, чисто, удобно и красиво. Это обеспечивает
не только приятный вид работающего, но и необходимую технику
безопасности.
Итак, эстетическое воспитание является составной частью единого
процесса
коррекционно-воспитательной
работы,
имеющей
целью
подготовку детей с ОВЗ к труду, посильному участию в практической
деятельности,
общественной
жизни.
Под
влиянием
эстетических
средств
активизируются
познавательные
процессы,
повышаются
качество восприятия, обогащается воображение, дифференцируются
эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов.