Напоминание

"Коррекционные возможности эстетического воспитания детей с ОВЗ"


Автор: Чеченина Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Волосовская школа-интернат,реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: Ленинградская область, Волосовский район,,д.Худанки,,23-а
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционные возможности эстетического воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОВЗ

Подготовка

умственно-отсталых

детей

к

посильному

участию

в

общественной

жизни,

к

труду,

предполагает

осуществление

целой

системы

коррекционных

мероприятий.

В

этом

немаловажную

роль

может сыграть эстетическое воспитание.

Педагогическое воздействие на личность детей с ОВЗ в процессе

эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому,

что

сам

материал

вызывает

у

них

непосредственный

интерес,

организационные формы, а методические средства позволяют вносить

элементы

занимательности,

наглядности,

а

образность

материала

заставляет соображать.

Поэтому

расширяется

кругозор

детей,

активизируются

познавательные

процессы,

совершенствуется

внимание,

воля.

Накопление

запаса

художественно-эстетических

представлений

укрепляет память умственно отсталых школьников.

Эстетическое воспитание рассматривается как эмоциональный

процесс.

Известно,

что

недостатки

эмоционально-волевой

сферы

умственно

отсталых

детей

проявляются

ярко

и

многообразно.

Группируя

их,

психолог

Певзнер

выделяет

учащихся,

у

которых

заметна в поведении значительная возбудимость, подвижность. Ею и

отличаются

дети,

проявление

эмоций

у

которых

протекает

вяло,

заторможенно.

Они

как

бы

безразличны

к

воздействующим

раздражителям. Есть дети, у которых эмоционально-волевая сфера не

имеет грубых нарушений. Для некоторых умственно отсталых детей

неадекватны

проявления

чувств,

переживания

часто

не

достигают

значительной

степени

остроты

и

не

затрагивают

общего

уровня

личности.

У других детей с ОВЗ наблюдается чрезмерная сила и инертность

переживаний по малосущественным поводам. Эмоциональная реакция

у таких детей может быть к тому же очень длительной. Часто бывает,

что

наши

дети

смеются

там,

где

надо

сочувствовать.

Иногда

независимо от содержания, художественное произведение вызывает у

учащихся повышенную возбудимость только яркостью иллюстраций.

Методические приемы эстетическо-воспитательной работы должны

предусматривать активизацию не только эмоциональной сферы, но и

моторной

деятельности

ребенка:

это

ритмические

движения

под

музыку, драматизация, участие в постановках кукольного театра — всё

это расширяет двигательные возможности детей, способствуют лучшей

координации движения.

В

ходе

эстетического

воспитания

дети

с

ОВЗ

овладевают

элементарными навыками в области художественной деятельности:

пение, рисование, танцы, художественное рукоделие, драматизация.

Немаловажную роль в процессе эстетического воспитания играет

художественная литература: она помогает лучше узнать окружающую

жизнь, способствует развитию речи и обогащению словаря, формирует

нравственные чувства. Осмысление содержания требует значительных

усилий со стороны детей. И здесь только педагог сможет побудить

детей думать над произведением, над характеристикой героев. Хорошо

иллюстрированная

книга

усиливает

эмоциональное

воздействие

литературы. А запись на видео речи детей — дает им возможность

слышать

и

видеть

себя

со

стороны,

находить

недостатки.

Более

глубокому восприятию литературного произведения способствует его

драматизация. Участие в ней детей мобилизует внимание, развивает

наблюдательность,

воображение,

речь,

память,

мышление.

Для

драматизации хорошо использовать сказки, басни, стихи.

В эстетическом воспитании детей с ОВЗ одно из главных мест

принадлежит

изобразительному

искусству.

Уяснение

содержания

произведения

представляет

для

детей

особую

трудность,

так

как

пространственная

иллюзия

глубины

картины

у

них

не

возникает,

удаленные предметы воспринимаются, как игрушечные, трудно дается

понимание позы человека, выражение лица, глаз.

Наиболее эффективным видом эстетического воспитания является

беседа. Систематическая работа над картинами позволяет подготовить

старшеклассников к посещению музеев, прослушиванию сообщений

искусствоведов.

Величайшим источником эстетического наслаждения является

любовь к природе. Красота природы, многообразие её форм оказывает

на

человека

сильнейшее,

ни

с

чем

несравнимое

воспитательное

воздействие. Наблюдая природу нужно учить детей выражать свои

впечатления не простым перечислением тех или иных объектов, а

включать описание эстетических переживаний.

Возможности для формирования эстетических вкусов представляет

любая трудовая деятельность. Здесь педагогу надо заботиться о том,

чтобы изготавливаемое ребенком изделие имело приятный вид, чтобы

в художественном оформлении участвовало воображение, чтобы дети

придумывали, как можно сделать изделие более привлекательным.

Направляя работу детей, с малых лет их надо приучать к мысли, что

изготовление

красивых

вещей

требует

терпения,

усидчивости,

организованности, прилежания. Нужно внушать и то, что для работы

нужно одеваться аккуратно, чисто, удобно и красиво. Это обеспечивает

не только приятный вид работающего, но и необходимую технику

безопасности.

Итак, эстетическое воспитание является составной частью единого

процесса

коррекционно-воспитательной

работы,

имеющей

целью

подготовку детей с ОВЗ к труду, посильному участию в практической

деятельности,

общественной

жизни.

Под

влиянием

эстетических

средств

активизируются

познавательные

процессы,

повышаются

качество восприятия, обогащается воображение, дифференцируются

эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов.



В раздел образования