Автор: Матросова Кристина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: ГОУ ВО МО "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД КОЛОМНА
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация развития познавательной активности учащихся на уроке технологии"
Раздел: среднее образование
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках
технологии
К сожалению, уроки нравятся очень немногим ученикам, для них
требования и сложность уроков соответствуют уровню способностей и
возможностей. Другая часть младших школьников воспринимает школу как
источник
скуки
или
беспокойства.
Такое
положение
препятствует
дальнейшему развитию полноценной учебной деятельности школьников и
противоречит естественному ходу развития потребности и увлеченности
знаниями в детском возрасте.
Необходимо и нужно переводить учащихся с уровней отрицательного
и
индифферентного
отношения
к
образованию
на
зрелые
формы
положительного отношения к образованию - действенные, осознанные,
ответственные. Мотивированные дети – независимые дети. Они усердно
работают над выполнением задачи, даже самой сложной, потому что
понимают, зачем она им нужна.
Отсутствие
положительной
мотивации
к
обучению
неизбежно
приведет к снижению общеобразовательных показателей, снижению оценки
учащегося. Важнейшей задачей педагога является научить юного ученика
определенным навыкам оценивания с целью достижения положительных
образовательных результатов.
Это тем более необходимо, что отличительной чертой новых
государственных
общеобразовательных
стандартов
является
их
направленность на универсальные учебные действия, одним из которых
являются универсальные рефлексивные умения.
Организация мотивационного развития учащихся на технологических
занятиях является не самоцелью, а подготовкой к формированию очень
важных качеств современной личности:
- независимость,
- предприимчивость,
- конкурентность.
Исходя из этого, можно определить, что гипотезой исследования
является гипотеза о том, что введение в учебный процесс определенного
экспериментального фактора, набора развивающих игр, будет способствовать
повышению уровня мотивации молодежи, учащихся на уроках технологии.
Объект исследования - развитие мотивации к обучению технологии.
Предмет исследования - процесс обучения с использованием средств
для развития мотивации на уроках технологии.
Цель исследования: развитие мотивации учащихся к обучению через
уроки технологии.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
исследуемой проблеме с целью освещения её теоретических основ – понятия
и сущности мотивации и мотива, характеристики их типов.
2. Использование современных образовательных технологий, форм и
методов обучения, способствующих формированию и развитию мотивации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме; синтез, педагогический опыт, наблюдение.
Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности
и уровень развития; во-вторых, технология не является обязательным
предметом при сдаче государственных экзаменов; в-третьих, времена
меняются, а вместе с ними и привычки и интересы детей.
Определить мотив означает ответить на вопрос, почему совершается
действие. Деятельность без мотивации или со слабой, или без мотивации
имеет место или со временем становится неустойчивой.
Анализ учебного процесса в общеобразовательных учреждениях
показывает, что в большинстве из них не проводится целенаправленная
деятельность по развитию мотивации школьников. Чаще всего встречаются
разрозненные и бессистемные методы формирования мотивации учащихся
при изучении отдельных предметов.
Задачи этапа выявления педагогического стажа были определены
следующим образом:
- выбор метода диагностики;
- диагностика уровня развития мотивации творческой деятельности
школьников на уроках технологии;
- Анализ результатов диагностики.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 13 юных
школьников.
Диагностика
уровня
развития
творческой
мотивации
учащихся
проводилась по следующим показателям:
- оригинальность продуктов деятельности (3 балла за оригинальность),
- оригинальность методов деятельности (3 балла за оригинальность);
- количество вариантов творческих заданий (по 1 баллу за каждое
выполненное задание).
Для
определения
уровней
развития
мотивации
творческой
деятельности школьников на уроке технологии мы использовали «Метод
конверта» Г.И. Щукиной, адаптированные для целей нашего исследования.
Кратко опишем этот метод диагностики.
Цель - определить уровень мотивации творческой деятельности
школьников на уроках технологии.
Диагностика проводилась в три этапа. На каждом этапе все дети
получали конверт с заданиями (например, конверт «Магия тестирования» и
«Нет задания»).
Детям предлагалось выбрать любое количество заданий из конверта и
выполнить их по желанию.
Список заданий для первого конверта:
1. Слепить елочные игрушки из теста.
2. Сделайте волшебный браслет из теста.
3. Сделайте из теста волшебный предмет.
Второй конверт «Чудо-муравьи».
Список заданий для второго конверта:
1. Нарисуйте выкройку браслета саней или эльфа (на выбор детей).
2. Сделать аппликацию ромашки из бисера
3. Делайте с бисером все, что хотите.
Третий конверт «Волшебный дворец». Список заданий для третьего
конверта:
1.
Украсить соломкой;
2.
Сделайте золотую рыбку из соломы.
3.
Делайте из соломы все, что хотите.
Индивидуальное значение творческой мотивации определяли путем
суммирования баллов по каждому показателю. Высокий уровень мотивации
творческой деятельности - 39-45 балллов. Средний уровень мотивации к
творческой деятельности - 32-38 баллов. Низкий уровень мотивации к
творческой деятельности - 31 и ниже баллов. В результате изучения уровня
мотивации студенческой молодежи были получены следующие результаты
(см. таблицы 1, 2, 3, 4).
Таблица 1. Уровень мотивации к творческой деятельности школьников
по показателю «оригинальность продуктов деятельности» в контрольной
группе:
Уровни
Результаты
Высокий
15,3%(2чел)
Средний
38,4%(5чел)
Низкий
46,1%(6чел)
Таким образом, данные показывают, что у большинства детей
творческая мотивация по данному показателю находится на низком уровне
(46,1%), в среднем 38,4%, 15,3% показывают высокий уровень.
Таблица 2. Уровень мотивации к творческой деятельности школьников
по показателю «оригинальность способов деятельности» в контрольной
группе:
Уровни
Результаты
Высокий
7,7%(1чел)
Средний
46,1%(6чел)
Низкий
46,1%(6чел)
Данные указывают на то, что преимущественное число детей
находится на среднем и низком уровне творческой мотивации по данному
показателю, что составляет 46,1%. Высокий уровень развития мотивации к
творческой деятельности зафиксирован у 7,7% школьников.
Таблица 3. Уровень мотивации к творческой деятельности школьников
по показателю «количество выборов творческих заданий» в контрольной
группе:
Уровни
Результаты
Высокий
23%(1чел)
Средний
38,4%(6чел)
Низкий
30,7%(6чел)
Данные показывают, что наибольшее количество детей на среднем
уровне творческой мотивации по этому показателю составляет 38,4
процента. Высокий уровень мотивации к творческой деятельности отмечен
у 23 % школьников, низкий – у 30,7 %.
Приведем средние показатели развития творческой мотивации детей
контрольной группы по трем показателям (табл. 4).
й духовный потребность
Таблица 4. Средние показатели развития мотивации к творческой
деятельности школьников (констатирующий этап):
Уровни
Результаты
Высокий
15,3%(1чел)
Средний
40,9%(6чел)
Низкий
43,7%(6чел)
Так, у большинства детей низкий уровень развития мотивации
творческой деятельности на уроках технологии (43,7%), 40,9% детей
относят к среднему и только 15,3% к высокому.
Представлены качественные характеристики развития мотивации
творческой деятельности школьников на уроках технологии.
Таким образом, дети, имеющие высокий уровень развития мотивации
к творческой деятельности, выполняют все предложенные задания на уроках
технологии, продукт их деятельности носит оригинальный характер. В
работе используются нестандартные методы деятельности. Создают новые
комбинации ранее изученных элементов, проявляют самостоятельность в
выборе идеи для третьего задания.
Среди
основных
задач,
стоящих
перед
современной
системой
образования
России,
в
числе
приоритетных
следует
назвать
задачу
формирования положительной и устойчивой мотивации обучающихся,
мотивирующей их на стабильную и регулярную учебную работу. Без такой
мотивации
деятельность
студента
в
образовательном
процессе
будет
неэффективной.
Целью данного исследования было определение и обоснование
педагогических
условий,
определяющих
эффективность
процесса
формирования мотивации школьников на уроках научной технологии и
особенно практики, поскольку она показывает малоизученный вопрос.
Методические материалы, представленные в данной работе, могут
быть успешно использованы учителями технологии в 5-х классах. Также в
работе
содержится
обширная
информация
о
развитии
мотивации
различными методами, которая может быть использована при дальнейшей
разработке исследовательской проблемы.
В результате решения поставленных задач цель достигнута, гипотеза
подтверждена, сделаны следующие выводы:
Мотивация - динамическое явление, формирующееся и изменяющееся
в процессе деятельности человека на основе его потребностей, интересов,
побуждений, целей, идеалов; результат деятельности учителя; субъективная
мотивация человека к проявлению активности в определенной деятельности.
К видам мотивации относятся: внешняя и внутренняя мотивация;
положительная и отрицательная мотивация; устойчивая и неустойчивая
мотивация;
профессиональная
мотивация;
стимулирование
творческой
активности и др.
В основе мотивации творческой активности школьника лежат
движущие
мотивы
этого
возрастного
периода,
которые
связаны
с
потребностью ребенка занимать общественно значимое и общественно
ценное положение, быть признанным и принятым.
Условия формирования мотивации учащихся к занятиям технологии
определяются следующим образом:
- наличие гуманных отношений между учителями и учениками;
создание единого пространства мотивации преподавателей и студентов;
наличие благотворительной поддержки в творческом процессе;
- постоянное внимание учителя; поощрение детской деятельности;
снятие ограничений на действия; оценка работы ребенка (- качественный
анализ этой работы с акцентом на все положительные стороны);
- создание устойчивой установки (подготовка к определенному
действию, выполнение определенного задания); предложения по методам
работы по реализации данной установки;
-
принятие
цели
учеником,
понимание
ее;
предоставление
эмоциональных переживаний; разнообразие и насыщенность содержания
уроков; наличие интересных заданий;
- работа с разными материалами; смена деятельности; создание
условий для успеха; включение школьников в социокультурную среду.
К методам и средствам, формирующим интерес школьников к урокам
технологии,
относятся:
проблемные
методы
обучения,
эвристика,
определение,
показ
достижений
учащихся,
соревновательный
метод,
компьютерные информационные технологии, игры.
В
результате
обследования
уровня
мотивации
творческой
деятельности школьников на уроке технологии установлен низкий уровень ее
сформированности у большинства детей (высокий - 15,3%, средний - 40,9%,
низкий - 43,7%).