Автор: Акимова Ольга Эдуардовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №3 им. И.А.Флерова"
Населённый пункт: г.Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках английского языка
Раздел: полное образование
Использование ИКТ на уроках английского языка
Как показывает многолетний опыт ведущих теоретиков-практиков в области
применения средств ИКТ в обучении иностранному языку, они действительно
способны качественно повлиять на ситуацию обучения в целом и на изучение
отдельного учебного предмета, в частности, интенсифицируя и оптимизируя этот
процесс.
Средства обучения ИКТ обладают на настоящий день мощным дидактическим
потенциалом
для
организации
эффективной
самостоятельной
работы
старшеклассников при изучении ими иностранного языка, поскольку они:
– создают среду актуализации самостоятельной творческой активности, вызывая
потребность в самопознании и самообучении;
–
выступают
специфичным
сопровождением,
позволяющим
школьнику
осуществлять выбор видов и режимов работы;
–
развивают
информационную
и
образовательную
компетентность
старшеклассников;
– позволяют реализовать мультимедийность учебного материала;
– позволяют школьникам гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на
практике для решения разнообразных возникающих проблем;
– интенсифицируют усвоение лексики и грамматики при аудировании, говорении,
чтении, письме.
Специфические
дидактические
возможности
ИКТ
–
это
дидактические
возможности, связанные со свойством телекоммуникации, способностью ИКТ
осуществлять дистанционный доступ к пространственно удаленным источникам
дидактической информации:
– доступность для любого пользователя;
– возможность систематического редактирования;
– возможность пользоваться информацией дискретно, по мере необходимости;
– адаптация к индивидуальным особенностям пользователя;
– возможность интеграции с любым курсом;
– наличие обратной связи при выполнении заданий.
Контроль и оценка степени сформированности иноязычной коммуникативной
компетенции, уровня владения видами речевой деятельности в ходе самостоятельной
работы всегда был и будет самым трудным аспектом организации данной формы
учебной работы, но наличие сильной учебной мотивации старшеклассника для
развития навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка является
очень значимым фактором.
В
современных
источниках
информационно-коммуникационные
технологии
представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для
создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное
оборудование,
программное
обеспечение,
телефонные
линии,
сотовая
связь,
электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и
кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного
развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным
программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются
традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков
является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в
российской школе.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
на
уроках
иностранного
языка
раскрывает
огромные
возможности
компьютера
как
эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют
тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных
комбинациях,
осознать
языковые
явления,
способствуют
формированию
лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют
языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального
подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Возможность
применения
ИКТ
средств
в
обучении
иностранному
языку
необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность
осуществляю на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет
организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы
действий
в
условиях
фронтальной,
групповой
и
индивидуальной
работы,
организовывать
рефлексию,
самоконтроль,
осуществлять
самооценку
и
коммуникативное взаимодействия.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки «открытия» нового звания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление,
систематизация изученного материала);
- уроки развивающего контроля.
Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым
языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных
знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован
в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных
особенностей обучаемых.