Автор: Долгушина Светлана Валентиновна
Должность: МАОУ СОШ №8
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Североуральск
Наименование материала: Разработка урока для 4 класса по окружающему миру по А.А Плешакову. "Школа России"
Тема: "Наш край"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир 4 класс, «Школа России», 21 урок по Плешакову А.А.
Тема урока: «Наш край»
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их
значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая важную информацию;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать с учителем и одноклассниками
необходимые действия: личностные – устанавливать связи между целью учебой деятельности и её мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебник, аудиозапись песни «Наш край» (сл.А.Пришельца, муз.
Д. Кабалевского), политико –административная карта России, карта Свердловской области, атлас- определитель,
энциклопедии, толковый словарь В.Даля.
Ход урока
1.Орг.момент.
2. Проверка знаний и умений.
Дети, помогите, пожалуйста, определить природную зону:
1.
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней было не видно ни
деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел
под полозьями нарт. (Тундра).
2.
С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи солнца выпивают последнюю влагу из
почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы - пожелтела,
выгорела, будто огонь спалил её. (Степь).
3.
Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны одни
только сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря.
(Пустыня).
Отгадайте загадки и узнайте, из какой природной зоны то или иное растение или животное:
1.
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох. Зона тундры).
2.
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза. Зона тайги.)
3.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.(Лось. Зона тайги).
4.
Хозяин Арктики. (Белый медведь).
5.
Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар. Зона тундры).
6.
Я- птица, откладываю яйца прямо на скалах. ( Кайра. Зона Арктических пустынь).
Молодцы, ребята!
3.Самоопределение к деятельности.
Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То берёзка, то рябина…..»)
-Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался с такой песни? ( Потому что говорить мы будем о
нашем крае).
-Совершенно верно. Мы начинаем изучение раздела «Родной край-часть большой страны».
-Как вы понимаете название данного раздела?
- Прочитаем, чему будем учиться, изучая данный раздел.(стр.135 учебника читают ученики).
-Ребята, что вас особенно заинтересовало?
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
-Тема урока на доске: «Наш край».
-Сформулируйте, ребята, пожалуйста, цель урока, чему мы должны научиться сегодня?
-Что интересного вам бы хотелось узнать о своём родном крае? Какие задачи поставим на уроке?
На эти и другие вопросы мы ответим, изучая наш родной край.
4. Открытие новых знаний.
* В словаре Владимира Даля «край» - слово многозначное.
А) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например, край одежды, на краю обрыва, налить
стакан до краёв.
Б) Страна, область. Например, тёплые края, в наших краях.
В) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Урал.
-Какие определения подходят для нас? ( Второе и третье).
* Работа с картой России.
-Давайте познакомимся с картой России (стр.136-137 учебника). Узнайте её название на стр.138.
(Политико- административная).
-Внимательно рассмотрите карту, изучите условные обозначения. Что расскажет нам карта?(На ней
показаны границы краёв и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящих из чередующихся
точек и тире. Территория субъектов РФ закрашены определённым цветом и указаны их названия.
Видны их центры и столицы.)
-Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны.
-Найдите самые крупные республики, края, области, округа.
-Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа?(Они находятся на
Западно –Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье).
-Что можете сказать о Восточно- Европейской равнине? (На ней расположены небольшие по площади
республики, области).
-Эта равнина густо населена. Бывают маленькие субъекты, тогда на карте негде писать их названия,
ставится цифра, а внизу карты пишется расшифровка, что обозначает та или иная цифра.
-Найдите, ребята, например, на карте Ханты-Мансийский автономный округ. Назовите главный его
город.
-Найдите Северную Осетию. Столицу?
-Чеченскую Республику. Столицу?
- Найдите на карте территорию, где мы живём. (Один ученик показывает с помощью учителя, остальные
находят на карте в учебнике стр.136-137).
Тут же предложить детям рассмотреть карту Свердловской области.
-Какой город является главным на нашей территории? (Екатеринбург).
Где расположен наш край? Кто наши соседи? (Челябинская область, Тюменская область, Пермский край)
Каков наш край в сравнении с соседями? С другими республиками, областями? В какой природной зоне мы
живём?
-Глядя на карту, что можно сказать о нашей территории? Перечислите города, населённые пункты, реки.
Найдите город, в котором мы живём
.
(Североуральск). Это наш край, наша малая Родина.
Один ученик, заранее подготовленный, рассказывает о родном крае.
Административный центр нашего края - город Екатеринбург. Э то крупнейший промышленный центр
Среднего Урала , город с населением более 1.000.000 человек, стоящий на реке Исеть.
Я живу в Свердловской области. Она расположена на Северном и Среднем Урале. Часть региона
лежит на Западно- Сибирской равнине.
У нас суровые зимы и тёплое лето. Большая часть территории лежит в природной зоне высотной
поясности, а также в природной зоне тайги, смешанных лесов, лесостепи. Животный мир необычайно
богат. У нас водятся медведи, лоси, косули, волки, лисы, зайцы, куницы ,рыси и много других
животных. Немало в области птиц, рыб, пресмыкающихся, ракообразных.
Наш край один из крупнейших промышленных центров России. Здесь есть предприятия металлургии,
машиностроения, нефтяной и добывающей промышленности. Сельское хозяйство у нас развито слабее.
Лучше развито животноводство.
Основные экологические проблемы нашего региона:
Загрязнение окружающей нас природы, атмосферы воздуха, водоёмов, почв.
Нарушение экологии из-за добычи полезных ископаемых.
Браконьерство.
Незаконная вырубка лесов.
Проблема охраны почв, водоёмов и воздуха до сих пор не решена. Для охраны дикой природы
созданы заказники и национальные парки. В нашей области есть два заповедника Висимский и
Денежкин Камень.
4.
Работа по новой теме.
Работа в группах. (Группам даётся на подготовку 5-7 минут, используя дополнительную литературу
на уроке, выступает один ученик).
1 группа - рассказывает о растительном мире края.
2 группа – о животном мире родного края.
3 группа – о достопримечательностях родного края.
5. Подведение итогов.
-Какие карты знаете?
-С какими новыми познакомились на уроке?
-Что можно узнать с помощью политико-административной карты?
-Какие условные обозначения используют на картах?
6. Рефлексия.
-Что нового узнали о родном крае на уроке?
-Чтобы ещё хотелось узнать о родном крае?
7. Домашнее задание:
* Рассказ по плану о родном крае:
1.Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности родного края.
Выполнить задания 1-3 в рабочей тетради на стр.65.
Подготовить пословицы, поговорки, стихи и песни о родном крае.