Напоминание

Дидактический разбор урока геометрии по теме: "Начальные геометрические сведения" методом рефлексии профессиональной деятельности педагога


Автор: Алексеева Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Савинская ООШ"
Населённый пункт: деревня Савино, Новгородский район
Наименование материала: статья
Тема: Дидактический разбор урока геометрии по теме: "Начальные геометрические сведения" методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактический разбор урока геометрии

по теме: «Начальные геометрические сведения»

методом рефлексии профессиональной деятельности педагога

Урок, геометрии рефлексию которого представляется Вашему вниманию, я

проводила в 7 классе, где обучается 16 учащихся. Предлагаю его подробный

конспект.

Тема урока Начальные геометрические сведения.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: Ученические исследования. Решение познавательных задач.

Межпредметные связи: история, география.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения

геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка,

прямая, отрезок. Сформировать у учащихся представление о геометрии,

как о науке.

Развивающие:

создать условия для:

– расширения кругозора, познавательной активности учащихся;

– закрепления навыков работы с Интернет и информационными

технологиями;

– развития коммуникативных умений, навыков индивидуальной и

групповой работы;

– развития умения работать в программе Microsoft PowerPoint;

– развития умения делать выводы;

– формирования диагностического мышления;

– развития вербального и невербального мышления.

Воспитательные:

создать условия для:

– формирования интереса учащихся к геометрии через углубление

исторических знаний о предмете и людях, стоявших у истоков геометрии;

– развития волевых и деловых качеств личности, личностного

самосовершенствования (самопознания, самовыражения,

самоутверждения);

– развивать умение работы в сотрудничестве.

Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной

исследовательской деятельности с простановкой учебной задачи и

гипотезы; проводить исследования и делать выводы на основе

полученных результатов; применять знания по геометрии в проблемных

ситуациях.

Задачи урока:

1.

Понять, что такое геометрия. Изучить основные геометрические понятия:

точка, прямая, отрезок. Продолжить формирования умений чертить и

обозначать основные геометрические фигуры (предметные результаты);

2.

Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять

причинно-следственные связи, работать в парах, группах (метапредметные

результаты);

3.

Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный

результат).

Методы и методические приёмы: проблемный, частично поисковый,

наглядный.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийный проектор.

1)

Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на

уроке

присутствовал мотивационный

этап,

на

котором

учащимися

уясняется

личностный

смысл

своей

деятельности.

Обычно на уроке я говорю учащимся о важности изучаемого

материала и о предстоящем контроле знаний. На данном уроке я

решила пойти другим путём. Я задала школьникам проблемный

вопрос:

Что такое геометрия?

Учащиеся начинают выдвигать свои

гипотезы, рассуждают. Отдельной группе учащихся этот вопрос

был задан за неделю до урока, предварительно прошёл поиск

информации (А некоторые учащиеся не просто задумались над

этим вопросом, а решили провести исследование. Над своим

проектом

они

работали

не

один

день

и

сейчас

покажут

вам

презентацию и попытаются ответить на вопрос: что же такое –

геометрия? Я надеюсь, что вы будете внимательно их слушать и

тоже попытаетесь ответить на этот вопрос).

Таким

образом,

личностным

смыслом

учебной

деятельности

учащихся

стал

познавательный

интерес.

Это

способствовало

тому, что они с интересом включились в самостоятельную работу

(принцип деятельности).

2)

Ещё одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке

должно

осуществляться целеполагание

деятельности,

в

процессе

которого

указываются

признаки

(показатели),

по

которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, учащиеся

могут сделать вывод о достижении цели. Обозначив проблемы

своего исследования, учащиеся могут сами сформулировать тему

урока и цель урока. На данном уроке учащиеся предложили план

исследований, которые смогли бы их привести к достижению

цели. В качестве показателя достижения цели нашего урока мы

использовали результаты контрольных упражнений в группах,

результаты

математического

диктанта

проведённых

на

этапе

самостоятельной работы, результаты исследовательской работы в

форме

презентаций.

После

контроля

выполнения

этих

упражнений

учащиеся

сделали

вывод

о

том,

что

цель

урока

достигнута.

3)

С

точки

зрения

идеологии

современных

образовательных

стандартов

на

уроке

должен

присутствовать

этап

включения

учащихся

в самостоятельную

работу

по

поиску

знаний

(принцип деятельности). В процессе этой работы они должны

испытывать

посильное

затруднение

(принцип

минимакса),

заставляющее

их

искать

выход

из

проблемной

ситуации.

За

неделю перед своим уроком я создала проблемную ситуацию для

учащихся класса.

(Проблема: Скоро мы будем изучать новый предмет: геометрию,

но не знаем, что это такое. Нам хочется ответить на вопрос: что

такое геометрия?

Постановка цели проекта:

Организовать поиск, сбор и изучение информации по вопросу:

что такое геометрия?

Задачи: Мы хотим найти ответы на вопросы:

1) История возникновения геометрии.

2) Кто стоял у истоков геометрии?

3) Что такое геометрия?

Включению в поисковую работу способствовала проблемная

ситуация.

Анализ имеющейся информации:

Т.к. информации по этому вопросу у нас нет, то мы решили

организовать

поиск, сбор и изучение информации.

Для этого мы разделили информационное поле следующим

образом:

Кристина и Ирина пошли в школьную библиотеку,

Лиза и Сергей – в библиотеку ДК,

Катя и Саша – искали информацию в Интернет ресурсах.

Составление плана реализации проекта:

Поиск и сбор информации -3 дня

Изучение информации-3 дня

Анализ ресурсов:

Каждый из членов группы рассказал о своих поисках и найденной

информации, группа распределилась для осуществления

практического этапа:

сгруппировать имеющуюся информацию по задачам проекта (1 – 3) и

подготовить презентацию к своему докладу -1 день).

4)

Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали

различные

формы

межличностного

взаимодействия

(«ученик»-«ученик»,

«ученик»-«класс»,

«ученик»-«учебная

группа», «ученик»-«учитель» и др.) Подобное взаимодействие

достигается групповыми,

парными

или

фронтальными

формами

организации

обучения

и

интерактивными

методами

проведения

урока.

На

моём

уроке

проходила

групповая,

парная

и

индивидуальная

работа.

Учащиеся

совместно

выполняли

поисковые

и

практические

задания.

Индивидуальная

работа

проходила

при

в ы полне нии

математического диктанта. На уроках я организую работу так,

что

«сильный»

ученик

мог

в

случае

необходимости

оказать

«слабому». При выполнении самостоятельной работы учащиеся,

выполнившие

задание

первыми,

становились

консультантами.

Они должны были подойти к ученику, который поднял руку и

оказать ему индивидуальную помощь. При выполнении задания

на

этапе

актуализации

знаний

на

моих

уроках

традиционно

действует правило «Почему?». С этим вопросом затрудняющийся

ученик

имеет

право

вслух

обратиться

к

любому

своему

однокласснику, и тот должен ответить. Для учащихся, которым

нравится выступать перед аудиторией, объяснять что-то своим

одноклассникам, я предлагаю становиться «учителями». Такие

учащиеся чаще всего составляют поисковые, исследовательские

группы.

5)

На

уроке

должен

присутствовать этап

самостоятельной

деятельности учащегося, результаты которой он может оценить

исходя

из

определённых,

заданных

педагогом

критериев

и

показателей.

Такой

этап

присутствовал

и

на

моём

уроке.

Учащимся

предлагалась раб от а

в

группах,

в

п а р а х ,

индивидуально проверка с доской и на слайдах. Осуществляли

самопроверку через слайды. (Принцип минимакса)

6)

Федеральные

образовательные

стандарты

требуют,

чтобы

атмосфера,

создаваемая

учителем

на

уроке, способствовала

сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся (Принцип

п с и хол о г и ч е с ко го

ком ф о рт а ) .

Э то

о б е с п е ч и в а е т с я

доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха

в обучении. На моём уроке учащиеся могли ощутить поддержку

на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме

меня

мог

оказать

сосед

по

парте,

консультант

и

любой

одноклассник, к которому затрудняющийся ученик обращался за

помощью. Учащиеся на уроке могут выбрать задания различного

уровня

сложности,

что

создаёт

атмосферу

успешности.

Рефлексию эмоционального состояния учащегося провожу редко.

Мои

отношения

с

учениками

строятся

на

доверительной

и

доброжелательной основе.

7)

Одним

из

принципов

реализации

ФГОС

является принцип

творчества. Творчество учащихся может иметь самые различные

формы. На моём уроке было место для реализации творческого

потенциала

учащихся:

создание

презентаций

к

уроку

по

исследовательской работе. Учащиеся самостоятельно добывали

информацию

с

различных

источников,

анализировали

её

и

обобщали

в

группе,

а

затем

оформляли

в

виде

презентации.

Творческим

было

и

домашнее

задание

к

следующему

уроку.

Желающим

учащимся

предложено

найти

информацию

в

интернете

о

геометрических

фигурах

форме

презентации,

рисунков,

фотографий

и

т.п.)

Одарённым

школьникам

предложено найти в дополнительной литературе или Интернете

информацию

п о "неевклидовой

геометрии"

или

геометрии

Лобачевского.

8)

Современная

дидактика

для

проведения

уроков

в

системно-

деятельностной

парадигме

требует,

чтобы

учащие ся

периодически рефлексировали

свою

деятельность,

оценивая

полученные продукты деятельности.

Понимая под рефлексией

критериальный анализ, я задавала критерии выполнения той или

иной работы на каждом её этапе. Давала оценку выступлениям.

Подводя

итоги,

отмечала

положительное,

анализировала

содержание,

форму

выступлений

учащихся,

указывала

на

недостатки и пути их преодоления. Просила учащихся оценить

презентации

проектантов.

Давала

оценку

выполнения

математического диктанта. Вели

беседу о том, какие на уроке

были поставлены цели и как они выполнялись, удовлетворены ли

учащиеся

уроком.

Гипотеза,

прозвучавшая

в

начале

урока

на

этапе итоговой рефлексии урока, нашла своё подтверждение.

9)

На некоторых уроках, проводимых в системно-деятельностной

парадигме, учащиеся готовят проекты, которые потом защищают.

На

данном

уроке

был

сделан

проект

по

теме

«Что

такое

геометрия?»

Проведена

исследовательская

работа

по

данной

теме, сделаны презентации для защиты проекта.

Общие выводы по уроку:

Проведённый

урок

в

целом,

прошёл

хорошо,

поскольку

мне

удалось

решить

поставленные

задачи

и

достичь

цели.

Показателем

достижения

цели

служила

высокая

активность

учащихся при самостоятельном решении поставленных задач и

достаточно низкий процент ошибок в самостоятельной работе.

Большинство учащихся с ней успешно справились.

Вместе с тем, урок обозначил проблемы, над которыми

предстоит работать в дальнейшем:

1.

Не все учащиеся готовы работать в парах. Есть учащиеся,

которые готовы работать только индивидуально. Даже среди

«сильных»

учащихся.

Не

все

учащиеся

умеют

работать

в

парах

и

группах.

Иногда

лидер

выполняет

всю

работу,

а

остальные

пассивны.

Это

связано

с

неспособностью

некоторых

учащихся

построить

полноценный

диалог,

с

недостаточной развитостью коммуникативных УУД.

2.

Не

все

учащиеся

охотно

включаются

в

исследовательскую

деятельность. Ведут себя пассивно. В случае затруднений они

предпочитают получить готовые рецепты выхода из ситуации.

Предлагают учителю или «сильному» учащемуся выполнить

работу за них, не формулируя свои затруднения. Число таких

учащихся

сокращается,

в

этом

классе

их

4,

двое

из

них

новенькие.

3.

В данном классе трое учащиеся обучающиеся по программам

С(К)ОУ 7 вида. Им необходима индивидуальная работа. Мы

смогли

их

включить

в

исследовательскую

работу,

создать

ситуацию успеха. Ответы были не полные, но активность на

уроке была высокая.

4.

На

уроке

не

хватало

времени

для

динамических

пауз.

Учащиеся

были

активны

на

протяжении

всего

урока,

перемещений

по

классу

было

достаточно,

чтобы

не

организовывать динамические паузы.

5.

Одарённые

учащиеся

проявили

активность

участвовать

в

проекте «Что такое геометрия?».

Участвовали в создании

творческой группы, анализе и обобщении работы, создании

презентаций. Выступали с сообщениями по запланированным

темам. Организовывали «помощь другу».



В раздел образования