Автор: Чернышева Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №92
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
Чернышева Н.А
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего
самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы,
ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни
ребенка:
он
начинает
систематическое
обучение
в
образовательном
учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром,
изменяется
социальный
статус
и
увеличивается
потребность
в
самовыражении.
В
этот
период
идёт
формирование
основ
учебной
деятельности, познавательных интересов и мотивации; при благоприятных
условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки
ребенка. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить
познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у
ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых
предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок
испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно,
уроки .
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно
совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный
момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок
истории личностной судьбы ребенка”.
Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания
ребенка
остаются
разрозненными,
искусственно
расчлененными
по
предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к
попытке разработать систему интегрированных уроков. [1]
Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного
понятия, темы или явления. [2] В таком уроке всегда выделяются: ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,
способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей
дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины
как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы
безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а
могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько
это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или
иной области. [1]
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
1.
создание
у
школьников
целостного
представления
об
окружающем мире;
2.
нахождение общей платформы сближения предметных знаний.
Под интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи наук,
состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс,
ведущий к такому состоянию. Кроме того, интеграцию мы рассматриваем как
психолого-коррекционный
принцип,
направленный
на
развитие
и
содержательное наполнение эмоционально-чувственной и интеллектуальной
сферы ребенка [1]
Интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук;
совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и
теоретических концепций построения.
Цель
интегрированного
урока
-
заложить
основы
целостного
представления
о
природе
и
обществе,
и
сформировать
собственное
отношение к законам их развития. За основу интеграции может быть взят
любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. [2]
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает
предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования,
преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и
взаимозависимостей между предметами.
Практика показывает, что интеграция учебных предметов в начальной
школе не только возможна, но и желательна. Интегрированные уроки в
начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения
представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
[3] Предполагаемые формы интеграции позволяют уплотнить урок, задать
умелый
деловой
настрой,
бережно
относиться
ко
времени,
быстро
включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой,
неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в
активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных
занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности,
мы добиваемся активного, заинтересованного включения детей в учебный
процесс.
Для повышения познавательной активности учащихся, а также с целью
формирования навыка взаимосотрудничества, при проведении практической
работы используется в основном групповая или коллективная форма
организации деятельности учащихся. Это позволяет каждому ребенку
раскрыть свои творческие способности, воспитывает взаимоуважение и
чувство товарищества. Кроме того, работа в группах позволяет учащимся
рассмотреть поставленную перед ними задачу с разных точек зрения, а
значит, выполнить ее более разносторонне, чем при выполнении аналогичной
работы индивидуально.
Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения
интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга,
создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать
ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд
нелюбимых, повышает успешность обучения.
Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется
великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта,
включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и
активность,
шире
развить
познавательные
процессы
и
сферы
межличностного общения. [4] На интегрированных уроках дети работают
легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то,
что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в
их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях,
но
и
дают
выход
для
проявления
творчества,
для
проявления
интеллектуальных способностей.
Из
школьной
практики
известно,
что
вопросы,
требующие
рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в
тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-
новому, и не так, как ты видел раньше, – очень не простая задача. Но этому
можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих
способностей учащихся.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем
традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко
эрудированного
человека,
обладающего
целостным
мировоззрением,
способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и
нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Интегрированные уроки можно проводить, не только при повторении
и закреплении пройденного материала, но и при изучении нового материала.
Так на уроке обучения грамоты в 1 классе, изучая новые звуки и буквы
ребята
с
удовольствием
конструируют
новую
букву
из
пластилина,
проволоки или цветной бумаги. Или урок литературного чтения, на котором
дети
не
только
знакомятся
с
творчеством
С.В.
Михалкова
и
его
стихотворением «Котята», а еще узнают о жизни кошек, о их пользе , а в
заключении урока мастерят поделку используя знания с уроков технологии.
Интеграция
на
основе
сюжетного
построения
урока
позволяет
побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их
участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий.
Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей.
Ребята
составляют
интересные задания для
одноклассников: ребусы,
кроссворды, чертежи, таблицы.
Включение
системы
содержательно-логических
заданий,
дидактических
игр,
нестандартных
задач
и
специальных
заданий,
направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.
Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на
качественно ином, более высоком уровне.
Литература:
1.Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на
краеведческой основе // Начальная школа, 1991. – № 8
2. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный
урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. -
1996. - №1.
3.Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах.
Начальная школа. - 1989. - №9.
4.Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как
создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. –
2002.