Напоминание

Характеристика заданий ЕГЭ-2023 по истории, нацеленных на проверку метапредметных результатов


Автор: Тащанина Наталья Игоревна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Змеиногорская СОШ № 3"
Населённый пункт: г Змеиногорск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Характеристика заданий ЕГЭ-2023 по истории, нацеленных на проверку метапредметных результатов
Раздел: полное образование





Назад




Характеристика заданий ЕГЭ-2023 по истории, нацеленных на

проверку метапредметных результатов

Согласно

ФГОС

СОО

предусмотрен

список

метапредметных

результатов, которые учащийся должен достичь к 11 классу. Одним из способов

проверки сформированности метапредметных результатов является Единый

Государственный Экзамен. Рассмотрим более подробно ЕГЭ по истории как

фактор достижения метапредметных результатов.

Выявить задания ЕГЭ 2023 года по истории, нацеленные на проверку

метапредметных

результатов возможно

на

анализе

«Демонстрационного

варианта контрольно-измерительных материалов единого государственного

экзамена 2023 года по истории». Перечень требований к уровню подготовки

выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ по истории закреплен в

«Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки

выпускников

образовательных

организаций

для

проведения

единого

государственного экзамена по истории». Сведения о том, как распределены

задания КИМ ЕГЭ по видам умений и способам деятельности содержатся в

«Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2023

году единого государственного экзамена по истории».

Всеми заданиями КИМ ЕГЭ проверяются умения самостоятельно

определять цели деятельности, составлять план, осуществлять, контролировать

и корректировать деятельность. Прочитав условие задания, обучающийся

должен самостоятельно определить цель деятельности и составить план

достижения данной цели. Однако не всегда неправильное выполнение задания

означает не усвоение обучающимися данного метапредметного результата.

Более типичная ошибка – незнание предметного материала.

Задания КИМ по истории не проверяют сформированности у учащихся

коммуникативных умений: умения продуктивно общаться и взаимодействовать

в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты. Причиной этому является

форма ЕГЭ, которая предусматривает индивидуальное решение выпускником

одного из вариантов КИМ; взаимодействие с другими участниками экзамена

запрещается.

ЕГЭ по истории частично проверяют умения, закрепленные в п. 8.3.

ФГОС С(П)ОО. Так, не проверяется сформированность навыков учебно-

исследовательской

и

проектной

деятельности;

не

проверяются

навыки

познавательной

деятельности.

На

ЕГЭ

проверяется

способность

к

самостоятельному поиску и применению методов решения практических задач

в задании 18, которое предполагает анализ какой-либо исторической проблемы,

ситуации. Учащемуся необходимо привести три элемента по поставленной

проблеме, каждый их которых оценивается в 1 балл. В демоверсии предложено

следующее задание: «В

1830–1831 гг. произошло восстание в Царстве

Польском, которое было подавлено русскими войсками. Укажите три любых

последствия этого восстания".

Особое

внимание

разработчики

ЕГЭ

уделяют

проверки

сформированности

способности

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию,

получаемую и различных источников.

Согласно Кодификатору, на ЕГЭ по истории проверяются следующие

умения: умение проводить поиск исторической информации в письменных

исторических источниках, умение осуществлять внешнюю и внутреннюю

критику

источника

(характеризовать

авторство

источника,

время,

обстоятельства, цели его создания, степень достоверности).

Проверяет умения работы с историческим источником задание 6 КИМ.

Задание проверяет умения находить в тексте требуемую информацию,

критически

оценивать

его

содержание,

учащемуся

необходимо сделать

множественный выбор правильных ответов из списка предложенных.

Часть 2 КИМ также содержит задания, проверяющие умения работы с

историческим источником. Это задания 13-14, которые направлены на проверку

умения проведения атрибуции источника, извлечения из него информации, а

также умения анализировать проблематику источника, позицию автора с

привлечением

исторических

знаний.

Умения

работы

с

письменными

историческими

источниками:

атрибуция,

использование

контекстной

информации, извлечение информации, представление информации в явном виде

проверяется в задании 17.

ЕГЭ

по

истории

также

проверяет

умения

систематизировать

разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об

общих закономерностях исторического процесса.

Задания 9-12 – это комплекс заданий на работу с исторической картой,

которые предполагают ответ в виде слова, словосочетания или цифры, и одно –

множественный выбор правильных ответов из списка предложенных.

Проверяют умения систематизировать разнообразную историческую

информацию, в том числе представленную иллюстрациями, задания 8, 15-16. В

задании 8 необходимо на основе изображения заполнить пропуск в тексте.

Задания 15 и 16 логически связаны между собой.

Также не проверяет ЕГЭ по истории умения определять назначение и

функции различных социальных институтов, умения оценивать и принимать

решения, определяющие стратегию поведения.

В ЕГЭ проверяются умения ясно, логично и точно излагать свою точку

зрения, использовать адекватные языковые средства, закрепленные в п. 8.8

ФГОС С(П)ОО. Одним из требований к уровню подготовки выпускников,

перечисленных в Кодификаторе, является умение использовать исторические

сведения для аргументации в ходе дискуссии. Данное умение проверяется в

задании 21. Выпускнику необходимо используя исторические знания привести

аргументы в подтверждение точки зрения. При ответе необходимо использовать

исторические факты.

Не

проверяет

ЕГЭ

сформированности

у

учеников

навыков

познавательной рефлексии, закрепленных в п. 8.9 ФГОС С(П)ОО.

Надо отметить, что ЕГЭ по истории проверяет сформированность

метапредметных результатов, закрепленных не только в ФГОС С(П)ОО, но и в

ФГОС

ООО.

Так,

КИМ

содержит

задания,

которые

проверяют

сформированность

умений

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать

причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения и делать

выводы. Также в Кодификаторе указано, что выпускник должен уметь

использовать

принципы

причинно-следственного,

структурно-

функционального, временного и пространственного анализа для изучения

исторических процессов и явлений.

Задание 19 проверяет умения работы с термином. Учащему необходимо

раскрыть смысл понятия и привести исторический факт, связанный с термином.

Проверяет умения выстраивать логическую цепь изучаемого материала

задание 2 – задание на определение последовательности расположения

заданных элементов.

Ряд заданий проверяет умения устанавливать соответствия элементов,

данных в нескольких информационных рядах – это задания 1, 3, 5 и 7.

Задание

4

проверяет

умения

заполнять

таблицу

элементами

предложенного списка. Выпускнику необходимо определить по указанным

признакам и записать в виде слова термина, имени, названия, года ключевое

слово, определяющее признаки и свойства соподчиненных ему слов.

Таким

образом,

проанализировав

демонстрационный

вариант

контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена

2023 года по истории мы пришли к выводу, что на ЕГЭ по истории проверяется

сформированность

метапредметных

результатов

у

выпускников,

соответственно, при подготовке к экзамену необходимо большое внимание

уделять формированию метапредметных умений у учащихся.



В раздел образования