Автор: Гришина Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №76 "Школа безопасности имени Героя Советского Союза Блинова П.Ф." (МБОУ №76 "ШБ")
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Технологическая карта урока, 1 класс, математика
Тема: "Килограмм"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока.
ФИО учителя: Гришина Анастасия Владимировна
Предмет: Математика Школа России, 1 Г класс.
Тема урока: Килограмм
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
- Познакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом;
- развивать умение решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов и примеры
изученных видов,
- прививать интерес к математике.
Форма работы: работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Средства: Учебник «Математика» 1 класс 2 часть М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, Рабочая тетрадь 1 класс,2
часть М. И. Моро, С. И. Волкова, цифровые копилки, оценочные карточки, карточки для индивидуальной работы ,
мультимедийный проектор, ноутбук, презентация,
весы чашечные, весы механические, гири 1кг, 2 кг, пачка соли (1кг),
коробка сока, одинаковые по размеру и разные по массе коробочки с зубной пастой, предметная картинка Айболит,
витамины в чемоданчике.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
знать: что такое килограмм, как взвешивать предмет
с точностью до килограмма, сравнивать предметы по
массе; упорядочивать предметы, располагая их в
порядке увеличения (уменьшения) массы;
уметь:
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении равенств; решать задачи на
определение
массы
предметов
на
основе
задач
изученных видов; контролировать и оценивать свою
работу и её результат. Использовать приобретённые
на
уроке
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для: обогащения
жизненного опыта, решения практических задач с
помощью наблюдения и сравнения.
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных
ошибок
Коммуникативные УУД
-Уметь слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме
- способствовать развитию
математической речи и интереса к
математике как учебному предмету
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе
знаний; осуществлять анализ объектов;
находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; преобразовывать
информацию из одной формы в другую:
составлять ответы на вопросы
-
Уметь
проводить
самооценку на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
- иметь определённые
познавательные
потребности
и
учебные мотивы
№
Этап урока
Ход урока
Формирование
УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организацио
нный
момент
1 мин
Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости!
Сегодня у нас на уроке у нас присутствуют гости,
поприветствуйте их, улыбнитесь им, а теперь
друг другу. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.
Улыбка играет большую и важную роль в жизни
людей,
поднимает
настроение,
снимает
усталость, может разрешить многие проблемы.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
-Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Приветствуют.
Проверяют готовность к уроку.
Слушают учителя.
Девиз урока:
Думаем-быстро!
Отвечаем-правильно!
Пишем –красиво!
Считаем-точно!
Личностные:
настраиваются на
урок; воспринимают
речь учителя.
Коммуникативные:
оформляют
диалогическое
высказывание.
2
Актуализа
ция
Устный счёт.
1.Работа над развитием мышления, внимания,
памяти.
Работают устно.
Коммуникативные:
оформляют
знаний.
5 мин
Покажите число, следующее за числом 9.
Какое число стоит между числами 4 и 6.
Первое слагаемое - 3, второе слагаемое – 5. Найди
сумму.
7 увеличить на 2.
Назовите число предшествующее числу 5 .
Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 4. Найди разность.
2.Логическая разминка «Хитрые задачи »
а) Сколько ушей у трёх мышей? (6)
б) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок,
собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
(одна)
в) По тропинке идут 3 чёрных и 6 серых гусей,
а навстречу им одна серая и одна белая утка.
Сколько было всего уток?(2)
3. Вычисли «цепочку» (по рядам)
9-2+3-4+3=9
8-1-4+2+3=8
7-5+4-2+3=7
Показывают ответы
с помощью цифр
Отвечают, строят
предположения.
Устно вычисляют результат.
диалогическое
высказывание.
Личностные:
развивать логическое
мышление, память,
внимание
Познавательные:
владеть общими
приемами
вычислений
3
Постановка
учебной цели
и задач её
Сегодня на урок пришел еще один сказочный
гость. Отгадайте.
Лечит маленьких детей.
Дети отгадывают загадку.
Познавательные:
высказывают
предположения
решения
5 мин
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит.
Добрый доктор… (Айболит) Он принёс с собой
чемоданчик, в конце урока вы должны сказать, что
в нём. А ещё принёс коробочки.
(Учитель ставит на стол две одинаковые коробки,
одна из которых пустая, а другая чем-либо
наполнена)
- Рассмотрите коробки, Которые принес Айболит.
Опишите их.
- Какие свойства предметов вы знаете?
- Чем одна коробка отличается от другой?
По внешнему виду коробки ничем не
отличаются. Но разница между ними есть.
- Есть свойства, которые мы не всегда можем
увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство,
нужно взять предметы в руки.
- Что теперь можете сказать? Вы сначала как
думали? А как на самом деле? Кто догадался, о
чём пойдет речь на уроке?
- А как же называется такое свойство предметов?
Легче или тяжелее мы говорим тогда, когда
имеем в виду какое свойство? Словами «легче» и
«тяжелее»
характеризуют
такое
свойство
предметов, как масса.
Вместо слов «предмет
легче» в математике принято говорить «масса
предмета меньше», а вместо слов «предмет
тяжелее» - «масса предмета больше».(На доске
выставляется «МАССА»)
Рассматривают коробки.
Учащиеся не могут обнаружить
внешних отличий.
Высказывают
свои
предположения.
Отвечают на вопросы.
Один ученик выходит к доске и
проводит эксперимент. Берёт
коробки в руки. Делает вывод:
одна легче, другая – тяжелее.
Выдвигают гипотезу о теме
урока.
Читают его по слогам.
Прочитывают с ускорением.
Отвечают на вопросы.
Запоминают
и
записывают
сокращение слова килограмм.
Регулятивные:
планируют решение
учебной задачи
Познавательные:
логический анализ
объектов с целью
выделения признаков
Коммуникативные:
слушают
другого
ученика – партнера
по коммуникации и
учителя
Познавательные:
запоминают
полученную
информацию
Коммуникативные:
- Посмотрите на это слово. Что интересного
заметили в написании? Давайте прочитаем его по
слогам. Прочитайте с ускорением.
-
В
чём
измеряется
масса?
(На
доске
вывешивается слово «килограмм») Запишем в
тетради сокращенно новое слово
– В математике слово «килограмм» принято
писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг,
3 кг и т. д.
-Килограмм - это единица массы. (Раньше люди
пользовались
различными
мерками:
камнями,
яблоками и др. Но все они были неудобны в
использовании, т. к. возникала путаница. И более
200 лет назад ученые придумали такую мерку и
назвали ее – килограмм)
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня
и что хотели бы узнать на уроке?
Какой предмет нам поможет измерять массу?
Учатся читать данную мерку.
Высказывают
свои
предположения.
-Мы познакомимся с новой
величиной – массой и единицей
её измерения – килограмм.
Будем учиться взвешивать
предметы; сравнивать
предметы по массе; решать
задачи на определение массы.
работают со словом.
Регулятивные:
целеполагание;
определение задач
урока.
Коммуникативные:
строят речевые
высказывания.
4
Работа над
новым
материа
лом
10 мин
Возьмите в одну руку учебник, в другую –
тетрадь. Что тяжелее?
–
Что легче? Ребята, а кто догадался, что мы
сейчас сравниваем?
- Да, правильно, мы сравниваем массы
предметов.
- И поэтому правильно будет говорить, что масса
учебника больше массы тетради, а масса
тетради…(меньше массы учебника)
Учебник тяжелее тетради,
тетрадь легче учебника
Учебник тяжелее ручки, а ручка
легче учебника
(На доске слово «весы»)
Коммуникативные:
строят высказывания;
продолжают
предложения
Коммуникативные:
слушают
другого
ученика – партнера
по коммуникации и
- Всегда ли можно сравнить предметы по массе
взяв в руки?
–
Может ли нам в этом помочь линейка?
Почему?
- Ребята, а каким прибором измеряют массу
предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
Весы бывают разные: …(рассматривание
слайдов).
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей
деятельности весы?
У кого родители используют весы? Для чего?
Весы — один из древнейших приборов. Они
возникли и совершенствовались с развитием
торговли, производства и науки.
Попробуем взвесить на весах соль в пачке.
Весы в равновесии, если на другой чаше весов
гиря в 1 кг. Сколько весит пачка соли?
Посмотрите, что еще весит 1 кг- бананы, коробка
сока.
Весы бывают разные:
механические, электронные,
аптечные чашечные,
медицинские, технические.
Для измерения массы.
Приводят примеры, опираясь на
свой жизненный опыт.
Соль, крупа, овощи, фрукты,
мясо
можно
измерить
в
килограммах. Массу человека
Наблюдают
за
действиями
учителя с весами.
Вырабатывают правила работы
с весами (Ровная по-
верхность, уравновешивание
весов перед работой,
аккуратное помещение на чашу
весов, выбор гири)
учителя
Познавательные:
оперируют
полученными
знаниями
Коммуникативные:
воспринимают текст
Познавательные:
запоминают
полученную
информацию
Познавательные:
анализируют,
извлекают
информацию
5
Физкультм
инутка
4 мин
-
Встаньте
из-за
парт.
Представьте
себя
чашечными весами. Изображайте работу весов по
моим командам:
-весы находятся в равновесии;
-левая чаша весов опустилась;
Слушают, запоминают.
Показывают: левая рука – левая
чашка, правая рука – правая
чашка.
Познавательные:
оперируют
полученными
знаниями.
-правая чаша весов опустилась;
-масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на
левой;
-груз на левой чаше легче;
-В левой чаше весов 1 кг ваты, а в правой 1 кг
железа. Как располагаются чаши весов?
-Петух на одной ноге весит 2 кг, сколько он будет
весить, если встанет на две ноги?
Изображают работу весов по
командам.
6
Первичное
закрепле
ние
5 мин
Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 36
- Что вы видите на верхнем рисунке?
- Для чего нужны гири?
-Как
работают
такие
весы?(на
одну
чашку
продавец
кладет
товар,
при
этом
чашка
опускается вниз. Чтобы узнать массу, на вторую
чашку
устанавливают
гири.
Весы
уравновешивают, т.е. гири ставят так, чтобы
красные носики весов смотрели друг на друга)
Задание № 1( устно)
Что вы видите на картинке?
Что опустилось ниже: гиря или арбуз?
1) Что легче: арбуз или гиря? Почему?
2) Узнайте массу пакета с мукой.
3) Как мы можем с помощью гирь в 1кг, 2кг, 5кг
взвесить 3кг, 7кг, 4кг?
Ребята открывают учебник.
Рассматривают изображение.
- Весы, гири.
-Чтобы взвешивать массу на
весах, где нет шкалы.
Отвечают на вопросы
Арбуз, так как чаша с арбузом
расположена выше, чем чаша с гирей). 3
кг, так как на правой чаше весов – гиря,
которая весит 5 кг, а на левой – пакет с
мукой и гиря в 2 кг. Весы находятся в
равновесии, значит, если из 5 кг вычесть
2 кг (массу гири), останется 3 кг – масса
пакета с мукой. - 3 кг – на правую чашу
весов поставить гири 1 кг и 2 кг.
7 кг – на правую чашу весов поставить
гири в 2 кг и 5 кг.
Познавательные:
оперируют
полученными
знаниями.
Коммуникативные:
работают с
учебником, с учетом
поставленной задачи.
Личностные: строят
логическую цепь
рассуждений.
Коммуникативные:
слушают
другого
ученика – партнера
7
Первичная
проверка
понимания
5 мин
Задание №2 (работа в паре , устно)
Сравните две иллюстрации. Чем они похожи и
чем отличаются? Известно, что дыня весит 3 кг, а
арбуз 5кг. Как привести весы в равновесие? Как
это показано на рисунке?
Самостоятельная
работа
(на
карточках)
Определи массу каждого животного.
Проведем самопроверку.
Оцените себя, кто справился с работой без
ошибок, у кого были затруднения, кому нужна
помощь учителя.
4 кг – на правую чашу весов поставить
гирю в 5 кг, а на левую (ту, на которой
взвешивается предмет) – гирю в 1 кг. 5
кг – 1 кг = 4 кг
Устно сравнивают массу дыни и
арбуза. Делают вывод, что
уравновесить весы можно с
помощью гири в 2кг.
Уравновесим весы гирей в 1 кг,
т.к.3кг+3кг=5кг+1кг
Выполняют
на
карточках
самостоятельно.
Самопроверка.
Сравнивают
ответы с ответами на доске.
Оценивают работу смайликом.
Ответы
являются
кодом
к
разгадке, что в чемоданчике
доктора Айболита.
в
и
т
а
м
и
н
ы
по коммуникации и
учителя
Регулятивные:
самостоятельно
выполняют действия;
контроль,
коррекция
выполненной работы.
Регулятивные:
самостоятельно
выполняют действия;
контроль,
коррекция
выполненной работы.
Самый активный ученик откроет чемоданчик с
витаминами от доктора Айболита.
1
2
3
4
5
2
6
7
8
Итог урока
3 мин
С каким новым свойством предметов вы
познакомились?
- Какие новые слова вы узнали?
- Давайте попробуем сформулировать вывод,
используя новые слова: масса, килограмм,
весы.
-Свяжите эти три слова и сделайте вывод.
-Какие предметы можно взвесить с помощью
новой величины?
-Достигли ли мы наших целей урока?
Высказывают
свое
мнение.
Подводят итоги урока.
Вспоминают
и
обобщают
новый материал.
-Массу предметов измеряют в
килограммах при помощи весов.
Ученик читает стих
- Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она.
Регулятивные:
проверка, оценивание
своей работы.
Коммуникативные:
участвуют в
импровизации,
используя
выразительные
средства языка.
Регулятивные:
анализируют работу,
оценивают меру
освоения материала.
9
Рефлексия
учебной
деятельности
2 мин
- Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили
материал данного урока?
-Оцените свою работу на уроке с помощью
«Светофора».
-Всем спасибо! Урок окончен.
Оценивают работу на уроке с
помощью «Светофора».
Личностные:
оценивают
собственную
учебную
деятельность:
инициативность,
самостоятельность.