Автор: Веревкина Вера Николаевна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г. Шахты, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система оценивания на уроке информатики"
Раздел: среднее образование
Система оценивания на уроке информатики
Автор - Веревкина В.Н.
МБОУ СОШ №49, г. Шахты , Ростовской области.
В соответствии с ФГОС второго поколения возникает вопрос об организации контрольно-
оценочной деятельности новых образовательных результатов: личностные результаты,
метапредметные результаты и предметные результаты.
Личностные результаты – полученные в процессе обучения мотивы, интересы,
потребности, система ценностных отношений учащихся к себе, к другим субъектам
образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познаний, результатам
образовательной деятельности.
Метапредметные результаты, те которые учащиеся приобретают при изучении нескольких
предметов. Это универсальные виды деятельности, применяемые учащимися, как в
образовательном процессе, так и в повседневной жизни.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися знаний, умений и навыков
отдельного учебного предмета.
Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю. Эти оценки
строятся на одних и тех же критериях .
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами,
уполномоченными вести оценочную деятельность. Внутренняя оценка выражается в текущих
отметках, которые ставятся учителями во время урока. В результатах самооценки учащихся, в
результатах наблюдений, проводимыми учителями и школьными психологами. Во время
промежуточной и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета
школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
В текущем оценивании используются следующие методы:
-наблюдение, самооценка, самоанализ и методы, основанные на анализе письменных ответов и
работ учащихся;
-устная диалогическая /монологическая речь, письменная самостоятельная работа, тестовые
задания, доклад, творческая работа, проект.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и
специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения
информации. В современных условиях обучения на уроках удобно использовать листы
самооценки. Это побуждает учащегося активно включаться в процесс обучения на каждом этапе
урока. Учащийся сам может оценить свои результаты, получить оценку своих одноклассников.
Когда это входит в систему обучающиеся быстро переводят баллы, набранные за отдельные этапы
урока в оценку за урок.
Лист самооценки № 1
Моя успешность на уроке
Вид работы Знак (! ? ᴖ)
1
2
3
4
5
6
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Лист самооценки №2
Ф. И. _____________________
Моя успешность на уроке
Вид работы
Знак (! ? ᴖ)
1
2
3
4
5
6
Итоговый балл
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был понятен/непонятен
Полезен/бесполезен
Интересен/неинтересен
Домашнее задание легкое/трудное
Интересное/неинтересное
Полезное/бесполезное
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
__________________________________________________________________
Лист самооценки №3
Ф. И. _______________________
Сегодня на уроке
Знаю/умею Хочу знать/научиться Узнал/научился
Лист самооценки №4
Оценочный лист ученика 5
класса_____________________________________________________
по теме «_______________________________»
№ Этапы урока
оценка
1
2
3
4
5
6
Итоговая оценка за урок
Формирование учебного действия оценки – необходимое условие становления
полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оценки - это
способность ученика точно знать о своем знании и незнании, умении отличать то, что известно, от
того, что неизвестно, умение спросить о недостающем знании не в форме призыва «я не знаю, что
делать, помогите!», а в форме «что еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу?»
Учебное действие оценки неразрывно связано с учебным действием контроля. Ученик не
только выполняет определенные действия, которые приводят к конечной цели, но и оценивает,
насколько эти действия были верны. С этой целью на уроке удобно использовать интерактивные
задания, интерактивное тестирование. Обучение напоминает игру. Учащийся сразу получает
результат за свою работу и может просмотреть допущенные ошибки. Эта система хорошо работает
при использовании ЭОР Босовой Л.Л. на уроках информатики в 5-9 классах.
Оценка должна быть объективной. Ведь незнание - это не порок, а стимул к познанию,
поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку,
создание ситуации успеха. Ведь ребёнок стремится учиться не только потому, что узнает новое, но
и потому, что учитель тоже радуется его успехам и огорчается в случае неудачи. Оцениваться с
помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но
не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат!
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в
образовательную практику. Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные
результаты, так и процесс их достижения. При этом, наряду с интегральной оценкой (за всю
работу в целом, презентаций, выставок т.п.), используются дифференцированная оценка
(вычленение в работе отдельных аспектов), например - умения слушать товарища, умение
выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также
самоанализ и самооценка обучающихся.