Автор: Титов Александр Александрович
Должность: преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Комсомольск -на- Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход на уроках по профессии "Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи"
Раздел: среднее профессиональное
Компетентностный подход на уроках по профессии «Электромонтер пр ремонту
воздушных линий электропередачи»
введение
Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей
профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали
называться компетенциями.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися
таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и
действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Отсюда и возникла необходимость поиска таких психолого-педагогических условий
организации содержания обучения и самой учебной деятельности, при которых известная
информация служит не самоцелью (знать, чтобы сдать экзамен, получить диплом или иной
документ об образовании), а средством продвижения человека в будущее. Параметр же
будущего задается с помощью таких понятий, как цель (субъективный образ будущего
результата, складывающийся у самого обучающегося); проблемная ситуация и проблема (а
не только задача); мышление, а не только внимание, восприятие и память; творчество как
путь в незнаемое, а не только усвоение готовой информации.
Таким образом, компетенция – это набор, так нами знакомых знаний и умений, а
компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция
проявляется в деятельности.
Компетентностный подход на уроках спецдисциплин.
Требования предприятий и организаций тоже усложнились. Фирмы хотят получить
сотрудников не только компетентных, но и способных к творчеству, обладающих
аналитическими способностями и готовых брать на себя ответственность.
Современное общество остро нуждается в специалистах, которые способны:
повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности,
быстро воспринимать новые идеи,
отличаться компетентностью и ответственностью
Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на
формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что
выпускник
становится
хорошо
информированным
специалистом,
но
не
способен
использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.
Выпускнику
профессионального
учебного
заведения,
вступающему
в
самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося
информационного пространства, необходимо быть конкурентоспособным работником. Он
должен
быть
творческим,
самостоятельным,
ответственным,
коммуникативным
человеком, способным решать как личные проблемы, так и проблемы коллектива. Ему
должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать
нужную информацию.
Одной из основных целей профессиональных дисциплин - научить обучающихся
составлять модели реальных ситуаций, владея профессиональными навыками.
Оценить сложившуюся ситуацию сл №1
Проявить смекалку, должный уровень технических знаний. (экономия времени на
восстановление, материальных затрат). Сл №2
Дать оценку безопасности при производстве работ (касается всех членов бригады).
Сл№3
Быть готовым к выполнению любой поставленной задачи и работы
Сл.4,5
Так и в нестандартных ситуациях
В любое время суток
В любое время года
Электромонтеры должны уметь качественно проводить техническое обслуживание
оборудования
и
в
кратчайшие
сроки
устранить
повреждения
и
отказы
устройств
электроснабжения.
Таким
образом,
компетентностный
подход
является
основой
практического
характера всего образования.
Основная проблема, которая стояла и стоит перед преподавателями, - активизация
познавательной
деятельности
обучающихся
на
уроках,
развитие
их
познавательных
интересов. Одним из путей реализации этой проблемы я вижу в применении знаний в
нестандартных ситуациях, в практической деятельности человека.
Практические
работы
по
спецдисциплинам
-
это
учебные
задания,
решаемые
конструктивными методами с применением ТСО и учебно-наглядных пособий
Практические работы (занятия) должны быть связаны с проблемным материалом,
учитывать индивидуальные способности обучающихся, в частности уровень их
подготовки, способности, работоспособность. Поэтому для выполнения таких работ
лучше использовать
групповую форму организации урока.
В
процессе
выполнения
практических
работ
обучающиеся
должны
научиться
пользоваться как можно большим количеством различных приспособлений
пользоваться учебниками
справочной литературой
что
способствует
развитию
навыков
самостоятельности,
их
подготовке
к
самообразованию.
Важно
также
подчеркнуть
необходимость
разнообразия
практических
работ
не
только по содержанию, но и по их ведущей учебной целевой направленности. Различаю
практические работы следующих видов:
- познавательные работы имеют целью поставить обучающихся в условия открытия
ими новых фактов в профессиональной деятельности.
- установочные, проводимые с целью ознакомления обучающихся с оборудованием и
простейшими приемами работы с ними.
- иллюстративные, связанные с ознакомлением обучающихся с оборудованием.
- тренировочные, предназначенные для закрепления знаний
«Тяжело в учение, легко в бою» (А.В.Суворов)
-творческие, связанные с разработкой наглядности
В
целях
повышения
мотивации
и
ответственности
обучающихся
за
качество
освоения профессиональных компетенций по предмету «Техническое обслуживание и
ремонт воздушных линий электропередачи и подстанций», по работе с высоковольтным
оборудованием на ВЛ и ТП, для укрепления межпредметных связей курса предметов
профцикла,
обращаю
внимание
на
диктанты-направленные на
отработку
профессиональной терминологии.
Эффективным способом реализации компетенций является использование на уроках
компьютерной техники. Создание презентаций к
уроку, компьютерное тестирование,
все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.
Заключение
Задачный и проблемный подходы к проектированию содержания обучения.
Анализ показывает, что первичным источником для проблемы и задачи является
проблемная ситуация, но их сущность и траектория работы с ними обучающегося
принципиально различны.
Задача - это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации, встречавшейся
в практическом или исследовательском опыте людей. Когда в этой ситуации выделяются
объективные компоненты (условия), преобразование которых по заранее определенной
процедуре (способу, алгоритму) приводит к новому, искомому соотношению, она
превращается в задачу. Иначе говоря, задача - это формализованная, "вырожденная"
проблемная ситуация с необходимым и достаточным набором данных и искомым,
сформулированным в виде соответствующего вопроса.
задача - это цель, данная в определенных условиях, представляет собой субъективный
образ будущего результата, которого нет и не может быть в голове обучающегося, когда он
приступает к решению задачи. Единственно, что ему остается, так это вспомнить заранее
данный преподавателем алгоритм решения.
Задание отличается от задачи лишь менее строгой логической структурой словесной
формулировки, а сходны они в части требования ответить на вопрос, выполнить какое-то
упражнение, доказать или опровергнуть что-то по известной процедуре. В случае и задачи,
и задания студенту нужно владеть определенной информацией и правильно ее применять.
Возможны три психологически разных варианта действий обучающегося.
1.
Цель задается преподавателем авторитарно в форме требования найти искомое
задачи при данных условиях. Получение положительного подкрепления
(одобрения, похвалы, отметки) за выполнение этого требования, а отнюдь не
нахождение искомого выступает для обучающегося реальной целью. Но если он не
помнит способ решения, это требование не будет принято к исполнению, задача не
будет решена.
2.
Цель задается тем же способом, но человек принимает задачу к решению и,
припоминая алгоритм, находит ее искомое.
3.
Цель порождается в ходе самостоятельного анализа обучающимся проблемной
ситуации и превращения ее в задачу, выступая теперь как его собственный
осознанный образ предвосхищаемого результата.
В первых двух случаях это задача преподавателя, но не самого студента или слушателя,
который выступает лишь объектом педагогического управления.
В третьем случае задача наполняется личностным смыслом; студент выступает субъектом
собственного активного целеобразования и целеосуществления. Неразличение или
отождествление этих вариантов, приводит к путанице в понимании развивающих
возможностей обучения, к авторитарной педагогике.
Задачный подход:
Анализ условий готовой задачи ---->
Припоминание способа решения ----> Решение ---->
Формальная сверка с эталонным ответом
Путь познавательной деятельности обучающегося при задачном подходе короткий; она
репродуктивная, исполнительская. Это чисто учебная процедура, редко встречающаяся во
всегда вероятностной профессиональной деятельности. В исследовательской позиции, да
и то формально, человек находится только на этапе анализа условий задачи.
Проблемный подход:
Анализ проблемной ситуации ----> Постановка проблемы ---->
Поиск недостающей информации и выдвижение гипотез ---->
Проверка гипотез и получение нового знания ---->
Перевод проблемы в задачу (задачи) ----> Поиск способа решения ---->
Решение ----> Проверка решения ---->
Доказательство правильности решения задачи
Путь познавательной деятельности человека при проблемном подходе намного более
длителен, интересен и продуктивен с точки зрения развития его мышления и личности. Он
находится в исследовательской позиции на всех этапах работы кроме одного - этапа
практического решения им самим сформулированной задачи.
Изменение традиционного порядка в учебной группе может восприниматься участниками
как шок. Если они привыкли, к примеру, учиться, сидя за столом, то введение «круга со
стульями» может вызвать ощущение неуверенности.
Положение учащегося в нашей культуре незавидно. Особенно это касается взрослых. В
нашем обществе ценится прежде всего успех, а учащийся по определению находится
только на пути к успеху. Поэтому самое популярное слово для обозначения цели обучения
— компетентность, а не постоянная любознательность или творчество.
Поэтому нам нужны формы обучения, развивающие весь творческий потенциал человека
— в том числе самостоятельность и готовность к сотрудничеству, способность принимать
решения и коммуникативную компетентность.
И надо не только уметь позировать, но и хорошо работать!!!!)))))
А КТО ХОРОШО РАБОТАЕТ, ТОТ ХОРОШО ЕСТ))))!!!!