Напоминание

Компетентностный подход на уроках по профессии "Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи"


Автор: Титов Александр Александрович
Должность: преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Комсомольск -на- Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход на уроках по профессии "Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Компетентностный подход на уроках по профессии «Электромонтер пр ремонту

воздушных линий электропередачи»

введение

Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей

профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали

называться компетенциями.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися

таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и

действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Отсюда и возникла необходимость поиска таких психолого-педагогических условий

организации содержания обучения и самой учебной деятельности, при которых известная

информация служит не самоцелью (знать, чтобы сдать экзамен, получить диплом или иной

документ об образовании), а средством продвижения человека в будущее. Параметр же

будущего задается с помощью таких понятий, как цель (субъективный образ будущего

результата, складывающийся у самого обучающегося); проблемная ситуация и проблема (а

не только задача); мышление, а не только внимание, восприятие и память; творчество как

путь в незнаемое, а не только усвоение готовой информации.

Таким образом, компетенция – это набор, так нами знакомых знаний и умений, а

компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция

проявляется в деятельности.

Компетентностный подход на уроках спецдисциплин.

Требования предприятий и организаций тоже усложнились. Фирмы хотят получить

сотрудников не только компетентных, но и способных к творчеству, обладающих

аналитическими способностями и готовых брать на себя ответственность.

Современное общество остро нуждается в специалистах, которые способны:

повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности,

быстро воспринимать новые идеи,

отличаться компетентностью и ответственностью

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на

формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что

выпускник

становится

хорошо

информированным

специалистом,

но

не

способен

использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Выпускнику

профессионального

учебного

заведения,

вступающему

в

самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося

информационного пространства, необходимо быть конкурентоспособным работником. Он

должен

быть

творческим,

самостоятельным,

ответственным,

коммуникативным

человеком, способным решать как личные проблемы, так и проблемы коллектива. Ему

должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать

нужную информацию.

Одной из основных целей профессиональных дисциплин - научить обучающихся

составлять модели реальных ситуаций, владея профессиональными навыками.

Оценить сложившуюся ситуацию сл №1

Проявить смекалку, должный уровень технических знаний. (экономия времени на

восстановление, материальных затрат). Сл №2

Дать оценку безопасности при производстве работ (касается всех членов бригады).

Сл№3

Быть готовым к выполнению любой поставленной задачи и работы

Сл.4,5

Так и в нестандартных ситуациях

В любое время суток

В любое время года

Электромонтеры должны уметь качественно проводить техническое обслуживание

оборудования

и

в

кратчайшие

сроки

устранить

повреждения

и

отказы

устройств

электроснабжения.

Таким

образом,

компетентностный

подход

является

основой

практического

характера всего образования.

Основная проблема, которая стояла и стоит перед преподавателями, - активизация

познавательной

деятельности

обучающихся

на

уроках,

развитие

их

познавательных

интересов. Одним из путей реализации этой проблемы я вижу в применении знаний в

нестандартных ситуациях, в практической деятельности человека.

Практические

работы

по

спецдисциплинам

-

это

учебные

задания,

решаемые

конструктивными методами с применением ТСО и учебно-наглядных пособий

Практические работы (занятия) должны быть связаны с проблемным материалом,

учитывать индивидуальные способности обучающихся, в частности уровень их

подготовки, способности, работоспособность. Поэтому для выполнения таких работ

лучше использовать

групповую форму организации урока.

В

процессе

выполнения

практических

работ

обучающиеся

должны

научиться

пользоваться как можно большим количеством различных приспособлений

пользоваться учебниками

справочной литературой

что

способствует

развитию

навыков

самостоятельности,

их

подготовке

к

самообразованию.

Важно

также

подчеркнуть

необходимость

разнообразия

практических

работ

не

только по содержанию, но и по их ведущей учебной целевой направленности. Различаю

практические работы следующих видов:

- познавательные работы имеют целью поставить обучающихся в условия открытия

ими новых фактов в профессиональной деятельности.

- установочные, проводимые с целью ознакомления обучающихся с оборудованием и

простейшими приемами работы с ними.

- иллюстративные, связанные с ознакомлением обучающихся с оборудованием.

- тренировочные, предназначенные для закрепления знаний

«Тяжело в учение, легко в бою» (А.В.Суворов)

-творческие, связанные с разработкой наглядности

В

целях

повышения

мотивации

и

ответственности

обучающихся

за

качество

освоения профессиональных компетенций по предмету «Техническое обслуживание и

ремонт воздушных линий электропередачи и подстанций», по работе с высоковольтным

оборудованием на ВЛ и ТП, для укрепления межпредметных связей курса предметов

профцикла,

обращаю

внимание

на

диктанты-направленные на

отработку

профессиональной терминологии.

Эффективным способом реализации компетенций является использование на уроках

компьютерной техники. Создание презентаций к

уроку, компьютерное тестирование,

все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Заключение

Задачный и проблемный подходы к проектированию содержания обучения.

Анализ показывает, что первичным источником для проблемы и задачи является

проблемная ситуация, но их сущность и траектория работы с ними обучающегося

принципиально различны.

Задача - это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации, встречавшейся

в практическом или исследовательском опыте людей. Когда в этой ситуации выделяются

объективные компоненты (условия), преобразование которых по заранее определенной

процедуре (способу, алгоритму) приводит к новому, искомому соотношению, она

превращается в задачу. Иначе говоря, задача - это формализованная, "вырожденная"

проблемная ситуация с необходимым и достаточным набором данных и искомым,

сформулированным в виде соответствующего вопроса.

задача - это цель, данная в определенных условиях, представляет собой субъективный

образ будущего результата, которого нет и не может быть в голове обучающегося, когда он

приступает к решению задачи. Единственно, что ему остается, так это вспомнить заранее

данный преподавателем алгоритм решения.

Задание отличается от задачи лишь менее строгой логической структурой словесной

формулировки, а сходны они в части требования ответить на вопрос, выполнить какое-то

упражнение, доказать или опровергнуть что-то по известной процедуре. В случае и задачи,

и задания студенту нужно владеть определенной информацией и правильно ее применять.

Возможны три психологически разных варианта действий обучающегося.

1.

Цель задается преподавателем авторитарно в форме требования найти искомое

задачи при данных условиях. Получение положительного подкрепления

(одобрения, похвалы, отметки) за выполнение этого требования, а отнюдь не

нахождение искомого выступает для обучающегося реальной целью. Но если он не

помнит способ решения, это требование не будет принято к исполнению, задача не

будет решена.

2.

Цель задается тем же способом, но человек принимает задачу к решению и,

припоминая алгоритм, находит ее искомое.

3.

Цель порождается в ходе самостоятельного анализа обучающимся проблемной

ситуации и превращения ее в задачу, выступая теперь как его собственный

осознанный образ предвосхищаемого результата.

В первых двух случаях это задача преподавателя, но не самого студента или слушателя,

который выступает лишь объектом педагогического управления.

В третьем случае задача наполняется личностным смыслом; студент выступает субъектом

собственного активного целеобразования и целеосуществления. Неразличение или

отождествление этих вариантов, приводит к путанице в понимании развивающих

возможностей обучения, к авторитарной педагогике.

Задачный подход:

Анализ условий готовой задачи ---->

Припоминание способа решения ----> Решение ---->

Формальная сверка с эталонным ответом

Путь познавательной деятельности обучающегося при задачном подходе короткий; она

репродуктивная, исполнительская. Это чисто учебная процедура, редко встречающаяся во

всегда вероятностной профессиональной деятельности. В исследовательской позиции, да

и то формально, человек находится только на этапе анализа условий задачи.

Проблемный подход:

Анализ проблемной ситуации ----> Постановка проблемы ---->

Поиск недостающей информации и выдвижение гипотез ---->

Проверка гипотез и получение нового знания ---->

Перевод проблемы в задачу (задачи) ----> Поиск способа решения ---->

Решение ----> Проверка решения ---->

Доказательство правильности решения задачи

Путь познавательной деятельности человека при проблемном подходе намного более

длителен, интересен и продуктивен с точки зрения развития его мышления и личности. Он

находится в исследовательской позиции на всех этапах работы кроме одного - этапа

практического решения им самим сформулированной задачи.

Изменение традиционного порядка в учебной группе может восприниматься участниками

как шок. Если они привыкли, к примеру, учиться, сидя за столом, то введение «круга со

стульями» может вызвать ощущение неуверенности.

Положение учащегося в нашей культуре незавидно. Особенно это касается взрослых. В

нашем обществе ценится прежде всего успех, а учащийся по определению находится

только на пути к успеху. Поэтому самое популярное слово для обозначения цели обучения

— компетентность, а не постоянная любознательность или творчество.

Поэтому нам нужны формы обучения, развивающие весь творческий потенциал человека

— в том числе самостоятельность и готовность к сотрудничеству, способность принимать

решения и коммуникативную компетентность.

И надо не только уметь позировать, но и хорошо работать!!!!)))))

А КТО ХОРОШО РАБОТАЕТ, ТОТ ХОРОШО ЕСТ))))!!!!



В раздел образования