Автор: Наталия Олеговна Кичигина
Должность: МБОУ СОШ №20, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: разработка урока русского языка в 7 классе
Тема: "Наречие. Работа с текстом" (подготовка к ГИА)
Раздел: среднее образование
Разработка урока по русскому языку:
Наречие. Работа с текстом.
(Подготовка к ГИА 7 класс)
Кичигина Наталия Олеговна
Учитель русского языка и литературы
Организация: МБОУ СОШ №20
Населенный пункт: Воронежская область г. Воронеж
Цель урока: повторение и обобщение правил по орфографии и пунктуации, изученных в курсе 5-7
классов; повторение сведений из морфологии (наречие); подготовка к ГИА; работа с текстом
Ход урока.
1.
Орг. момент. Объявление темы и целей урока.
- Ребята, посмотрите, на доске одно слово ГИА.
- Кто знает, что обозначает аббревиатура ГИА?
- Правильно, Государственная итоговая аттестация! Это экзамен, который вы будете сдавать в 9,11
классе. Но до 9 класса ещё 2,5 года. Разве мы можем уже сейчас выполнить какие-то задания из
экзаменационной работы?
– Да, некоторые задания мы можем уже сейчас выполнить.
С целью контроля мы будем использовать Маршрутный лист урока.
Обратим внимание на наш кластер (на доске схема с пропусками). В центре кластера – одно слово
ЛИНГВИСТИКА. Давайте заполним пустые овалы.
Орфография
Синтаксис
Лингвистика
Языкознание
Пунктуация
Морфология
- Что такое орфография? (Раздел лингвистики, изучающий орфографические правила правописания
слов).
- Пунктуация? (Раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их постановки).
- Морфология? (Наука о языке, в которой изучаются слова как части речи).
- Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения).
Как вы думаете, для чего мы вспомнили эти разделы языкознания? (дети отвечают)
- Сегодня на уроке мы повторим некоторые правила пунктуации и орфографии, изученные в курсе 5-7
классов, вспомним сведения из морфологии и синтаксиса. Работать будем с текстом. Постепенно, шаг
за шагом, мы будем отрабатывать умения и навыки, которые впоследствии нам пригодятся для
успешной сдачи экзамена по русскому языку. Проверим, как усвоили пройденный недавно материал –
правописание наречий.
Итак, тема урока: Подготовка к ГИА. Наречие. Работа с текстом.
2. Работа с текстом.
На столах у вас карточка с текстом. Прочтите текст про себя. Вслух читает Аня М.
1.
Осенью
мы
пошли
на
дальние
луга.
2.
Сильный,
переливчатый,
звонкий
крик внезапно раздался
над
нами
и тотчас же
повторился уже
где-то
впереди.
3. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми
крыльями. 4. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и
до того быстро, что воздух свистал вокруг. 5. Чудно было видеть на такой вышине, в таком
удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. 6. Не
переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовым
товарищем, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в
этих громких возгласах, в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
- Докажите, что это текст.
1. Тема текста. Озаглавить текст. Полёт журавлей
2. Идея (основная мысль). Автор призывает нас полюбоваться чудом: красивыми гордыми сильными
птицами, почувствовать значимость любого живого существа.
3. Стиль текста - художественный
4. Тип речи - повествование (много глаголов и наречий)
5. Вид связи предложений в тексте-параллельная. Главное предложение-1
6. Средства связи предложений в тексте: птицы-они-звонкий крик- сильная жизнь- неуклонная воля-
журавли.
7. Найдите группы синонимов в 6 предложении: передовой товарищ – вожак; возгласы-разговор;
гордое – самоуверенное
8. Каких частей речи много в тексте? Прилагательные, глаголы, деепричастия, наречия. Много
деепричастий, глаголов, наречий. Лексически чем похожи эти части речи? НА-РЕЧИЕ. Речь-
древнерусское название части речи – глагол, древние римляне называли наречие приглаголием,
русские учёные - надглаголием.
9. Найдем наречия в тексте, определим их смысловые группы. Чтение по цепочке. Называем, от какой
части речи зависит? Сколько наречий в тексте - 16. 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям, и
только одно к прилагательному. Почему?
И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полете и с помощью наречий
охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.
10. Синтаксический разбор первого предложения:
Осенью мы пошли на дальние луга.
Какой ещё частью речи может быть слово ОСЕНЬЮ?
Подберите словосочетание, в котором данное слово было бы существительным. Золотой осенью.
11. Предлагаю вам по 1 слову: вдали, впустую, вместе. Какие это части речи? НАРЕЧИЯ. Подберите
пару словосочетаний, в которых эти слова являются разными частями речи. (работа по рядам)
Как называются такие слова в русском языке? ОМОНИМЫ.
12. Какие орфограммы наречий представлены в тексте. Выпишите по одному слову на каждое правило.
1. -Н- и -нн- в наречиях на –о и –е. - ПОБЕДОНОСНО
2. Буквы о, е в суффиксах наречий после шипящих. ---
3. Суффиксы -о, -а на конце наречий. - ИЗРЕДКА
4. Дефис в наречиях (в том числе в местоименных – ГДЕ-ТО)
5. Буква ь на конце наречий после шипящих -----
6. Раздельное и слитное написание наречий: ТОТЧАС, ВПЕРЕДИ
Раздельно пишутся наречия, в состав которых входят предлоги:
без, в, за, до, на, с (со), под.
Раздельно пишутся так же наречия, имеющие суффикс -ах, -ях.
Остальные наречия пишутся слитно.
7. Не и ни в отрицательных наречиях (местоименные негде) ------
8. Не с наречиями на –о и –е.- НЕСОКРУШИМО
13. Ну а теперь мы с вами поработаем над заданиями ЕГЭ на материале темы «Наречие».
Выполняем задания ЕГЭ (один учащийся выполняет у доски, остальные в тетради)
А) Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на
месте пропусков пишется буква О.
1.дочерна, начисто
2. ещё, дотла
3. свежо, задолго
4. горячо, снова
- Почему в слове свежо пишется О? (после шипящих под ударением О, без ударения Е)
- Почему в слове задолго пишется О? (нет приставок из-, до-, с- …)
Б) Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором все наречия пишутся
раздельно.
1. заговорить по-итальянски, запомнить навсегда
2. жить по-новому, сделать получше
3. запомнить крепко-накрепко, жить напротив
4. идти по одному, вскочить на ходу
- В каких случаях наречия пишутся через дефис?
В) Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на
месте пропусков пишутся две буквы НН.
1. вышли организованно, отнестись дружелюбно
2. выглядел испуганно, тепло по-весеннему
3. жить беспечно, смеяться непринуждённо
4. приехать неожиданно, общался вольно
- В каких случаях в наречиях пишется НН?
- Почему в слове весенний пишется НН?
Г) Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на
месте пропусков пишутся Ь:
1. прочь, наотмашь, уж
2. лишь, вскачь, замуж
3. навзничь, точь-в-точь, невтерпеж
4. настежь, невмочь, сплошь
3. Рефлексия. Подведение уроков.
Итак, урок подходит к концу. Давайте подведём итоги:
Мы сегодня работали с тестовыми заданиями экзамена по русскому языку. Как вы думаете, мы
справились? Сложно было работать с текстом? В 9 классе на экзамене по русскому языку – два задания
связаны с текстом и в 11 классе – сочинение. Чтобы успешно сдать эти экзамены, начинать к ним
готовиться надо ещё в начальной школе.
Запишите одним предложением своё отношение к уроку, впечатление от него, используя наречия.
Урок полезен, всё понятно!
Лишь кое-что чуть-чуть неясно!
Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё-таки учиться
4. Домашняя работа.
Написать изложение по тексту, с которым мы сегодня работали, дополнив его ответом на вопрос «Что
поразило главного героя в осеннем полёте журавлей» (ответ на вопрос - не менее 3 предложений).
Маршрутный лист урока. Тема «Наречие. Работа с текстом».
№
Задание
Моя оценка
Оценка
учителя
1.
Разделы лингвистики
2.
Тема текста, заголовок
3
Основная мысль (идея)
4
Стиль текста
5
Тип речи
6
Вид связи предложений в тексте
7
Средства связи предложений в тексте
8
Найти наречия в тексте, определить смысловую группу
9
Синтаксический разбор предложения
10
Работа с омонимами
11
Выписать из текста наречия с орфограммами, объяснить
12
Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков
пишется буква О.
1.дочерн…, начист…
2. ещ…, дотл…
3. свеж…, задолг…
4. горяч…, снов…
13
Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно.
1. заговорить (по)немецки, запомнить (на)всегда
2. жить (по)новому, сделать (по)лучше
3. запомнить (крепко)накрепко, жить (на)против
4. идти (по)одному, вскочить (на)ходу
14
Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков
пишутся две буквы НН.
1. вышли организова…о, отнестись дружелюб…о
2. выглядел испуга…о, тепло по-весе…ему
3. жить беспеч…о, смеяться непринуждё…о
4. приехать неожида…о, общался воль…о
15
Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков
пишутся Ь:
1. проч…, наотмаш…, уж…
2. лиш…, вскач…, замуж…
3. навзнич.., точ…-в-точ…, невтерпеж…
4. настеж…, невмоч…, сплош…
16
Запишите одним предложением своё отношение к уроку,
впечатление от него, используя наречия.
1. Осенью мы пошли на дальние луга. 2. Сильный, переливчатый, звонкий крик (в)незапно раздался
над нами и (тот)час же повторился уже где(то) (в)переди.
3. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. 4. Туго
вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились (не)удержимо и до того быстро, что
воздух свистал (во)круг. 5. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого
такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю.
6. Не переставая победонос(н/нн)о рассекать пространство, журавли изредк… перекликались с
передовым товарищем, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то (не)сокрушимо самоуверенное
в этих громких возгласах, в этом подоблачном разговоре.
(И.С.Тургенев)