Напоминание

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.


Автор: Ковалевич Анна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46"
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Ковалевич Анна Анатольевна

Место работы: МБОУ «СОШ №46»

Должность: учитель начальных классов

УМК: «Школа России»

Класс:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тема: Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

Продолжительность урока: 40 минут

Цель: Применять знания об изученных частях речи

Задачи:

Образовательные:

-закрепить полученные знания о частях речи;

-повторить признаки частей речи;

-развивать умение различать части речи.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление обучающихся;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативную культуру ребят, а так же гордость за свой богатый язык и любовь к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:

1.

Актуализировать знания об изученных частях речи;

2.

использовать алгоритм действий по определению частей речи;

3.

грамотно писать словарные слова и слова с изученными орфограммами;

4.

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

1.

развивать умение делать самооценку за работу на уроке;

Регулятивные:

1.

принимать и сохранять учебную задачу;

2.

определение и формулировка цели урока;

3.

планировать алгоритм действий в соответствии с поставленной задачей;

4.

оценивать правильность выполнения действий на уроке;

5.

вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных

ошибок.

Познавательные:

1.

уметь выстраивать логическую цепочку рассуждения, доказывать, сравнивать, анализировать;

2.

находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

1.

уметь грамотно выражать свои мысли, а так же слушать и понимать речь одноклассников и учителя;

2.

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование: презентация по теме, карточки с заданиями.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология разноуровневого обучения.

Методы обучения: наглядно-образный, деятельностный, метод устного контроля, самоорганизация, рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание педагогического взаимодействия

УУД,

формирующиеся на

данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I. Мотивационный

этап.

1 мин

Проверка готовности к уроку. Настрой

на урок. 1 слайд

- Вот стоят ученики

Лежат на партах дневники

И учебник и тетрадь,

И пенал должен лежать.

А игрушки и блокноты

Не нужны нам для работы!

Лишнее на парте есть?

Ну тогда мы можем сесть!

Проверяют готовность к

уроку. Эмоционально

настраиваются на урок.

- Нет!

Личностные УУД:

принятие норм

поведения,

ответственности и

дисциплины на

уроке.

II. Актуализация

знаний.

6 мин

Пальчиковая гимнастика. 2 слайд

- Растёрли ладошки, размяли пальчики.

Запишите: Девятое января

Классная работа.

Выполняют упражнения.

Работают в тетрадях.

3 слайд. - Посмотрите на слайд. Что вы

видите? Прочитайте. Какой знак их

разделяет?

сущ. прил. гл. числ. мест. пр.

- Пропишите сочетания. Не забываем про

осанку

Словарно-орфографическая работа:

4 слайд. - .н, .на, .ни, .но

- Ребята, какие слова записаны в первой

строчке? Подумайте, знакомы ли они вам?

И когда мы их используем. Запишите

первую строчку, вставляя пропущенные

буквы.

- Обратите внимание на вторую строку.

.дин, вт.рой

Прочитайте. Какие буквы пропущены в

словах? Мы можем подобрать

проверочные слова для проверки? (нет, так

как это словарные слова) Подумайте,

знакомы ли они вам? И когда мы их

используем.

Вставьте пропущенные буквы, запишите

слова. Поставьте ударение, подчеркните

буквы, которые необходимо запомнить.

Взаимопроверка.

5 слайд. Поменяйтесь тетрадями и сверьте

работу с эталоном. При необходимости

исправьте ошибки. Верните тетради друг

другу.

Итак, какие задания мы выполнили?

Потренировались в письме, повторили

- Сокращённые названия

частей речи

- Он, она, они, оно

(местоимения)

- гласные, безударные

(числительные)

Работают в тетрадях.

Меняются тетрадями.

Взаимооценивание.

Познавательные

УУД: умение

выдвигать гипотезу и

обосновывать её.

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция

посадки при письме.

Регулятивные УУД:

планирование

своих действий в

соответствии с

поставленной

задачей.

Коммуникативные

УУД:

применение правил

сотрудничества,

умение проявлять

активность во

взаимодействии,

умение слушать в

соответствии с

целевой установкой,

осуществлять

взаимный контроль,

планировать

способы

взаимодействия.

словарные слова.

III.

Самоопределение к

деятельности.

Целеполагание.

6 мин

- Вспомним, что обозначают сокращения

сущ. прил. гл. мест. пр.? Какие?

К какой части речи относятся эти слова: он,

она, они, оно?

А для чего мы используем такие слова как:

один, второй? Как называется эта часть

речи?

Молодцы! Как вы думаете, над какой темой

мы сегодня будем работать на уроке?

Тема урока: Части речи. Повторение и

уточнение знаний. (открыть тему на доске)

Сформулируем цель урока, учитывая тему.

Чему сегодня мы научимся? Как вы

думаете? (применять знания об изученных

частях речи)

Для достижения цели урока, составим план

урока: 6 слайд

1.Вспомним изученные … (части речи)

2.Повторим признаки … (частей речи)

3.Поупражняемся в распознавании …

(частей речи)

В русском языке 10 частей речи. Найдите в

списке уже известные вам. Назовите.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Частица

Междометие

Скажите, что мы сейчас сделали? А это

значит, что мы справились с первым

Отвечают на вопросы.

-Части речи (перечисление).

-местоимения

- для перечисления, счёта

-имя числительное

Называют тему урока,

формулируют цель урока.

С помощью учителя

составляют план урока.

Выполняют задание.

- Мы вспомнили изученные

части речи.

Познавательные

УУД: постановка и

формулирование

учебной цели и

задачи, умение

осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание;

самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели,

темы и плана урока.

Регулятивные УУД:

оценивание

пунктом плана урока! Молодцы.

Отвечают на вопросы,

делают выводы.

своих действий в

соответствии с

поставленной

задачей.

IV. Работа по теме

урока.

5 мин

- Вспомните, какие признаки имеют части

речи? Что же обозначают части речи и на

какие вопросы отвечают?

7 слайд. Таблица частей речи.

Молодцы!

Совместная деятельность по

составлению таблицы.

Познавательные

УУД: Давать ответы

на вопросы используя

приобретённые ранее

знания.

V.

1 мин

Физминутка «Части речи» 8 слайд

Имя существительное-хлопок,

Имя прилагательное-прыжок вверх,

Глагол-изображаем это действие,

Имя числительное-приседаем,

Местоимение-наклон влево и вправо,

Предлог-кивок головой!

Стол, жёлтый, оно, плыву, первый!

Яблоко, из, сладкое, иду, один!

Выполняют упражнения.

Коммуникативные

УУД:

адекватное

поведение при

выполнении задания.

.

VI. Работа по теме

урока.

Продолжение.

8 мин

А теперь зафиксируем наши знания,

выполнив задание. Перед вами карточки с

заданиями. Выберите уровень сложности

для себя самостоятельно.

Низкий уровень сложности

! При выполнении задания используй

информацию из учебника на стр.3.

Соотнеси части речи с вопросами

Имя существительное

какой? какая? какое?

какие? (обозначает

признак предмета)

Имя прилагательное

кто? что? (обозначает

предмет)

Глагол

кто? что? (указывает

на предмет, не называя

Работа на карточках.

Выбирают уровень

сложности, выполняют

задания.

Познавательные

УУД: умение

выбирать действия в

соответствии с

поставленной задачей

, умение

самостоятельно

решать проблемы

возникающие при

выполнении задания.

Регулятивные УУД:

оценивание

своих знаний в

соответствии с

его: я, ты, мы, он, она)

Имя числительное

что делать? что

сделать? (обозначает

действие предмета)

Местоимение

сколько? который?

(количество, порядок

при счёте)

Средний уровень сложности

! При выполнении задания НЕ используй

информацию из учебника.

Соотнеси части речи с вопросами

Имя существительное

какой? какая? какое?

какие? (обозначает

признак предмета)

Имя прилагательное

кто? что? (обозначает

предмет)

Глагол

кто? что? (указывает

на предмет, не называя

его: я, ты, мы, он, она)

Имя числительное

что делать? что

сделать? (обозначает

действие предмета)

Местоимение

сколько? который?

(количество, порядок

при счёте)

Высокий уровень сложности

Запиши вопросы, относящиеся к частям речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

9 слайд. Проверь себя! Сравните свою

Самопроверка.

поставленной

задачей, контроль

процесса выполнения

задания.

Личностные УУД:

работу с эталоном. При необходимости

исправьте ошибки.

Итак, какая задача перед нами стояла на

этом этапе урока? (повторить признаки

частей речи)

Выполнили мы ее? Справились?

Отвечают на вопросы,

формулируют выводы.

сделать правильную

самооценку

выполненного

задания.

VII.

1 мин

Зрительная гимнастика 10 слайд

Выполняют гимнастику.

VIII. Закрепление

материала.

8 мин

Работа с учебником стр.4 упр.2.

-Прочитайте стихотворение. Обратите

внимание на выделенные слова.

Необходимо определить какими частями

речи они являются. Для этого вспомним

алгоритм.

Раздать карточки с алгоритмом.

1. Поставить к слову вопрос.

2.Определить, что обозначает это слово.

Например: кошка-отвечает на вопрос

кто? И обозначает предмет, из этого

следует, что это имя существительное.

Выполните задание к упражнению в

группах.

1 группа: только имена существительные

2 группа: только имена прилагательные

3 группа: только глаголы

Обсудите, запишите на листочках. Один из

вас прочитает найденные слова.

Молодцы!

11 слайд. Самостоятельная работа в

тетрадях.

- Запишите слова, определите части речи,

используя алгоритм. Не забудьте подписать

часть речи над каждым словом!

Работают по учебнику.

Делятся на группы.

Выполняют задание.

Отвечают.

Самостоятельно выполняют

задание.

Коммуникативные

УУД: применение

правил делового

сотрудничества.

Предметные УУД:

использовать

алгоритм действий по

определению частей

речи, грамотно

писать слова с

изученными

орфограммами.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые

корректировки в

действие после его

завершения на основе

оценки и учёта

характера сделанных

ошибок.

(неуспевающие-1 строка; остальные

ученики-3 строки)

Солнце, бежать, красное, третье, она.

Смотрю, облако, ты, семь, деревянный.

Первый, мы, ласковая, мама, красил.

Слайд. Проверь себя! Сверьте работу с

эталоном. При необходимости исправьте

ошибки.

-Итак, какая задача перед нами стояла на

этом этапе урока?

Выполнили мы ее? Справились?

Самопроверка.

Самооценивание.

- поупражняться в

распознавании частей речи

Отвечают на вопросы,

формулируют выводы.

VIII. Рефлексивно-

оценочный этап.

Подведение итогов.

3 мин

- Ребята, подумайте, что получилось

сегодня на уроке, а над чем надо

поработать.

Назовите тему урока. Какая цель урока

была поставлена? Достигли мы её?

Мы выполнили план урока, который

намечали?

Анализ работы учеников учителем.

Оценивание.

Отвечают. Слушают.

Анализируют вместе с

учителем.

-Научиться применять

знания об изученных частях

речи

Предметные УУД:

отвечать на вопросы,

оценивать свои

действия.

Коммуникативные:

уметь грамотно

выражать свои

мысли, а так же

слушать и понимать

речь одноклассников

и учителя

IX. Домашнее

задание.

1 мин

Стр. 5 упр. 4

Неуспевающие 1 группа слов, остальные и

1 и 2 группы слов.

Записывают домашнее

задание.



В раздел образования