Автор: Лисицына Юлия Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГУ ЛНР«ЛОУ СОШ №27 ИМЕНИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ»
Населённый пункт: город Луганск
Наименование материала: статья
Тема: "Пение как физиологический процесс. Что и как об этом рассказывать школьникам."
Раздел: среднее образование
Лисицына Юлия Сергеевна,
учитель музыки и художественной культуры
ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ №27 имени княгини Ольги»
высшая категория
Пение как физиологический процесс.
Что и как об этом рассказывать школьникам.
Среди всего необъятного мира музыки пение выделяется как одно из самых
доступных
и
демократичных
направлений.
Популяризация
интернет
пространством и СМИ идеи, что «петь может каждый» приносит свои плоды
- как положительные, так и отрицательные. С одной стороны снижается
профессиональный уровень исполнительства, но с другой – в широких
массах интерес к пению возрастает вместе с уверенностью в собственных
возможностях.
Этот процесс не обошел и школьников: многие ребята с удовольствием и без
стеснения поют на уроках музыки и во время внеурочной деятельности в
школе, активно солируют, стремятся к сценической деятельности.
Острый интерес и желание учащихся узнать больше о пении дают
возможность учителю сделать обучение живым и полезным: догружать
учеников развивающими вокальными и дыхательными упражнениями,
слушать с ними аудиозаписи профессиональных певцов, повышать общую и
исполнительскую культуру пения, пропагандируя лучшие образцы. Знание и
понимание
всех
составляющих
процесса
пения
помогут
учащимся
достигнуть лучших результатов в освоении такого доступного и в то же
время сложного дела.
Как показывает опыт, большинство учащихся не осознают, что пение – это,
прежде всего, физиологический процесс, который не только улучшает
настроение, но и может положительно влиять на здоровье, ведь с помощью
пения возможно:
решить речевые проблемы – от заикания до стимуляции речевой
активности плохо говорящих детей;
решить психологические затруднения – освободиться от стеснения,
страха, комплексов;
нормализовать дыхательные функции и полностью излечить болезни
дыхательного аппарата, например астмы;
улучшить работу сердечно - сосудистой системы;
нормализовать артериальное давление;
избавиться от головных болей, вегетососудистых проблем и многое,
многое другое.
Ученики с большим интересом узнают, что секрет оздоравливающего
эффекта занятий вокалом в диафрагмальном дыхании, которое задействуется
при пении. На нём построены многие системы оздоровления, специальные
дыхательные гимнастики, йога, а также плавание, восточные единоборства и
многие другие. При диафрагмальном дыхании происходит целый ряд
положительных явлений в организме человека. Они объясняются прямым
массажем внутренних органов и сердца, который происходит при работе
мышц диафрагмы. Учителю стоит сказать, что каждый из учащихся способен
овладеть этим дыханием прямо на уроке музыки, после чего он непременно
будет здоровым и счастливым, а также сможет петь лучше других. И это
действительно так, поскольку диафрагмальное дыхание дает возможность
вокальному звуку стать протяженным, объемным, полётным.
Овладение техникой диафрагмального дыхания принято так и называть -
постановка дыхания. Одни педагоги уделяют этому всё время первых
занятий, и далее не упускают из виду, другие же придерживаются мнения,
что у детей природная постановка дыхания, и её можно лишь немного
скорректировать. Постановке дыхания больше уделяют внимания педагоги
классического вокала, поскольку сложившиеся веками правила и мировой
классический репертуар, не потерпит певца с плохой постановкой. На уроках
музыки в общеобразовательной школе можно задействовать небольшой
комплекс дыхательных упражнений, позволяющих учащимся понять, где
именно находятся диафрагмальные мышцы, как они работают, и как
применять диафрагмальное дыхание в пении.
В постановку голоса, кроме овладения дыханием, входит также работа над
правильным звукоизвлечением, то есть образованием самого звука во рту,
правильным произношением и дальнейшей подачей. На последующих
занятиях подробнее знакомим учащихся с голосовой системой, в которую
входят голосовые связки, а также все, что находится в горле, включая губы,
зубы, щёки, язык. Эта информация рассчитана на целый ряд уроков и имеет
различные способы и методы подачи, в зависимости от возраста учащихся.
Особенное внимание обращаем на голосовые связки. Устроены они
достаточно сложно и ученикам важно знать, что голосовые связки не болят,
но могут надорваться, отекать, не работать. Ситуация потери голоса
травматична для любого человека, но для ребёнка особенно, поскольку
процесс восстановления проходит в режиме абсолютного и длительного
молчания. В музыкальной педагогике есть раздел «Охрана детского голоса»,
который изучает, как предотвратить потерю детского голоса, и исключить
травматические ситуации. Чаще всего дети теряют голос не в одно
мгновение, а этому предшествует длительный процесс: ребёнок может
похрипывать, голос становится осиплым, не слышны все звуки (не
смыкаются связки), боль в горле – любой из признаков должен насторожить
педагога.
Даже когда ребёнок полностью здоров, занятия вокалом должны быть чётко
нормированы по времени согласно возрасту, а солистам стоит напомнить что
перед концертом не рекомендуется:
есть очень острого, пряного, жгучего, ледяного, обжигающе горячего,
а также семечек, орехов, копченой и вяленой рыбы;
пить холодного, газированного;
кричать на улице и играть в активные игры (снежки, санки, прыгать на
скакалке);
ходить без шарфа и шапки зимой, жариться на солнце летом;
ложиться поздно спать, и пересыпать;
переживать, и нервничать.
Пение очень сложный физиологический и психо-эмоциональный процесс,
который до сих пор до конца не изучен. Существует огромное количество
самых различных методов, подходов и школ по обучению вокалу, и
разобраться в этом многообразии сложно даже профессионалу. Однако
каждый ребенок в процессе знакомства с пением может узнать и понять
самые основные принципы работы голосового аппарата, узнать о пользе
пения и освоить самые элементарные правила использования и охраны
собственного голоса. Самым главным и компетентным помощником ему в
этом должен стать учитель музыки.
Литература:
1.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. –М. «Музыка», 2007 год.
2.
Стулова Г. Теория и методика обучения пению.-С.-П. «Планета
музыки» , 2015
3.
Рудин Л. Основы голосоведения.- М.2009.