Напоминание

"Пение как физиологический процесс. Что и как об этом рассказывать школьникам."


Автор: Лисицына Юлия Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГУ ЛНР«ЛОУ СОШ №27 ИМЕНИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ»
Населённый пункт: город Луганск
Наименование материала: статья
Тема: "Пение как физиологический процесс. Что и как об этом рассказывать школьникам."
Раздел: среднее образование





Назад




Лисицына Юлия Сергеевна,

учитель музыки и художественной культуры

ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ №27 имени княгини Ольги»

высшая категория

Пение как физиологический процесс.

Что и как об этом рассказывать школьникам.

Среди всего необъятного мира музыки пение выделяется как одно из самых

доступных

и

демократичных

направлений.

Популяризация

интернет

пространством и СМИ идеи, что «петь может каждый» приносит свои плоды

- как положительные, так и отрицательные. С одной стороны снижается

профессиональный уровень исполнительства, но с другой – в широких

массах интерес к пению возрастает вместе с уверенностью в собственных

возможностях.

Этот процесс не обошел и школьников: многие ребята с удовольствием и без

стеснения поют на уроках музыки и во время внеурочной деятельности в

школе, активно солируют, стремятся к сценической деятельности.

Острый интерес и желание учащихся узнать больше о пении дают

возможность учителю сделать обучение живым и полезным: догружать

учеников развивающими вокальными и дыхательными упражнениями,

слушать с ними аудиозаписи профессиональных певцов, повышать общую и

исполнительскую культуру пения, пропагандируя лучшие образцы. Знание и

понимание

всех

составляющих

процесса

пения

помогут

учащимся

достигнуть лучших результатов в освоении такого доступного и в то же

время сложного дела.

Как показывает опыт, большинство учащихся не осознают, что пение – это,

прежде всего, физиологический процесс, который не только улучшает

настроение, но и может положительно влиять на здоровье, ведь с помощью

пения возможно:

решить речевые проблемы – от заикания до стимуляции речевой

активности плохо говорящих детей;

решить психологические затруднения – освободиться от стеснения,

страха, комплексов;

нормализовать дыхательные функции и полностью излечить болезни

дыхательного аппарата, например астмы;

улучшить работу сердечно - сосудистой системы;

нормализовать артериальное давление;

избавиться от головных болей, вегетососудистых проблем и многое,

многое другое.

Ученики с большим интересом узнают, что секрет оздоравливающего

эффекта занятий вокалом в диафрагмальном дыхании, которое задействуется

при пении. На нём построены многие системы оздоровления, специальные

дыхательные гимнастики, йога, а также плавание, восточные единоборства и

многие другие. При диафрагмальном дыхании происходит целый ряд

положительных явлений в организме человека. Они объясняются прямым

массажем внутренних органов и сердца, который происходит при работе

мышц диафрагмы. Учителю стоит сказать, что каждый из учащихся способен

овладеть этим дыханием прямо на уроке музыки, после чего он непременно

будет здоровым и счастливым, а также сможет петь лучше других. И это

действительно так, поскольку диафрагмальное дыхание дает возможность

вокальному звуку стать протяженным, объемным, полётным.

Овладение техникой диафрагмального дыхания принято так и называть -

постановка дыхания. Одни педагоги уделяют этому всё время первых

занятий, и далее не упускают из виду, другие же придерживаются мнения,

что у детей природная постановка дыхания, и её можно лишь немного

скорректировать. Постановке дыхания больше уделяют внимания педагоги

классического вокала, поскольку сложившиеся веками правила и мировой

классический репертуар, не потерпит певца с плохой постановкой. На уроках

музыки в общеобразовательной школе можно задействовать небольшой

комплекс дыхательных упражнений, позволяющих учащимся понять, где

именно находятся диафрагмальные мышцы, как они работают, и как

применять диафрагмальное дыхание в пении.

В постановку голоса, кроме овладения дыханием, входит также работа над

правильным звукоизвлечением, то есть образованием самого звука во рту,

правильным произношением и дальнейшей подачей. На последующих

занятиях подробнее знакомим учащихся с голосовой системой, в которую

входят голосовые связки, а также все, что находится в горле, включая губы,

зубы, щёки, язык. Эта информация рассчитана на целый ряд уроков и имеет

различные способы и методы подачи, в зависимости от возраста учащихся.

Особенное внимание обращаем на голосовые связки. Устроены они

достаточно сложно и ученикам важно знать, что голосовые связки не болят,

но могут надорваться, отекать, не работать. Ситуация потери голоса

травматична для любого человека, но для ребёнка особенно, поскольку

процесс восстановления проходит в режиме абсолютного и длительного

молчания. В музыкальной педагогике есть раздел «Охрана детского голоса»,

который изучает, как предотвратить потерю детского голоса, и исключить

травматические ситуации. Чаще всего дети теряют голос не в одно

мгновение, а этому предшествует длительный процесс: ребёнок может

похрипывать, голос становится осиплым, не слышны все звуки (не

смыкаются связки), боль в горле – любой из признаков должен насторожить

педагога.

Даже когда ребёнок полностью здоров, занятия вокалом должны быть чётко

нормированы по времени согласно возрасту, а солистам стоит напомнить что

перед концертом не рекомендуется:

есть очень острого, пряного, жгучего, ледяного, обжигающе горячего,

а также семечек, орехов, копченой и вяленой рыбы;

пить холодного, газированного;

кричать на улице и играть в активные игры (снежки, санки, прыгать на

скакалке);

ходить без шарфа и шапки зимой, жариться на солнце летом;

ложиться поздно спать, и пересыпать;

переживать, и нервничать.

Пение очень сложный физиологический и психо-эмоциональный процесс,

который до сих пор до конца не изучен. Существует огромное количество

самых различных методов, подходов и школ по обучению вокалу, и

разобраться в этом многообразии сложно даже профессионалу. Однако

каждый ребенок в процессе знакомства с пением может узнать и понять

самые основные принципы работы голосового аппарата, узнать о пользе

пения и освоить самые элементарные правила использования и охраны

собственного голоса. Самым главным и компетентным помощником ему в

этом должен стать учитель музыки.

Литература:

1.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. –М. «Музыка», 2007 год.

2.

Стулова Г. Теория и методика обучения пению.-С.-П. «Планета

музыки» , 2015

3.

Рудин Л. Основы голосоведения.- М.2009.



В раздел образования