Автор: Кочеткова Неля Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 60"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Творческая разработка
Тема: Пути формирования гражданской идентичности и чувства патриотизма средствами предмета "Окружающий мир" УМК "Школа ХХI века""
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 60»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Пути формирования гражданской идентичности и чувства
патриотизма средствами предмета «Окружающий мир» УМК «Школа
XXI века»
Выполнила:
учитель начальных классов
Кочеткова Неля Владимировна
Новокузнецк, 2021
Содержание
1.Введение ……………………………………………………………………….3-4
2.Основная часть « Формирование гражданской идентичности и чувства
патриотизма средствами предмета «Окружающий мир» УМК «Школа XXI
века» …………………………………………………………………………….5-9
3.Заключение……………………………………………………………............10-11
4.Список литературы………………………………………………………………12
I. Введение
Актуальность
Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта,
основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного
на образовательные результаты в начальной школе как систему трех типов компетенций -
предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в
отечественном образовании. Такой стандарт предполагает переход российской системы
образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению,
построенному по типу учебной деятельности обучающихся. При этом целенаправленное
формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным
содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки
развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота,
раскрывать
способности
и
таланты
молодых
россиян,
готовить
их
к
жизни
в
высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны
постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами
социализации, опираясь на национальные традиции.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является повышение
качества жизни народа российской Федерации, труда и творчества, укрепление духовности и
нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной
культуры.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России является ключевой задачей современной государственной политики Российской
Федерации.
Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодёжи
активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Ступень
российской
гражданской
идентичности
–
это
высшая
ступень
процесса
духовно-
нравственного
развития
личности
россиянина,
его
гражданского,
патриотического
воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей
страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость,
особенности, единство и солидарность в судьбе России.
II.
Основная часть
формирования гражданской идентичности и чувства
патриотизма средствами предмета «Окружающий мир» УМК «Школа XXI века»
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно
осуществляться :
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие
ими моральных, нравственных установок, национальных ценностей.
На данном этапе важной задачей школы становится воспитание патриотизма и
гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и
государства, преемственности поколений.
Актуальность этой задачи была подчёркнута в специальной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ ещё в 2001
г., и получила дальнейшее развитие в Федеральном государственном образовательном
стандарте второго поколения.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста таковы, что они могут
впитывать в себя, как губка, всё новое, неизведанное. Именно в это время у них активно
развиваются важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных
ценностей, которые затем останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в
социуме.
В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность»
стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта,
милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине,
патриотизм и гражданственность.
Задачей каждого педагога в области нравственного воспитания является превращение
социально необходимых требований общества во внутренние стимулы и потребности
личности каждого ученика.
Патриотическое воспитание – одно из важных направлений нравственного воспитания.
Патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и
солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество,
малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился
и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению
Отечеству.
Словом, патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и
мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому
и семье, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции своего народа,
своей национальной культуры, своей земли.
Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету
«Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой.
Большим достижением в развитии теории и методики социального воспитания
младшего школьника стало расширение содержания обучения за счёт обществоведческой и
исторической
тематики.
Начальная
школа
получила
средство
воспитания
в
детях
патриотизма,
гуманизма,
толерантности.
Конечно, понятия «патриотизм»,
«родина»,
«государство», «народ» для детей младшего школьного возраста ещё слишком трудны и
абстрактны. Но заложить первоначальные представления о том, что значит любить свою
страну (державу, родину), как нужно относиться к людям другой национальности, веры,
расы, в начальной школе не только можно, но и нужно.
На примере текста «О чём рассказал папа» ученик второго класса подготавливается
к усвоению понятий «родина», «малая родина»
Дети читают и обсуждают
Дети ещё не спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в
далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением :
- Ой, как же я соскучился!
- И по маме? – спросил Егор.
- И по маме!
- И по бабушке? – спросила Даша.
- И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где
мы с вами летом гуляли.
- Тебе не понравилась Америка? – удивились дети.
- Нет, Америка – красивая страна. И работа была у меня очень интересная. Но где бы
человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным
местам и хочет скорее вернуться домой. Другая страна остаётся для него чужой,
чужбиной, как говорили в старину.
- Почему? – снова спросил Егор.
- Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, где прошло его детство,
где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот вы, когда летом отдыхаете на даче,
скучаете по городскому дому, по друзьям, по школе?
- Да, и хотим быстрее вернуться домой!
- Зато зимой все мы скучаем по нашему деревенскому житью-бытью, по друзьям, которые
там остались.
Вопросы по тексту.
- Случались ли такие истории с вами?
- Когда вы скучаете по дому?
- Вспоминаете ли вы о своём родном городе, улице, доме, когда уезжаете в другие места?
- Почему человек скучает по дому?
- Как вы понимаете пословицу «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»?
- Почему в народе так говорят, что даёт человеку родной дом, ближайшее окружение?
- Можно ли сказать о том, что родное гнездо (родной дом) – часть большой Родины, родной
страны?
В результате этого коллективного обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что
человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, где его ждут и скучают
по нему. Родина – это тоже родной дом, и поэтому человек не может долго жить без своей
Отчизны.
- Человек по-разному выражает свою любовь к родине : поэт передаёт это чувство словами,
композитор – мелодией, а художник – красками.
Рубрика «Картинная галерея» сопровождает любую тему курса. Обучающиеся не только
читают и обсуждают тексты, но и рассматривают репродукции различных картин.
Обучающиеся рассматривают репродукцию картины И.Левитана «Вечерний звон».
- Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный
звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой.
- Можно ли сказать, что это произведение живописи о Родине?
- Удалось ли художнику передать красоту родного края, слышим ли мы мелодичный
колокольный звон?
- И.И.Левитан назвал свою картину «Колокольный звон».
Дальше идёт работа над текстом песни «Красно солнышко», которую написал И.Шаферан.
- Прочитайте текст песни.
Умывает Красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстоит во всей красе.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила…
- Можно ли сказать, что её автор любит Родину? Найдите слова, которые это подтверждают.
- Какие красоты России особенно волнуют поэта?
Конечно, не у всех детей младшего школьного возраста сформировано инициативное,
высоконравственное поведение. У многих преобладает иногда и эгоистическое отношение к
объектам окружающего мира, людям, которые живут рядом с ним. И здесь опять на помощь
учителю может прийти разнообразная деятельность ребёнка : игра, общественно-полезный
труд, созданные учителем ситуации, которые предполагают помощь сверстнику, внимание к
человеку, находящемуся рядом. Именно уроки «Окружающего мира», на которых
применяются
подобные
методы,
позволяют
перевести
знания
в
самостоятельную
мотивированную деятельность, которая желанна и приятна для ребёнка.
Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем, я
использую на уроках отрывки из художественной литературы о природе, родной стране, а
также научно-познавательные книги, словари, энциклопедии, справочники.
В 1 и во 2 классах представлены в небольшом объёме исторические сведения. Основная
цель их изучения на первом этапе школьного образования – развить интерес ребёнка к
истории родной страны, подготовить к принятию более систематичных знаний в третьем и
четвёртом классах. На ярком и доступном материале формируются образные представления
о том, что такое история, как можно узнать о прошлом, как зарождалась Русь, строились
города на Руси и возникла русская культура.
Завершающая тема курса 1 класса – «Родная страна». Содержание, представленное в
рамках этой темы, позволяет обучающимся усвоить довольно сложные для ребёнка этого
возраста понятия : «Россия», «Родина», «родная страна» и др.
Далее во 2-ом классе продолжается тема «Россия – твоя Родина». Обучающиеся знакомятся
с основными составляющими понятия «родина» : родной край, труд людей, города России,
её столица, символика, народы, проживающие в нашей стране. Здесь же сосредоточены
первые исторические сведения о том, как начиналась Русь, кто такие славяне и как они жили
в далёком прошлом.
В 3 классе продолжается изучение темы «Наша Родина : от Руси до России». 4–ый класс
заканчивают темы «Человек – защитник своего Отечества» и «Гражданин и государство».
Уроки «Окружающего мира» внесут существенную лепту в формирование практически
всех универсальных учебных действий.
III.Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым
фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его
моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской
позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных
убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к
своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие
успешного развития России.
В завершении мне бы хотелось привести слова одного из величайших педагогов – В. А.
Сухомлинского : «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей
душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и
ранней юности , духовно богатая, деятельная самоотверженная жизнь патриота – это самые
тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков,
убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени
начального общего образования
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою
этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского
общества,
а
также
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций, способствующих российской гражданской идентичности.
Выпускник научится :
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям, верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов.
Выпускник получит возможность научиться
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах из прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах нации, страны.
Список литературы для учителя
1.
Основная литература
1.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: пособие для учителя [текст] / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.
Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-151с.
2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
[Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.-204с.
4.
Планируемые результаты начального общего образования [текст] /[Л.Л.Алексеева,
С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.] под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е
изд.- М.: Просвещение, 2010.-120с.-
5.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной
работы и классных руководителей [текст]/ И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение,
2008.-108 с.
6.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.-41 с.
7.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.-14-36с.
2. Дополнительная литература
1. Окружающий мир : 1-2 классы : методика обучения [текст] / Н.Ф.Виноградова. – 2-е
изд., доп. – М. : Вентана-Граф, 2012.-368 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
2.
Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего
мира [текст] / Т.В.Гусева // Начальная школа – 2011. - № 4.