Напоминание

Пути формирования гражданской идентичности и чувства патриотизма средствами предмета "Окружающий мир" УМК "Школа ХХI века""


Автор: Кочеткова Неля Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 60"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Творческая разработка
Тема: Пути формирования гражданской идентичности и чувства патриотизма средствами предмета "Окружающий мир" УМК "Школа ХХI века""
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Пути формирования гражданской идентичности и чувства

патриотизма средствами предмета «Окружающий мир» УМК «Школа

XXI века»

Выполнила:

учитель начальных классов

Кочеткова Неля Владимировна

Новокузнецк, 2021

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………………….3-4

2.Основная часть « Формирование гражданской идентичности и чувства

патриотизма средствами предмета «Окружающий мир» УМК «Школа XXI

века» …………………………………………………………………………….5-9

3.Заключение……………………………………………………………............10-11

4.Список литературы………………………………………………………………12

I. Введение

Актуальность

Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта,

основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного

на образовательные результаты в начальной школе как систему трех типов компетенций -

предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в

отечественном образовании. Такой стандарт предполагает переход российской системы

образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению,

построенному по типу учебной деятельности обучающихся. При этом целенаправленное

формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным

содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному,

духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки

развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота,

раскрывать

способности

и

таланты

молодых

россиян,

готовить

их

к

жизни

в

высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны

постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами

социализации, опираясь на национальные традиции.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является повышение

качества жизни народа российской Федерации, труда и творчества, укрепление духовности и

нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной

культуры.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России является ключевой задачей современной государственной политики Российской

Федерации.

Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодёжи

активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Ступень

российской

гражданской

идентичности

это

высшая

ступень

процесса

духовно-

нравственного

развития

личности

россиянина,

его

гражданского,

патриотического

воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей

страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость,

особенности, единство и солидарность в судьбе России.

II.

Основная часть

формирования гражданской идентичности и чувства

патриотизма средствами предмета «Окружающий мир» УМК «Школа XXI века»

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно

осуществляться :

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие

ими моральных, нравственных установок, национальных ценностей.

На данном этапе важной задачей школы становится воспитание патриотизма и

гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и

государства, преемственности поколений.

Актуальность этой задачи была подчёркнута в специальной программе «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ ещё в 2001

г., и получила дальнейшее развитие в Федеральном государственном образовательном

стандарте второго поколения.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста таковы, что они могут

впитывать в себя, как губка, всё новое, неизведанное. Именно в это время у них активно

развиваются важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных

ценностей, которые затем останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в

социуме.

В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность»

стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта,

милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине,

патриотизм и гражданственность.

Задачей каждого педагога в области нравственного воспитания является превращение

социально необходимых требований общества во внутренние стимулы и потребности

личности каждого ученика.

Патриотическое воспитание – одно из важных направлений нравственного воспитания.

Патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и

солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество,

малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился

и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению

Отечеству.

Словом, патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и

мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому

и семье, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции своего народа,

своей национальной культуры, своей земли.

Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету

«Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой.

Большим достижением в развитии теории и методики социального воспитания

младшего школьника стало расширение содержания обучения за счёт обществоведческой и

исторической

тематики.

Начальная

школа

получила

средство

воспитания

в

детях

патриотизма,

гуманизма,

толерантности.

Конечно, понятия «патриотизм»,

«родина»,

«государство», «народ» для детей младшего школьного возраста ещё слишком трудны и

абстрактны. Но заложить первоначальные представления о том, что значит любить свою

страну (державу, родину), как нужно относиться к людям другой национальности, веры,

расы, в начальной школе не только можно, но и нужно.

На примере текста «О чём рассказал папа» ученик второго класса подготавливается

к усвоению понятий «родина», «малая родина»

Дети читают и обсуждают

Дети ещё не спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в

далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением :

- Ой, как же я соскучился!

- И по маме? – спросил Егор.

- И по маме!

- И по бабушке? – спросила Даша.

- И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где

мы с вами летом гуляли.

- Тебе не понравилась Америка? – удивились дети.

- Нет, Америка – красивая страна. И работа была у меня очень интересная. Но где бы

человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным

местам и хочет скорее вернуться домой. Другая страна остаётся для него чужой,

чужбиной, как говорили в старину.

- Почему? – снова спросил Егор.

- Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, где прошло его детство,

где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот вы, когда летом отдыхаете на даче,

скучаете по городскому дому, по друзьям, по школе?

- Да, и хотим быстрее вернуться домой!

- Зато зимой все мы скучаем по нашему деревенскому житью-бытью, по друзьям, которые

там остались.

Вопросы по тексту.

- Случались ли такие истории с вами?

- Когда вы скучаете по дому?

- Вспоминаете ли вы о своём родном городе, улице, доме, когда уезжаете в другие места?

- Почему человек скучает по дому?

- Как вы понимаете пословицу «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»?

- Почему в народе так говорят, что даёт человеку родной дом, ближайшее окружение?

- Можно ли сказать о том, что родное гнездо (родной дом) – часть большой Родины, родной

страны?

В результате этого коллективного обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что

человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, где его ждут и скучают

по нему. Родина – это тоже родной дом, и поэтому человек не может долго жить без своей

Отчизны.

- Человек по-разному выражает свою любовь к родине : поэт передаёт это чувство словами,

композитор – мелодией, а художник – красками.

Рубрика «Картинная галерея» сопровождает любую тему курса. Обучающиеся не только

читают и обсуждают тексты, но и рассматривают репродукции различных картин.

Обучающиеся рассматривают репродукцию картины И.Левитана «Вечерний звон».

- Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный

звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой.

- Можно ли сказать, что это произведение живописи о Родине?

- Удалось ли художнику передать красоту родного края, слышим ли мы мелодичный

колокольный звон?

- И.И.Левитан назвал свою картину «Колокольный звон».

Дальше идёт работа над текстом песни «Красно солнышко», которую написал И.Шаферан.

- Прочитайте текст песни.

Умывает Красно солнышко

Руки тёплые в росе.

И Россия, как Алёнушка,

Предстоит во всей красе.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила…

- Можно ли сказать, что её автор любит Родину? Найдите слова, которые это подтверждают.

- Какие красоты России особенно волнуют поэта?

Конечно, не у всех детей младшего школьного возраста сформировано инициативное,

высоконравственное поведение. У многих преобладает иногда и эгоистическое отношение к

объектам окружающего мира, людям, которые живут рядом с ним. И здесь опять на помощь

учителю может прийти разнообразная деятельность ребёнка : игра, общественно-полезный

труд, созданные учителем ситуации, которые предполагают помощь сверстнику, внимание к

человеку, находящемуся рядом. Именно уроки «Окружающего мира», на которых

применяются

подобные

методы,

позволяют

перевести

знания

в

самостоятельную

мотивированную деятельность, которая желанна и приятна для ребёнка.

Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем, я

использую на уроках отрывки из художественной литературы о природе, родной стране, а

также научно-познавательные книги, словари, энциклопедии, справочники.

В 1 и во 2 классах представлены в небольшом объёме исторические сведения. Основная

цель их изучения на первом этапе школьного образования – развить интерес ребёнка к

истории родной страны, подготовить к принятию более систематичных знаний в третьем и

четвёртом классах. На ярком и доступном материале формируются образные представления

о том, что такое история, как можно узнать о прошлом, как зарождалась Русь, строились

города на Руси и возникла русская культура.

Завершающая тема курса 1 класса – «Родная страна». Содержание, представленное в

рамках этой темы, позволяет обучающимся усвоить довольно сложные для ребёнка этого

возраста понятия : «Россия», «Родина», «родная страна» и др.

Далее во 2-ом классе продолжается тема «Россия – твоя Родина». Обучающиеся знакомятся

с основными составляющими понятия «родина» : родной край, труд людей, города России,

её столица, символика, народы, проживающие в нашей стране. Здесь же сосредоточены

первые исторические сведения о том, как начиналась Русь, кто такие славяне и как они жили

в далёком прошлом.

В 3 классе продолжается изучение темы «Наша Родина : от Руси до России». 4–ый класс

заканчивают темы «Человек – защитник своего Отечества» и «Гражданин и государство».

Уроки «Окружающего мира» внесут существенную лепту в формирование практически

всех универсальных учебных действий.

III.Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым

фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его

моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской

позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных

убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к

своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие

успешного развития России.

В завершении мне бы хотелось привести слова одного из величайших педагогов – В. А.

Сухомлинского : «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей

душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и

ранней юности , духовно богатая, деятельная самоотверженная жизнь патриота – это самые

тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков,

убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени

начального общего образования

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою

этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального

российского

общества,

а

также

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций, способствующих российской гражданской идентичности.

Выпускник научится :

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать

достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую

Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с

датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу

жизни, обычаям, верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать

реальные исторические факты от вымыслов.

Выпускник получит возможность научиться

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах из прошлого и

настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство

исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его

созидательной деятельности на благо семьи, в интересах нации, страны.

Список литературы для учителя

1.

Основная литература

1.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия

к мысли: пособие для учителя [текст] / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.

Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-151с.

2.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

[Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.-204с.

4.

Планируемые результаты начального общего образования [текст] /[Л.Л.Алексеева,

С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.] под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е

изд.- М.: Просвещение, 2010.-120с.-

5.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной

работы и классных руководителей [текст]/ И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение,

2008.-108 с.

6.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.-41 с.

7.

Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного

возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.-14-36с.

2. Дополнительная литература

1. Окружающий мир : 1-2 классы : методика обучения [текст] / Н.Ф.Виноградова. – 2-е

изд., доп. – М. : Вентана-Граф, 2012.-368 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).

2.

Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего

мира [текст] / Т.В.Гусева // Начальная школа – 2011. - № 4.



В раздел образования