Напоминание

"Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность"


Автор: Моторина Наталья Прокопьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад компенсирующего вида № 245"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моторина Наталья Прокопьевна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Детский сад

компенсирующего вида № 245»

Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность

Воспитанники

БДОУ

компенсирующего

вида

245

дети

с

логопедическими проблемами. Специфика детского сада состоит в оказании им

своевременной квалифицированной помощи в речевом развитии. Развитию речи

в детском саду уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению

словаря,

формированию

фразовой

речи,

обучению

пересказу.

Все

это

дает

положительные результаты, но как показал опыт, эффективность этих занятий

находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную

речь полученные навыки.

Анализ теоретической и практической литературы по развитию речи детей

показал, что наиболее приемлемым является естественный путь восприятия и

усвоения

речи:

от

контекста

к

слову,

игровые

занятия,

такие

как

театрализованные игры, направленные на развитие связной, выразительной речи

детей,

голоса,

эмоций,

внимания,

памяти,

воображения,

формирования

нравственных

представлений.

Все

это

может

дать

театрализованная

деятельность.

По

словам

Л.С.

Выготского,

«являясь

наиболее

распространенным видом детского творчества именно драматизация, основанная

на

действии,

совершаемом

самим

ребенком,

наиболее

близко,

действенно

и

непосредственно

связывает

художественное

творчество

с

личными

переживаниями».

Опыт

работы

в

течение

16-ти

лет

по

развитию

речи

детей

через

театрализованную

деятельность

позволил

выделить

комплекс

условий,

обеспечивающих

успешность

формирования

речевых

компетенций

дошкольников:

1.

Для

организации

театрализованной

деятельности

должна

быть

создана

материальная

база

для

использования

разных

видов

театра:

фланелеграф,

настольный,

теневой,

пальчиковый

театры,

театр

мягкой

игрушки,

варежки,

кукол бибабо, плоскостных фигур, шапочки-маски, костюмы зверей-персонажей,

сказочных героев, аудиозаписи, видеофильмы и т.д.

2.

Все

дети

должны

быть

вовлечены

в

театрализованную

деятельность.

Наблюдаются случаи отказа детей от участия в театрализованной деятельности

под предлогом, что это им неинтересно. Но опыт показывает, что в общей игре

хотят участвовать все дети, но в силу своих психологических особенностей

боятся

принимать

участие

в

групповой

деятельности.

Важно

постепенно

привлекать детей, помогая преодолевать им неуверенность в себе. Главное –

создать между воспитателем и детьми отношения доброты и сердечности.

3.

Работа по развитию речи через театрализованную деятельность

должна

вестись комплексно, систематически и целенаправленно. Театрализованная

деятельность осуществляется во время прогулок, утренней зарядки, подготовки

ко сну, на занятиях, в том числе кружка «Веселые человечки». Первоначально на

занятиях

и

вне

занятий

используются

игровые

персонажи,

которые

могут

«говорить»

с

детьми,

задавать

вопросы,

побуждать

к

ответам,

повторению

звуков, слов. Дети с интересом включаются в игру, забывая о напряженности,

осваивая

постепенно

необходимый

для

возраста

словарный

запас.

Пение

колыбельной перед сном от имени кошечки, чтение потешки в умывальной от

имени Незнайки, Карлосона и куклы Кати, этюды на отражение эмоциональных

состояний

и

последующее

их

сопровождение

речевым

высказыванием,

словесные

игры

по

обогащению

словарного

запаса

и

формированию

грамматической

правильности

речи

«Кто

быстрее?»,

«Пара

к

паре»,

«Любопытный», «Шкатулка сказок» и др.

– вот некоторая часть приемов и

средств,

стимулирующих

речевую

активность

детей

в

средней

группе.

Следующим

шагом

становится

драматизация

сказок

«Колобок»,

«Репка»,

«Курочка Ряба». До начала репетиций рассказывается сказка. Движения, жесты,

интонации,

ритмика

повествования

«оживляют»

героев,

делают

сказку

доступной

для

понимания.

Дети

просматривают

диафильм,

аудиозапись,

обсуждают

сказку

в

ходе

беседы,

где

уточняются

образно-выразительные

средства,

выделяются

отдельные

характеристики

персонажей.

Далее

распределяются

роли.

С

помощью

моделирования

проблемных

игровых

ситуаций с использованием наглядности индивидуально с каждым ребенком

отрабатывалась

интонация,

характерная

для

персонажа.

Задавая

друг

другу

вопросы от лица разных персонажей и отвечая на них, дети стараются вести себя

так, как вели бы себя их персонажи.

В старшей группе дети начинают уже самостоятельно играть в театр:

подходят к шкафу с театральными куклами, выбирают персонажей и ведут

монолог,

диалог,

находя

свой

собственный

сюжет.

Игры-упражнения

по

развитию речи и постановки усложняются. Дети учатся заканчивать начатую

сказку, рассказ или изменяют их концовку.

В подготовительной группе, учитывая необходимость подготовки к школе,

особая

роль

отводится

развитию

творческой

самостоятельности

в

передаче

образа, выразительности речевых и пантомимических действий через сочинение

сказок,

историй,

придумывание

рассказов.

При

этом

дети

самостоятельно

выбирают

тему,

содержание,

форму

своего

литературного

произведения.

Усложняются и инсценируемые произведения. Большую роль в мотивации к

участию в театрализованной деятельности играет и посещение детьми театра

«Арлекин», ТЮЗа, встречи с артистами.

4.

Важно привлечь к участию в театрализованной деятельности

родителей, что способствует оптимизации детско-родительских отношений. Как

показывает

опыт,

родители

с

удовольствием

участвуют

в

подготовке

театральных постановок, становятся благодарными зрителями мини-спектаклей

на утренниках.

Работа

с

детьми

по

развитию

связной

речи

через

театрализованную

деятельность приносит положительные результаты. Дети овладевают средствами

выразительности

речи,

говорят

свободно

и

раскованно.

У

них

развивается

память, воображение, наблюдательность, интерес к театру, любовь к родному

языку



В раздел образования