Напоминание

Педагогический проект «Социализация обучающихся с нарушением интеллекта через творческую активность»


Автор: Светлана Николаевна Захарова
Должность: учитель ОСЖ и СБО
Учебное заведение: учитель ОСЖ и СБО
Населённый пункт: село Уйское
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Педагогический проект «Социализация обучающихся с нарушением интеллекта через творческую активность»
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогический проект «Социализация

обучающихся с нарушением интеллекта через

творческую активность»

Высказывание Льва Семеновича Выгодского:

«Социальное воспитание

умственно отсталого

ребенка является

единственно состоятельным

научным путем его

воспитания».

Является актуальным и в нашей работе.

Социализация и интеграция детей с ограниченными

возможностями здоровья, а именно с нарушением

интеллекта, представляет собой острую актуальную

проблему коррекционной педагогики. Значимость

проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных

(коррекционных) школ испытывают трудности в

определении своей жизненной позиции, своего места в

обществе. Также причины затруднений социализации

выпускников специальных(коррекционных) школ-

интернатов связаны с тем, что их познавательные

возможности в сравнении с нормально развивающимися

сверстниками не создают прочной основы для усвоения

необходимого спектра социальных, общественных и других

форм жизни. Играет роль и относительно меньшие

возможности общения с окружающим миром данной

категории.

Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не

может происходить так же, как у их нормально

развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит

к нарушению связей с социумом, культурой, как

источником развития. Поэтому такой ребенок не в

состоянии воспринять социальные нормы и требования.

Психологическая поддержка и педагогическая работа, как

правило, в определенном возрасте - основное, в чем

нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих

особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам:

возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора

деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда

даже и нормального общения со сверстниками.

По истине могучим стимулом для расцвета их способностей,

расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и

поступков, созидательной активности и, главное, полноценной

социализации в обществе является творческая активность.

Актуальность

применения

творческой

активности

заключается в том, что она:

обогащает ребенка новыми знаниями;

пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной

деятельности;

помогает

систематизировать

знания,

обобщать

их,

развивает творческий потенциал;

предназначена для коррекции и развития мышления,

закрепления социальных навыков, для получения новых знаний,

социализации школьников;

используются

знания

различных

дисциплин,

реализуется принцип метапредметности;

стимулирует учеников к развитию коммуникабельности

и общительности;

мотивирует применять полученную информацию в

жизни.

Актуальность

данного

проекта

обусловлена

необходимостью

разрешения Противоречия:

между имеющимся у детей низким

уровнем социализации и необходимостью воспитания человека,

умеющего

выражать

понятно

и

доступно

свои

мысли,

самостоятельно

общаться,

быть

коммуникабельным,

самому

добывать необходимую для него информацию и применять её в

разнообразной деятельности.

Целью моего профессионального проекта является изучить

влияние

творческой

активности

на

социализацию

детей

с

нарушением интеллекта.

С учетом этого, свои задачи вижу в следующем:

изучить

теоретический материал по социализации

обучающихся с нарушением интеллекта учащихся коррекционной

школы через развитие творческой активности во внеурочной

деятельности;

определить

эффективность

применения

творческой

активности;

обосновать

важность

формирования

ключевых

социальных компетенций у учащихся коррекционной школы,

учитывая интеллектуальные особенности детей;

выявить

результативность применения творческой

активности

для

социализации

обучающихся

с

нарушением

интеллекта.

Предмет исследования: творческая активность и ее влияние

на социализацию учащихся коррекционных школ.

Объект исследования: социализация детей с нарушениями

интеллекта.

Гипотеза:

Предполагаю, что через развитие творческой

активности произойдёт формирование социальных компетенций и

развитие личностных качеств учащихся коррекционной школы

таких как:

умение работать самостоятельно;

готовность к общению с другими людьми;

умение работать сообща, в сотрудничестве с другими

людьми;

способность быть полноправным членом коллектива и

общества;

быть терпимым к своим товарищам и окружающим.

Сроки реализации проекта: 2010-2015 гг.

Этапы проектной деятельности

1. Информационно-подготовительный.

Отбор

и

изучение

литературы по проблеме развития творческой активности.

2.

Практический. Практическое применение во внеурочной

деятельности творческой активности.

3.

Аналитический.

Анализ

полученных

результатов,

распространение опыта

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня коммуникативных навыков

Готовность

обучающихся

к

сотрудничеству

с

другими

людьми.

Повышение

качества

знаний,

положительная

динамика

формирования социальных компетенций обучающихся.

Развитие познавательного интереса школьников.

Воспитание самостоятельной личности.

Считаю, что развитие творческой активности – очень хороший

инструмент для формирования социальных компетенций,

для

коррекции познавательной активности ребёнка, формирования

таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления,

независимость.

Способствует

социализации

обучающихся

с

нарушением интеллекта через творческую активность.

На 1 этапе проекта

Пришла к выводу,

что данная проблема недостаточно

освещена в работах российских авторов;

Определила основные аспекты

реализации проекта:

креативный, нравственный, коммуникативный;

Выделила 5 ключевых компетенций: информационная,

коммуникативная,

социальная

компетенция

и

толерантность, самообразование

На 2 этапе проекта срок реализации с января 2011 – дек

2013г.

Специфические

особенности

развития

творческой

активности:

следует

ориентироваться

на

психофизические

возможности учащихся;

деятельность педагога играет ведущую и направляющую

роль;

задача педагога заключается в создании психолого-

педагогических ситуаций во время учебного процесса и вне его

для

активизации

творческой

деятельности

учащихся

с

недостатками интеллекта

можно констатировать, что сущностью детской творческой

активности является творческое поведение (взаимодействие с

окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной

для выбора рода занятий и степени активности пространственно-

временной среде, детерминированный внутренне (потребностями,

мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и

внешне (факторами, порождающими поведение).

На протяжении нескольких лет мною используется развитие

творческой активности на специальных занятиях и во внеурочной

деятельности школьников. В целях обеспечения психологического

благополучия

и

здоровья

детей,

развития

познавательных

способностей,

творческого

воображения,

мышления,

коммуникативных

навыков

считаю

наиболее

целесообразным

использовать нестандартные занятия.

Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством,

заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей

учебной

деятельности.

Эти

занятия

включают

в

себя

все

разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное

обучение,

поисковая

деятельность,

межпредметные

и

внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое.

Снимается напряжение, оживляется мышление.

Виды нестандартных занятий:

В результате проведения нестандартных занятий и организованной

внеурочной деятельности в системе дает возможность развития

творческой активности детей с нарушением интеллекта.

Дети являются участниками различных конкурсов как районного,

так

и

областного,

Всероссийского

масштабов

на

уровне

с

обучающимися

из

общеобразовательных

организаций,

где

являются призерами, дипломантами, победителями.

Это способствует активизации творческой активности детей с ОВЗ

и создает среду успешности, повышение самооценки ребенка,

которая

предполагает

чувство

защищенности,

безопасности,

создание

условий

для

самореализации,

самоудовольствия

,

самопроявления

и

как

следствие

социализацию

ребенка

с

нарушением интеллекта в обществе ровесников из других школ.

Каждый ребенок особо нуждается в создании «ситуации успеха»,

даже разовое переживание успеха может резко улучшить его

психологическое

состояние,

ритм

его

деятельности

и

взаимоотношения с окружающими.

Благодаря

организованной

системе

внеурочной

деятельности,

дополнительного образования, проведения нестандартных занятий,

участию в конкурсной и общественной жизни школы ребенок

оказывается в «ситуации успеха», что способствует развитию его

творческой активности.

Приведу примеры участия детей в конкурсной деятельности за

2012-2013,

Анализ деятельности учащихся показал,

что использование

творческой активности позволяет повысить интерес к обучению,

расширить кругозор, повысился уровень познавательного интереса,

расширился круг общения.

Проведение тестирования и статистической обработки

результатов

исследования,

подтвердили

эффективность

предлагаемой

работы,

что

свидетельствует

о

том,

что

разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять

на улучшение качества социализации.

Положительным результатом своей работы считаю:

динамику участия учащихся в конкурсной деятельности

(Приложение 1);

динамику развития учащихся социальных компетенций

(Приложение 2).

В

процессе

творческой

активности

у

учащихся

наблюдается положительная динамика в формировании следующих

умений и навыков:

а) социальные: (творческая активность формирует социально

значимые потребности личности и нормы поведения в

обществе -

30 % учащихся);

б)

эмоциональные: (умение контролировать свои эмоции и

организованность, уверенность в своих силах – 20 %

учащихся);

в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других,

выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри

группы- 40% учащихся);

г)

презентационные:

(могут

выступать

перед

большой

аудиторией, представлять доклады 10 % учащихся).



В раздел образования