Автор: Светлана Николаевна Захарова
Должность: учитель ОСЖ и СБО
Учебное заведение: учитель ОСЖ и СБО
Населённый пункт: село Уйское
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Педагогический проект «Социализация обучающихся с нарушением интеллекта через творческую активность»
Раздел: среднее образование
Педагогический проект «Социализация
обучающихся с нарушением интеллекта через
творческую активность»
Высказывание Льва Семеновича Выгодского:
«Социальное воспитание
умственно отсталого
ребенка является
единственно состоятельным
научным путем его
воспитания».
Является актуальным и в нашей работе.
Социализация и интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья, а именно с нарушением
интеллекта, представляет собой острую актуальную
проблему коррекционной педагогики. Значимость
проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных
(коррекционных) школ испытывают трудности в
определении своей жизненной позиции, своего места в
обществе. Также причины затруднений социализации
выпускников специальных(коррекционных) школ-
интернатов связаны с тем, что их познавательные
возможности в сравнении с нормально развивающимися
сверстниками не создают прочной основы для усвоения
необходимого спектра социальных, общественных и других
форм жизни. Играет роль и относительно меньшие
возможности общения с окружающим миром данной
категории.
Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не
может происходить так же, как у их нормально
развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит
к нарушению связей с социумом, культурой, как
источником развития. Поэтому такой ребенок не в
состоянии воспринять социальные нормы и требования.
Психологическая поддержка и педагогическая работа, как
правило, в определенном возрасте - основное, в чем
нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих
особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам:
возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора
деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда
даже и нормального общения со сверстниками.
По истине могучим стимулом для расцвета их способностей,
расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и
поступков, созидательной активности и, главное, полноценной
социализации в обществе является творческая активность.
Актуальность
применения
творческой
активности
заключается в том, что она:
обогащает ребенка новыми знаниями;
пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной
деятельности;
помогает
систематизировать
знания,
обобщать
их,
развивает творческий потенциал;
предназначена для коррекции и развития мышления,
закрепления социальных навыков, для получения новых знаний,
социализации школьников;
используются
знания
различных
дисциплин,
реализуется принцип метапредметности;
стимулирует учеников к развитию коммуникабельности
и общительности;
мотивирует применять полученную информацию в
жизни.
Актуальность
данного
проекта
обусловлена
необходимостью
разрешения Противоречия:
между имеющимся у детей низким
уровнем социализации и необходимостью воспитания человека,
умеющего
выражать
понятно
и
доступно
свои
мысли,
самостоятельно
общаться,
быть
коммуникабельным,
самому
добывать необходимую для него информацию и применять её в
разнообразной деятельности.
Целью моего профессионального проекта является изучить
влияние
творческой
активности
на
социализацию
детей
с
нарушением интеллекта.
С учетом этого, свои задачи вижу в следующем:
изучить
теоретический материал по социализации
обучающихся с нарушением интеллекта учащихся коррекционной
школы через развитие творческой активности во внеурочной
деятельности;
определить
эффективность
применения
творческой
активности;
обосновать
важность
формирования
ключевых
социальных компетенций у учащихся коррекционной школы,
учитывая интеллектуальные особенности детей;
выявить
результативность применения творческой
активности
для
социализации
обучающихся
с
нарушением
интеллекта.
Предмет исследования: творческая активность и ее влияние
на социализацию учащихся коррекционных школ.
Объект исследования: социализация детей с нарушениями
интеллекта.
Гипотеза:
Предполагаю, что через развитие творческой
активности произойдёт формирование социальных компетенций и
развитие личностных качеств учащихся коррекционной школы
таких как:
умение работать самостоятельно;
готовность к общению с другими людьми;
умение работать сообща, в сотрудничестве с другими
людьми;
способность быть полноправным членом коллектива и
общества;
быть терпимым к своим товарищам и окружающим.
Сроки реализации проекта: 2010-2015 гг.
Этапы проектной деятельности
1. Информационно-подготовительный.
Отбор
и
изучение
литературы по проблеме развития творческой активности.
2.
Практический. Практическое применение во внеурочной
деятельности творческой активности.
3.
Аналитический.
Анализ
полученных
результатов,
распространение опыта
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение уровня коммуникативных навыков
Готовность
обучающихся
к
сотрудничеству
с
другими
людьми.
Повышение
качества
знаний,
положительная
динамика
формирования социальных компетенций обучающихся.
Развитие познавательного интереса школьников.
Воспитание самостоятельной личности.
Считаю, что развитие творческой активности – очень хороший
инструмент для формирования социальных компетенций,
для
коррекции познавательной активности ребёнка, формирования
таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления,
независимость.
Способствует
социализации
обучающихся
с
нарушением интеллекта через творческую активность.
На 1 этапе проекта
Пришла к выводу,
что данная проблема недостаточно
освещена в работах российских авторов;
Определила основные аспекты
реализации проекта:
креативный, нравственный, коммуникативный;
Выделила 5 ключевых компетенций: информационная,
коммуникативная,
социальная
компетенция
и
толерантность, самообразование
На 2 этапе проекта срок реализации с января 2011 – дек
2013г.
Специфические
особенности
развития
творческой
активности:
следует
ориентироваться
на
психофизические
возможности учащихся;
деятельность педагога играет ведущую и направляющую
роль;
задача педагога заключается в создании психолого-
педагогических ситуаций во время учебного процесса и вне его
для
активизации
творческой
деятельности
учащихся
с
недостатками интеллекта
можно констатировать, что сущностью детской творческой
активности является творческое поведение (взаимодействие с
окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной
для выбора рода занятий и степени активности пространственно-
временной среде, детерминированный внутренне (потребностями,
мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и
внешне (факторами, порождающими поведение).
На протяжении нескольких лет мною используется развитие
творческой активности на специальных занятиях и во внеурочной
деятельности школьников. В целях обеспечения психологического
благополучия
и
здоровья
детей,
развития
познавательных
способностей,
творческого
воображения,
мышления,
коммуникативных
навыков
считаю
наиболее
целесообразным
использовать нестандартные занятия.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством,
заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей
учебной
деятельности.
Эти
занятия
включают
в
себя
все
разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное
обучение,
поисковая
деятельность,
межпредметные
и
внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое.
Снимается напряжение, оживляется мышление.
Виды нестандартных занятий:
В результате проведения нестандартных занятий и организованной
внеурочной деятельности в системе дает возможность развития
творческой активности детей с нарушением интеллекта.
Дети являются участниками различных конкурсов как районного,
так
и
областного,
Всероссийского
масштабов
на
уровне
с
обучающимися
из
общеобразовательных
организаций,
где
являются призерами, дипломантами, победителями.
Это способствует активизации творческой активности детей с ОВЗ
и создает среду успешности, повышение самооценки ребенка,
которая
предполагает
чувство
защищенности,
безопасности,
создание
условий
для
самореализации,
самоудовольствия
,
самопроявления
и
как
следствие
социализацию
ребенка
с
нарушением интеллекта в обществе ровесников из других школ.
Каждый ребенок особо нуждается в создании «ситуации успеха»,
даже разовое переживание успеха может резко улучшить его
психологическое
состояние,
ритм
его
деятельности
и
взаимоотношения с окружающими.
Благодаря
организованной
системе
внеурочной
деятельности,
дополнительного образования, проведения нестандартных занятий,
участию в конкурсной и общественной жизни школы ребенок
оказывается в «ситуации успеха», что способствует развитию его
творческой активности.
Приведу примеры участия детей в конкурсной деятельности за
2012-2013,
Анализ деятельности учащихся показал,
что использование
творческой активности позволяет повысить интерес к обучению,
расширить кругозор, повысился уровень познавательного интереса,
расширился круг общения.
Проведение тестирования и статистической обработки
результатов
исследования,
подтвердили
эффективность
предлагаемой
работы,
что
свидетельствует
о
том,
что
разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять
на улучшение качества социализации.
Положительным результатом своей работы считаю:
динамику участия учащихся в конкурсной деятельности
(Приложение 1);
динамику развития учащихся социальных компетенций
(Приложение 2).
В
процессе
творческой
активности
у
учащихся
наблюдается положительная динамика в формировании следующих
умений и навыков:
а) социальные: (творческая активность формирует социально
значимые потребности личности и нормы поведения в
обществе -
30 % учащихся);
б)
эмоциональные: (умение контролировать свои эмоции и
организованность, уверенность в своих силах – 20 %
учащихся);
в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других,
выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри
группы- 40% учащихся);
г)
презентационные:
(могут
выступать
перед
большой
аудиторией, представлять доклады 10 % учащихся).