Автор: Филипенко Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Дальнеконстантиновская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Дальнее Константиново Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "О воспитании учащихся в условиях Детской школы искусств"
Раздел: дополнительное образование
О воспитании учащихся в условиях Детской школы искусств.
И.А. Филипенко.
Преподаватель МБУ ДО
«Дальнеконстантиновская ДШИ»
Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
А.В. Суворов
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям, природе и окружающей среде.
С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её
значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха
по отношению к детям тех или иных общественных классов, сословий или групп. В
Индии известен миф, герой которого стремится достигнуть славы и милости богов,
обучаясь искусству пения у мудрой птицы – «Друга песни», т. к. овладеть искусством
пения - значит освободиться от дурных чувств и желаний. В Древней Индии
существовали
воззрения,
согласно которым музыка и
музыкальное воспитание
способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение. Были
выработаны требования к музыке, призванной воздействовать на людей определённого
возраста. Так, для детей считалась полезной весёлая музыка в быстром темпе, для
юношества - в среднем, для людей зрелого возраста - в медленном, спокойного и
торжественного
характера.
В
музыкальных
трактатах
стран
Древнего
Востока
утверждалось,
что
музыкальное
воспитание
призвано
привести
в
равновесие
добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и
искренность. Вопросы музыкального воспитания в Древнем Китае находились в ведении
государства. Значительное место занимали они в учении философа Конфуция (551-479
до н. э.). Он подчинял музыку строгой регламентации, распространяя на музыкальное
воспитание политическую точку зрения, запрещал исполнять музыку, преследующую
иную цель, чем воспитание нравственности.
Все мы прекрасно знаем, что искусству отводилась важная роль в воспитании
представителей высшего общества и в России, и за рубежом.
В конце прошлого века главной задачей образования провозглашалось воспитание
гармонично-развитой личности. Позже на первый план выходит воспитание успешной
личности. А в начале 21 века ставка в дополнительном образовании делается на
профессиональное обучение, внедряются предпрофессиональные программы, процесс
воспитания искусством уходит на второй план.
Преобразования, происходящие во всех сферах современного российского общества,
затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание
оптимальных условий и возможностей для полноценного развития личности ребенка,
проявления
его
индивидуальности.
Организации
дополнительного
образования
обладают существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями
для
поддержки
творческих
устремлений
детей
и взрослых
в самопознании,
самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Современный период в России –экономической и информационной войн. Самой
масштабной и опасной из видов войн по праву считается психологическая война. Она
оказывает информационное воздействие через внедрение в сознание политических
мифов. Это позволяет заменить целостное мировоззрение фрагментарным, иска-
жающим
реальную
картину,
что
опасно
для
подрастающего
поколения.
Противоядием
в
этом
направлении
служат
базовые
ценности:
патриотизм,
образование, труд, творчество, воспитывающиеся у учеников, в том числе, и
в учреждениях дополнительного образования, к которым принадлежит детская школа
искусств.
Сегодня проблема воспитания выходит на первый план. На протяжении последнего
времени
ведется
интенсивная
работа
по осмыслению
воспитания
в системе
дополнительного
образования
детей,
о реализации
воспитательного
потенциала
дополнительного образования детей, о новом воспитании в условиях педагогически
целесообразной системы занятости детей в их свободное время.
Известно, что без воспитания ни одно общество существовать не может. Воспитание —
это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой
личности,
процесс
ее сущностного
развития.
Принимается
Федеральный
закон
от 31 июля
2020 г.
№ 304-ФЗ
«О внесении
изменений
в Федеральный
закон
„Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».
В
Проекте
Концепции
развития
детских
школ
искусств
РФ
указано,
что
«целью системы ДШИ – с помощью всех возможных форм творческого обра-
зования
сформировать
позитивные
изменения
уровня
культурного
образова-
ния населения страны, сделать доступным освоение детьми не только тради-
ционного,
но
и
современного
творческого
инструментария
в
целях
дальней-
шего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воз-
действия
выпускниками
системы
на
социокультурную
общественную
жизнь
с помощью обретенных творческих навыков».
На современном этапе работать и принимать решения в воспитательной деятельности
необходимо на основе научного подхода. Важно учитывать специфику дополнительного
образования детей, его отличия от основного (базового) образования. Основное
образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное
(базовое)
направлено
на воспроизводство
культуры
нации;
а дополнительное
образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека
в этой культуре. Объективно воспитательный аспект современного дополнительного
образования детей преобладает, это вид и подвид образования, который сегодня
выступает в единстве его двух неразрывных частей — обучения и воспитания. Очень
важно
избежать
гипертрофированности
процесса
обучения,
ведь
сегодня
дополнительное образование детей объективно определяет воспитание
в качестве
доминанты,
рассматривая
его
как
приоритетную
составляющую
современного
дополнительного образования детей.
Но
часто
участники
этого
процесса
(родители,
педагоги
общеобразова-
тельных
школ,
сами
ученики)
трактуют
термин
«дополнительное
образова-
ние» как необязательное. Можно поступить в ДШИ, но не напрягаться в дос-
тижении какого-то результата. Например, родители не всегда регулярно приво-
дят ребенка на урок, ссылаясь на занятость по работе. Но это не позволяется в
отношении общеобразовательной школы. Занятия ребенка, его успехи или не-
успехи в ДШИ можно не контролировать, что также не позволительно по от-
ношению к общеобразовательной школе. Да и сам ребенок объясняет почему
он не готов к уроку: занятостью, загруженностью в общеобразовательной шко-
ле. Т.е. общеобразовательная школа – это важно, школа искусств – неважно.
Тогда
возникает
вопрос:
откуда
при
необязательности
дополнительного
образования
берутся
знаменитые
отечественные
пианисты,
художники,
вока-
листы, скрипачи, артисты театров, ученые в разных науках? Ответ по этому
поводу был дан практикой. Он прекрасно сформулирован во многих статьях
тех, кто радел о музыкальном искусстве, в том числе, и у Л.В. Виноградова в
«Системе
общего
музыкального
воспитания».
Автор
уникальной
системы
на-
поминает:
«Музыка
привлекалась
для
воспитания
подрастающего
поколения
с
древних времен. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитани-
ем ребенка. Никто и никогда не отказывался от музыкальных занятий, спра-
ведливо считая, что без музыки невозможно развитие полноценной личности.
Главное, на что обращали внимание во все времена, – это что музыкальные
занятия формируют у ребенка те положительные чувства, ту этическую сторо-
ну,
без
которой
человеку
обойтись
невозможно».
Т.е.
занятия
музыкой
из-
давна рассматривались как обязательное средство в развитии личности,
сред-
ство в формировании базовых ценностей России. В русле преодоления необя-
зательности работают педагоги ДШИ.
И основным инструментом в этом служит взаимосвязь индивидуальной и коллективной
форм работы при значимости последней. Как бы не относились в отечественной и
зарубежной педагогике к этой форме, без нее невозможен образовательный процесс в
ДШИ.
Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность,
музыкальная наука подчеркивает, что оно осуществляется в различных формах
музыкальной деятельности.
Одна из этих форм – слушание музыки, которое
Б.В.Астафьев считал необходимым использовать для «гимнастики» музыкального
чувства и сознательного восприятия музыки». «Музыкальная культура, - писал он, -
нуждается
в
слушателе,
способном
критически
разобраться
в
художественных
музыкальных
явлениях,
а
не
в
пассивном
созерцателе».
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская
деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на
музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение,
ритмические движения).
Задачи музыкальной школы велики и не должны ограничиваться только воспитанием
профессиональных навыков игры на том или ином инструменте. Детская музыкальная
школа призвана также, формировать личность ребенка, его мировоззрение. Школа
должна заботиться о развитии музыкальной культуры и художественного вкуса ученика,
научить
его
сознательно
слушать
музыкальное
произведение,
содействовать
пробуждению у него активного интереса и любви к музыке, не сосредотачиваясь,
главным образом, на узко профессиональных вопросах.
В программах для ДШИ выдвигаются требования, направленные на то, чтобы сделать
музыкальное образование широким и многосторонним. Перед всем педагогическим
коллективом школы и особенно перед педагогом по специальности, который является
основным руководителем и воспитателем ученика поставлена ответственная задача
воспитания и формирования мировоззрения, морального облика, эстетических взглядов
и профессионального мастерства учащегося. Педагог должен прививать ученику интерес
к занятиям и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах. Этим
важнейшим задачам педагоги школы часто уделяют мало внимания. Текущая работа над
произведениями, подготовка к выступлениям, концертам, экзаменам поглощают все
внимание педагогов и учащихся, а главная, основная задача – воспитание личности
музыканта – порой выпадает из поля зрения. Эта задача требует от педагога не только
больших знаний, но и умения организовать работу с учащимися. Преподаватель ДШИ
должен не только владеть исполнительским мастерством, общей и музыкальной
культурой, методикой обучения, – он должен любить свою специальность, быть
преданным делу учителя-воспитателя.
Яблоко от яблони недалеко падает…. Чаще мы говорим так о детях и родителях. Но все
мы – копии (удачные или не очень, улучшенные или ухудшенные) своих учителей.
Поэтому учитель должен стать для воспитанника примером, авторитетом – тем более в
сельской местности и в век информационных технологий, когда вся наша жизнь навиду
и очень прозрачна.
Эстетическое
воспитание
–
это,
прежде
всего
воспитание чувств. Человек, чувства которого не воспитаны, "глух " и " слеп", ему
неведома красота мира, а значит, он едва ли способен и на красивые благородные
поступки. Не потеряли своего значения и сегодня слова А. Луначарского о том,
что ни один учебник арифметики не объяснит, что такое добро и что такое зло, а
вот
искусство
еще
с
дошкольных
лет
помогает
это
объяснить.
Составной
частью
обшеэстетического
воспитания
является
музыкальное
воспитание. Человек, любящий музыку, умеющий ее слушать и слышать, умеет
слушать и других людей, сочувствовать им, сострадать, сопереживать. Музыка
обостряет, эмоциональную отзывчивость и является могучим источником мысли.
Выдающийся
педагог
В.А.
Сухомлинский
в
своей
работе
с
детьми
большое
внимание
уделял
их
музыкальному
воспитанию.
Необходимо
полностью
согласиться
с
его
мыслями,
что
"без
музыкального
воспитания,
невозможно
полноценное
умственное
развитие
ребенка...
Музыкальный
образ
по-новому
раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности".