Автор: Пандо Ольга Николаевна
Должность: учитель родного языка
Учебное заведение: МОУ Школа с.Аксарка
Населённый пункт: ЯНАО, с.Аксарка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лексическое значение имён прилагательных в хантыйском языке. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Раздел: начальное образование
Тема: Лексическое значение имён прилагательных в хантыйском языке. Обогащение
словарного запаса именами прилагательными.
Учитель: Пандо Ольга Николаевна
Место работы: МОУ Школа с.Аксарка
Класс: 3
Цели деятельности учителя:
- развивать умение устанавливать связь слов в предложении;
- формировать умение распознавать в речи имена прилагательные;
- знакомить с обобщённым лексическим значением имён прилагательных;.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности
учащихся, обогащению словарного запаса.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся распознавать имя прилагательное среди других частей
речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений; распознавать
сложные прилагательные и записывать их; обогащать словарный запас;
Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному
материалу; способность к самооценке. Принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Оборудование: Ханты ясаӈ 3 кл. Под редакцией Е.А.Нёмысовой. С - П. Филиал
издательства «Просвещение» 2019
Ход урока
1.Организационный момент.
-Вуща олаты, нявремиет! Лоӈхапщи муӈев урокна вахсаллы.
Нын энамлаты па нын пилана номаслан ищи энамлат. Ханты ясӈев номсат этталлув.
2.Актуализация опорных знаний.
-Аммаматщи ощаты.
Амэм, ащем, ханам ныӈ,ханам ях-щит хойтэт? (ротлам)
И пасанна амсылылат, ияха лылат, ияха оллат. Щит ма и …(рот).
Минутка чистописания.
-Буква Рр хаслув.
- Ясаӈ рот хансаты.
- Омщаламан, хоты амэн пела лавлаты? (амыем)
-Щи ясаӈ мала часть речи? (существительной)
- амы ясаӈ эвалт прилагательной вераты. Алӈась лаваты, прилагательной эвалт мала
ощлаты?
Там таблица вератты.
Прилагательной нэм
Щит мала?
Хоты инщасла
Предложенийна малайи
оллиял?
-Корень ощаты. Хоты щи ясӈат нэматлаят? (и рот ясӈат)
-Предложения амыи эвалт вераты.
Ма амыем сэӈк хорам, каркам, энамты.
-Предложенийна прилагательной нэм ощаты па илта щуртаты.
-Там урокна мала часть речи эвалт питлув потарты?
3. Работа по теме.
1)- Там потар луӈтаты. Хой эвалт хасман ол?
Щи нэӈхы нятлаллы. Лув сэӈк. Мин янламан. Урокатна сэӈк.
( Доскайна: самаӈ,атсам, ёраӈ, ям, номсаӈ, патраӈ).
-Малайи нын ант мастаслан, хой эвалт?
-Там прилагательноит щи предложенийна амтаты, патар вераты.
4. Физминутка.
Тами луй вул ащем
Тами луй вул амэм
Тами луй ащием
Тами луй амыем
Тами луй ма-
Щи ма ротам.
5. Закрепление. Работа с учебником с. 80 Упр.1
6.Конкурс «Развивай-ка»
Там предложеният луӈтаты па прилагательной нэм ты амтаты.
(Распространите предложения с помощью имён прилагательных)
1 группа
Тал ёхтас. Лащь питас. Ищнина хансат
хансамат. Орна савар, охсар па лэпак
калмат нылаят.
2 группа
Товы ёхтас. Лащь лалты питас. Ёханат
пахансат.Най ал валиял. Ворӈаят мув эвалт
ёхатсат.
(Так ищки тал ёхтас. Тал ищнина хорам
хансат хансамат. Орна нави савар, вурты
охсар па пунаӈ лэпак калмат нылаят.)
(Хасам товы ёхтас. Товы лащь лалты
питас. Сыяӈ ёханат пахансат. Хасам най
ал валиял. Патраӈ ворӈаят каврам мув
эвалт ёхатсат.)
7. Конкурс «Угадай-ка»
-Пормасат ямас лавалэн ки, рахал мастата. Ма нвынан прилагательной нэм лавлам, нын
ямас номасаты , щит мала! (Оказывается если точно описать предмет с помощью имён
прилагательных, то можно узнать его, даже не видя).
Пунаӈ-……….., мутраяӈ-……,саккараӈ-…..,васты-……, мал-…..рам-…..
8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Там урокна муӈ мала версув?
-Малайи щи тема муӈев масл?