Напоминание

"Воспитание толерантности как основа формирования личности"


Авторы: Полежаева Роза Рахимовна, Токмашева Лилия Анатольевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чарковская СОШИ им. В. Г. Майнашева""
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОН, ЧАРКОВ
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности как основа формирования личности"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание толерантности как основы формирования

гражданско-патриотической личности

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в

этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:

ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и

лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и

раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,

правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,

красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил

узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как

ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то

писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три

слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел

владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и

есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.

Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее,

спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности,

расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь,

которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и

быстрым решениям сложных социальных проблем.

В

последнее

время

в

подростковой

и

молодежной

среде

наблюдается

катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает

увеличиваться

подростковая

преступность.

Растет

количество

антиобщественных

молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в

экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В

одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда

бывает и наоборот…

Наша школа многонациональная, в ней обучаются дети разных национальностей:

хакасы, русские, украинцы, татары, мордва, немцы и др. Поэтому

воспитательная

программа школы основана на воспитании толерантности и гражданственности.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план

выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного

развития. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,

политическим,

конфессиональным,

межличностным

разногласиям,

признание

возможности равноправного существования «другого»

Гражданско-патриотическое

воспитание

целенаправленная

деятельность,

призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы

поведения гражданина и патриота России.

Издавна на Руси вершили свои добрые дела «доброходы» и «добросерды». На

долгие годы выпали эти замечательные слова из лексики русских людей, забыта была и

добросердечность…Именно поэтому молодежи сегодня как можно чаще надо напоминать

о милосердии, любви и безвозмездной помощи ближнему, нуждающемуся в помощи и

поддержке.

В нашей школе действует детская организация «Мы – вместе!» , где девизом для нас

стали слова: «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» -

сто тысяч «я»!»

Основные цели и ступени нашей воспитательной системы школы:

I

ступень

формирование

социально-ориентированного

поведения

учащихся младших классов на основе этнокультурного воспитания (1 - 4

классы);

II ступень – поликультурное воспитание учащихся основной школы (5 - 9 классы);

III ступень – Формирование гражданской идентичности (10-11 классы).

Детская школьная организация имеет свою структуру и Устав. Участие в ней

основано

на

принципах

добровольности,

равноправия,

законности,

гласности

и

доступности. Цели и задачи детской школьной организации реализуются через программы

художественно-эстетического, туристко - краеведческого,

физкультурно-спортивного

направлений под углом воспитания гражданина и патриота. Через эти занятия учащиеся

повышают правовую культуру, составляют свои родословные, разрабатывают эколого-

краеведческие маршруты «Родословие моей земли», участвуют в акциях «Я - гражданин

России», «Будущее в наших руках», «Я выбираю здоровый образ жизни», праздник для

опекаемых детей «Дом, в котором я живу».

Работа детской школьной организации представлена следующей совокупностью

шагов:

- моделирование школьного сообщества как демократического государства;

- оказание помощи в становлении и развитии

лидеров и актива детской

организации;

- вхождение в систему открытых гражданских отношений через технологии

социального проектирования.

Детская школьная организация помогает детям осмыслить свою роль и место в

жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты

своего труда, сформировать такие социально-нравственные качества, как любовь к Родине,

ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью,

является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам

необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край

- живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма -

глубокой любви к Родине.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего

краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального,

трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и

предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических,

политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника

мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной

нации и, как следствие, - гордость за это.

Одной из важнейших задач современной школы является фор мирование

понятия «Родина». Оно включает в себя все многообразие социальных и природных

факторов, которые объединяются понятиями «семья» или «деревня», «город». По мере

своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу

класса, школы, народу.

В школе собирается материал для создания и открытия музейной комнаты.

Работа ведется по направлениям:

«Поклонимся великим тем годам…» - материал об участниках ВОВ;

«Герои живут среди нас», посвященный участникам локальных воин и воинам –

интернационалистам;

«Мой край в судьбе Отчизны» - исторические памятники аала Чарков: Чаа-тас,

солнцеликий камень, холм Мессершмидта;

«Мы из рода Чарковых» - история основания аала Чарков.

Весь воспитательный процесс построен вокруг традиционных праздников русского

и хакасского народов:

Здравствуй, школа!

Дни тюркской письменности

Осенний бал

День пожилых людей

Майнашевские чтения

День матери

Новый год

Рождество

День защитника Отечества

Международный женский день

Чыл Пазы (хакасский новый год)

Чир Iне ( День Земли)

9 мая – День Победы

Выпускной бал

Тун Пайрам (Праздник первого молока)

Патриотизм и гражданственность - это любовь к Родине, преданность своему Отече-

ству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его

защите.

На

личностном

уровне

патриотизм

и

гражданственность

выступает

как

важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,

нравственных идеалах, нормах по ведения. Патриотизм и гражданственность проявляется в

поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине»,

патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости,

поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной

любви к своему Отечеству.

Толерантность, патриотическое и гражданское воспитание должно стать

основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного

поля

российской

ментальности,

самобытности

народных

традиций

и

обычаев,

обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.

Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное

благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и

социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому

коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Хорошими словами С.А.Шмакова хочется закончить размышления: «В глубине

каждого ребенка спрятаны серебряные колокольчики. Их нужно отыскать, затронуть так,

чтобы они зазвенели радостным и веселым звоном, чтобы мир ребят стал радостнее и

светлее».



В раздел образования