Авторы: Полежаева Роза Рахимовна, Токмашева Лилия Анатольевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чарковская СОШИ им. В. Г. Майнашева""
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОН, ЧАРКОВ
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности как основа формирования личности"
Раздел: начальное образование
Воспитание толерантности как основы формирования
гражданско-патриотической личности
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в
этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:
ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и
раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,
правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,
красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил
узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как
ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то
писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.
Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три
слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел
владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и
есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.
Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее,
спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности,
расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь,
которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и
быстрым решениям сложных социальных проблем.
В
последнее
время
в
подростковой
и
молодежной
среде
наблюдается
катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает
увеличиваться
подростковая
преступность.
Растет
количество
антиобщественных
молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в
экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В
одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда
бывает и наоборот…
Наша школа многонациональная, в ней обучаются дети разных национальностей:
хакасы, русские, украинцы, татары, мордва, немцы и др. Поэтому
воспитательная
программа школы основана на воспитании толерантности и гражданственности.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план
выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного
развития. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,
политическим,
конфессиональным,
межличностным
разногласиям,
признание
возможности равноправного существования «другого»
Гражданско-патриотическое
воспитание
–
целенаправленная
деятельность,
призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы
поведения гражданина и патриота России.
Издавна на Руси вершили свои добрые дела «доброходы» и «добросерды». На
долгие годы выпали эти замечательные слова из лексики русских людей, забыта была и
добросердечность…Именно поэтому молодежи сегодня как можно чаще надо напоминать
о милосердии, любви и безвозмездной помощи ближнему, нуждающемуся в помощи и
поддержке.
В нашей школе действует детская организация «Мы – вместе!» , где девизом для нас
стали слова: «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» -
сто тысяч «я»!»
Основные цели и ступени нашей воспитательной системы школы:
I
ступень
–
формирование
социально-ориентированного
поведения
учащихся младших классов на основе этнокультурного воспитания (1 - 4
классы);
II ступень – поликультурное воспитание учащихся основной школы (5 - 9 классы);
III ступень – Формирование гражданской идентичности (10-11 классы).
Детская школьная организация имеет свою структуру и Устав. Участие в ней
основано
на
принципах
добровольности,
равноправия,
законности,
гласности
и
доступности. Цели и задачи детской школьной организации реализуются через программы
художественно-эстетического, туристко - краеведческого,
физкультурно-спортивного
направлений под углом воспитания гражданина и патриота. Через эти занятия учащиеся
повышают правовую культуру, составляют свои родословные, разрабатывают эколого-
краеведческие маршруты «Родословие моей земли», участвуют в акциях «Я - гражданин
России», «Будущее в наших руках», «Я выбираю здоровый образ жизни», праздник для
опекаемых детей «Дом, в котором я живу».
Работа детской школьной организации представлена следующей совокупностью
шагов:
- моделирование школьного сообщества как демократического государства;
- оказание помощи в становлении и развитии
лидеров и актива детской
организации;
- вхождение в систему открытых гражданских отношений через технологии
социального проектирования.
Детская школьная организация помогает детям осмыслить свою роль и место в
жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты
своего труда, сформировать такие социально-нравственные качества, как любовь к Родине,
ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью,
является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам
необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край
- живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма -
глубокой любви к Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего
краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального,
трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и
предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических,
политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника
мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной
нации и, как следствие, - гордость за это.
Одной из важнейших задач современной школы является фор мирование
понятия «Родина». Оно включает в себя все многообразие социальных и природных
факторов, которые объединяются понятиями «семья» или «деревня», «город». По мере
своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу
класса, школы, народу.
В школе собирается материал для создания и открытия музейной комнаты.
Работа ведется по направлениям:
«Поклонимся великим тем годам…» - материал об участниках ВОВ;
«Герои живут среди нас», посвященный участникам локальных воин и воинам –
интернационалистам;
«Мой край в судьбе Отчизны» - исторические памятники аала Чарков: Чаа-тас,
солнцеликий камень, холм Мессершмидта;
«Мы из рода Чарковых» - история основания аала Чарков.
Весь воспитательный процесс построен вокруг традиционных праздников русского
и хакасского народов:
Здравствуй, школа!
Дни тюркской письменности
Осенний бал
День пожилых людей
Майнашевские чтения
День матери
Новый год
Рождество
День защитника Отечества
Международный женский день
Чыл Пазы (хакасский новый год)
Чир Iне ( День Земли)
9 мая – День Победы
Выпускной бал
Тун Пайрам (Праздник первого молока)
Патриотизм и гражданственность - это любовь к Родине, преданность своему Отече-
ству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его
защите.
На
личностном
уровне
патриотизм
и
гражданственность
выступает
как
важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,
нравственных идеалах, нормах по ведения. Патриотизм и гражданственность проявляется в
поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине»,
патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости,
поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной
любви к своему Отечеству.
Толерантность, патриотическое и гражданское воспитание должно стать
основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного
поля
российской
ментальности,
самобытности
народных
традиций
и
обычаев,
обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.
Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное
благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и
социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому
коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
Хорошими словами С.А.Шмакова хочется закончить размышления: «В глубине
каждого ребенка спрятаны серебряные колокольчики. Их нужно отыскать, затронуть так,
чтобы они зазвенели радостным и веселым звоном, чтобы мир ребят стал радостнее и
светлее».