Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "Образовательный центр"
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы, Самарской области
Наименование материала: Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ по географии.
Тема: Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ по географии.
Раздел: среднее образование
Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ по географии.
Сетевое взаимодействие В современных условиях система образования может
рассматриваться с одной стороны, как сторона, использующая информационные
технологии, равно как и потребитель ИК-технологий. При этом только процесс передачи
информации
не
равноценен
воспитательному
процессу
или
передаче
знаний
обучающимся.
Процесс информатизации и цифровизации современного общества тесно связан со
всеми формами образовательной деятельности. ИК технологии широко применяются для
взаимосвязи преподавателя и обучающегося. Современный преподаватель должен не
только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по применению их в
своей
профессиональной
деятельности.
Образование
все
больше
переходит
на
компетентностноориентированный
подход
в
обучении,
который
приоритетом
устанавливает направленность на результат, а не на содержание обучения.
Такой подход требует изменения и модернизации ряда методик, используемых в
государственной итоговой аттестации. Повышается уровень информатизации общества,
произошел
переход
на
цифровую
модель
развития,
а
процессы
цифровизации
большинства
сфер
экономики
будут
только
усиливаться.
Объемы
информации
увеличиваются, и нередко освоение этой информации отстает от темпов ее устаревания. В
таких условиях остро возникает спрос на выпускников, которые могут искать, выбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Таким образом, приоритетной задачей образования является выявление и развитие
способностей каждого выпускника, формирование личности, готовой к участию в
развитии общества,
способной проявлять творческую и социальную активность,
самореализовываться
в
жизни.
ФГОС
нацелены
на
подготовку
высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, поэтому
компетентностно-ориентированный подход лежит в основе реализации ФГОС.
Его
особенность
в
изменении
способов
оценки
результатов
освоения
образовательных
программ,
в
определении
сформированности
компетенций
у
выпускников. При этом компетенции должны удовлетворять реальным потребностям
современного общества. 2 Эффективное внедрение в образовательный процесс ИКТ
предоставляет новые возможности преподавателям и обучающимся, способствуют
активизации познавательной активности.
ИК-технологии являются средством доступа к учебной информации, могут быть
широко
использованы
при
подготовке
к
ЕГЭ
и
ОГЭ.
К
информационно-
коммуникационным
технологиям
относят
разнообразные
виды
электронных
образовательных ресурсов (ЭОР). Их использование характеризует интегрированный
подход в обучении, углубляет межпредметные связи, расширяет возможности проектной
работы. Признаками информационной культуры являются навыки и способности работать
с
информационными
данными,
решать
теоретические
и
практические
задачи
с
использованием средств информатизации.
В
понятие
информационной
культуры
входит
способность
оценивать
и
формулировать потребности в информации, перерабатывать информацию, создавая
качественно новую, навыки информационного общения и компьютерная грамотность. Ряд
источников признает термин «информационные технологии» синонимом «компьютерных
технологий». При этом информационные технологии значительно шире и включают не
только
компьютерные,
но
и ряд других технологий,
объединяемых
в понятие
«современные информационные технологии». Цифровизация образовательного процесса,
как
и
информатизация,
считаются
инновационными
технологиями.
Основными
направлениями их внедрения являются: применение компьютерной техники как одного из
средств обучения; развитие творческих навыков, мышления обучающихся; оптимизация
диагностических процессов и исследований в образовании и педагогической психологии;
развитие коммуникативных навыков; повышение эффективности процессов управления
образовательной организацией.
Охарактеризуем
ряд
информационных
технологий.
Текстовые
редакторы
представляют собой программы для набора текста, его редактирования, визуального
оформления. Простейшим текстовым редактором является Блокнот OS Windows. WordPad
– это ещё один стандартный текстовый редактор, который поставляется в перечне
предустановленных в Windows программ. Наиболее популярным является MS Word. 3
Табличный редактор представляет собой программу, предназначенную для решения
различных вычислительных задач. Наиболее известен табличный редактор Excel фирмы
Microsoft.
Табличные процессоры используются, когда данные необходимо представлять в
виде
табличных
значений,
систематизировать
большое
количество
различных
показателей. Мультимедиа технология означает широкий спектр информационных
технологий, целью которых является воздействие на пользователя (в образовательном
процессе – на обучающегося). Разработка мультимедийных продуктов для использования
в образовательном процессе предполагает следующие этапы: разработка структуры
ресурса, отбор учебного, наглядного материала, его структурирование, разработка
лабораторных и практических работ, разработка средств контроля. В условиях реализации
новых ФГОС использование ИКТ – важная часть эффективного образовательного
процесса,
способствующая успешному формированию компетенций обучающихся,
эффективной подготовке к процедуре ГИА.
Информационно-коммуникационные
технологии
в
условиях
цифровизации
образования применяются в электронном (сетевом) и дистанционном обучении. Он-лайн
обучение, создание цифровых библиотек – элементы целостного процесса внедрения
ИКТ. Сетевое взаимодействие (СВ) в образовании подразумевает сотрудничество
нескольких ОО, а также использование ресурсов иных организаций. Цель взаимодействия
– эффективное формирование знаний, умений и навыков, а также компетенций
выпускника. В современных условиях может складываться обстановка, когда в процессе
обучения целесообразным становится использование цифровых и иных ресурсов других
ОО, организаций – социальных партнеров. Тем не менее, использование форм СВ не
является обязательным. Образовательным учреждениям СОО сетевое взаимодействие
предоставляет возможность аудита образовательного процесса, качественную оценку
причин неэффективности
тех или
иных
механизмов
образовательного процесса,
установление взаимосвязи школьного и профессионального образования. Школьное
образовательное пространство может быть расширено за счет взаимодействия с
учреждениями СПО и ВУЗами.
Сетевая образовательная программа для СОО разрабатывается с привлечением
партнерских организаций на основании договора. Наиболее предпочтительной является
модульная структура программы. При этом 4 участники проекта формируют свою
материально-техническую базу для организации процесса обучения и другие виды
обеспечения. Образовательный контент, предлагаемый в рамках сетевого взаимодействия,
доводится до обучающихся с использованием элементов дистанционного и электронного
обучения. Приемы работы в группе подразумевают формирование информационно-
коммуникационной
компетенции,
при
коллективной
интеллектуальной,
игровой,
исследовательской работе у выпускников появляются различные роли. Одновременно
совершенствуются организационные навыки, умение анализировать результаты работы.
Одним из элементов формирования ИКкомпетентности является введение и
постепенное усложнение биологической терминологии, самостоятельная работа по
составлению схем, майнд-карт. Таким образом, сетевые технологии закрепляются как в
зарубежном, так и в отечественном образовании, а в условиях реализации ФГОС СОО
приобретают особую важность в формировании знаний, умений, навыков, компетенций
обучающихся. Их широкая функциональность позволяет внедрять сетевые технологии на
любом этапе учебного занятия
Тенденции к внедрению цифровых технологий наблюдаются в большинстве
отраслей, в том числе в образовании. Формат, в котором осуществляется современное
образование, меняется. Цифровизация является одной из ведущих сторон развития
современного общества. В 2017 году на ПМЭФ президентом РФ была поставлена задача
добиться всеобщей цифровой грамотности и в первую очередь совершенствовать саму
систему обучения, начиная со школьного уровня. Использование информационных
технологий в подготовке к ОГЭ по географии За счет применения информационных и
инновационных технологий у обучающихся создается и повышается мотивация,
происходит стимулирование исследовательской работы. Подача учебного материала в
неожиданном контексте, его поисковый характер способствует как формированию
функциональной грамотности обучающихся, так и повышению эффективности процесса
подготовки к ГИА.
Сам процесс подготовки может быть скорректирован и направлен в нужном
направлении при использовании заданий разных уровней сложности, применении такого
метода обучения, как работа в экспертных группах. При одновременной само- и
взаимооценке учебных действий формируется 5 адекватная самооценка ученика. А
использование новых образовательных коммуникационных технологий способствуют
формированию
цифровой
культуры.
Наиболее
известными
и
используемыми
инновационными технологиями являются скрайбинг и разработка интеллект-карт.
Скрайбинг отражает сложное содержание терминов, явлений, объектов путем
составления простых и понятных визуальных образов, схем. Его задачей является простое
представление сложной информации. Данная технология обладает универсальными
возможностями применения: визуализация возможна по большинству предметов и
дисциплин, изучаемых в школе.
Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по географии для лучшего структурирования
теоретического материала нами используется технология составления майнд-карт,
эффективность её подтверждается результатами, показанными выпускниками. Майнд-
карты способствуют освоению больших объемов информации, что особенно актуально
при
подготовке
к
государственной
аттестации
по
географии,
позволяют
систематизировать и обрабатывать информацию. Происходит развитие логического
мышления, формируются навыки системного подхода в обработке географической
информации. Рассмотрим технологию разработки майн-карт по географии на примере
темы «Зарубежная Европа».
Поскольку главная идея – характеристика значения Зарубежной Европы в мире, его
название размещается в центре листа. Ветви первого порядка 6 включают: данные о
населении,
хозяйстве,
политических
особенностях,
интеграции
и
уникальных
особенностях региона. Ветви второго порядка показывают уточнения в приведенных
показателях. Данную схему можно дополнить ветвями первого порядка, показывающими
обеспеченность природными ресурсами и характеристику климатических особенностей.
Технология может применяться при изучении регионов мира, отраслей промышленности,
видов природных ресурсов или других объектов в географии.
Преимуществом является возможность дополнения майнд-карт при углублении и
расширении знаний. Технология интеллект-карт применима при изучении любого раздела
по географии, а ее преимущество как средства контроля – невозможность списывания и
плагиата. В наглядных материалах модуля представлены авторские майнд-карты по
разделам географии, используемые нами для подготовки к государственной итоговой
аттестации. При использовании их в частной практике необходимо указывать авторство. В
случае, если учащийся не имеет возможности использовать компьютерную программу,
составление майнд-карт производится на листе бумаги формата А4.
Применяются цветные маркеры, возможно наклеивание или зарисовывание
визуальных объектов, соответствующих ветвям первого, второго и других порядков. В
условиях внедрения ФГОС нового поколения актуальным становится проектная
деятельность, повсеместно внедряемая в образовании школьников. Основой проектов
является исследовательская деятельность. Выполнение проектов относят к методам
развивающего
личностно-ориентированного
обучения.
В
данном
случает
образовательный процесс стимулирует развитие навыков проведения исследований,
постановку проблемы, сбор и анализ информации, осуществление эксперимента, а также
анализ данных проведенных исследований. Также происходит формирование и развитие
творческих способностей обучающихся.
Обучающемуся проект дает возможность максимально раскрыть свой творческий
потенциал, послужить средством самореализации. Проектная деятельность может
осуществляться
как
индивидуально,
так
и
в
группе,
способствовать
развитию
коммуникативных навыков, предоставлять возможность публично показать достигнутые
результаты. Создание готового продукта исследования – способ максимально раскрыть
собственный творческий потенциал. Преподаватель, используя проектную деятельность,
интегрирует
дидактические
средства
развития,
обучения,
воспитания,
а
также
стимулирует 7 развитие специфических навыков проектной деятельности (коллективный
поиск и анализ информации, самообучение, исследовательская работа), по сути, являясь
консультантом, координатором и экспертом.