Напоминание

"Средние века: время рыцарей и замков"


Автор: Бандурко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КШИ "Сибирский Кадетский Корпус"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: технологическая карта урока окружающего мира
Тема: "Средние века: время рыцарей и замков"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта

1.

Ф.И.О. учителя: Бандурко Наталья Владимировна

2.

Класс: 4, Программа: «Школа России», Предмет: Окружающий мир, Авторы учебника: А. А. Плешаков, Е. А.

Крючкова

Тема урока:

Тип урока:

«Средние века: время рыцарей и замков»

Изучение нового материала

Основное содержание

темы:

Термины и понятия:

Знакомство с эпохой Средневековья.

Средневековье, рыцари, замки, ислам, буддизм,христианство.

Цель урока:

Формирование представления о Средневековье как исторической эпохе.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование

о снов

р о с с и й с ко й

г р а ж д а н с ко й

и д е н т и ч н о с т и ,

ч у в с т в а

гордости за российский народ и

историю России

Формирование

уважительного

отношения

к

иному

мнению,

истории

и

культуре народов

Развитие

самостоятельности

и

личной

от ве т с т ве н н о с т и

за

с в о и

поступки

Овладение способностью принимать

и

сохранять

цели

и

задачи

учебной

деятельности

о с в о е н и е

н а ч а л ь н ы х

ф о р м

п о з н а в ат е л ь н о й

и

л и ч н о с т н о й

рефлексии

готовность

слушать

собеседника

и

вести диалог

Иметь представление о

периоде Средних веков, его

историческом времени и месте;

Оценивать последствия открытий,

достижений, сохранившихся со

времён средних веков; устанавливать

взаимосвязь мира средневековья и

современной жизни общества.

освоение доступных способов

изучения природы и общества.

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

-Интерактивный материал

-Информационный

материал

Мультимедийная презентация;

бланки для работы учащихся (раздаточный материал); опорные слова (рыцарь, замок,

христианство, буддизм, ислам, изобретения и открытия)

Формы работы:

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Технология изучения темы

Название этапа

Содержание деятельности

Планируемые

результаты:

-личностные

-метапредметные

-предметные

I.

Самоопределение деятельности

Организация

учащихся

1 слайд

- Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Сегодня нам с вами

предстоит выполнить интересную работу и узнать много нового на уроке.

Готовность

слушать

собеседника

и

ве сти

диалог;

развитие самоконтроля.

Актуализация

учащихся

Проверка

домашнего

задания

Фронтальная

-А какие же вы открытия сделали на прошлых уроках?

Проведем блиц – опрос:

- Назовите государства Древнего мира. (Древний Египет, Древняя

Греция, Древний Рим)

- Что такое иероглиф? (особые знаки, которыми писали египтяне.

Иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких

согласных звуков).

- В честь кого строили храмы в Древнем Египте? (храмы считались

работа

Индивидуальная

работа

жилищами богов)

- Что такое пирамиды? Кто такие фараоны? (пирамиды – это

гробницы. Фараоны – цари Египта)

- Что является сердцем Афин? (Акрополь. Холм, где находились

главные храмы города).

(В это время один ученик выполняет задание у доски. Соединить

ответ и вопрос.)

Вывод : эпоха древнего мира самая длительная в истории

человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек,

прежде чем стал таким, как сейчас.

И мы с вами продолжаем путешествовать по страницам истории.

Подготовка к

основному этапу

занятия

2 слайд

Формулирование

-Прочитайте стихотворение и добавьте на слайде слово пропущенное:

На щите моем эмблема

И девиз «Любовь и честь!».

Докажу я непременно,

Что они на свете есть.

Я невинных защищаю,

Преступления отмщаю —

Лишь за правду должен биться

Каждый благородный........ (рыцарь).

Овладение

способностью

принимать и сохранять

цели и задачи учебной

деятельности.

Умение выделять

существенную

информацию.

учебной задачи

3 слайд, 4 слайд

— Что вы можете рассказать о рыцарях?

— Когда жили рыцари? Посмотрите на ленту времени

— Какая эпоха следующая после древнего мира? Средние века.

-Предположите, что будем изучать сегодня на уроке?

- Действительно, тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и

замков».

- Какие вопросы возникают, глядя на тему?

-Сколько по времени продолжалась данная эпоха? Как жили рыцари? Чем

они занимались?

-Какой вклад внесла данная эпоха в историю человечества?

-На эти и другие вопросы будем отвечать в течение урока.

Сопоставление

длительности

исторических периодов

Древнего мира и

средневековья,

определение по «ленте

времени» длительность

средневековья.

Определение общей цели

и путей ее достижения.

II.

Учебно-познавательная деятельность

Восприятие

учебного

материала

5 слайд

Работа с понятиями: Средние века, христианство, ислам,

буддизм, рыцарь, замок.

– Итак, Средневековье.

—Предлагаю отправиться в путешествие по плану.

План работы (на слайде)

1.

Какая эпоха в истории называется Средними веками?

2.

Какие религии возникли в Средневековье?

Формулирование и

аргументация своего мнения и

позиции, достаточно полное и

точное выражение своих мыслей.

Умение выделять существенную

информацию, осуществлять

актуализацию личного

Индивидуальная

работа

6 слайд

7 слайд

Объяснение

нового материала

3.

Кто такие рыцари Средневековья?

4.

Для чего строили замки?

5.

Кто и когда изобрел книгопечатание?

—Что мы будем делать для того, чтобы ответить на эти

вопросы ? (Работать с учебником, тетрадью, дополнительным

материалом, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать,

делать выводы, работать в группах, в парах)

Путешествуя по средневековью, мы с вами будем использовать

маршрутный лист. В первый столбик вы будете записывать

опорное слово, а после изучения материала, вы поставите себе

отметку, на какую вы оцените свою работу.

Средние века охватывают 10 столетий между древним миром и

новым временем. Началом Средневековья принято считать 476

год. Давайте вспомним, где жили древние люди? (В пещерах,

хижинах). Постепенно количество людей увеличивалось,

образовывались деревни, поселения, которые разрастались, и в

итоге появляются города.

Центром была главная рыночная площадь, или рынок. Здесь не

только торговали, но и оглашались указы короля, разбирались

жизненного опыта.

Формирование умения

планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее

реализации.

Самостоятельный учет

установленных ориентиров

действия в новом учебном

материале, построение речевых

высказываний, использование

общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация

своего мнения и позиции в

коммуникации, учет разных

мнений, координирование в

сотрудничестве разных позиций,

планирование учебного

сотрудничества, достаточно

полное и точное выражение

своих мыслей.

Опорное слово

Отметка

Объяснение

нового материала

8 слайд

Работа в группах

9, 10 слайды

Работа в группах

судебные споры.

Некоторые современные города, например,

Берлин,

Копенгаген,

Амстердам

возникли

в

Средние

века.

Кстати, к средневековым городам относится и столица нашего

государства Москва.

В европейских городах и сейчас сохранились кварталы,

построенные в Средние века. На с. 15 рассмотри главную

площадь города Сиены .

Сиена – один из самых красивых

городов Италии, сохранивший на своих узких улочках

средневековый дух.

В наше время на этой площади походят

скачки. Гонка длится 90 секунд. Наездники проезжают 3 круга,

Перед началом соревнований невероятное зрелище - парад

рыцарей и акробатические представления, а после скачек –

фейерверки, парады духовых оркестров, дегустация блюд

тосканской кухни и веселье до самого утра.

-А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким

улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке.

- Кто это ? (опорное слово РЫЦАРЬ).

А подробнее об облачении рыцаря нам расскажет ученик,

который приготовил сообщение.

- А теперь проверим, как вы запомнили, во что был облачен

рыцарь и как он был вооружен.

Подпишите на рисунке (Приложение 2), как называлось боевое

облачение и вооружение рыцаря. ( Работа в группах).

Покажите, что у вас получилось. С каким опорным словом

работали? Поставьте оценку за свою работу.

Продолжаем работу.

Формирование уважительного

отношения к иному мнению,

истории и культуре народов.

Формулирование и аргументация

своего мнения и позиции в

коммуникации.

Формировать умение оформлять

свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других,

вступать в беседу; уметь

работать в группе; совместно

договариваться о правилах

Прочитайте текст (Приложение 1) который находится у вас на

столах. Читать будете с пометками:

! – новое, интересное;

? – возник вопрос;

+ - знал.

На работу даю 4 минуты.

- Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что

из текста вы узнали нового? Что было непонятно?

Представим, что мы с вами рыцари. Попробуем надеть доспехи.

Физминутка.

“Оружие рыцаря”.

Стреляем из лука.

Метаем копье (правой и левой рукой).

Сражаемся мечом.

Защищаемся щитом.

Вернулись в эпоху средневековья.

общения и следовать им;

определять цель учебной

деятельности, план выполнения

заданий, давать эмоциональную

оценку деятельности;

.

Готовность слушать собеседника

и вести диалог.

Внедрение

знаний в

практику

11,12,13 слайды

- Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало,

понять

себя,

человеческую

жизнь

.

Люди

невольно

очеловечивали природу. Вспомните, как относились к природе

древние

люди?

Им

казалось,

что

она

полна

каких-то

таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей.

Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так

появились традиции, обряды, ритуалы. С развитием общества

изменились и верования людей. Появились новые боги. Это было

связано

с

изменением

жизни

людей.

Все

шире

стали

распространяться 3 основные религии. Посовещаетесь в парах и

вспомните какие основные религии существуют из ОРКСЭ.

Освоение доступных способов

изучения природы и общества.

Формирование уважительного

отношения к иному мнению,

14 слайд

15 слайд

16,17,18 слайды

3 основные религии.

Христианство ислам Буддизм

Христианство –появилось в 1 веке, в восточной провинции

Римской империи. В кого верят Христиане? В Иисуса Христа

как Богочеловека и Спасителя мира.

Ислам – по арабски означает покорность. Ислам возник в Аравии

в 7 веке. Основал пророк Мухаммед.

Поклоняются единому Богу Аллаху.

Буддизм. Возник в Индии в 5 веке. До н .э. Основатель религии

получил имя Будда. От слова «просветленный»

Все эти религии берут свое начало именно в средние века.

Подробнее мы сможем прочитать на стр 16, 17 в учебнике.

- А мы с вами возвращаемся к рыцарям Средневековья. Как вы

думаете, где жили рыцари? (В замках)

- Во время Средневековья было построено множество замков

(опорное слово ЗАМОК). Замки строили по определенным

правилам. А по каким , вы должны сказать сами.

-Послушайте (читает ученик)стихотворение, оно вам поможет

ответить на это вопрос.

На холме или на круче

Замок строился могучий;

Рвом с водою обнесён,

Стенами он защищен,

Врагов в него не пропускали,

Мост подъёмный поднимали.

- А подробнее мы сможем узнать на страницах учебника .

истории и культуре народов

Сопоставление мировых религий,

выявление их сходства и

различие: место и время их

возникновения, особенности

храмов.

Формирование представления об

эпохе средневековье, рыцарях, их

занятиях, образе жизни; полное и

точное выражение своих мыслей.

Формирование представления об

эпохе средневековья, рыцарях,

образе жизни, замках; полное и

(стр. 18,19 работа с учебником)

-Какие же были правила строительства замков? Для чего?

Оцените себя правильно ли вы ответили на этот вопрос.

А какие известные замки вы знаете? Как вы думаете, что сейчас

находится в замках?

Вывод.Многие рыцарские замки сохранились до наших дней.

Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых

находятся музеи.

3. Эпоха Средневековья – это не только эпоха рыцарей, это ещё

эпоха изобретений и открытий.(опорное слово ОТКРЫТИЯ И

ИЗОБРЕТЕНИЯ).

Я принесла ларец с секретом,

В нём вещи, что привычны нам.

Но мало знает кто, что это

К Средним относится векам.

точное выражение своих мыслей.

Развитие навыков

сотрудничества со сверстниками.

III.

Диагностика качества освоения темы

Самостоятельная

работа

Работа в парах.

- Прежде чем я открою ларец, вам нужно выполнить задание.

Объединитесь в пары и разгадав кроссворд, назовите

предметы, которые лежат в ларце.(кроссворд)

Проверка выполнения задания. Учитель достаёт из ларца

предметы: механические часы, очки, пуговицы, вилка, мыло.

- Одно из великих изобретений Средневековья –

книгопечатание.(Ученик достает из ларца книгу).

- На странице 20 учебника прочитайте об изобретении

Развитие самостоятельности

и личной ответственности за свои

поступки.

Творческая

работа

в парах.

19 слайд

20 слайд

книгопечатания.

- Кто является изобретателем книгопечатания?

- Как назывались металлические буквы?

-Как работал печатный станок?

IV.

Рефлексивная деятельность

Самооценка

21 слайд

- Вот и подошел к концу наш урок. На доске слова, которые

являются понятиями, вмещающими в себя целую эпоху.

Эпоху Средневековья! Эпоху открытий!

Давайте вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока?

Ответили мы на поставленные вопросы?

- Я предлагаю закончить наш урок посвящением в рыцари.

Клянитесь рыцарями быть

Но обряд этот будет современным.

После каждой фразы вы говорите «Клянемся!»

Клянетесь быть смелыми, верными, воспитанными?

(Клянемся!)

порядочными, отважными, справедливыми, храбрыми,

Освоение начальных форм

познавательной и личностной

рефлексии.

Адекватное понимание причин

успеха неуспеха в учебной

деятельности.

Готовность слушать собеседника и

вести диалог, излагать своё

мнение и аргументировать свою

точку зрения и оценку событий.

вежливыми, добрыми? (Клянемся!)

любить и почитать родителей своих? (Клянемся!)

А теперь ребята, после этих слов вы действительно должны

быть смелыми , верными воспитанными, почитать родителей

своих, быть верными данному вами слову.

Звучит средневековая музыка.

X. Рефлексия

В течение урока мы с вами смогли ответить на все

поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века.

Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках

вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.А

теперь оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку,

которую вы заработали на уроке и прокомментируйте ее.

Воспитывать ответственное

отношение к своимобещаниям,

умение держать слово.

Рефлексия способов и условий

действия; контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности.

22 слайд Домашняя работа: найти ответ на вопрос «Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье?» , учебник

стр.20

По выбору: Представьте себя владельцем замка. Как вы будете принимать и развлекать своих гостей?

Рабочая тетрадь: стр.7 №1, стр.8 №3.



В раздел образования