Автор: Бандурко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КШИ "Сибирский Кадетский Корпус"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: технологическая карта урока окружающего мира
Тема: "Средние века: время рыцарей и замков"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта
1.
Ф.И.О. учителя: Бандурко Наталья Владимировна
2.
Класс: 4, Программа: «Школа России», Предмет: Окружающий мир, Авторы учебника: А. А. Плешаков, Е. А.
Крючкова
Тема урока:
Тип урока:
«Средние века: время рыцарей и замков»
Изучение нового материала
Основное содержание
темы:
Термины и понятия:
Знакомство с эпохой Средневековья.
Средневековье, рыцари, замки, ислам, буддизм,христианство.
Цель урока:
Формирование представления о Средневековье как исторической эпохе.
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Формирование
о снов
р о с с и й с ко й
г р а ж д а н с ко й
и д е н т и ч н о с т и ,
ч у в с т в а
гордости за российский народ и
историю России
Формирование
уважительного
отношения
к
иному
мнению,
истории
и
культуре народов
Развитие
самостоятельности
и
личной
от ве т с т ве н н о с т и
за
с в о и
поступки
Овладение способностью принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности
о с в о е н и е
н а ч а л ь н ы х
ф о р м
п о з н а в ат е л ь н о й
и
л и ч н о с т н о й
рефлексии
готовность
слушать
собеседника
и
вести диалог
Иметь представление о
периоде Средних веков, его
историческом времени и месте;
Оценивать последствия открытий,
достижений, сохранившихся со
времён средних веков; устанавливать
взаимосвязь мира средневековья и
современной жизни общества.
освоение доступных способов
изучения природы и общества.
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
-Интерактивный материал
-Информационный
материал
Мультимедийная презентация;
бланки для работы учащихся (раздаточный материал); опорные слова (рыцарь, замок,
христианство, буддизм, ислам, изобретения и открытия)
Формы работы:
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Технология изучения темы
Название этапа
Содержание деятельности
Планируемые
результаты:
-личностные
-метапредметные
-предметные
I.
Самоопределение деятельности
Организация
учащихся
1 слайд
- Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Сегодня нам с вами
предстоит выполнить интересную работу и узнать много нового на уроке.
Готовность
слушать
собеседника
и
ве сти
диалог;
развитие самоконтроля.
Актуализация
учащихся
Проверка
домашнего
задания
Фронтальная
-А какие же вы открытия сделали на прошлых уроках?
Проведем блиц – опрос:
- Назовите государства Древнего мира. (Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим)
- Что такое иероглиф? (особые знаки, которыми писали египтяне.
Иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких
согласных звуков).
- В честь кого строили храмы в Древнем Египте? (храмы считались
работа
Индивидуальная
работа
жилищами богов)
- Что такое пирамиды? Кто такие фараоны? (пирамиды – это
гробницы. Фараоны – цари Египта)
- Что является сердцем Афин? (Акрополь. Холм, где находились
главные храмы города).
(В это время один ученик выполняет задание у доски. Соединить
ответ и вопрос.)
Вывод : эпоха древнего мира самая длительная в истории
человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек,
прежде чем стал таким, как сейчас.
И мы с вами продолжаем путешествовать по страницам истории.
Подготовка к
основному этапу
занятия
2 слайд
Формулирование
-Прочитайте стихотворение и добавьте на слайде слово пропущенное:
На щите моем эмблема
И девиз «Любовь и честь!».
Докажу я непременно,
Что они на свете есть.
Я невинных защищаю,
Преступления отмщаю —
Лишь за правду должен биться
Каждый благородный........ (рыцарь).
Овладение
способностью
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности.
Умение выделять
существенную
информацию.
учебной задачи
3 слайд, 4 слайд
— Что вы можете рассказать о рыцарях?
— Когда жили рыцари? Посмотрите на ленту времени
— Какая эпоха следующая после древнего мира? Средние века.
-Предположите, что будем изучать сегодня на уроке?
- Действительно, тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и
замков».
- Какие вопросы возникают, глядя на тему?
-Сколько по времени продолжалась данная эпоха? Как жили рыцари? Чем
они занимались?
-Какой вклад внесла данная эпоха в историю человечества?
-На эти и другие вопросы будем отвечать в течение урока.
Сопоставление
длительности
исторических периодов
Древнего мира и
средневековья,
определение по «ленте
времени» длительность
средневековья.
Определение общей цели
и путей ее достижения.
II.
Учебно-познавательная деятельность
Восприятие
учебного
материала
5 слайд
Работа с понятиями: Средние века, христианство, ислам,
буддизм, рыцарь, замок.
– Итак, Средневековье.
—Предлагаю отправиться в путешествие по плану.
План работы (на слайде)
1.
Какая эпоха в истории называется Средними веками?
2.
Какие религии возникли в Средневековье?
Формулирование и
аргументация своего мнения и
позиции, достаточно полное и
точное выражение своих мыслей.
Умение выделять существенную
информацию, осуществлять
актуализацию личного
Индивидуальная
работа
6 слайд
7 слайд
Объяснение
нового материала
3.
Кто такие рыцари Средневековья?
4.
Для чего строили замки?
5.
Кто и когда изобрел книгопечатание?
—Что мы будем делать для того, чтобы ответить на эти
вопросы ? (Работать с учебником, тетрадью, дополнительным
материалом, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать,
делать выводы, работать в группах, в парах)
Путешествуя по средневековью, мы с вами будем использовать
маршрутный лист. В первый столбик вы будете записывать
опорное слово, а после изучения материала, вы поставите себе
отметку, на какую вы оцените свою работу.
Средние века охватывают 10 столетий между древним миром и
новым временем. Началом Средневековья принято считать 476
год. Давайте вспомним, где жили древние люди? (В пещерах,
хижинах). Постепенно количество людей увеличивалось,
образовывались деревни, поселения, которые разрастались, и в
итоге появляются города.
Центром была главная рыночная площадь, или рынок. Здесь не
только торговали, но и оглашались указы короля, разбирались
жизненного опыта.
Формирование умения
планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации.
Самостоятельный учет
установленных ориентиров
действия в новом учебном
материале, построение речевых
высказываний, использование
общих приемов решения задач,
формулирование и аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации, учет разных
мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций,
планирование учебного
сотрудничества, достаточно
полное и точное выражение
своих мыслей.
Опорное слово
Отметка
Объяснение
нового материала
8 слайд
Работа в группах
9, 10 слайды
Работа в группах
судебные споры.
Некоторые современные города, например,
Берлин,
Копенгаген,
Амстердам
возникли
в
Средние
века.
Кстати, к средневековым городам относится и столица нашего
государства Москва.
В европейских городах и сейчас сохранились кварталы,
построенные в Средние века. На с. 15 рассмотри главную
площадь города Сиены .
Сиена – один из самых красивых
городов Италии, сохранивший на своих узких улочках
средневековый дух.
В наше время на этой площади походят
скачки. Гонка длится 90 секунд. Наездники проезжают 3 круга,
Перед началом соревнований невероятное зрелище - парад
рыцарей и акробатические представления, а после скачек –
фейерверки, парады духовых оркестров, дегустация блюд
тосканской кухни и веселье до самого утра.
-А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким
улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке.
- Кто это ? (опорное слово РЫЦАРЬ).
А подробнее об облачении рыцаря нам расскажет ученик,
который приготовил сообщение.
- А теперь проверим, как вы запомнили, во что был облачен
рыцарь и как он был вооружен.
Подпишите на рисунке (Приложение 2), как называлось боевое
облачение и вооружение рыцаря. ( Работа в группах).
Покажите, что у вас получилось. С каким опорным словом
работали? Поставьте оценку за свою работу.
Продолжаем работу.
Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре народов.
Формулирование и аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.
Формировать умение оформлять
свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других,
вступать в беседу; уметь
работать в группе; совместно
договариваться о правилах
Прочитайте текст (Приложение 1) который находится у вас на
столах. Читать будете с пометками:
! – новое, интересное;
? – возник вопрос;
+ - знал.
На работу даю 4 минуты.
- Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что
из текста вы узнали нового? Что было непонятно?
Представим, что мы с вами рыцари. Попробуем надеть доспехи.
Физминутка.
“Оружие рыцаря”.
Стреляем из лука.
Метаем копье (правой и левой рукой).
Сражаемся мечом.
Защищаемся щитом.
Вернулись в эпоху средневековья.
общения и следовать им;
определять цель учебной
деятельности, план выполнения
заданий, давать эмоциональную
оценку деятельности;
.
Готовность слушать собеседника
и вести диалог.
Внедрение
знаний в
практику
11,12,13 слайды
- Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало,
понять
себя,
человеческую
жизнь
.
Люди
невольно
очеловечивали природу. Вспомните, как относились к природе
древние
люди?
Им
казалось,
что
она
полна
каких-то
таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей.
Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так
появились традиции, обряды, ритуалы. С развитием общества
изменились и верования людей. Появились новые боги. Это было
связано
с
изменением
жизни
людей.
Все
шире
стали
распространяться 3 основные религии. Посовещаетесь в парах и
вспомните какие основные религии существуют из ОРКСЭ.
Освоение доступных способов
изучения природы и общества.
Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
14 слайд
15 слайд
16,17,18 слайды
3 основные религии.
Христианство ислам Буддизм
Христианство –появилось в 1 веке, в восточной провинции
Римской империи. В кого верят Христиане? В Иисуса Христа
как Богочеловека и Спасителя мира.
Ислам – по арабски означает покорность. Ислам возник в Аравии
в 7 веке. Основал пророк Мухаммед.
Поклоняются единому Богу Аллаху.
Буддизм. Возник в Индии в 5 веке. До н .э. Основатель религии
получил имя Будда. От слова «просветленный»
Все эти религии берут свое начало именно в средние века.
Подробнее мы сможем прочитать на стр 16, 17 в учебнике.
- А мы с вами возвращаемся к рыцарям Средневековья. Как вы
думаете, где жили рыцари? (В замках)
- Во время Средневековья было построено множество замков
(опорное слово ЗАМОК). Замки строили по определенным
правилам. А по каким , вы должны сказать сами.
-Послушайте (читает ученик)стихотворение, оно вам поможет
ответить на это вопрос.
На холме или на круче
Замок строился могучий;
Рвом с водою обнесён,
Стенами он защищен,
Врагов в него не пропускали,
Мост подъёмный поднимали.
- А подробнее мы сможем узнать на страницах учебника .
истории и культуре народов
Сопоставление мировых религий,
выявление их сходства и
различие: место и время их
возникновения, особенности
храмов.
Формирование представления об
эпохе средневековье, рыцарях, их
занятиях, образе жизни; полное и
точное выражение своих мыслей.
Формирование представления об
эпохе средневековья, рыцарях,
образе жизни, замках; полное и
(стр. 18,19 работа с учебником)
-Какие же были правила строительства замков? Для чего?
Оцените себя правильно ли вы ответили на этот вопрос.
А какие известные замки вы знаете? Как вы думаете, что сейчас
находится в замках?
Вывод.Многие рыцарские замки сохранились до наших дней.
Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых
находятся музеи.
3. Эпоха Средневековья – это не только эпоха рыцарей, это ещё
эпоха изобретений и открытий.(опорное слово ОТКРЫТИЯ И
ИЗОБРЕТЕНИЯ).
Я принесла ларец с секретом,
В нём вещи, что привычны нам.
Но мало знает кто, что это
К Средним относится векам.
точное выражение своих мыслей.
Развитие навыков
сотрудничества со сверстниками.
III.
Диагностика качества освоения темы
Самостоятельная
работа
Работа в парах.
- Прежде чем я открою ларец, вам нужно выполнить задание.
Объединитесь в пары и разгадав кроссворд, назовите
предметы, которые лежат в ларце.(кроссворд)
Проверка выполнения задания. Учитель достаёт из ларца
предметы: механические часы, очки, пуговицы, вилка, мыло.
- Одно из великих изобретений Средневековья –
книгопечатание.(Ученик достает из ларца книгу).
- На странице 20 учебника прочитайте об изобретении
Развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои
поступки.
Творческая
работа
в парах.
19 слайд
20 слайд
книгопечатания.
- Кто является изобретателем книгопечатания?
- Как назывались металлические буквы?
-Как работал печатный станок?
IV.
Рефлексивная деятельность
Самооценка
21 слайд
- Вот и подошел к концу наш урок. На доске слова, которые
являются понятиями, вмещающими в себя целую эпоху.
Эпоху Средневековья! Эпоху открытий!
Давайте вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока?
Ответили мы на поставленные вопросы?
- Я предлагаю закончить наш урок посвящением в рыцари.
Клянитесь рыцарями быть
Но обряд этот будет современным.
После каждой фразы вы говорите «Клянемся!»
Клянетесь быть смелыми, верными, воспитанными?
(Клянемся!)
порядочными, отважными, справедливыми, храбрыми,
Освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии.
Адекватное понимание причин
успеха неуспеха в учебной
деятельности.
Готовность слушать собеседника и
вести диалог, излагать своё
мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий.
вежливыми, добрыми? (Клянемся!)
любить и почитать родителей своих? (Клянемся!)
А теперь ребята, после этих слов вы действительно должны
быть смелыми , верными воспитанными, почитать родителей
своих, быть верными данному вами слову.
Звучит средневековая музыка.
X. Рефлексия
–
В течение урока мы с вами смогли ответить на все
поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века.
Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках
вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.А
теперь оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку,
которую вы заработали на уроке и прокомментируйте ее.
Воспитывать ответственное
отношение к своимобещаниям,
умение держать слово.
Рефлексия способов и условий
действия; контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
22 слайд Домашняя работа: найти ответ на вопрос «Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье?» , учебник
стр.20
По выбору: Представьте себя владельцем замка. Как вы будете принимать и развлекать своих гостей?
Рабочая тетрадь: стр.7 №1, стр.8 №3.