Напоминание

Рабочая программа


Автор: Шелковникова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г. Ленска"
Населённый пункт: муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Рабочая программа "Формирование функциональной грамотности в проектной деятельности у учащихся 6 класса"
Тема: Рабочая программа
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Ленский район

МБОУ Школа №2

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета.руководитель МО

Ягнышева Е.В

Протокол №1

от

"31" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по НМР

Иванова Т.В

Протокол №1

от "31" августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ «Школа№2.»

Суянко Т.А.

Приказ №4/88-3

от

"31" августа 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

« Формирование функциональной грамотности в проектной деятельности учащихся 6 «В» класса »

6 класс

Составитель: Шелковникова Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г.Ленск 2022г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой кружка являются:

« Основы проектной деятельности »

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки

РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении

федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29

декабря 2010 года №189;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ « Школа №2 г. Ленска»

- Устав МБОУ « Школа№2 г. Ленска»

- План внеурочной деятельности в 6 классе МБОУ «Школа № 2 г.Ленска»

- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев.

М. Издательство Просвещение, 2010 год.

Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но

и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику определенный объем знаний, а

организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в

последующим сможет применить в жизни

Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 6 классов основной школы.

Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального

государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Формирование функциональной грамотности в программе спецкурса

Приоритетной целью деятельности педагога становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA:

математическая, финансовая естественнонаучная, читательская… и т.д.

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В

отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие

арифметические действия.

Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных

отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»

[Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.,

С. 342)

Основные составляющие функциональной грамотности

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Функциональная грамотность

Какие проблемы в подготовке наших школьников выявили международные исследования PISA

Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие

приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Задача учителя

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть

некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений

или способов действий, т.е. требует творческой активности

Каковы методы формирования функциональной грамотности на уроках географии?

Базовая модель урока Вызов- осмысление-рефлексия

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

- Наличие проблемы в описанной ситуации

- Ситуационная значимость контекста

- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области

- Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Что можно сделать для совершенствования школьного естественнонаучного образования ?

Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных

научных данных и др.: «Что будет, если…?», «Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов; «Как узнать?» – задания на применение

методов познания; «Сделай вывод» – задания на формирование умений делать выводы на основе данных Читательские умения (PISA)

1.найти и извлечь (информацию) 2.интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) 3.осмыслить и оценить содержание текста форму текста

«Сплошные» тексты, « не сплошные» тексты

Математическая грамотность

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и

предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,

которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

Место курса в базисном учебном плане

Курс «Основы проектной деятельности» изучается в 6 классе и является курсом во внеурочной деятельности.

Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии

с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Цели и задачи курса

Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для

решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное

применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и3 ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Основные задачи:

Образовательные: -познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах

ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план

проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять

письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать

выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие: -формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции

школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать

материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие

мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению

проектов разных типов.

Воспитательные: -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе4

выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не

только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но

и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Общая характеристика учебного курса

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе

осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы,

происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты,

что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится

занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для

школьников объекты окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность

обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся 7

класса средней школы. Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют

требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение

учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в

соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем

использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Систематичность

содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 34 час в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во

внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с

предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий:

теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое

предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог,

использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с

помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил).

Каждый учащийся ведёт «Дневник работы над проектом». Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды

диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении

работ и итоговой работы - группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом его зачетной работой может стать

персональный проект.

Техническое обеспечение курса

1. Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.

2. Технологические карты занятий, памятки, карточки- задания.

3. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.

Образовательные ресурсы к курсу

Литература

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров».

Издательство «Учебная литература», 2006.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство

«Учебная литература», 2007.7

3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

4. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

5. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

7. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

Образовательные результаты

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать: - понятие проекта; - понятие проектный продукт; - типы проектов и их проектные

продукты; - понятие презентация проекта, ее назначение; - этапы выполнения проекта; - структуру проекта; - критерии оформления письменной части

проекта; - критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации; - о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта; - о написании отчета о ходе проекта; - о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: - определять проблему и вытекающие из неё задачи; - ставить цель; - составлять и

реализовывать план проекта; - отбирать материал из информационных источников; - анализировать полученные данные; - делать выводы; - оценивать

работу по критериям оценивания; - выбирать соответствующую форму проектного продукта; - создавать основные слайды для презентации проекта; -

оформлять результаты проектной деятельности; - проводить рефлексию своей деятельности; - работать по ТК, с простейшим оборудованием и

материалами; - работать в парах и в группах.

Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:

Познавательные (ПУУД): умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой

переработки текста; картографические умения; умения представления информации в виде презентации; постановка исследовательских вопросов;

использование разных источников информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, рисунки); устанавливать последовательность фактов, событий,

явлений; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Регулятивные (РУУД): умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания;

Коммуникативные УУД (КУУД): умения публичного выступления, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе; планировать свою

деятельность под руководством учителя; выявлять причинно - следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные УУД (ЛУУД): осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки. овладение на начальном уровне

знаниями и умениями проектирования, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности проектных знаний как

важнейшего компонента представления своей гипотезы выбранной темы;

Учебно-тематический план

№ п/

п

Дата

Тема занятия

1 ЧЕТВЕРТЬ

1

09

1 Что такое проект

2

09

2 Выявление проблемы

3

09

3 Определение темы проекта

4

09

4 Формулирование основополагающего вопроса

5

10

5 Формулирование проблемных вопросов

6

10

6 «Мозговая атака» (Работа с системным оператором)

7

10

7 Выдвижение гипотез

8

10

8 Составление плана работы

9

10

9 Выбор методов поиска информации

2 ЧЕТВЕРТЬ

10

11

10 Распределение ролей в команде

11

11

11 Поиск информации: что мы можем узнать от взрослых по данной проблеме

12

11

12 Поиск информации: работа с текстом на бумажных носителях (каталог, книга, статья в журнале и др.)

13

12

13 Поиск информации в Интернете: по названию текста и по фамилии автора

14

12

14 Поиск информации в Интернете: по ключевым словам

15

12

15 Поиск и сохранение информации

16

12

16 Поиск и сохранение информации (обобщение)

3 ЧЕТВЕРТЬ

17

01

17 Обсуждение полученной информации. Распределение обязанностей в дальнейшей работе над проектом

18

01

18 Работа над вводной частью проекта

19

01

19 Работа над вводной частью проект (окончание)

20

02

20 Работа над основной частью проекта

21

02

21 Работа над основной частью проекта: (продолжение)

22

02

22 Работа над основной частью проекта: (продолжение)

23

02

23 Работа над основной частью проекта: (продолжение)

24

03

24 Формулирование выводов: соответствуют ли они первоначальной гипотезе?

25

03

25 Работа над заключительной частью проекта: окончательное формулирование выводов

26

03

26 Оформление результатов: продукт, сделанный своими руками

27

03

27 Оформление результатов: презентация в формате PowerPoint

4 ЧЕТВЕРТЬ

28

04

28 Подготовка к защите: распределение частей выступления между участниками

29

04

29 Подготовка к защите: репетиция

30

04

30 Подготовка к защите: генеральная репетиция

31

05

31 Коллективная защита проекта

32

05

32 Обсуждение результатов проекта: какие были трудности и достижения (обучение самоанализу)

33

05

33 План отчета о проделанной работе (обучение самоанализу)

34

05

34 Итоговое занятие что дала нам работа над проектом



В раздел образования