Напоминание

Разработка заданий по развитию читательской грамотности


Автор: Елена Гивиевна Новосадова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ"Волоколамская школа-интернат основного общего образования"
Населённый пункт: г. Волоколамск, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс.Урок функциональной грамотности по русскому языку в 6 классе
Тема: Разработка заданий по развитию читательской грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка заданий по развитию читательской грамотности

Цель: разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся.

Текст №1. Прочитайте текст и выполните задания.

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской

ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были

друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его

вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на

подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он

приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные

страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет.

Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и

действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и

независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою

верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Умение: нахождение информации.

Задание 1. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера

предложений.

1. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла перед восстанием декабристов.

2. В делах осуждённых декабристов находили вольнолюбивые стихи Пушкина.

3. Пушкин уничтожил «опасные» бумаги, которые он вел в течение пяти лет.

4. В тексте упоминается первая ссылка Пушкина на юг.

5. Пушкин согласился с предложением царя думать и действовать иначе.

Умение: интерпретация текста.

Задание 2. Какова основная мысль текста?

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.

Задание 3. Выбери вариант, который объясняет смысл выражения «Я гимны прежние пою…».

1. Лирический герой поёт гимн своей страны.

2. Поэт предан идеалам своих друзей-декабристов.

3. Поэт совершает геройский поступок.

Умение: сопоставление текстов

Задание 4. Сопоставьте легенду об Арионе и стихотворение А.С.Пушкина «Арион». В чём сходство

и различие в характерах героев стихотворения и древнегреческой легенды. Если известно, что Пушкин

положил в основу стихотворения легенду об Арионе, можно ли считать, что он её пересказал?

Александр Пушкин

Арион

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В глубь мощны веслы. В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я — беспечной веры полн, —

Пловцам я пел… Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный…

Погиб и кормщик и пловец! —

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Из истории создания стихотворения «Арион».

Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня

казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе

декабристов. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого поэт положил

мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Пушкин воспользовался этим преданием для

иносказательного изображения связей с декабристами.

Текст № 2. Прочитайте текст и выполните задания.

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил

бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся

ему под руку.

По рассказу отца Пушкина, Александр уже в самом младенчестве проявлял большое уважение к

писателям. Однажды Николай Михайлович Карамзин был в гостях у родителей Пушкина. И весь вечер

мальчик, сидя напротив писателя, вслушивался в его разговор, не спускал с него глаз.

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую

литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии

поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто

обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Сосед по имению, навестивший его

в Михайловском, рассказывал, что он застал Пушкина за рабочим столом, на котором лежали журналы,

русские и французские альманахи и словари. Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой

книгу.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в

гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился.

Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул

угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»

(По А. Гессену)

Умение: нахождение информации.

Задание 1. Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?

1. Последние часы жизни Пушкина.

2. Пушкин и книги.

3. Великий поэт.

4. Поэзия и жизнь.

Задание 2. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера

предложений.

1. В одиннадцать лет Пушкин начал изучать французскую литературу. 2. Пушкин читал книги только

на французском языке. 3. Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин просил друзей присылать ему

книги. 4. Последние часы жизни Пушкин провёл в библиотеке. 5. Последняя фраза Пушкина была

обращена к книгам.

Умение: интерпретация текста. Задание 3. Определите тему и главную мысль текста.

Задание 4. Объясните значение слов из текста: журнал, альманах, словарь.

Задание 5. В первом абзаце найдите слово «пожирал». В каком значении употребляется это слово в

тексте?

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.

Задание 6. Выбери вариант, который объясняет смысл выражения " попадавшиеся под руку."

1. Мешающие заниматься делом.

2. Случайно оказавшиеся доступными.

3. Сбивающие с толку.

Задание 7. Какими способностями обладал А.С. Пушкин? Какие книги он читал?



В раздел образования