Автор: Елена Гивиевна Новосадова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ"Волоколамская школа-интернат основного общего образования"
Населённый пункт: г. Волоколамск, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс.Урок функциональной грамотности по русскому языку в 6 классе
Тема: Разработка заданий по развитию читательской грамотности
Раздел: среднее образование
Разработка заданий по развитию читательской грамотности
Цель: разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся.
Текст №1. Прочитайте текст и выполните задания.
Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской
ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были
друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его
вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на
подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он
приказал сжечь его «возмутительные» стихи.
Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные
страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет.
Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.
Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и
действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и
независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою
верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»
(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)
Умение: нахождение информации.
Задание 1. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера
предложений.
1. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла перед восстанием декабристов.
2. В делах осуждённых декабристов находили вольнолюбивые стихи Пушкина.
3. Пушкин уничтожил «опасные» бумаги, которые он вел в течение пяти лет.
4. В тексте упоминается первая ссылка Пушкина на юг.
5. Пушкин согласился с предложением царя думать и действовать иначе.
Умение: интерпретация текста.
Задание 2. Какова основная мысль текста?
Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.
Задание 3. Выбери вариант, который объясняет смысл выражения «Я гимны прежние пою…».
1. Лирический герой поёт гимн своей страны.
2. Поэт предан идеалам своих друзей-декабристов.
3. Поэт совершает геройский поступок.
Умение: сопоставление текстов
Задание 4. Сопоставьте легенду об Арионе и стихотворение А.С.Пушкина «Арион». В чём сходство
и различие в характерах героев стихотворения и древнегреческой легенды. Если известно, что Пушкин
положил в основу стихотворения легенду об Арионе, можно ли считать, что он её пересказал?
Александр Пушкин
Арион
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Из истории создания стихотворения «Арион».
Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня
казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе
декабристов. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого поэт положил
мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Пушкин воспользовался этим преданием для
иносказательного изображения связей с декабристами.
Текст № 2. Прочитайте текст и выполните задания.
Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил
бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся
ему под руку.
По рассказу отца Пушкина, Александр уже в самом младенчестве проявлял большое уважение к
писателям. Однажды Николай Михайлович Карамзин был в гостях у родителей Пушкина. И весь вечер
мальчик, сидя напротив писателя, вслушивался в его разговор, не спускал с него глаз.
Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую
литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии
поразил своих лицейских товарищей.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто
обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Сосед по имению, навестивший его
в Михайловском, рассказывал, что он застал Пушкина за рабочим столом, на котором лежали журналы,
русские и французские альманахи и словари. Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой
книгу.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в
гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился.
Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул
угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»
(По А. Гессену)
Умение: нахождение информации.
Задание 1. Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?
1. Последние часы жизни Пушкина.
2. Пушкин и книги.
3. Великий поэт.
4. Поэзия и жизнь.
Задание 2. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера
предложений.
1. В одиннадцать лет Пушкин начал изучать французскую литературу. 2. Пушкин читал книги только
на французском языке. 3. Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин просил друзей присылать ему
книги. 4. Последние часы жизни Пушкин провёл в библиотеке. 5. Последняя фраза Пушкина была
обращена к книгам.
Умение: интерпретация текста. Задание 3. Определите тему и главную мысль текста.
Задание 4. Объясните значение слов из текста: журнал, альманах, словарь.
Задание 5. В первом абзаце найдите слово «пожирал». В каком значении употребляется это слово в
тексте?
Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.
Задание 6. Выбери вариант, который объясняет смысл выражения " попадавшиеся под руку."
1. Мешающие заниматься делом.
2. Случайно оказавшиеся доступными.
3. Сбивающие с толку.
Задание 7. Какими способностями обладал А.С. Пушкин? Какие книги он читал?