Напоминание

"Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ"


Автор: Титова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Межгорье РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Титова Татьяна Юрьевна

Детская школа искусств №1

г. Межгорье РБ

Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ

Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами,

работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с

учениками, обучающимися на вокальном отделении ДШИ, а также приведены

рекомендации по решению конкретных проблем и задач.

Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального

исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву относится к

музыкальной педагогике, поскольку по определению концертмейстер, в отличие

от аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости

педагогические функции, помогать солисту осваивать его партию, объяснять

ансамблевые задачи.

В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические

и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных,

концертных и конкурсных ситуациях.

Концертмейстер должен знать обширный вокальный репертуар и уметь его

продемонстрировать. Очень важной способностью концертмейстера в этом

случае является

способность читать с листа

нотную литературу. Можно

продемонстрировать сочинение в ансамбле с преподавателем-вокалистом, а

можно и самостоятельно, прочитав три строчки вместе с вокальной партией на

инструменте. Этот навык очень полезен и незаменим в работе. Чем лучше

развит этот навык, тем ближе к образу и стилю удастся исполнить выбираемое

сочинение.

Следующим этапом работы является разбор вокальной партии с учеником.

Часто учащиеся - вокалисты имеют слабую теоретическую подготовку. Им

сложно самостоятельно разучить свою партию. Сначала вместе с

концертмейстером они могут выучить партию, сольфеджируя или пропевая на

отдельный слог. Во время сольфеджирования концертмейстер играет три

строчки на фортепиано, чтобы ученики слышали свою мелодию и всю

партитуру в целом. Во время этой работы следует особое внимание уделить

интонированию мелодии. Играть три строчки нужно до тех пор, пока учащиеся

не выучат всю мелодию.

Параллельно с этим разучивается ритм. Ритм – это серьезная проблема для

многих учеников. Хорошо читать ритм в классе вокала, как правило, умеют

только учащиеся — инструменталисты, обучающиеся на двух отделениях

(вокальном и инструментальном). Большинство вокалистов сложные

ритмические рисунки и размеры не понимают и не знают. Грамотность

концертмейстера помогает им восполнить этот пробел. Концертмейстер или

педагог должны объяснить сложные ритмические рисунки и счет и добиться на

практике их правильного исполнения. Необходимо также развивать у ученика

умение самостоятельно считать и дирижировать.

Проблемами штрихов и звукоизвлечения чаще на уроках занимается педагог-

вокалист. Эти проблемы больше связаны со спецификой вокала.

Концертмейстер может принимать здесь участие, имея очень большой опыт

работы с вокалистами, или умея самостоятельно профессионально петь.

Многие концертмейстеры, как правило, стараются особенно не вмешиваться в

проблемы звукоизвлечения, поскольку это очень ответственно.

Другой важной частью работы над вокальными сочинениями является

работа над дыханием. Педагог - вокалист проставляет дыхание в произведении

в зависимости от текста и фразировки. Концертмейстер обязан учитывать все

галочки, где стоит дыхание, и «давать дышать» певцу. Это необходимое условие

при игре в ансамбле. Чтобы ученику было легко дышать, пианист должен знать

вокальную партию и пропевать ее со словами вместе с солистом, только про

себя. Практически любое взятие дыхания сопровождается небольшой

задержкой в партии фортепиано. Профессиональный концертмейстер делает это

естественно и незаметно.

При работе над вокальным сочинением перед вокалистом возникает

проблема, связанная с выучиванием поэтического текста. Вокалист должен

уметь грамотно читать и произносить текст на разных языках: на русском,

итальянском, английском. Опыт моей работы в классе включал также пение и

на башкирском языке. Полезно слушать записи, чтобы услышать подлинное

произношение на иностранном языке. Когда вокалист знает свою партию и

умеет сольфеджировать, ему легче освоить поэтический текст.

Когда вокальная строка хорошо выучена, на первый план выходят

ансамблевые задачи. Концертмейстер в дуэте является дирижером. Он более

грамотен, лучше владеет формой и временем. Учитывая пожелания солиста,

пианист его ведет, дает дышать, органично идет за певцом во время замедлений

и ускорений. Вообще, все темповые повороты желательно оговаривать и

репетировать с учеником до выступлений. Это связано с дыханием и чувством

формы. В дуэте должен быть соблюден один стиль и образ. Хороший

концертмейстер заражает солиста своей игрой. От качества исполнения

вступления и проигрышей может зависеть успех вокалиста. Концертмейстер

должен знать все три строки партитуры и быть включенным в процесс на

протяжении всей репетиции или выступления на публике.

В классе сольного вокала в ДШИ учащиеся разучивают и исполняют разные

жанры. Это – вокализы, старинные арии, романсы и народные песни. В каждом

жанре есть своя специфика и сложность. В вокализах важно умение

сольфеджировать и продемонстрировать разные штрихи и технику

звукоизвлечения. В старинных ариях важно умение передать стиль той эпохи.

Романс – это камерный жанр, здесь важен образ и настроение. В народных

песнях нужно научиться передать национальный колорит разных стран. Все эти

задачи помогает преодолеть опыт концертмейстера и педагога-вокалиста.

Постоянно объясняя, рассказывая и демонстрируя разную музыку, они

расширяют кругозор юного исполнителя.

Многие педагоги советуют ученикам постоянно слушать вокальную музыку в

хорошем исполнении. Большой слуховой опыт со временем влияет на качество

исполнения учеников. Аудио и видеозаписи великих мастеров являются

хорошим примером для творческого роста.

Концертмейстер должен быть профессиональным и подготовленным

пианистом. В классе вокала иногда встречаются виртуозные партии, требующие

много времени для качественного выучивания. В их числе арии, романсы,

песни. Фортепианное сопровождение не всегда бывает пианистически удобным,

поэтому опытные концертмейстеры рекомендуют в этом случае упрощать

фортепианную партию, выпуская часть нот и изобретая удобную аппликатуру.

В противном случае исполнение произведения не будет ярким и превратится в

мучение.

Очень сложным этапом работы с вокалистами является подготовка

программы к выпускному экзамену. Это итог обучения, и он очень ответственен

для ученика, педагога и концертмейстера. Программа состоит из четырех

произведений различных жанров, ее выучивание и исполнение предполагает

большую физическую и психологическую нагрузку. Нужно уметь быстро

перестраиваться на различные образы и стили. Для того, чтобы адаптироваться

к физической и психологической нагрузке очень важно обыграть программу на

публике несколько раз перед итоговой аттестацией, чтобы приобрести

уверенность и почувствовать ансамбль в условиях публичного выступления.

Исполнение программы итоговой аттестации является для концертмейстера

самой сложной частью работы и требует хорошей квалификации.

Хочется несколько слов сказать о совместных публичных выступлениях с

вокалистами на зачетах, экзаменах и конкурсах. Это всегда стресс для

учащихся. Концертмейстер должен быть готов к любым экстремальным

ситуациям на сцене и уметь выходить из них с достоинством. Пианист должен

подставить плечо солисту и излучать уверенность, которая, несомненно,

передается ученикам. Концертмейстер на сцене в дуэте является дирижером и

влияет в целом на форму и стиль сочинений. Задача будет выполнена, если

певцу будет удобно и комфортно на сцене.

Нельзя не упомянуть еще об одном умении концертмейстера. Это

умение

транспонировать произведение, которое для кого - то покажется не столь

важным, поскольку есть компьютерные программы, легко меняющие

тональности арий и романсов, но это умение делает любому концертмейстеру

честь и подтверждает его квалификацию.

Таковы основные проблемы в работе концертмейстера с вокалистами. Круг

задач далеко не исчерпан данной работой, но некоторые идеи могут быть

полезны в обмене опытом с коллегами. Концертмейстерство – это искусство, и

мне хочется пожелать успехов своим коллегам в овладении этим искусством.

Список рекомендуемой литературы

1.

Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента//о

мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. –

С.31

2.

Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими

романсами Глинки//О работе концертмейстера: Сб. статей /Ред.

М.Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.9-35.

3.

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.:

Музыка, 1961 .

4.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность//Музыка в школе. – 2001. - №2. –С.38-40.

5.

Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и

хором//Музыка в школе. – 2001. - №5. – с.72-75.

6.

Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в

фортепианных аккомпанементах//О мастерстве ансамблиста. Сборник

научных трудов/отв. ред.Т.Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – с.59-73.

7.

Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа//О работе

концертмейстера/Ред. – сост. М, Смирнов. О М.:Музыка, 1974. – С. 88-

110.

8.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.

- М.: Музыка, 1996.



В раздел образования