Автор: Титова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Межгорье РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Титова Татьяна Юрьевна
Детская школа искусств №1
г. Межгорье РБ
Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ
Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами,
работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с
учениками, обучающимися на вокальном отделении ДШИ, а также приведены
рекомендации по решению конкретных проблем и задач.
Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального
исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву относится к
музыкальной педагогике, поскольку по определению концертмейстер, в отличие
от аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости
педагогические функции, помогать солисту осваивать его партию, объяснять
ансамблевые задачи.
В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические
и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных,
концертных и конкурсных ситуациях.
Концертмейстер должен знать обширный вокальный репертуар и уметь его
продемонстрировать. Очень важной способностью концертмейстера в этом
случае является
способность читать с листа
нотную литературу. Можно
продемонстрировать сочинение в ансамбле с преподавателем-вокалистом, а
можно и самостоятельно, прочитав три строчки вместе с вокальной партией на
инструменте. Этот навык очень полезен и незаменим в работе. Чем лучше
развит этот навык, тем ближе к образу и стилю удастся исполнить выбираемое
сочинение.
Следующим этапом работы является разбор вокальной партии с учеником.
Часто учащиеся - вокалисты имеют слабую теоретическую подготовку. Им
сложно самостоятельно разучить свою партию. Сначала вместе с
концертмейстером они могут выучить партию, сольфеджируя или пропевая на
отдельный слог. Во время сольфеджирования концертмейстер играет три
строчки на фортепиано, чтобы ученики слышали свою мелодию и всю
партитуру в целом. Во время этой работы следует особое внимание уделить
интонированию мелодии. Играть три строчки нужно до тех пор, пока учащиеся
не выучат всю мелодию.
Параллельно с этим разучивается ритм. Ритм – это серьезная проблема для
многих учеников. Хорошо читать ритм в классе вокала, как правило, умеют
только учащиеся — инструменталисты, обучающиеся на двух отделениях
(вокальном и инструментальном). Большинство вокалистов сложные
ритмические рисунки и размеры не понимают и не знают. Грамотность
концертмейстера помогает им восполнить этот пробел. Концертмейстер или
педагог должны объяснить сложные ритмические рисунки и счет и добиться на
практике их правильного исполнения. Необходимо также развивать у ученика
умение самостоятельно считать и дирижировать.
Проблемами штрихов и звукоизвлечения чаще на уроках занимается педагог-
вокалист. Эти проблемы больше связаны со спецификой вокала.
Концертмейстер может принимать здесь участие, имея очень большой опыт
работы с вокалистами, или умея самостоятельно профессионально петь.
Многие концертмейстеры, как правило, стараются особенно не вмешиваться в
проблемы звукоизвлечения, поскольку это очень ответственно.
Другой важной частью работы над вокальными сочинениями является
работа над дыханием. Педагог - вокалист проставляет дыхание в произведении
в зависимости от текста и фразировки. Концертмейстер обязан учитывать все
галочки, где стоит дыхание, и «давать дышать» певцу. Это необходимое условие
при игре в ансамбле. Чтобы ученику было легко дышать, пианист должен знать
вокальную партию и пропевать ее со словами вместе с солистом, только про
себя. Практически любое взятие дыхания сопровождается небольшой
задержкой в партии фортепиано. Профессиональный концертмейстер делает это
естественно и незаметно.
При работе над вокальным сочинением перед вокалистом возникает
проблема, связанная с выучиванием поэтического текста. Вокалист должен
уметь грамотно читать и произносить текст на разных языках: на русском,
итальянском, английском. Опыт моей работы в классе включал также пение и
на башкирском языке. Полезно слушать записи, чтобы услышать подлинное
произношение на иностранном языке. Когда вокалист знает свою партию и
умеет сольфеджировать, ему легче освоить поэтический текст.
Когда вокальная строка хорошо выучена, на первый план выходят
ансамблевые задачи. Концертмейстер в дуэте является дирижером. Он более
грамотен, лучше владеет формой и временем. Учитывая пожелания солиста,
пианист его ведет, дает дышать, органично идет за певцом во время замедлений
и ускорений. Вообще, все темповые повороты желательно оговаривать и
репетировать с учеником до выступлений. Это связано с дыханием и чувством
формы. В дуэте должен быть соблюден один стиль и образ. Хороший
концертмейстер заражает солиста своей игрой. От качества исполнения
вступления и проигрышей может зависеть успех вокалиста. Концертмейстер
должен знать все три строки партитуры и быть включенным в процесс на
протяжении всей репетиции или выступления на публике.
В классе сольного вокала в ДШИ учащиеся разучивают и исполняют разные
жанры. Это – вокализы, старинные арии, романсы и народные песни. В каждом
жанре есть своя специфика и сложность. В вокализах важно умение
сольфеджировать и продемонстрировать разные штрихи и технику
звукоизвлечения. В старинных ариях важно умение передать стиль той эпохи.
Романс – это камерный жанр, здесь важен образ и настроение. В народных
песнях нужно научиться передать национальный колорит разных стран. Все эти
задачи помогает преодолеть опыт концертмейстера и педагога-вокалиста.
Постоянно объясняя, рассказывая и демонстрируя разную музыку, они
расширяют кругозор юного исполнителя.
Многие педагоги советуют ученикам постоянно слушать вокальную музыку в
хорошем исполнении. Большой слуховой опыт со временем влияет на качество
исполнения учеников. Аудио и видеозаписи великих мастеров являются
хорошим примером для творческого роста.
Концертмейстер должен быть профессиональным и подготовленным
пианистом. В классе вокала иногда встречаются виртуозные партии, требующие
много времени для качественного выучивания. В их числе арии, романсы,
песни. Фортепианное сопровождение не всегда бывает пианистически удобным,
поэтому опытные концертмейстеры рекомендуют в этом случае упрощать
фортепианную партию, выпуская часть нот и изобретая удобную аппликатуру.
В противном случае исполнение произведения не будет ярким и превратится в
мучение.
Очень сложным этапом работы с вокалистами является подготовка
программы к выпускному экзамену. Это итог обучения, и он очень ответственен
для ученика, педагога и концертмейстера. Программа состоит из четырех
произведений различных жанров, ее выучивание и исполнение предполагает
большую физическую и психологическую нагрузку. Нужно уметь быстро
перестраиваться на различные образы и стили. Для того, чтобы адаптироваться
к физической и психологической нагрузке очень важно обыграть программу на
публике несколько раз перед итоговой аттестацией, чтобы приобрести
уверенность и почувствовать ансамбль в условиях публичного выступления.
Исполнение программы итоговой аттестации является для концертмейстера
самой сложной частью работы и требует хорошей квалификации.
Хочется несколько слов сказать о совместных публичных выступлениях с
вокалистами на зачетах, экзаменах и конкурсах. Это всегда стресс для
учащихся. Концертмейстер должен быть готов к любым экстремальным
ситуациям на сцене и уметь выходить из них с достоинством. Пианист должен
подставить плечо солисту и излучать уверенность, которая, несомненно,
передается ученикам. Концертмейстер на сцене в дуэте является дирижером и
влияет в целом на форму и стиль сочинений. Задача будет выполнена, если
певцу будет удобно и комфортно на сцене.
Нельзя не упомянуть еще об одном умении концертмейстера. Это
умение
транспонировать произведение, которое для кого - то покажется не столь
важным, поскольку есть компьютерные программы, легко меняющие
тональности арий и романсов, но это умение делает любому концертмейстеру
честь и подтверждает его квалификацию.
Таковы основные проблемы в работе концертмейстера с вокалистами. Круг
задач далеко не исчерпан данной работой, но некоторые идеи могут быть
полезны в обмене опытом с коллегами. Концертмейстерство – это искусство, и
мне хочется пожелать успехов своим коллегам в овладении этим искусством.
Список рекомендуемой литературы
1.
Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента//о
мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. –
С.31
2.
Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими
романсами Глинки//О работе концертмейстера: Сб. статей /Ред.
М.Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.9-35.
3.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.:
Музыка, 1961 .
4.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность//Музыка в школе. – 2001. - №2. –С.38-40.
5.
Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и
хором//Музыка в школе. – 2001. - №5. – с.72-75.
6.
Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в
фортепианных аккомпанементах//О мастерстве ансамблиста. Сборник
научных трудов/отв. ред.Т.Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – с.59-73.
7.
Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа//О работе
концертмейстера/Ред. – сост. М, Смирнов. О М.:Музыка, 1974. – С. 88-
110.
8.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.
- М.: Музыка, 1996.